Рефлексия опыта работы с исследовательскими, авторскими и журналистскими технологиями в контексте духовно-нравственного воспитания.




Беликова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северская гимназия» 2015 год, город Северск

Рефлексия опыта работы с исследовательскими, авторскими и журналистскими технологиями в контексте духовно-нравственного воспитания.

Я – учитель. Я говорю это с гордостью. Я люблю свою профессию, потому что считаю, что нет на свете дела лучше , нет большего счастья, чем дружба с ребёнком.
Каждое утро, переступая школьный порог, знаю: меня ждёт открытие. Моя профессия требует много, но много и возвращает. Когда я вижу, что ученики затихли, напряжённо размышляя над книгой, радуюсь: они сделали открытие. Радуюсь, когда вижу в глазах моих учеников интерес, понимание, восторг.
Я как учитель-словесник, верю, что литература не просто предмет из расписания, а ключ к пониманию законов бытия, жизни, смерти. Главное, если мои ученики поняли, что литература – это душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь.
Путь ученика – читателя к художественному произведению не заканчивается уроками литературы. Он открыт навсегда. Если я помогла ученикам проложить дорогу к книге, то они сами помогают проложить дорогу к себе.
И делали мы это вместе – наши усилия, поиски одинаково важны.
Урок литературы, как никакой другой, должен способствовать нравственному воспитанию, воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви к ближнему. Но в последнее время дети мало читают, литература преподаётся как теоретическая дисциплина.
Духовно-нравственное воспитание - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися национальных базовых норм, освоение системы общечеловеческих и культурных ценностей.
К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повело за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих идеалов и образовании идеологической пустоты.
Поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить только одним способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно-нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшихся на нравственных этических ценностях.
Моя задача – помочь найти опору в выработанных человеческих вопросах, которые сохраняют своё значение и в нашей жизни. На сегодняшний день литература продолжает оставаться единственным предметом, где дети получают знания о добре и зле, нравственном выборе, могут поговорить о душе, которая есть у всех. И иногда она болит Многие ответы мы находим не только в художественных текстах классиков русской и зарубежной литературы, а прежде всего в литературе духовной.
Преподавание литературы тесно связано с постижением библейских истин и применением их в личной жизни.
Например, на вопрос по роману «Дубровский» Пушкина: «Почему кузнец Архип не пожалел приказных, а с риском для жизни спасает кошку», дети на уроках отвечают, что Архип поступил правильно, не пожалел приказных, потому что они поступили плохо с хозяином. Архип спас кошку, потому что она беспомощное существо. Дети не понимают, что Архип поступил жестоко, что человеческая жизнь бесценна. Любимые герои детей – мстители. А месть не понимает прощения. Как помочь подростку различать границу между добром и злом. И здесь приходит на помощь Библия.
Учителю на каждом уроке необходимо ставить нравственную задачу: через соотношение с евангельскими истинами закрепить в сознании учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не иди на сделку со своей совестью, почитай родителей своих, не кради, не лги, не завидуй и т. д.
Я считаю, что литература должна преподаваться через православный аспект, потому что классическая литература создавалась на традициях предшествующих веков. Это литература Православная. Работая в средних и старших классах, нужно рассматривать через изучаемые произведения такие христианские понятия, как грех, добродетель, смирение, искушение.
Например, пьеса Островского «Гроза» рассматривает, что такое грех. Пьеса показывает кризис нравственных устоев общества. При изучении Достоевского «Преступление и наказание» дать детям понять, в чём преступление и в чём наказание Раскольникова, какие евангельские заповеди герои романа нарушают. Лесков «Очарованный странник», за которым стоит вся Россия, национальный облик которой определён её православно-христианской верой.
Интересна авторская работа Храмцовой Арины, ученицы 8 класса, победительницы олимпиады по журналистике «Информационная этика»(2014г.), «Как я победила в себе грех», автора статьи в журнале «Воскресные чтения» (2015год).
Арина рассказала историю своих отношений с родителями, из размышлений над которой она поняла, кто является истинно свободным человеком.
