Рабочая программа для школы VIII вида «Основы компьютерной грамотности»
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья
п. Целинные Земли
Образовательная программа
Основы компьютерной грамотности
5-9 классы
Составитель программы:
педагог дополнительного
образования
Курилина И.А
2012 г.
Оглавление стр.
1. Пояснительная записка………………………………………………………3-8стр.
2.Учебно-тематический план (1 год обучения)……………………..9-10стр .3.Содержание разделов программы (1 год обучения)……………11стр.
4.Учебно-тематический план (2 год обучения)………………….12-13стр.
5.Содержание разделов программы (2 год обучения)…………..14стр.
6.Учебно-тематический план (3год обучения)………………….15-16стр
7.Содержание разделов программы (3 год обучения)………… 17стр.
8.Учебно-тематический план (4 год обучения)…………………18-19стр
9.Содержание разделов программы (4 год обучения)…………..20стр.
10.Учебно-тематический план (5 год обучения)………………..21-22стр.
11.Содержание разделов программы (5 год обучения)………...23стр.
12. Литература………………………………………………………………………….24стр.
13. Приложения ...........................................................................30стр.
Пояснительная записка
Изучение предмета «Основы компьютерной грамотности» введено в специальной (коррекционной) школе-интернате в 5,6,7,8,9 классах с целью реализации непрерывного изучения курса «Основы компьютерной грамотности». Программа рассчитана на 5-9 классы - по 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа «Основы компьютерной грамотности» составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида.
Актуальность
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.
В связи с этим целесообразно ввести изучение курса «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе VIII вида с 5 по 9 классы.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.
Новизна
Компьютеризация специального коррекционного образования.
В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.
В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.
Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.
Коррекционная направленность курса
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка.
В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
1. Подготовительно-ознакомительная – 5, 6, 7 классы.
Основная – 8, 9 классы.
Основная цель курса
Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.
Общие задачи курса
1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.
Специальные задачи коррекционной школы
Обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
Программа разделена на 2 части:
I часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point.
II часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более решающую роль играют компьютерные технологии.
Ожидаемый результат:
К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны
знать:
- устройство компьютера;
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- программы Paint, Word, Excel, Power Point;
- компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;
- основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений;
уметь:
- использовать полученные знания в практической деятельности.
Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными ресурсами.
Формы обучения:
Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.
Формы организации учебного процесса:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:
диктант;
работа по индивидуальным карточкам;
цифровой диктант;
работа по опорным схемам;
ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.
Коррекционно-развивающие задания:
Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
Словарная работа (терминология).
Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).
Методическое обеспечение
«Информатика: Учебник для 5 класса» под редакцией Л.Л.Босовой.
«Информатика: Учебник для 6 класса», под редакцией Л.Л.Босовой.
Учебник содержит необходимый теоретический материал. В данном учебнике имеются разделы: «Материал для любознательных», «Компьютерный практикум», «Терминологический словарик», «Справочные материалы».
«Информатика для 7 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
«Информатика: для 8 класса» под редакцией Н.Д. Угринович.
«Информатика и ИКТ для 9 класса» под редакцией Н.В. Макаровой.
Методическое пособие для учителя «В помощь учителю информатики» под редакцией Н.Л. Югова, Р.Р. Камалов.
«Раздаточные материалы по информатике 7-9 классы». Издательство «Дрофа» под редакцией Ю.А Меньшовой.
Компьютерные программы и видео уроки с сайта http://videouroki.net
«Электронный практикум» для 6-9 классов.
«Программа Графика» для 5-7 классов.
«Электронный учебник по информатике» для 5-7 классов.
«Программа «Хвост» 5 класс.
Клавиатурный тренажер 5-9 классов
Видео уроки.
Учебно-тематический план
5 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Кол-во часов
№ Название темы Всего Теоретич. Практич.
