Программа кружка Мозаика искусств
Титульный лист
МБОУ «Гимназия г. Алдан»
Программа имеет художественное направление.
Программа кружка «Мозаика искусств»
Для детей 8-9 лет
Срок реализации 2 года
Автор: Проскурина Ольга Алексеевна, учитель технологии
РС (Я) г. Алдан
Программа имеет художественное направление.
Составлена в соответствии со статьёй 9 Закона Российской Федерации «Об образовании образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Программа реализуется в общеобразовательных учреждениях в начальных классах. Рассчитана на общеобразовательную школу.
Общая пояснительная записка
Данная программа имеет художественно – эстетическую направленность и предназначена для разновозрастных категорий обучающихся, имеет различные уровни её освоения: общекультурный, функциональной грамотности, профессиональной компетентности.
Программа предполагает формирование ценностных, эстетических ориентиров, художественно – эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель:
обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности учащихся;
приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
содействие жизненному самоопределению учащихся.
Задачи:
Обучающие:
знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимые в работе;
обучить технологиям разных видов рукоделия.
* закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
* знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
* раскрыть истоки народного творчества;
* формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
* совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
* приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
создать предпосылки для изучения обучающимися основ декоративно – прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (лоскутная пластика, вязание, вышивание, мягкая игрушка, техника изонити и т. д.);
Развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность;
развивать образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
развивать положительные эмоции и волевые качества;
развивать моторику рук, глазомер
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формировать творческие способности, духовность культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитательные:
приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
У младших школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с полноценной структурой проектно – технологический деятельности и активно участвовать во всех её этапах:
- сбор и анализ информации о создаваемом изделии;
- поиск и построение плана деятельности;
- коллективный выбор лучшего варианта;
- определять последовательность изготовления изделия;
- выбор средств достижения поставленной задачи;
- изготовление изделия;
- проверка изделий в действии;
- представление и оценка результатов деятельности.
И программа позволяет педагогам вместе с детьми выполнять оригинальные проекты по совмещению техник и материалов, расширяя границы возможностей учащихся.
Возраст детей, участвующие в реализации данной программы - 8-9 лет
Сроки реализации общеобразовательной программы- 2 года
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- индивидуальная;
- работа в парах;
- групповая;
- коллективная.
Формы проведения занятий:
- экскурсия;
- конкурс,
- урок – игра;
- сказка;
- урок – суд;
- викторина;
- театрализация
- праздник.
Режим работы - 1 год обучения – 1 час 1 раз в неделю
2 год обучения – 1 час 1 раз в неделю
Ожидаемые результаты
Независимо от предметного содержания у обучаемых должны формироваться общетрудовые знания, умения и способы деятельности. Школьниками должны быть усвоены знания о процессе труда и выработаны первоначальные умения по его практической реализации. Это:
- планирование и организация рабочего места;
- рациональное размещение инструментов и материалов;
-распределение рабочего времени;
- соблюдение последовательности технологических операций под руководством учителя и по операционной карте;
- контроль за ходом деятельности;
- соотнесение результатов деятельности с образцом;
- осуществление сотрудничества при коллективной работе;
- соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами, материалами, бытовой техникой, и правил личной гигиены;
- выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности исполнения;
- выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
- осуществлять наблюдения и исследования свойств различных материалов;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Формы проведения итогов реализации:
- выставки,
- выставки-продажи,
- конкурсы,
- подарки и сувениры,
- участие в НПК
Формы проведения итогов реализации:
- выставки («Что нам Осень подарила», «Прекрасное вокруг нас», «Деревенские посиделки», «Мы мастера игрушек», Якутия – мой край родной», и т.д.;
- «Участие в районном смотре – выставке народных художественных промыслов и декоративно-прикладного творчества «Алданский сувенир»,
-Участие в научно-исследовательских конференциях: в рамках III республиканской акции «Природа и мы» - «Глина и пластилин»;
- НПК «Шаг в будущее» («Его величество – Картон», «Шишка шишке рознь», «Веселой друг – Оригами»).
