Статья Коррекция речи на уроках языка в школах 1 вида


Современные этапы развития общества выдвигает особые требования к содержанию школьного образования. Учебно-воспитательный процесс призван решать проблему воспитания социально-активной личности. Это задача стоит не только перед обычной школой, но и перед школой глухих детей. Формирование и коррекция устной речи детей с нарушениями слуха является одной из наиболее специальных задач коррекционной работы в школе
Обучение русскому, также украинскому языку занимает центральное место в учебном плане школы для глухих детей. Это объясняется тем, что глухие дети без специального обучения не могут овладеть языком, так как не слышат речи и не могут, как слышащие дети, подражая взрослым, овладеть ею. И в то же время отсутствие речи или слабое владение ею, отрицательно сказывается на общем развитии глухого ребенка, на развитии его познавательной деятельности. И это обучение ведется в трех основных направлениях: развитие диалогической речи, развитие связной речи, чтение и развитие речи. Каждое из этих направлений, несмотря на различие в содержании работы, решает основную задачу – формирование и коррекция речи глухих детей как средства общения. Одна из главных целей развития глухих школьников - умение полноценно общаться. Она осуществляется на всех уроках в школе для глухих детей. Основная задача – научить глухих школьников излагать свои мысли, чувства и желания, строить развернутый монолог о своих переживаниях и впечатлениях, обо всем, что происходит в их жизни.
При коррекции речи у детей на уроках языка, нужно не только выполнять, фонетические артикуляционные упражнения, но и подбирать методы и приемы для правильного произношения как слова, так и предложения.
Со значительными трудностями у обучающихся сопряжено с овладением предлогами, ведь в мимической речи они отсутствуют. Поэтому употребляют предлоги глухие дети часто неправильно и строение предложений тоже неправильное. Для этого можно подготавливать карточки с картинками, на которых четко видно, когда надо употреблять предлог. . В самостоятельной речи дети часто пропускают или употребляют их неправильно:
учительница писала доске, дети пошли школу, лампа висит в столе, девочка гуляла в улице, птица вылетела в гнездо и т.п.
Сейчас, благодаря использованию компьютерных технологий, можно показать учащимся примеры использования предлогов, схемы и опорные таблицы. Красочные рисунки, тесты и презентации помогают осваивать лексический материал быстрее и качественнее. Учитывая это , учителя работают над овладением учащимися словарем и прочным усвоением значений слов, развитием мышления. Эти знания позволяют более правильно и точно корректировать речь.
Глухим учащимся чрезвычайно трудно оформлять свою речь грамматически правильно. Находясь в условиях очень ограниченного речевого общения, глухой не пользуется изменением слов в самостоятельной речи. Они не чувствуют изменение окончаний слов. Зная эти особенности, нужно учить глухих наблюдать над языком, воспитывать внимательное, расчленяющее восприятие написанных слов.
Исходя из этой задачи используются такие формы речи, как рассказ о виденном и в связи с прочитанным, составление предложений разного рода, их перефразировка и восстановление, проводить наблюдения над предложениями, уточнять значения слов, учить детей рассуждать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство, классифицировать и систематизировать, обобщать. Все это в результате систематических упражнений откладывается в сознании учащихся. В программе 5–6 классов есть такие виды работы, как краткое описание природы, событий из школьной жизни, умение писать записку, заявление, краткую автобиографию, заметку в стенгазету. В 7 классе – это уже составление характеристики, оценка действующих лиц.
Все это способствует коррекции речи, правильному и грамотному произношению и построению предложений.