1 раздел Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий. 2
1.1 Техника безопасности при работе на ПК. 1 1 -
1.2 Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии. 1 1 -
2 раздел Что такое компьютер (2ч). 2
2.1 Что умеют компьютеры. 1 1 -
2.2 Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). 1 1 -
3 раздел Устройство компьютера(13ч) 13
3.1 Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши.
2 1 1
3.2 Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).
2 1 1
3.3 Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши.
2 2 -
3.4 Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». 1 1 -
3.5 Клавиши управления курсором.
1 - 1
3.6 Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete. 2 1 1
3.7 Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.
3 3 -
4 раздел Графический редактор(9ч.) 9
4.1 Запуск программы Paint.
2 1 1
4.2 Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки.
2 1 1
4.3 Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик). 1 - 1
4.4 Отмена внесённых изменений.
1 - 1
4.5 Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
3 - 3
5 раздел Текстовый редактор (8ч.) 8
5.1 Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования.
1 - 1
5.2 Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.
1 - 1
5.3 Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки.
1 - 1
5.4 Набор текста. Исправление ошибок. 1 - 1
5.5 Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.
1 - 1
5.6 4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. 1 1
5.7 Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. 1 - 1
5.8 Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста 1 - 1
Итого 34
Содержание разделов программы
Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
Что такое компьютер (2ч).
Что умеют компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
Устройство компьютера(13ч). Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete.Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.
Графический редактор(9ч.):
Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик). Отмена внесённых изменений.
Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.
Текстовый редактор (8ч.)
Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.
Учебно-тематический план
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Кол-во часов
№ Название темы Всего Теоретич. Практич.
6 раздел Правила техники безопасности при работе с компьютером 2ч.
6.1 Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. 1 1 -
6.2 Программное и аппаратное обеспечение компьютера 1 1 -
7 раздел Устройство компьютера 10ч.
7.1 Программы и файлы. СD и DVD диски.
1 1 -
7.2 Работа с мышью. Левая, правая клавиша мыши, колёсико. Курсор. 1 - 1
7.3 Вид курсора в зависимости от задачи 1 1 7.4 Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Caps Lock, Delete. 1 - 1
7.5 Монитор персонального компьютера.
1 1 -
7.6 Периферийные устройства ввода и вывода информации.
1 1 -
7.7 Операционная система.
1 1 -
7.8 Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов.
1 1 -
7.9 Нахождение нужного файла через проводник или через функцию Поиск.
2 1 1
8 раздел Текстовый редактор Word 18
8.1 Запуск программы Word. Внешний вид программы Word.
2 1 1
8.2 Создание документа. 2 1 1
8.3 Панель форматирования, вкладка «Главная».
1 1 -
8.4 Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). 1 - 1
8.5 Шрифт, абзац, стили, редактирование. Набор текста.
2 1 1
8.6 Оформление заголовка текста. 1 1
8.7 WordArt – одна из функций текстового редактора Word.
2 1 1
8.8 Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицы в начале текста.
1 1 8.9 Текстовый редактор Word. Вкладка «Вставка».
2 1 1
8.10 Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt.
1 1
8.11 Оформление титульного листа. Надпись титульной страницы 1 1
8.12 Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты). 2 1 1
Итого 34
Содержание разделов программы
6 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Правила техники безопасности при работе с компьютером. (2ч)
Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. Программное и аппаратное обеспечение компьютера.
Устройства компьютера(10ч).
Программы и файлы. СD и DVD диски. Работа с мышью. Левая, правая клавиша мыши, колёсико. Курсор. Вид курсора в зависимости от задачи. Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Caps Lock, Delete. Монитор персонального компьютера. Периферийные устройства ввода и вывода информации. Операционная система.
Организация данных в системе Windows. Создание папок и файлов.
Нахождение нужного файла через проводник или через функцию Поиск.
Графический редактор Paint (8ч).
Запуск программы Paint. Панель инструментов. Палитра. Создание цветного рисунка. Сохранение в файле созданного рисунка. Считывание рисунка из файла и его редактирование. Как увеличить область рисования. Как задать размеры рисунка. Перемещение по рисунку больших размеров. Уменьшение рисунка. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка. Надписи внутри рисунков. Выбор основного цвета, выбор шрифта, выбор размера шрифта.