Учебно – тематический план.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой и картоном
Работа с природным и бросовым материалом
Страна «Королевы Ниточки»
В чулане ненужных вещей
Лепкасоленым тестом, глиной
Роспись
Работа с тканью, драпом
Вышивка «крест»
Вязание крючком.
Творческий проект
Выставки, экскурсии, праздники.
1 год обучения
№ п\пТема занятия Количество часов Примечание
Всего Теоретических занятий Практических занятий 1. Вводное занятие. Техника безопасной работы на занятиях технологии 1 1 Рисование памятки
2. Работа с природным материалом 1 1 «В гостях у матушки Природы»
3-4 Оригами. Условные обозначения, схемы. Изготовление объемной поделки. «Часы» 2 1 1 5-6 Волшебный куб. Развертка. Оформление граней. 2 2 Подарочные упаковки (бумажный ажур)
7-15 Работа с солёным тестом.
Панно в сельском стиле:
«Дед и баба»
«Сельский двор»
«Пастушок»
«На мельнице-вертельнице» 9 1 2
2
2
2 Выставка
16-18 Бросовый материал. Вышивка. 3 1 2 Картина, вышитая на крышке от доширака19-20 Изготовление елочных игрушек, подарков 2 2 Украшение кабинета
«Сказка под Новый год»
21-23 Работа с тканью (драп). Сумочка для ключей
3 1 2 Региональный компонент.
Экскурсия.
24-26 Картины из ниток 3 1 2 27-28 Картины из круп 2 2 29-30 Игрушки - складушки2 2 Работа с бумагой
31-34 Квиллинг. «Смешарики» 4 1 3 Работа с гофрированным картоном
35 Шьём и вышиваем. 5 1 4 Вышивка «крест»
31-35 Итоговое занятие. Выставка детских работ. 1 1 Праздник
Итого: 35 часов
2 год обучения
№ п\пТема занятия Количество часов Примечание
Всего Теоретических занятий Практических занятий 1. Вводное занятие. Техника безопасной работы на занятиях , знакомство с планом работы на год 1 1 Викторина
2-3 Работа с природным материалом
«Осенние забавы»
Аппликация из шелухи лука и чеснока 2 1
1 Праздник
4-7 Оригами. Условные обозначения, схемы. Изготовление объемной поделки «Стерхи» 4 1 3 Конструирование из модулей
8-9 «Игрушки из ничего»-
«Чудесные скорлупки» 2 1
1 Работа с бросовым материалом.
10-11 Поделки из фисташек. Сувениры.
3 1 2 12-17 «Чудеса из глины» 6 2 4 Путешествие.
Праздник
18-23 Изонить. Сюжетная картина. 6 1 5 Галерея «мастеров королевы Ниточки»
24-26 «Сапожок» пошив плоскостной поделки
3 3 Игра
27-29 «Господин Квиллинг» 3 3 Картины. (цв. бумага, обои) работа в парах
30-35 Вязание спицами, крючком. 6 1 5 Итого: 35 часов
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
- Исторический аспект
- Связь с современностью
- Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
- Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.
При выполнении задания перед учащимися ставится задача- определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:
- эскиз
- воплощение в материале
- выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.
4. Содержание программы
Изготовление изделий из природных материалов.
Теоретические сведения. Аппликация, мозаика и объёмные композиции из природного материала. Особенности применения природных материалов для создания аппликаций из модифицированных форм растений, объёмных изделий; приёмы их подготовки к работе. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления для работы.
Способы крепления природного материалам к бумаге, ткани, картонной и стеклянной основе. Способы соединения в композиции объёмных природных материалов пластилином, быстросохнущим клеем и щипцами.
Правила и приёмы: безопасной работы с ножницами, клеем, щипцами, шилом, ножом, свободного вырезывания; разметки по шаблонам, на просвет, рисованием, копированием с помощью копировальной бумаги; изготовление шиповых соединений деталей из природного материала.Технологии изготовления изделий на основе общих приёмов:в технике плоской аппликации из модифицированных форм растений, объёмных композиций из природных материалов склеивание и шиповым соединением.
