РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ» 11 класс 2016-2017 учебный год
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Воздвиженка»
Уссурийского городского округа
Согласовано
___________________ ЗДВУР
«_____»_______________2016г
Утверждаю
________________ Директор школы
«_____»___________________2016г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ»
11 класс
2016-2017 учебный год
Учитель: Плисюк Анна Ивановна
с. Воздвиженка,2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Моделирование в исследовании природы» (далее Рабочая программа) разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Письмом Министерства образования и науки РФ от 02.02.2015 № НТ – 136/08 «О федеральном перечне учебников».
Приказом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2016г, № 38 « О внесения изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253».
Учебным планом МБОУ СОШ с.Воздвиженка на 2016-2017 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:
Учебное пособие (Сорокин А.В., Торгашина Н.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: учебное пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – 200 с.)
Методическое пособие (Сорокин А.В., Торгашина Н.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – 176 с.)
Цель курса в общеобразовательной школе определяется развитием всесторонних знаний физических законов, процессов и явлений в научно-техническом мире и в практической деятельности людей и направлен на достижения углубленного и расширенного представления обучающихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента, о взаимосвязи теории и эксперимента.
создать научно-обоснованное общее представление об эволюции физической науки;
сформировать у магистрантов представление о физике как науке, имеющей
экспериментальную основу.
Таким образом, в ходе изучения данного элективного курса создаются условия для решения таких образовательных задач, как
освоение знаний о цикле научного познания, о месте эксперимента в нем, о соотношении теории и эксперимента, о роли и месте фундаментальных опытов в истории развития физической науки, об истории развития физики, о биографиях ученых и их научной деятельности;
овладение умениями планировать эксперимент, отбирать приборы для выполнения экспериментав и ыполнять его, применять математические методы к решению теоретических задач; работать со средствами информации (учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, программно-педагогическими средствами), готовить и представлять натурный и модельный эксперимент, использовать технические средства обучения и средства новых информационных технологий, участвовать в дискуссии;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природа использования и охраны окружающей среды.
Общая характеристика курса
Элективный курс знакомит обучающихся с экспериментальным методом познания основных физических законов, явлений и процессов изучаемых на уроках физики, химии, биологии, географии, которые позволят школьникам сформировать единую картину мира.
Курс ориентирован на активное изучение материала, где обучающимся придется самостоятельно выполнять некоторые фундаментальные опыты с использованием физических приборов что сформирует у обучаемых необходимые экспериментальные умения, углубит понимание основ физической науки. Использование компьютерного моделирования даст возможность сформировать умения выполнять исследование с помощью компьютера, а также получить представления о возможностях и границах применимости компьютерного эксперимента.
Основной метод преподавания - лекции, видео-уроки в кабинете физики и компьютерном классе .
Роль и место курса в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка
Данный курс связан идейно и содержательно с базовым курсом физики старшей школы, является углублением и расширением представлений учащихся об экспериментальном методе познания в физике, о роли и месте фундаментального эксперимента в становлении физического знания, о взаимосвязи теории и эксперимента.
На изучение учебного курса «Моделирование в исследовании природы» в учебном плане МБОУ СОШ с. Воздвиженка в 11 классе отводится в 1 часа в неделю (всего за учебный год 34 часа) из часов компонента образовательного учреждения, с целью развитием всесторонних знаний физических законов, процессов и явлений в научно-техническом мире и в практической деятельности людей и направлен на достижения углубленного и расширенного представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики.
Продолжительность урока 45 минут при пятидневной учебной недели.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обучающийся должен
знать/понимать:
знать:
* закономерности происходящие в микро- и макро- мире;
* влияние законов инерции на движение тел, значение законов Ньютона, значение закона гравитации, значение закона Всемирного тяготения, трансформация энергии, взаимосвязь электрического и магнитного полей, создание переменного тока и процессов происходящих с ним,закономерности происходящие при распаде атома, значение корпускулярно-волнового дуализма не только для земных условиях, но и во Вселенском масштабе.
уметь:
* производить расчеты по физическим формулам, производить расчеты по определению координат тел для любого вида движения, решать качественные задачи, решать графические задачи, снимать все необходимые данные с графиков и производить необходимые расчеты, писать ядерные реакции;
* по уравнению движения, при помощи производной, находить ускорение, скорость;
* давать характеристики процессам происходящие в газах, строить графики процессов, описывать процессы
Содержание тем учебного курса
№
Название раздела
Кол-во часов
Практическая часть
Фундаментальные опыты их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания.
