Статья Применение проектной деятельности на уроках русского языка в коррекционных школах VIII вида.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ КАК ПУТЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Автор: Солдатова Ирина Олеговна, учитель русского языка высшей квалификационной категории, г. Ногинск, МО.
«Быть творческим человеком – это больше, чем просто отличаться от других… Делать вещи просто, невероятно просто – вот это творчество».
Чарльз МингусОдной из главных задач для коррекционной школы на сегодняшний момент становится задача создания максимально возможных условий для развития детского творчества. По словам П.П. Блонского, «…творческую личность можно воспитать только посредством упражнения в творчестве». Актуальность «умения учиться», нестандартно и творчески мыслить для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для того, чтобы воспитать творческую личность необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого особого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.
Продуктивность применения проектного метода обусловлена:
технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
достаточно высокой эффективностью уроков;
развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
развитием и поддержанием интереса к предмету;
практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
развитием коммуникативных навыков учащихся;
созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.
Использование метода проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность. Эта педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Поэтому все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем. На основе предложенного материала учитель с детьми формулирует тему, цели проекта, основные направления деятельности, формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя, а отчет о проделанной работе представляется на уроке.
Особенность проекта на уроках заключается и в том, что работа ведется по двум направлениям. Во-первых, это непосредственно исследовательская, развивающая, самостоятельная практическая деятельность учащихся. Во-вторых – это нравственный аспект, направленный на воспитание таких личностных качеств как коллективизм, сострадание, любовь и забота о людях. Проект рассчитан также на закрепление знаний и практических умений учащихся. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько хорошо ученик смог понять и разобраться в предыдущих разделах программы. Это, своего рода, контрольная работа. Варианты проектов могут быть различными. Проект может выполняться как индивидуально, так и группой учащихся.
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
1. выбор темы и задачи проекта;
2. выдвижение первоначальных идей;
3. выбор лучшей идеи;
4. планирование проектной деятельности;
5. непосредственная реализация проекта;
6. оценка и самооценка проекта;
7. презентация проекта.
В своей статье я хочу поделиться опытом о применение проектной деятельности на уроках чтения. Изучение теоретических основ по данной теме, я пришла к выводу, что использование проектной деятельности на уроках чтения повышает эффективность формирования учебных действий.
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов на уроках в коррекционной школе. Конечно, проекты представленные учениками с ОВЗ не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников обычных школ, но даже они могут считаться проектами.
Для меня, как учителя, особое место на уроках чтения занимает проектная деятельность. Это создание с детьми индивидуальных и групповых проектов. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему. Я пробую приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности, таким образом, пытаясь научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту и развитию ученика. Дети моего класса, в большинстве случаев положительно относятся к такому роду занятий, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий и т.д.
Кто-то скажет, что проекты в коррекционной школе это проблематично и вообще невозможно, но я с этим полностью не согласна. И может быть это не полноценные проекты, выполненные учащимися самостоятельно, а элементы проектной деятельности, но для особых детей это будет проект, продукт его творческой познавательной деятельности.
Успешность создания и реализации проекта предполагает наличие неослабевающего интереса детей к выбранной теме, а для этого нужен оптимальный набор приемов и методов работы с детьми над темой проекта, т. к. для ребенка с ограничениями в развитии очень важно определить правильное соотношение самостоятельной работы и деятельности под руководством взрослого.
Вот, например, чтение сказок имеет психотерапевтическое воздействие — коррекция черт характера, формирования адаптивного поведения. Часто детям недостает опыта для правильного выбора или умения себя разглядеть, оценить. По этой причине зачастую возникающая проблемная ситуация видится ребенку абсолютно неразрешимой (конечно же в силу отсутствия опыта), поэтому в его юную голову не приходит даже сама мысль о возможности поиска выхода из сложившейся ситуации.
Защита проекта «Что за прелесть эти сказки…», который проходил в рамках недели русского языка, показала, что учащиеся 5-6 классов коррекционной школы могут донести (с помощью умелой поддержки взрослых) до слушателей замысел своей творческой работы.
В сказках ребенок может найти подсказки, решения каких – то житейских проблем, изучить возможные варианты исхода. Обсуждая сказки, можно не только примерить на себя ту или иную роль, а так же проиграть жизненные сценарии по предложенному ребенком выбору, и многократно донести до него мысль о том, что не бывает безвыходных ситуаций, нет неразрешимых вопросов, всегда можно найти решение, пусть даже компромиссное. В этом помогает оптимизм, составляющий основу сказок.
Для вхождения в ситуацию данного проекта (работа проходила в группах) была организована сюжетно – ролевая игра «Издательство» (авторы, наборщики, иллюстраторы, переплётчики). Каждый из участников проекта мог самостоятельно выбрать приемлемую для себя роль.
Целью проекта стало изучение русского народного творчества, создание собственных интерпретаций сказок на основе оригинального решения проблемы выбора в русских народных сказках. Для такой творческой работы с учащимися определены следующие методы и приемы: работа с книгой, сравнительный анализ произведений, фантазирование, приемы детализации, конструирование, практические методы.
Этапы проекта:
Изучение содержания русских народных сказок «Крошечка-Хаврошечка» и «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Работа с текстами: построение цепочек действий главных героев, выявление ситуаций, содержащих проблему выбора (создание конструктора сказок).
Построение алгоритмов: действия главных героев в зависимости от решения проблемы выбора.
Моделирование ситуаций (конструктор сказок) из заданных сказкой действий (поступков) героев.
Литературное творчество учащихся: составление авторских произведений по мотивам изученных сказок.
Художественная иллюстрация произведений. Изготовление учащимися книжек – малюток.