Практические работы. Упражнение на копирование рисунка с помощью копировальной бумаги, изготовление шиповых соединений.
Разработка и изготовление изделий аппликаций, объёмных композиций из природных материалов.
Объект труда. Панно. Открытка-аппликация их модифицированных форм растений. Композиции из шишек, скорлупы орехов, мха, ракушек, декоративных трав.
Изготовление изделий из бумаги и картона.
Теоретические сведения. История возникновения бумаги, общие сведения о производстве бумаги. История оригами. Квиллинг. Виды и свойства бумаги.
Назначение чертежей, название, начертание основных линий чертежа. Сведения о нанесении линейных размеров и чтение чертежей. Развертка, приёмы складывания бумаги.
Разъёмное и неразъёмное, щелевое соединение деталей. Назначение и обозначение припусков на склеивание.
Правила и приёмы: работы карандашом, линейкой, угольником, циркулем; разметки заготовок с помощью линейки и угольника; построение окружностей и разметка деталей в круге; чтение чертежей; соединения деталей из бумаги сшиванием, скручивание и прижимание бумаги.
Практические работы. Упражнения на разметку деталей, чтение чертежей и эскизов. Влияние расположения волокон на прочность бумаги и качество работ. Разработка и изготовление изделий на основе круга, геометрических фигур, сшивание по чертежу, щелевое соединение деталей; из сложенного листа бумаги; на основе развёртки куба, конуса, получение различных деталей путем прижимания рулончиков бумаги.
Объект труда. Объёмная поделка «Часы», «Волшебный куб», «Стерхи»; елочные игрушки, игрушки – складушки, поделки и сувениры в технике «Квиллинг» - объёмные композиции: Смешарики, «Ландыш», цветочная композиция.
Изготовление изделий из текстильных материалов.
Теоретические сведения. Первоначальные сведения о видах тканей, переплетении нитей. Лицевая и изнаночная сторона тканей.
Раскрой деталей изделия, петлеобразные стежки, соединение деталей изделия строчкой. Обработка края петельным швом.
Основные элементы техники изонити. Стилизация изображений для техники изонити.
Правила и приёмы: определение долевой нити в ткани; выполнение петлеобразных и прямых стежков, построения и заполнения круга и угла в технике изонити;
Организация рабочего места для вышивания.
Технологии изготовления изделий: в технике изонити, вышивкой петельным швом, швом «вперед иголочку»; вышивка «крест».
Практические работы. Упражнения на определение лицевой и изнаночной сторон ткани; выполнение петельного шва, шов «строчка», шов «вперед иголочку», шов «крест»; построение и заполнение круга и угла для техники изонити и стилизованных изображений из этих элементов.
Наблюдения и опыты по сравнению ткани и бумаги по их основным свойствам.
Разработка и изготовление изделий: с вышивкой «крест», петельным швом и швом «вперед иголочкой»; в технике изонити, в технике шитья.
Объект труда. Сумочка для ключей, сапожок, вышивка на картоне – изонить, вышивка крестом.
Теоретические сведения. Из истории вязания. Схемы, раппорт.
Инструменты, материалы для вязания крючком (спицами), правила их рационального подбора. Рабочее положение рук при вязании крючком (спицами). Образование первой петли, цепочки из воздушных петель. Организация рабочего места при вязании крючком (спицами).
Правила и приёмы выполнения: первой петли в вязании крючком (спицами) и цепочка из воздушных петель.
Практические работы. Упражнение на выполнение цепочки из воздушных петель.
Разработка и изготовление изделий: в технике аппликации из цепочек воздушных петель.
Объект труда. Панно. Сюжетная картина.
Изготовление изделий из пластических материалов.
Теоретические сведения. Глиняная игрушка.: традиции и современность. Особенности народных глиняных игрушек. Роспись игрушек из глины.
Правила и приёмы лепки игрушки в традициях дымковского промысла.
