Светлое Христово Воскресенье.
Тема: Светлое Христово Воскресенье.
Цель. Воспитывать любовь к русскому народу, приобщение к истокам культурных традиций. Формировать художественно- эстетический вкус, развивать творческие способности. Воспитывать желание помогать пожилым людям. Способствовать формированию у дошкольников культуры восприятия православной и народной музыки, приобщая к нравственным и вечным ценностям; раскрывать лучшие качества личности ребёнка, способствовать расширению кругозора.
Зал оформлен предметами прикладного искусства, часть которых сделана руками бабушек, родителей. Это расшитые салфетки, домотканые дорожки, изделия из лозы и бересты, плетеные кружева, рукоделия.
Дети входят, свободно группируясь парами. Мальчики провожают девочек на место, сами садятся напротив них.
Воспитатель (с русским поклоном). Здравствуйте, добры молодцы! Здравствуйте, красны девицы! Начинается святая Пасхальная неделя (Светлая седмица). Много интересного узнали мы о празднике Пасхи. Называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Скажите мне, дети, какое угощение готовят для пасхального стола?
Дети. Сырная пасха, куличи, крашеные яйца.
Воспитатель. Этот день знаменит не только вкусным угощением. Богат он и обрядами. В этот день старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши, чтобы лучше рассмотреть, как будет играть и веселиться красное солнышко. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскреси. Воистину воскреси», молодые девушки заглядывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».
Музыкальный руководитель. Мы слушаем с вами сейчас церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор – композитор Дмитрий Бертнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный интсрумент – голос человека. Дети слушают духовную музыку.
М.Р. В этот день звонили в церквях колокола. Звонили по-особому торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благосвет.
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна.
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)
Воспитатель. Со святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.
Дети заводят хоровод. Читают:
«Синички-сестрички,
Чечетки-тетки,
Куличики-мужичики,
Скворцы-молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
·С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!»
«Весна, весна,
На чем пришла?
На сохе, на бороне,
На чужой стороне.
Мужички, старички,
Вы тащите сошнички
А бабушки – по копеечке».
Исполняют закличку «Весна».
Дети. Солнышко катилось по западу,
Красное катилось по темному,
Светел месяц на востоке,
Он светит, не померкнет
Ночь прошла, темноту увела.
Замолчал сверчок, запал петушок,
Полежала немножко
Распахнула окошко:
Здравствуй, солнышко – колоколнышко!
Жаворонушки, прилетели,
Тепло тетечко принесите,
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Дрова, солому всю пожгла,
Молоко все унесла.
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче,
И зима – теплее,
А весна – милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде – бобы,
В поле – рожь и ячмень,
В саду – зелен хмель.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корем глубоким,
С хлебами обильными!
Исполняется пляска под русскую народную мелодию «Травушка-муравушка».
Воспитатель. Эй, парнишки и девчушки,
Не хотите ль спеть частушки?
Для друзей и для гостей
Запевайте веселей!
Дети поют частушки.
Мальчик. Эх, шире круг,
Рукавички с рук.
Моя правая нога
Захотела трепака.
Пошел плясать,
Свою барыню казать.
Вот он, вот она,
Вот и барыня моя!
Воспитатель. Приглашаю вас на веселый перепляс. А ну, добры молодцы, красны девицы, постарайтесь, свое умение покажите!
Перепляс с использованием русских плясовых движений.
Воспитатель. Меня тоже в свой круг возьмите!
Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Читает считалочку, выбирает козлика).
Шла гора по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила,
Кто не верит – это он,
Выходи из круга вон!
Хорошо плясали, хорошо играли, пора и за работу приниматься. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц. Яйцо –символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: «Был в начале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой не раскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил любовь – Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился». (повторяет с детьми символы, изображениями которых расписывали яйца.)
Сосна – долголетие и здоровье.
Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.
Петушиный гребень – защита от нечести.
Дубовый лист – гармония.
Солнце или меленка – к урожаю.
Сорочьи лапки – сомвол сорока святых.
Затем воспитатель приглашает детей за столы. Дети расписывают деревянные яйца фломастерами или акварелью.
Для яиц заранее готовят сумочки. Звучат русские народные песни.
Когда работа завершена, дети кладут яйца в сумочки, с поклоном дарят их гостям и уходят из зала.
15