Истинное прощение возможно только тогда, когда мы глубоко осознали глубину дарованного нам Богом прощения. Когда мы посмотрим на себя как на прощённого грешника, наше высокомерие и надменность к людям, причинившим нам боль, растает. Мы станем видеть в людях попутчиков на жизненной дороге, людей, которые, как и мы, борются со злом в себе. И только тогда сострадание займёт место ненависти, а истинное прощение начнёт жить в нас. Другого пути нет. Истинная любовь – это подарок от Бога.
Нельзя понять Гоголя, Толстого, Достоевского без библейских истин. У детей разные мотивации обращения к той или иной теме исследования.
Прежде всего, конечно же, это личный интерес. Вот история Елгиной Натальи, ученицы 10 класса, победительницы Областного Молодёжного Форума «Новое поколение: кадровый резерв»( 2012 год).
Наташа решила сдавать литературу в 9 классе в качестве выпускного экзамена. В бабушкином старинном шкафу она нашла книгу произведений Н. В. Гоголя, среди которых было «Размышление о Божественной Литургии». Самостоятельно разобраться в прочитанном было тяжело. Наташа изучила дополнительную литературу по творчеству Гоголя, написала реферат и успешно сдала экзамен. Но глубина затронутой темы не давала покоя девочке всё лето, и на следующий год родилась идея творческой работы. Как рассказала Наташа, она приобрела «Евангелие для детей и школьников» и с его помощью по главам анализировала произведение Гоголя. Наташа проникла в таинство Литургии и сама поприсутствовала на ней.
В итоге исследования значимым для совершенствования мировоззрения ученицы стали молитвы Гоголя, которые он сочинял сам: «Боже, дай полюбить ещё больше людей. Дай собрать в памяти своей всё лучшее в них И пусть же сама любовь будет мне вдохновением».
После проделанной работы Наташа написала статью «Гоголь и православие», которая была размещена в журнале «Воскресные чтения» (2012 год).
В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. По ним шли наши предки. Культурные традиции – это богатство нашей страны. Особое место среди них занимают морально-этические нормы. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлым и радостным.
Из многих вопросов, которые отмечаются российскими православными традициями, можно выделить благотворительность.
В апреле 2012 года учащимися 7 класса «Северской гимназии» была организована благотворительная акция: ярмарка поделок. На вырученные средства в сумме 4000 рублей были закуплены необходимые игрушки и товары для детей-сирот. Два мальчика из класса Фёдор Болтовский и Алексей Соколов присоединились к городской акции «Тунгусовский детский дом» и поехали с батюшкой к брошенным несчастным детям.
Алексей Соколов, рассказывая о своей благотворительной деятельности на страницах журнала «Воскресные чтения»(2013год), призывал ребят творить добро. Также Алексей был участником «Устного журнала» и делился своими впечатлениями со слезами на глазах, рассказывая о детях, которые попали в трудные жизненные ситуации.
Что же может сподвигнуть человека заняться благотворительностью?
Возможно, если подобная проблема коснулась его самого. Или если в человеке есть любовь, и неважно, случилось это с тобой, с близкими тебе
или просто незнакомым человеком. Если ты любишь этот мир, значит и любишь творить добро, то есть помогать людям.
Есть известная пословица: «Как аукнется, так и откликнется».
Так вот помогая людям сейчас, ты не останешься в беде один потом.
По словам С. И. Ожегова, нравственность – это правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
Жизнь и опыт бездуховной жизни показали, что духовность и нравственность в обществе тесно связаны: там, где нет духовности падает нравственность.
Предметы русского языка и литературы позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Это происходит порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку: «Люди стали жить богаче, но беднее стала речь», « Много на свете умных, да добрых мало» - вызвали у ребят бурную дискуссию и им захотелось записать свои мысли по этому поводу , которые оформились в небольшой сборник.
Литературные дискуссии ценны в гражданском воспитании. Они развивают самостоятельность суждений, готовят учащихся к реальной жизни. Где сталкиваются характеры, где надо отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки.