Практическая работа. Упражнения на лепку игрушек в традициях дымковского промысла. Разработка и изготовление игрушки.
Объект труда. Игрушки в традициях дымковского промысла.
Изготовление изделий из бросового материала.
Теоретические сведения. «Дадим старым вещам новую жизнь». Особенности изготовления изделий из бросового материала, фисташек, яичной скорлупы. Материалы, инструменты и приспособления, используемые для изготовления поделок (игрушки, подарки, сувениры), соединение деталей быстросохнувшим клеем.
Правила и приёмы работы с бросовым материалом, фисташками, хрупким материалом – скорлупа. Правила безопасной работы с ножницами, шилом, ножом, иголками, быстросохнувшим клеем. Организация рабочего места.
Практическая работа. Упражнения на разметку деталей, чтение чертежей, схем.
Разработка и изготовление поделок из бросового материала, фисташек, яичной скорлупы.
Объект труда. Игрушки из ничего, чудесные скорлупки, фисташковые сувениры.
5. Методическое обеспечение программы.
- Беседы, игры, конкурсы, игры-путешествия, экскурсии,
- Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.
Методы - как способ организации занятий:
- словесные – беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ
- наглядные – показ образца изделия, иллюстрации, презентация, показ видеоматериалов
- практические – практические работы, опыты, тренировочные упражнения,
- игровые – конкурсы, викторины, театральные минипостановки, настольный театр
Методы – как уровень деятельности детей на занятии:
- объяснительно – иллюстративные – объяснение, чертежи, схемы, таблицы
- репродуктивные
- частично – поисковые – нахождение информации, участие в НПК («В мире симметрии» -Гаськова Люба – сертификат; «Его величество Картон» Кручинина Лида – сертификат; «Шишка шишке рознь» Рыбкина Мария – сертификат; «Исследование свойств глины и пластилина» Веникова Виктория – сертификат, денежная премия, «Оригами» Нуруллина Олеся- сертификат)
- исследовательские – опыты (свойства бумаги и картона; ткани), самостоятельная творческая работа
В результате обучения учащиеся
должны знать:
виды декоративно – прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий;
народные художественные промыслы России и родного края;
названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда;
названия и назначения материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
об особенностях лепных игрушек;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
о вышивке «крест»;
о проектной деятельности.
должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место;
пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на уроках технологии;
сотрудничать со сверстниками, оказывать товарищескую помощь, проявлять самостоятельность.
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного и геометрического орнамента);
лепить на основе традиционных приемов дымковской игрушки, применять разные формы лепки.
Материальное обеспечение программы
Наглядные пособия, таблицы, схемы, чертежи, имеются специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Дидактический материал:
- журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из соленого теста, вязания и техник вышивания, работы глиной.
Литература для учителя
Технология. Программа начального и основного общего образования. В. Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины, ярмарки) /авт.- сост. Ю. А. Вакуленко.- Волгоград: Учитель, 2007
Азбука народных промыслов. 1-4 классы: дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии / авт.-сост. И. А. Хапилина. – Волгоград: Учитель. 2011
Начальная школа: трудовое обучение: Поделки, модели, игрушки: Книга для учителя. Выгонов В. В. - М.: Издательство»Первое сентября», 2002конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. Неретина Л. В.: М. Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2004
Литература для детей
Игрушки и подарки из природных материалов.-Агапова И. А. М.: ООО Издательство «Дом. ХХ1 век», ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007
366 моделей оригами/ Т. Б, Сержантова.6-е изд. М.: Айрс-пресс, 2066
Смастерим из бумаги. Складывание.- Таллин, 1988
Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, Б. Н. Куров.- ярославль: Академия развития: , Академия Холдинг, 2000
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. К. В. Силаева. - М.: Изд.Эксмо. 2006
Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природных материалов/Пер. с пол.- М.: Мой мир гмбХ&Rj/ RU? 2006
Аппликации из цедры и шелухи лука и чеснока. Г. И. Перевертень. М.:ООО «Издательства АСТ». 2006
Поделки из фисташек./ С. Кабаченко.- М.: Эксмо, 2008
Чудесные скорлупки. Ручной труд для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для учителей, воспитателей, руководителей кружков ДОУ. СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005
Игрушки из ничего. – Литвиненко В. М. – СПб.: Издательство «Кристалл». 2000
Журнал «Ксюща». Для любителей рукоделия. - №1-10 2010,
Журнал «Ксюша». Умелые ручки. - №1-10 2011.