Просмотр и печать рисунка.
Текстовый редактор Word (14ч).
Запуск программы Word. Внешний вид программы Word.Создание документа.
Панель форматирования, вкладка «Главная». Буфер обмена (копировать, вставить, вырезать). Шрифт, абзац, стили, редактирование. Набор текста.
Оформление заголовка текста. WordArt – одна из функций текстового редактора Word.Применение различных вариантов оформления заголовка текста, буквицу в начале текста. Текстовый редактор Word. Вкладка Вставка. Оформление текста картинками. Сборник изображений ClipArt.Оформление титульного листа. Надпись титульной страницы. Фигуры (геометрические фигуры, линии, фигурные стрелки, звёзды и ленты).
Учебно-тематический план
7 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Кол-во часов
№ Название темы Всего Теорет. Практ.
9 раздел Введение. Техника безопасности. 2
9.1 техника безопасности при работе на ПК. 1 1 -
9.2 совершенствование ПК, современные компьютерные технологии 1 1 -
10 раздел История развития вычислительной техники.
1 1 -
11 раздел Устройство компьютера 10
11.1 Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. 1 1 -
11.2 Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. 1 - 1
11.3 Устройства ввода информации. 1 1 -
11.4 Устройства вывода информации. 1 1 -
11.5 Системный блок. Назначение блока 1 1 -
11.6 Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. 1 1 -
11.7 Память ПК: внутренняя и внешняя 1 1 11.8 Назначение памяти и ее виды. 1 1 -
11.9 Флэш-память. 1 1 -
11.10 Оперативная и долговременная память компьютера. 1 1 -
12 раздел Текстовый редактор Word 10ч
12.1 Создание таблицы в текстовом документе.
2 1 1
12.2 Панель меню, вкладка Вставка.
1 - 1
12.3 Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. 2 1 1
12.4 Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы.
1 - 1
12.5 Вкладка Конструктор.
1 1 12.6 Вкладка Макет. 1 - 1
12.7 Корректировка созданной таблицы. 2 - 2
13 раздел Табличный редактор Excel (11ч)
11
13.1 Знакомство с Excel 1 1 13.2 Окно программы Excel 1 - 1
13.3 Лист, книга в программе Excel.
1 - 1
13.4 Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой.
1 - 1
13.5 Диаграмма. Создание диаграммы.
1 - 1
13.6 Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. 1 - 1
13.7 Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков.
1 1 13.8 Действие сложение с помощью программы Excel.
1 - 1
13.9 Решение примеров на сложение многозначных чисел.
1 - 1
13.10 Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel.
1 - 1
13.11 Решение примеров на все действия в программе Excel.
1 1 Итого 34
Содержание разделов программы
7 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение. Техника безопасности. (2ч)
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
История развития вычислительной техники.(1ч)
Устройство компьютера(10ч)
Информация. Компьютер - универсальное устройство ввода, обработки и вывода информации. Работа с клавиатурным тренажёром. Буква, значок, цифра. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.
Системный блок. Назначение блока. Процессор, жёсткий диск, карта памяти, оперативная память, звуковая карта, видеокарта. Память ПК: внутренняя и внешняя. Назначение памяти и ее виды. Флэш-память. Оперативная и долговременная память компьютера.
Текстовый редактор Word (10ч) Создание таблицы в текстовом документе.
Панель меню, вкладка Вставка. Таблица. Вставка таблицы в документ или рисование таблицы в документе. Параметры таблицы. Заполнение ячеек таблицы. Вкладка Конструктор. Вкладка Макет. Корректировка созданной таблицы.
Табличный редактор Excel (11ч)
Знакомство с Excel .Окно программы Excel Лист, книга в программе Excel.
