Статья по математике Организация деятельности учащихся, направленной на анализ их контрольных работ и осмысление допущенных ошибок
Сегодня особое значение имеет умение человека реально оценивать результаты своего труда и при выявлении ошибок и недостатков своевременно и качественно их корректировать. Мне хочется обратить особое внимание на умении учеников анализировать контрольную работу, находить и исправлять допущенные ошибки.
О значении своевременного реагирования на ошибки известный чешский педагог Ян Амос Коменский писал: «Любая ошибка превращается из маленького «снежка» в большой «снежный ком» неуспеваемости, если на эту ошибку сразу же не реагировал учитель при непременном привлечении самого учащегося к её осознанию и последующему труду, направленному на её полное преодоление». Из чего состоит работа над ошибками - из умения видеть их, анализировать причины их появления, и выстраивания алгоритма исправления. К тому же умение видеть и исправлять ошибки, безусловно, способствует тому, что ученик приучается контролировать полученные результаты. Для выработки указанного умения большое значение приобретают уроки по теме «Анализ контрольной работы».
Работу можно построить несколькими способами.
Анализ контрольной работы путем решения упражнений, таких, как те, в которых учащиеся допустили ошибки. Ученики должны работать над исправлением ошибок самостоятельно. Для этого в работе учителем должны быть сделаны определенные пометки, и подготовлены карточки, где записаны примеры и задачи, подобные заданиям в контрольной. Ученик исправляет ошибку и работает над такими же заданиями. Учащихся, конечно, надо этому учить. Начинать такую работу следует с пятого класса.
Анализ контрольной работы по готовому образцу.
Разбор можно провести так: на доске записать полностью выполненную контрольную работу. Необходимо дать возможность учащимся поработать самостоятельно, учитель в это время проводит индивидуальные консультации (при необходимости). Задача учащихся — увидеть свои недочеты и в работе над ошибками записать верное решение, сопровождая его пояснениями (например, записывается формула, которая была использована неверно). Пояснения даются для того, чтобы не допустить неосознанного списывания. Попутно, естественно, прошу учащихся, если что-то не ясно, задавать вопросы. Вторая часть работы – это ответы на вопросы учителя по теме контрольной. Вопросы нужны для закрепления материала. Учитель указывает на наиболее распространенные ошибки. К такой работе следует привлекать весь класс. Ученики должны давать обоснованные ответы, показывая анализируемый момент работы на доске (ведь решение перед глазами). Учащихся увлекает такая работа, так как уже имеющееся готовое решение позволяет им не бояться сделать неправильные шаги. Все это помогает учащимся увидеть свои ошибки, найти расхождения в записях, понять, какого вида эти различия.
3.Решение задач из контрольной работы различными способами.
Такой вид работы подходит тогда, когда результаты высокие, то есть учащиеся практически не допустили ошибок, а также когда не оговаривался метод решения того или иного задания. Всегда в классе находятся ученики, решавшие задания разными способами.
Решение задач разными способами осуществляет право ученика на выбор решения, даже если оно не является традиционным, у него появляется дополнительная возможность показать себя (следует помнить, что при этом показывается любое решение без учета его рациональности). Когда есть выбор при решении задачи, варианты ее оформления – это делает ученика свободным, спокойным, он верит в себя и свои силы. Все эти мысли и есть часть плана формирования социально адаптированной личности в условиях современной школы.
Провожу анализ контрольной работы не зависимо от полученных результатов.
На дом предлагается тест, содержащий как практические, так и теоретические задания.
Особое внимание следует уделить домашней контрольной работе. Многие учителя отказываются использовать такой тип работы, боясь, что учащиеся не будут работать самостоятельно. Для того чтобы этого избежать можно, например, при решении текстовых задач предлагать учащимся не просто решить задание, а:
изменить вопрос так, чтобы действий в решении стало больше (меньше);
изменить условия так, чтобы действий в решении стало больше (меньше);
изменить вопрос (условия, данные) так, чтобы задача стала нерешаемой;
внести в задачу такие изменения, чтобы в ней появились лишние (недостающие) данные;
внести в задачу таких изменений, чтобы в ней исчезли лишние (недостающие) данные;
изменить текст задачи так, чтобы в ее решении появилось обратное действие.
Задания составляются так, чтобы ученики должны были творчески подходить к решению. Необходимо говорить ученикам, что ошибиться может каждый, но успеха достигает лишь тот, кто умеет увидеть и исправить свои ошибки.
При проведении учителем такой работы будут выполнены требования ФГОС и обучающиеся смогут:
наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха, и находить способы выхода из ситуации неуспеха.