По данной программе работаю не первый год, некоторые темы усложняются, вводятся новшества (н-р, по теме оригами дети выполняли аппликационные работы из модулей, затем выполняют из модулей объемные поделки, сувениры).
Работа по данной программе, приносит желаемые результаты:
Композиции из модулей.
Крупяная аппликация.
Из бросового материала и пластилина получаем оригинальную живопись.
Коробки тоже пригодились.
Шьём и играем…
Лепим, красим и рассказываем…
Проводим опыты
Участвуем в районных выставках… даем интервью
В нашей мастерской.
Наводим тесто, но не на пироги…
и лепим…
Сувенирчик ко дню Святого Валентина
Памятка. Сгибание бумаги и картона.
Бумага.
Складывай бумагу только на столе.
Линию сгиба обязательно проглаживай ребром ладони от середины к краям. А затем гладилкой.
При сгибании плотной бумаги обязательно сначала продавливай по линейке острым предметом, или тупым концом ножниц по всем линиям сгиба
Картон: сгибание по прямой линии.
По линейке картон надрезать с лицевой стороны ножом (нож захватить в кулак,Указательным пальцем придерживая обушок под углом 45 *.
Картон: сгибание по цилиндрической форме.
При сгибании развёртки цилиндрической формы положи на стол лицевой стороной и прижми ребром линейки. Захватив развёртку за выступ, прогнуть её 2-3 раза.
При сгибании картона и толстой бумаги ножом сделать надрезы по наружной стороне.
Памятка. Резание бумаги ножницами, ножом.
Резание бумаги ножницами.
По прямой линии: резать серединой лезвия, смотреть на конец ножниц, направляя их вдоль линии;
По кривой линии: смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал;
По внутреннему контуру: проколоть кончиками ножниц бумагу в середине круга (овала), сделать надрез до линии разметки и вырезать по намеченным линиям.
Резание бумаги ножом.
Положи стопку бумаги или картона на подрезную доску;
Металлической линейкой (фальцлинейкой) прижми бумагу к доске;
Захвати нож в кулак и прижми лезвие ножа к борту линейки. Плавными движениями, слегка нажимая, проведи по линиям разреза;
Сделай 3-4 таких движения;
Плавными движениями, нажимая на нож, режь до конца.
Техника безопасности.
Ножницы – острый инструмент.
Хранить ножницы в определённом месте в закрытом виде.
Резать сидя, не размахивая ножницами, не ронять их, следить за пальцами.
Нож хранить в футляре.
Без разрешения учителя не брать инструменты.
При работе следить за пальцами, чтобы они не попадали под лезвие ножа.
Праздник встречи Весны.
Вед. – Сколько времен года вы знаете? Послушайте и отгадайте загадку и тогда узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.
Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня … (Весна)
- Правильно! К нам пришла Весна. А что происходит весной? Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей)
- Очень много стихотворений посвящено весне. Вот одно из них, послушайте:
Снова к нам пришла весна,
Сколько света и тепла!
Тает снег, журчат ручьи,
Скачут в лужах воробьи.
Потеплело на дворе,
И раздолье детворе.
Зовут её Весною и девочкой – Весна.
Идёт тропой лесною без отдыха и сна.
И хочет, чтоб согрели всех солнышка лучи.
Чтоб с юга прилетели весёлые грачи.
Заходит Весна (учитель или ученица), ведущий обращается к ней:
Ну, Весна, как дела?
Для чего тебе метла?
Для чего тебе ручьи?
И лучи, что горячи?