Ячейки. Перемещение от одной ячейки к другой. Диаграмма. Создание диаграммы. Вставка диаграммы для представления и сравнения данных. Линейная диаграмма. Круговая диаграмма. Построение графиков. Действие сложение с помощью программы Excel. Решение примеров на сложение многозначных чисел. Вычитание, умножение, деление с помощью программы Excel. Решение задач в Excel. Решение примеров на все действия в программе Excel.
Учебно-тематический план
8 класс
(34 часа 1час в неделю)
Кол-во часов
№ Название темы Всего Теорет. Практ.
14 раздел Введение. Техника безопасности. 2
14.1 техника безопасности при работе на ПК 1 1 -
14.2 совершенствование ПК, современные компьютерные технологии
1 1 -
15 раздел Устройство компьютера 4
15.1 Периферийное устройство - сканер. 1 1 -
15.2 Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. 1 - 1
15.3 Периферийное устройство - принтер. 1 1 -
15.4 Распечатка рисунка, небольшого текста. 1 - 1
16 раздел Табличный редактор Excel 15
16.1 Программа Excel. 1 1 -
16.2 Действия: сложение и вычитание в программе Excel.
1 1 -
16.3 -Составление и решение практических задач, решение примеров.
1 1 16.4 Действия умножение и деление в программе Excel. 1 - 1
16.5 Решение практических задач и примеров.
2 1 1
16.6 -Распределение чисел в порядке возрастания и убывания 1 - 1
16.7 Расположение слов в алфавитном порядке.
1 - 1
16.8 Диаграммы в программе Excel. 1 1 -
16.9 Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. 2 1 1
16.10 Графики в программе Excel.
1 - 1
16.11 Добавление изображения в документ Excel.
1 - 1
16.12 Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением.
1 - 1
16.13 Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
1 - 1
17 раздел Программа PowerPoint 13
17.1 Запуск программы PowerPoint. 1 - 1
17.2 Слайды. Создание слайдов. 1 - 1
17.3 Создание рисунка в программе PowerPoint.
1 1 -
17.4 Работа с фигурами. Вкладка «Формат» 1 - 1
17.5 Инструменты для работы с фигурами.
1 - 1
17.6 Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. 1 1 -
17.7 Упорядочивание фигур. 1 1 -
17.8 Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур.
2 1 1
17.9 Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. 1 - 1
17.10 Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. 1 - 1
17.11 Работа с диаграммами, графиками. 1 - 1
17.12 Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
1 - 1
Итого 34
Содержание разделов программы
8 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере. (2ч).
Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии
Устройство компьютера(4ч).
Периферийное устройство - сканер. Сканирование рисунка, сохранение его как отдельный файл. Периферийное устройство - принтер. Распечатка рисунка, небольшого текста.
Табличный редактор Excel (15 ч).
Программа Excel.Действия: сложение и вычитание в программе Excel. Составление и решение практических задач, решение примеров. Действия умножение и деление в программе Excel. Решение практических задач и примеров. Распределение чисел в порядке возрастания и убывания. Расположение слов в алфавитном порядке. Диаграммы в программе Excel.
Создание диаграммы, наглядно показывающей практическую задачу. Графики в программе Excel.Добавление изображения в документ Excel.Дополнение построенного графика и диаграммы рисунком, изображением. Сборник ClipArt или Файл, с найденными ранее и сохранёнными картинками.
Программа PowerPoint (13ч).
Запуск программы PowerPoint. Слайды. Создание слайдов. Создание рисунка в программе PowerPoint. Работа с фигурами. Вкладка Формат. Инструменты для работы с фигурами. Дизайн. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде. Упорядочивание фигур. Создание рисунка из нескольких фигур на одном слайде, группировка фигур, раскрашивание фигур. Формат. Дизайн. Работа с клипами. Создание слайдов с клипами. Картинки, фотографии и звуки, расположенные по темам или ключевым словам. Работа с диаграммами, графиками. Работа с текстом. Надпись как фигура WordArt. Формат.
