Внеклассное мероприятие Тема: «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств»
Внеклассное мероприятие
Тема: «Пасха – праздник праздников, торжество торжеств»
Учитель изобразительного искусства
Атаманова С.Н.
Конспект внеклассного мероприятия в 8 классе.
Тема: «Пасха-праздник праздников, торжество торжеств».
Форма проведения: урок-игра
Цель: раскрыть влияние праздника на творчество людей, как стимул к созиданию.
Задачи:
объяснить суть празднования пасхи.
показать красивые интересные традиции.
передать эмоциональность праздника.
передать красоту поэтического слова.
показать красоту мелодий.
Оформление: магнитофон, кассеты с записями музыкальных произведений.
Эпиграф:
Звон в рассвете неумолкаемый.
В солнце и звоне утро.
Пасха красная.
И. Шмелев.
Вступление:
Звучит мелодия, песня «Легенда» слова А. Плещеева, музыка П. Чайковского
Стихотворение «Под напев молитв пасхальных» К.Фофанов.
1 чтец. – Русские люди считают пасху главным христианским праздником. В честь Воскресения Христа (Иисуса Христа) этот день называют Великодень (Великий день), а еще- Светлое Воскресение, а еще Христов день.
2 чтец.- Для всех верующих это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая неверующих,- радость встречи с родными и друзьями за особым, праздничным столом.
1 чтец.- Этот день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. Этому непротиворечит религиозный смысл Пасхи, символизирующей бессмертие Христа.
2 чтец.- Есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.
(Звучит песня на слова А. Мойкова «Христос воскрес» музыка неизвестного автора.)
ученик: Читает стихотворение А.С.Пушкина «В чужбине свято соблюдаю»
1 чтец.- Светлое Воскресение Христово у народа издревле связано с солнцем. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И люди старались подкараулить, подсмотреть мгновение игры солнца.
2 чтец.- С игрою солнца связали и виды на урожай, на погоду. В первый день Пасхи (сегодня) примечали:
-на Пасху небо ясное, солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
На святой дождь - добрая рожь.
На святой гром - к урожаю.
Солнышко с пасхальной горки к лету катится;
1 чтец - Если на второй день Пасхи будет ясная погода – лето будет дождливым, если пасмурная – лето будет сухое.
Ученик: Читает стихотворение Н.Некрасова. « На кануне светлого праздника»(из стихов, посвященных детям)
«Я ехал к Ростову
Высоким холмом,
Лесок малорослый
2 чтец.- Дети в первый день Пасхи обращались к солнцу:-
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошко,
Выгляни немножко.
Солнышко покатись,
Красное нарядись.
Гори, солнце, ярче-
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
1 чтец.- Считалось, что пасхальное яйцо положить в зерно, будет хороший урожай. Считалось,что от крашенки может быть облегчение от любого недомогания. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечить болезни. А если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.
Пасхальные игры с крашенками:
Игра 1.
Ребята раскладывают яйца кучками, накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Шапки затем двигаются. Один участник находится вне комнаты. Его вызывают и спрашивают: «Где коки паришь?» Водящий поднимает шапку - если есть крашенки, то забирает себе. Кто поудачливее, тот домой целую шапку яиц унесет.
Ученик: Читает стихотворение С.Есенина «Пасхальный Благовест»
Дети поют «Вербочки» слова А.Блока, музыка А.Гречанинова.
Дети отгадывают загадки:
Стоит столб от земли до неба, в этом столбе двенадцать горшков, в каждом горшке по дитенку. (Колокольня)
* * *
Бык железный, хвост конопляный, коса до полу, голос до неба. (Колокол)
* * *
Белые овечки бегают по свечке. (Верба)
* * *
Осенью раздевается, весной одевается (Зарево)
* * *
Катится бочка, на ней ни одного сучочка. (Яйцо)
* * *
На четырех ногах, руки в боках (Самовар)
* * *
То толстеет, то худеет, на весь дом голосит (Гармонь)
Игра 2.
Дети соревнуются, чье яйцо будет дольше крутиться. По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше прокрутится, тот и забирает яйцо проигравшего.
Игра 3.
Торги. Вокруг яйца расставляли сувениры (бусы, монетки, колечко, ручка, блокнот, конфета и т.д.) крутили яйцо , на что яйца острие показывало. То и забирали.
Игра 4.
Крашенки с горки катали. Чье яйцо дальше прокатится, тот и победитель. Он забирает крашенки остальных.
1 чтец.- А вот обычаи у народа такие: народ был убежден, что солнце играет пять раз в году:
рождество- 25 декабря- 7 января.
Крещение- 6 января- 19 января.
Благовещение-25 марта- 7 апреля.
Пасха- 23 апреля(2006 г.)
Иоанн Креститель (Иван Купала)-24 июня- 7 июля.
Выходили люди на улицу, посмотреть играет ли солнце- какой будет урожай.
2 чтец.- Крашенка, писанка не просто крашеное яйцо - расписное яйцо. Писанками обмениваются в знак приязни и забвения накопившихся обид. Яйцо, почему имеет такую роль? Вот одно из объяснений: давным-давно яйцо было, знаком весеннего возрождения солнца и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился как цыпленок.
1 чтец.- Готовили и два кушанья: «пасху» из творога и кулич. Считалось что если кулич удался, то в семье здоровье. Пекли булочки и пряники похожие на птиц, называли «жаворонки», т.к. в этот день жаворонки действительно прилетали с юга.
Существовал обряд «отпущение птиц на волю». Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята - молодцы.
Воришки - воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на воле поживите.
К нам весну скорей ведите.
Крикнем все вместе.