7
Наблюдения физических явлений окружающего мира
5
Физическое моделирование и мысленные эксперименты
22
Всего
34
Раздел 1: Фундаментальные опыты их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания. (7 ч)
Теоретический и экспериментальный уровни познания природы. Обработка экспериментальных результатов. Погрешность измерений. Случайные и систематические погрешности измерений. Пример вычисления погрешностей. Повышение точности экспериментальных измерений. Моделирование. Процесс моделирования эксперимента. Наблюдение физических явлений неживой природы.
Раздел 2: Наблюдения физических явлений окружающего мира (5ч)
Алгоритм наблюдений. Наблюдение физических явлений неживой и живой природы. Механическое движение живого и в технике. Тепловые и молекулярные явления живого. Электричество в живой природе. Оптические явления в природе.
Раздел 3: Физическое моделирование и мысленные эксперименты (22ч)
Основные модели механики. Модель маятника. Гармонические колебания. Исследование баллистического движения. Модель замкнутой системы. Модель броуновского движения. Модель вещества. Модель кристаллической решетки. Модель идеального газа. Изопроцессы в идеальном газе. Модель силовых линий электрического поля. Модель движения заряженных частиц в электрическом поле. Конструирование электрических цепей. Модель колебательного контура. Применение колебательного контура в практической деятельности людей. Корпускулярно-волновой дуализм. Волновая модель света: явления интерференции, дифракции. Измерение длины световой волны. Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света. Модель магнетизма. Модель взаимодействия излучения с веществом. Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления.
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Моделирование в исследовании природы» для 11 класса
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
План
Факт
Фундаментальные эксперименты и их роль в науке и место в процессе естественнонаучного познания.
7
6.09-18.10
1
Теоретический и экспериментальный уровни познания природы. Роль эксперимента в познании. Эксперимент как основа естествознания.
1
6.09
2
Обработка экспериментальных результатов. Погрешность измерений.
1
13.09
3
Случайные и систематические погрешности измерений.
1
20.09
4
Пример вычисления погрешностей.
1
27.09
5
Повышение точности экспериментальных измерений.
1
4.10
6
Моделирование. Процесс моделирования эксперимента.
1
11.10
7
Наблюдение физических явлений неживой природы.
1
18.10
Наблюдения физических явлений окружающего мира
5
25.10-29.11
1
Алгоритм наблюдений. Наблюдение физических явлений неживой и живой природы.
1
25.10
2
Механическое движение живого и в технике.
1
8.11
3
Тепловые и молекулярные явления живого.
1
15.11
4
Электричество в живой природе.
1
22.11
5
Оптические явления в природе.
1
29.11
Физическое моделирование и мысленные эксперименты
22
6.12-23.05
1
Основные модели механики.
1
6.12
2
Модель маятника. Гармонические колебания.
1
13.12
3
Исследование баллистического движения.
1
20.12
4
Модель замкнутой системы.
1
10.01
5
Модель броуновского движения.
1
17.01
6
Модель вещества. Модель кристаллической решетки.
1
24.01
7
Модель идеального газа.
1
31.01
8
Изопроцессы в идеальном газе.
1
7.02
9
Модель силовых линий электрического поля.
1
14.02
10
Модель движения заряженных частиц в электрическом поле.
1
21.02
11
Конструирование электрических цепей.
1
28.02
12
Модель колебательного контура.
1
7.03
13
Применение колебательного контура в практической деятельности людей.
1
14.03
14
Корпускулярно-волновой дуализм.
1
21.03
15
Волновая модель света: явления интерференции, дифракции.
1
4.04
16
Измерение длины световой волны.
1
11.04
17
Проблема скорости света в физической науке. Астрономические наблюдения и лабораторные опыты по измерению скорости света.
1
18.04
18
Модель магнетизма.
1
25.04
19
Модель взаимодействия излучения с веществом.
1
2.05
20
Фундаментальные опыты и формирование нового стиля научного мышления
1
16.05
21
Резерв
1
23.05
22
Резерв
1
-
Описание материально техническое обеспечение образовательного процесса:
Учебное пособие (Сорокин А.В., Торгашина Н.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: учебное пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – 200 с.)
Методическое пособие (Сорокин А.В., Торгашина Н.Г., Ходос Е.А., Чиганов А.С. Физика. Наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс: методическое пособие – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006 – 176 с.)
Лаборатоный практикум по общей физике: учеб. Пособие, под ред. Гольдина Л.Л. – М.: Наука.
http://nashol.com/2012111768059/fizika-nabludenie-eksperiment-modelirovanie-elektivnii- kurs-sorokin-a-v-2006.html