Победительница олимпиады по журналистике Евтушенко Дарья, ученица 6 класса, в своей статье в журнале «Воскресные чтения»(2012г.) делится мыслями о том, что вокруг много хороших людей. Даша написала статью в рамках олимпиады «Информационная этика» и стала победительницей в номинации «Благодарность». Девочка захотела рассказать о своей новой подруге, которая пришла учиться в её класс. В процессе размышления над темой работы Даша поняла главное для себя: что значит благодарить людей за всё в жизни. И этой благодарностью она «заразилась» от своей новой подруги.
Участники этой олимпиады имели возможность посмотреть вокруг себя, найти в своей жизни такие факты, которые помогают им становится лучше.
Мир во все времена славил победоносных императоров и великих воинов. Духовно-нравственное воспитание учит ценить главное достоинство человека – богатство его внутреннего мира.
Изучая «Слово о полку Игореве» мы больше говорим о гражданской позиции автора, о патриотизме русского народа, забывая моменты о честолюбии и гордыне, как об одном из смертных грехов человека. Гордыня и потеря ответственности за свои поступки влекут за собой огромные человеческие трагедии.
В беседе о Базарове по роману Тургенева «Отцы и дети» важно подвести детей к выводу, что трагизм героя – в отсутствии нравственных ориентиров, отрицая всё, он не может предложить ничего взамен. А главная мысль Тургенева – жизнь от прошлого к будущему, где главная ценность любовь отцов к детям.
Приведу в пример ещё одну работу ученика 6 класса Болтовского Фёдора, победителя Областного Форума «Новое поколение: кадровый резерв»(2011год), победителя заочной олимпиады по литературе (2014 год), автора статьи в журнале «Воскресные чтения» (2011год) «Притча о блудном сыне»,с которой он стал победителем авторской работы в номинации «Православный общественно-значимый проект». Кто-то из слушателей защиты проекта задал Фёдору вопрос: что дала ему эта работа? Фёдор ответил, что общественная значимость его проекта заключалась в том, чтобы на деле претворить в реальность слова, сказанные с экрана ТВ: «Дети и без нас станут блудными. Наша задача, чтобы они вернулись».
Интересен опыт детей в журналистской деятельности: участие в мероприятиях в рамках Дней славянской письменности и культуры, «Кирилло-Мефодиевских чтениях», проводимых в Томске уже не первый год.
В 2011 году мои ученицы стали участницами учебно-коммуникативных сборов «кирилло-Мефодиевских чтений», проходивших в «Сибирском лицее» города Томска.
Известно, что надёжным средством повышения эффективности обучения русскому языку и литературы в школе является усиление его коммуникативной направленности. Усилить эту направленность позволяет преимущественно коммуникативная тренировка. Необходимо владеть способом оформления мысли в слова в процессе её формирования.
Совокупность коммуникативных умений, вовлечение учащихся в коллективное общение в процессе решения учебно-познавательных задач, которые способствуют интеллектуальному и речевому развитию школьников, формируют коммуникативные навыки, совершенствуют умения.
Девочками был получен огромный опыт в исследовательских и авторских проектах. Они поучаствовали в игре «Герой нашего времени», в закрытом просмотре документального фильма «Я иду домой» с дальнейшем его обсуждением, поучаствовали в мастер-классах по риторике,
по психологии общения, по основам православной культуры, который провёл отец Дионисий, дискуссионных столах «Образование мешает создать семью» и «Современное поколение – страшные люди», в импровизированном флешмобе. В конце третьего дня на Белом озере состоялась игра «Горячий стул», героем которой стал отец Михаил, священник города Северска. Победителем в ораторском мастерстве стала ученица 8 класса Васёва Полина «Северской гимназии»
В качестве вывода привожу размышления Васёвой Полины, о том, какие навыки и умения она приобрела в рамках работы учебно-коммуникативных сборов.
«Кирилло-Мефодиевские чтения в моей памяти навсегда останутся как КМЧ, так, совсем неофициально эти сборы называли их участники. Я даже не могла предположить, что КМЧ так сильно на меня повлияют. За три дня участия в сборах, которые пролетели на одном дыхании, я научилась очень многому: вести дискуссию, задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, точно аргументируя её. Я считала, что в споре одерживает победу тот, кто сказал своё слово последним. Но теперь я знаю, слова – это вода. В дискуссии нужны аргументы, факты. А ещё я поняла, что некоторые темы и вовсе не достойны спора, потому что каждый человек имеет право на собственное мнение, и это очень хорошо, не стоит навязывать свои взгляды, ведь если бы все люди думали одинаково, то как скучна и сера была бы жизнь».