Учебно-тематический план
9 класс
(34 часа 1 час в неделю)
Кол-во часов
№ Название темы Всего Теорет. Практ.
17 раздел Введение. Техника безопасности. 2
17.1 Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией.
1 1 -
17.2 техника безопасности при работе на ПК 1 1 -
18 раздел Программа PowerPoint. 10
18.1 Слайды. Создание слайдов. 2 1 1
18.2 Дизайн. Работа с фигурами. Вставка 2 1 1
18.3 Работа с текстом. Анимация. 2 1 1
18.4 Настройка анимации 2 - 1
18.5 Эффект Вход, Выделение, Выход, Пути перемещения. 2 1 1
19 раздел Портфолио ученика 7
19.1 Что такое презентация. 1 1 -
19.2 Портфолио ученика. Титульный лист. 1 - 1
19.3 Создание слайда. Дизайн. 1 - 1
19.4 Оформление заголовка, подзаголовка. 1 - 1
19.5 Выбор картинки. Выбор эффекта. 1 - 1
19.6 Страницы Моё имя, Мои друзья, Моя семья, Мои любимые учителя Распорядок дня. Мои учебные успехи. 1 - 1
19.7 Просмотр презентаций учащихся. Анализ и оценка презентаций. 1 1
20 раздел Сеть Интернет 8
20.1 Общее представление о компьютерной сети. 1 1 -
20.2 Интернет как среда общения с помощью компьютера. 1 1 -
20.3 Структура сети Интернет. 1 1 20.4 Службы сети Интернет 1 1 20.5 Подключение к сети Интернет. Запуск Обозревателя. 1 - 1
20.6 Первый выход в WWW. 1 - 1
20.7 Навигация в WWW. Сохранение Web-страниц. 1 - 1
20.8 Поиск информации в WWW. Технология поиска в системе Яндекс. 1 - 1
21 раздел Электронная почта (7ч) 7
21.1 Основные понятия и термины электронной почты. 2 2 -
21.2 Почтовые программы. 2 1 1
21.3 Получение сообщений. 1 - 1
21.4 Подготовка и отправка сообщений 2 - 2
Итого 34
Содержание разделов программы
9 класс
(34 часа, 1час в неделю)
Введение. Техника безопасности (2 ч).
Персональный компьютер - универсальное устройство для работы с информацией. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.
Программа PowerPoint (10ч).
Слайды. Создание слайдов. Дизайн. Работа с фигурами. Вставка.
Работа с текстом. Анимация. Настройка анимации.
Эффект Вход, Выделение, Выход, Пути перемещения.
Портфолио ученика(7ч).
PowerPoint - специальная программа для создания презентаций.
Что такое презентация. Портфолио ученика. Титульный лист.
Создание слайда. Дизайн. Оформление заголовка, подзаголовка.
Выбор картинки. Выбор эффекта. Страницы Моё имя, Мои друзья, Моя семья, Мои любимые учителя. Распорядок дня, Мои учебные успехи.
Просмотр презентаций учащихся. Анализ и оценка презентаций.
Сеть Интернет (8ч).
Общее представление о компьютерной сети. Интернет как среда общения с помощью компьютера. Структура сети Интернет. Службы сети Интернет.
Подключение к сети Интернет. Запуск Обозревателя.
Первый выход в WWW. Навигация в WWW. Сохранение Web-страниц.
Поиск информации в WWW. Технология поиска в системе Яндекс.
Электронная почта (7ч).
Основные понятия и термины электронной почты.
Почтовые программы. Получение сообщений.
Подготовка и отправка сообщений.
Литература
Основная:
1.Информатика и ИКТ. Учебник начального уровня. /Под ред. профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008 . – 158 с.
2. Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование
/авт. - сост. А.М. Горностаева, Н.П. Серова. - Волгоград: Учитель, 2010.
3. Информатика: Учебник для 5 класса. /Л.Л. Босова. - 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 192 с.: ил.