Презентация проекта (инсценирование сказки).
Данный проект – это только первый шаг к познанию русского народного творчества. Но уже первые результаты показали, что у детей появилось новое видение поступков героев русских народных сказок, желание создать оригинальную интерпретацию известной сказки, увидеть своё произведение в законченном виде. Ёще проект был интересен коллективным творчеством: не всякий автор мог сделать переплет своей книжки и не всякий переплетчик мог написать сказку, поэтому ребят я объединила в творческие группы. Разрабатывая дизайн книжки, переплетчик советовался с автором, автор в свою очередь делал заказ иллюстратору, иллюстратор соотносил свою миниатюру с форматом книжки. Получилась настоящая технологическая цепочка книжного издательства. Книжки, как реальный, ощутимый результат коллективного труда стали хорошим стимулом к дальнейшему творчеству учащихся, к продолжению работы над проектом.
На уроках чтения также можно применять проектную деятельность, создавая диафильмы на основе изученных произведений.
Знакомство с практикой работы многих учителей коррекционных школ показывает, что самодельный «диафильм» до сих пор живет. Его «создают» сами школьники, и в классе на уроке демонстрируются несколько «диафильмов», подготовленных детьми. Отвергать такую форму работы не следует. Но организовать эту работу на более высоком уровне необходимо. Эту работу нельзя в полной мере отнести к методу проектов. Но она, бесспорно, содержит компонент проектной деятельности учащихся. Для этого учителю надо:
1. Изучить специальную научно-методическую информацию о диафильме и попроблеме проектного обучения.
2. Проанализировать учебник литературного чтения с целью определения произведений, которые можно предложить учащимся для экранизации (иллюстрирования).
В моем конкретном случае я работала с учебником И.М.Бгажнокова и Е.С. Погостина «Чтение» 6 класс. Москва «Просвещение» 2013 г. Был составлен план создания диафильма: «Заячьи лапы»» (рассказ К. Паустовского).
3. В предварительный этап этой работы входило анкетирование учащихся.
В анкету могут входили вопросы:
- Что такое диафильм?
- Есть ли у тебя дома диафильмы?
- Есть ли любимые диафильмы?
- Какие две составные части диафильма
ты знаешь?
- Хотел бы ты быть автором диафильма?
- В какой роли ты хочешь выступить: вроли художника или сценариста?
4. Результаты анкетирования позволили перейти мне к следующему этапу: уточнить основные сведения о жанре диафильма.
Затем необходимо познакомить детей с определением сценария и других понятий, связанных с диафильмом (что такое сценарий, кто такой иллюстратор, дать понятие слову «иллюстрация»).
5. Необходимо составить две группы разных видов заданий, которые будут способствовать достижению конечной цели работы.
I группа — задания, связанные с составлением сценария:
— выделение ключевых слов в тексте, в его частях;
— установление связи между ключевыми словами и главной мыслью;
— озаглавливание частей, выделение главной мысли каждой части и всего произведения;
— составление простого плана: повествовательные предложения, вопросы, цитаты;
— сопоставление текста с планом;
— выборочное чтение по заданию;
— чтение с сокращением текста (подготовка к написанию сценария);
— чтение, подборка звукового оформления диафильма;
— чтение по ролям;
— чтение образных слов и описаний;
— чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет героя;
— сопоставление диафильма с текстом произведения.
II группа — задания, связанные с иллюстрированием произведений:
— нахождение отрывка из текста к предложенному рисунку;
— иллюстрация эпизода произведения;
— иллюстрация главного в произведении;
— картинный план;
— сопоставление иллюстрации в книге с описанием автора;
— рисование заставки (начала) диафильма;
— рисование героев произведения, основываясь на описании автора.
Задания I и II групп можно объединять. После того как дети будут хорошо ориентироваться в данных видах заданий, можно приступить к основной работе — созданию диафильма.
6. Создание «авторских коллективов» учащихся для организации групповой работы детей.
Группы работают над одной творческой задачей. В каждой группе дети (в зависимости от способностей и интереса) делятся на «профессии»: сценаристы, иллюстраторы, критики. Критики оценивают создаваемую работу и помогают ее совершенствовать. Важно, чтобы критиками были дети, пользующиеся в группе авторитетом. Вот именно на этом этапе важно соблюсти выполнение основных семи правил.
Эти правила следующие:
- В команде нет лидеров.
-Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не
должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющей проектное задание. (Данные правила подходят для любого урока, в котором используется технология проектной деятельности).
7. Работа над созданием диафильма (обычно на выполнение этого задания уходит два урока).
Таким образом, я считаю, что метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить интерес к выполнению учебных заданий, к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Проводя такие уроки я обратила внимание на то, что у учащихся происходит активное развитие речи : пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, чувства. Работа в группах позволят особым детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников. Кроме этого, ребята, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывают особенности его поведения, его позицию, и именно это помогает им в ориентировке во взаимоотношениях с людьми, способствует развитию самосознания и самооценки, а главное развитию умений коммуникации. Я убедилась в том, что все используемые виды творческих работ на уроках- проектах не только помогают нашим детям глубже проникнуть в произведение, вызывают сочувствие героям, становятся средством собственного отношения к прочитанному.
Уроки чтения дают богатый материал для использования проектных методов обучения. С помощью метода проектов можно творчески подойти к изучению любого произведения и жанра литературы, биографии писателя. Можно учиться создавать книги, журналы, диафильмы, инсценировать произведения и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога и учеников.
Использованная литература
1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
3. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990.
4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные
технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя . – М.: Вентана-Граф, 2009.
6. П.П. Блонский об учителе и его подготовке. Сборник трудов. М., 1973
(2 п. л.).