В 2015 году “Кирилло-Мефодиевские чтения» были посвящены жизни и деятельности князя Владимира. Девять моих учеников разных возрастов приняли участие в секции: «Презентация устного журнала «Воскресные чтения»», которая проходила в Центральной детской библиотеке города Северска.
По окончании работы секции всем желающим были предложены брошюры с предстоящими мероприятиями в городе Томске и других площадках Томской области, посвященными теме: « Князь Владимир. Цивилизованный выбор Руси». Две ученицы 8 класса Храмцова Арина и Конограй Катя посетили кинофестиваль «Золотой Витязь» с последующим обсуждением его в кино клубе.
Проходило данное мероприятие в зрелищном центре «Аэлита». Присутствие в зале людей разных возрастов, от младших школьников до людей солидного возраста, создавало особую атмосферу высочайшего духовного настроя . Во взглядах людей виделось не только желание познакомиться с предложенной программой , но и глубочайший интерес. Членам кино клуба, знакомым с духовным уровнем современной молодежи, было понятно , что многие молодые люди готовы создать общественное движение, и предложили для дальнейшего обсуждения раскрытия предложенной духовной темы просмотр двух фильмов «Золото» и «Дочь». Зрительский зал вместе с членами клуба остановились на выборе фильма «Дочь».
Вот как пишет Арина в своих размышлениях после просмотра фильма: «При просмотре фильма я увидела в зале людей , выражение лиц которых свидетельствовало о том , что они бы одобрили расправу с дочерью убийцы. Я же отнеслась к этому так : человек может создавать , а может и разрушать , человек несет в себе зло , но в нем есть и добро. Человек уникален, и его уникальность в том , что он может развиваться и совершенствоваться . Но самая главная его задача - это борьба , и борьба не с окружающим миром , а с самим собой. « Кто победит себя , тот победит весь мир».Убийца выбрал греховный путь , и он не раскаялся в своих жестоких деяниях . Он остался со своим мнением и даже не пытался подумать о том , что согрешил ,так как совершил и нарушил шестую заповедь Библии: « Не убей». Вот тут меня мучает вопрос : не является ли его жестокий поступок протестом всеобщему человеческому равнодушию к нравственному падению молодежи , при котором любое государство не будет иметь и будущего?.
Гармонично , на мой взгляд, было выбрано время года в фильме - осень. Красивая , спокойная ,задумчивая осень .Говорят , что когда человек плачет , то он омывает себе душу. Так и в фильме, довольно часто идут дожди. Дожди шли, и природа как бы омывала грех отца главной героини . Омывала, и как бы подавала надежду на лучшую жизнь людей.
В фильме были простые декорации , неизвестный широкому кругу зрителей, но талантливый актерский состав. Сюжет прост, но смысл его глубок: как люди различают добро и зло? Почему человек поступает так, а не иначе? Как не разрушить свой внутренний мир? Нужно заботиться о сохранении своей души . Стремиться прожить не долгую жизнь , а безгрешную жизнь».
Свои мысли Арина отправила на конкурс, который проводился среди профессиональных журналистов, студентов и школьников старших классов, интересующихся журналистикой – «Освещение событий «Кирилло-Мефодиевских чтений» и написала статью в журнал «Воскресные чтения». Награждение проходило в Томской Епархии, куда мы отправились все вместе: Арина,её мама, Катя, и я. Арина заняла второе место, а Катя стала победителем данного конкурса со своей статьёй.
Создание мотивационной сферы, развитие познавательной активности через исследовательскую деятельность учащихся осуществляется в учебной и внеурочной деятельности, способствует самореализации школьников и их социализации. Эти аспекты рассматриваются в моей статье, а также приводятся модели проектно-ориентированного обучения, анализируются результаты работы.