4. Информатика: Учебник для 6 класса. /Л.Л.Босова.- 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 208 с.: ил.
5. Информатика: Учебник для 7 класса. / Н.Д. Угринович – 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 173 с.: ил.
6. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 205 с.: ил.
7. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 10 класса. / Под ред. профессора Н.В.Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
8. Босова Л.Л. Практикум по компьютерной графике для младших школьников. / Л.Л.Босова // Информатика в школе. – 2009 - № 5. – 94 с.: ил.
9. Малясова С.В. Практикум Microsoft Eхсеl. /Малясова С.В.// Информатика в школе. – 2009 - № 1. – 91 с.: ил.
10. Методическое пособие по информатике /С.Н. Тур, Т.П. Бокучава. -СПб: БХВ-Петербург, 2007г.
Дополнительная:
1. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Князева Е.В.// Коррекционная педагогика. -2009 - № 4 (34) – с. 29-37.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Графический редактор Paint
Перед вами две колонки, в которых приведены части словосочетаний, относящихся к информатике или к устройству и работе компьютера. Постарайтесь найти эти словосочетания !1 Администратор сеть
2 База дискета
3 Виртуальная технологии
4 Глобальная информации
5 Графический данных
6 Двоичный диск
7 Двухмерный модель
8 Алгоритм каталог
9 Жесткий файл
10 Загрузочная алгоритм
11 Звуковая редактор
12 Информационные массив
13 Искусственный программа
14 Кодирование Евклида
15 Корневой сети
16 Линейный интеллект
"Графический редактор Paint" 5 класс
Цель урока:
закрепление полученных знаний о графическом редакторе “Paint”;
познакомиться с инструментом “Заливка” программы Paint;
научиться применять инструмент “Заливка”.
Задачи урока:
Образовательные
формирование, систематизация и обобщение знаний по теме “Графический редактор Paint”,
освоить работу мыши с помощью графического редактора Paint,
знакомство с инструментом «Заливка».
Развивающие
развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, оценивание), внимания, памяти, творческой активности.Воспитательные:
развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах, аккуратность.
Базовые понятия и термины:
графический редактор, файл, открыть файл, создать файл ,имя файла, панель инструментов, инструменты рисования, рабочая область, строка меню.
План урока:
Организационный момент – 1-2 минуты
Актуализация опорных знаний – 10 минут.
Изучение нового материала – 10 минут .
Инструмент “Заливка” графического редактора Paint,
Способы применения инструмента.
Физкультминутка – 2 минуты.
Закрепление и обобщение знаний. – 12 минут.
Практическая работа на ПК.
Зарядка для глаз.
Обсуждение полученных результатов.
Контроль теоретических знаний – 5 минут.
Домашнее задание. Подведение итогов урока – 3 минуты.
1. Организационный момент.
Сегодня мы с вами познакомимся с инструментом Заливка в графическом редакторе Paint. Выполним ряд работ, используя этот инструмент. Затем, накопив достаточно рисунков, мы соберем их в наш альбом, название которому вы придумаете сами. Придумать оригинальное название и оформление – ваше домашнее задание.
2. Актуализация опорных знаний.
На предыдущем уроке мы знакомились с графическим редактором Paint. С учениками предлагается повторить выученный материал на прошлом уроке: что такое графический редактор, с каким графическим редактором они познакомились, как можно сохранить, открыть и создать новый файл.
Вопрос:
Давайте попробуем восстановить в памяти интерфейс графического редактора Рисунок1.Кто желает сделать это у доски? Схематично изображает на доске интерфейс редактора, подписывает основные элементы.
Рисунок 1.
Ученикам предлагается выполнить раскрасить рисунок Рисунок2 с помощью карандашей и фломастеров за 5 мин. Учитель сообщает критерии оценивания для данного задания: аккуратность, правильно ли подобраны цвета, полнота выполненного задания. Ученики обмениваются работами со своими соседями и оценивают работы друг друга согласно критериям. После оценивания проводится обсуждение поставленных отметок.
Рисунок 2.
3. Изучение нового материала.
Прежде чем приступить к раскрашиванию в графическом редакторе Paint ученики слушают объяснение учителя о выборе и смене цвета заливки. Записывают название и назначение нового инструмента в рабочие тетради.
Заливка – закрашивает выбранным цветом замкнутый участок рисунка.
Выбор цветов – позволяет уточнить тот или иной цвет в рисунке.
4. Физкультминутка.
Можно провести физкультминутку на основе повторения правил техники безопасности. Учитель называет “неправильно” правила, учащиеся, если согласны -вытягивают руки вверх, если не согласны –вытягивают руки перед собой или в стороны.
5. Закрепление и обобщение знаний. Практическая работа.
Предстоит следующий этап: ученики работают за компьютером. Во время работы за компьютером надо быть предельно внимательным. Повторение правил техники безопасности.
Техника безопасности
Во избежание несчастного случая, поражения электрическим током, поломки оборудования, рекомендуется выполнять следующие правила:
Не включать без разрешения оборудование.
При несчастном случае, или поломке оборудования позвать старшего (преподавателя).
Не трогать провода и разъемы (возможно поражение электрическим током).
Не допускать порчи оборудования.
Не работать в верхней одежде.
Не прыгать, не бегать (не пылить).
Не шуметь.
Монитор должен располагаться на уровне глаз и перпендикулярно углу зрения.
Задание 1.
Раскрашивание этого же рисунка Рисунок2 с помощью инструментов программы Paint.
Рисунок 2.
Учителю нужно предварительно загрузить тот же рисунок на компьютер, чтобы ученики его открыли и разукрасили средствами Paint Рисунок2. Далее им следует сохранить работу. Учитель предварительно должен создать папки для работ учеников на каждом компьютере на дисках С, например, под именем 5_класс.Учащиеся впоследствии запомнят, где находятся созданные ими файлы и в какую папку их необходимо сохранить.
Задание 2. Для сильных учащихся предлагается загрузить дополнительное задание Рисунок3.
Рисунок 3.
Необходимо найти все треугольники и залить их коричневым цветом, а все остальные фигуры оставить без изменения. Учащиеся должны, определить какое животное получится. (Если задание выполнено правильно, получится верблюд).
Учащиеся сохраняют полученные результаты. Выключают компьютер.
После выполнения задания необходимо выполнить с учениками зарядку для глаз.
6. Контроль теоретических знаний
Ответить на тест предлагается учащимся на карточках, отмечают верные ответы, карточки подписывают, сдают учителю.
ФИ ________________________________класс_________ дата__________________
1 2 3 4 5 6
Выберите правильный ответ:
Графическим редактором называется программа, предназначенная для ...
Редактирования вида и начертания шрифта
Создания графического образа текста
Работы с графическим изображением
Программа Paint запускается следующим образом
Пуск – Программы – Стандартные – Графический редактор PaintПуск – Программы – Графический редактор PaintПрограммы – Пуск - Стандартные – Графический редактор PaintДля создания нового файла в Paint необходимо:
Файл – Создать
Файл – Открыть
Рисунок – Очистить
К основным операциям, возможным в графическом редакторе, относятся ...
Выделение, копирование, вставка
Карандаш, кисть, ластик
Наборы цветов (палитра)
При вставке из буфера обмена или из файла, где располагается вставленный фрагмент по умолчанию?
В левом верхнем углу экрана
В левом нижнем углу экрана
В правом нижнем углу экрана
При заливке фигуры другие области зальются в случае,
Когда контур фигуры непрерывен
Когда контур фигуры имеет разрыв
Когда контур фигуры имеет два последовательных разрыва на одной прямой
7. Домашнее задание
Придумать оригинальное название и оформление для альбома с рисунками, созданными в графическом редакторе Paint.
8. Подведение итогов урока
Литература:
Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень. Под редакцией Н.В.Макаровой.