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы является одним из приоритетов современного образования. Формирование исследовательской позиции учащегося – задача нелёгкая.
Десять лет я серьёзно занимаюсь проблемой организации проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочном пространстве. Поэтому обозначу вопросы, которые для меня сегодня важны:
- как организовать уроки русского языка и литературы , а также воспитательную и образовательную среду, исследовательской направленности,
- как найти тему для исследования,
- какие алгоритмы дать в помощь ученикам,
- как сделать занятия увлекательными и плодотворными.
Хочу отметить, что всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют смоделированные педагогом проблемные ситуации. Поэтому в процессе обучения создаю ситуации, в которых школьник должен самостоятельно находить ответ на вопрос, защищать своё мнение, приводить
в его пользу аргументы, доказательства, факты. В качестве способа приобретения знаний и опыта используются вопросы учителю, товарищам, выяснение непонятного, осмысление полученных знаний. Ситуациями такого рода являются рецензирование ответов одноклассников, сочинения, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения: некоторые элементы исследовательского подхода следует осваивать уже в среднем звене, тогда более реальным будет подъём к высшему уровню творческой самостоятельности.
Одним из главных объектов исследования на уроке является текст, так как в школе именно работа с текстом охватывает все виды речевой деятельности. Знания о структуре текста, его уровнях, подуровнях, элементах его структурной организации имеет значение для исследования и интерпретации, но главное – дают ключ к порождению собственного текста и творчеству.
При таком подходе к преподаванию русского языка и литературы каждый урок может развивать стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть себя. Иными словами, необходимо как можно чаще давать возможность ученику быть в роли исследователя и автора.
Преподавание родного языка на основе проектно-исследовательской деятельности и освоения знаний по теории текста в совокупности с коммуникативно-деятельностным подходом к обучению позволяет создавать мотивацию к изучению русского языка и литературы. Если при использовании традиционных методов обучения языку, как правило, на уроках высказывалось 5 -7 учащихся, то на уроках – исследованиях говорят многие, особенно при организации работы в группах. У ребёнка пропадает страх перед высказыванием, появляется желание доказать свою точку зрения, свое понимание контекстуального значения слова, сюжетной линии текста, важной для выделения одного из его аспектов.
При грамотно организованном анализе текста учащиеся обычно становятся в позицию сопереживателей его содержания. А проблемно поставленный вопрос или полемичное высказывание товарища порождает стремление облечь свою мысль в ясную словесную форму. Именно это и рождает у ребёнка мотив к высказыванию, желание думать и действовать, заниматься словотворчеством, то есть созданием собственных текстов.
Процесс обучения невозможен без обратной связи. Важнейшим аналитическим материалом могут быть ответы учащихся по схеме: «хочу – могу – есть - проблемы – должно быть».
Приведу в качестве примера один из вариантов ответов Евтушенко Дарьи (6 класс ): «Хочу» - научиться вникать в суть произведения; «Могу» - переживать за героев, делать творческие работы; «Есть» - настрой на работу; «Проблемы» - трудно разбираться в больших по объёму текстах; «Должно быть» - пусть каждый выражает свои чувства по отношению к прочитанному, как хочет, либо напишет сочинение, а потом представит на уроке. Будет интересно».
Такая работа даёт возможность увидеть сферу интересов учащихся, их умение верно оценивать знания, которые могут быть использованы в определённых видах исследовательской и авторской деятельности, либо понять, каких знаний и умений для такой деятельности недостает.
В арсенале учителя-словесника множество вариантов проектно-исследовательских методов для привлечения подростков к анализу текстов: инсценирование, интеллектуальные игры по творчеству писателя, уроки-соревнования по созданию поэтического и прозаического текстов, погружение в атмосферу исторических событий. Всё это должно помочь учителю достичь поставленной цели – пробудить интерес школьников к глубокому пониманию текста и проектно-исследовательской и авторской деятельности.




‡ђ Заголовок 1‡ђ Заголовок 2‡ђ Заголовок 3‡ђ Заголовок 4‡ђ Заголовок 5‡ђ Заголовок 6‡ђ Заголовок 7‡ђ Заголовок 8‡ђ Заголовок 915