Весна:
У меня уборка,
Снег смести с пригорка,
Мусор смыть с дорожек.
Я лужайки просушу,
Вас на праздник приглашу.
Вед. – Я знаю, что вы знаете немало примет, пословиц, загадок о весне. Давайте порадуем нашу гостью.
- Валяется камень на мёрзлой земле,
Его подберёшь – исчезает в тепле. (снежок)
- Кто в воде родился, а тёплой воды боится? (лёд)
- На дереве дворец, во дворце певец. Кто это?
- Без рук, без топорёнка, построена избёнка. Что это?
- Зеленеет даль полей.
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? … (май)
Вед.- Но не везде, ребята , наступила весна. Сегодня я получила письмо-загадку. Давайте прочитаем его.
«Помогите! Пропало Солнышко! Лес спит!»
Весна – Я так и знала! Опять вредный Крокодил Солнце наше проглотил!?
Вед. – Да нет! Он его разделил на кусочки и предлагает (читает) «… если хотите увидеть на небе Солнце, то должны пройти по данному маршруту. Если задания выполните, найдете остальные кусочки Солнца. Прощайте, Крокодил Крокодилович».
Ребята, надо помочь! Вы согласны? Надо солнышко найти? Тогда отправляемся в путь!
Весна – Я думаю, что впереди нас ждут испытания. Поэтому в путешествие мы с собой возьмём Дружбу, Смелость, Вежливость. Итак, отправляемся в путь!
– «Ручеек».
Дети выстраиваются в 2 колонны, каждый из ребят кладёт руки на талию стоящего впереди. На полу рисую мелом 2 полосы на расстоянии 0,7 м одна от другой. В ходе игры на слово «Ух!» всем вместе надо перепрыгнуть за линию – «на другой берег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, «наступит в воду и промокнет», выбывает из игры. Ведущий сопровождает действие детей словами:
Разлился ручеек, золотой рожок – «ух!»
Разлился водой, холодной, снеговой – «ух!»
Разлился водой, прозрачной, ключевой – «ух!»
По пням, по болотам, по лесным колодам – «ух!»
(Если действие выполнено – находят кусочек солнышка, крепят на доску.)
«Полоса препятствий».
Пройти по «узкой тропинке, прочерченной мелом, прыгать по кочкам на болоте, пролезают под ветками, проходят по краю пропасти (боком, друг к другу, взявшись за руки). Проходят к берёзке.
Вед.- Ребята, посмотрите – ведёрко, а в нём – опять загадку, послушайте:
Спереди у птички шильце,
Позади у птичек вильце,
Сама птичка мала,
А за морем была. (ласточка)
Черный, проворный
Кричит «Крак!»,
Червякам враг. (грач)
- Ну это не всё. Здесь ещё и птички. Давайте, ребята, выпустим птичек на волю, рассадим их на березке.
(Весна раздаёт бумажных птиц, дети украшают ими берёзку.)
Конкурс «Капуста». Кто больше наденет одежды на себя.
«Пройти и не задеть». Глаза открыты, ставят стаканы 5 шт. задача: пройти и не задеть (как глаза завязали, стаканы убрать).
«Собери и прочти». Две одинаковые записки разорваны.побеждает тот, кто быстрее соберёт и прочтёт записку (в записке – спеть песню).
Ой, бежит ручьем вода –
(дети, взявшись за руки, идут по кругу)
Нету снега, нету льда.
Припев:
Ой, вода! Ой, вода!
(хлопают в ладоши в ритм мелодии)
Нет ни снега, нет ни льда. (2 раза)
(один раз кружатся вокруг себя)
Прилетели журавли
(бегут по кругу)
И соловушки-малы.
(присаживаются на одно колено, складывая ладошки рук за спиной)
Припев:
Журавли, журавли
(движения – те же)
И соловушки – малы.(2 раза)
Мы весняночку поём
(дети сужают круг)
Весну красную зовём.
(расширяют круг)
Припев:
Ой, поём! Ой, поём!
(хлопают прямыми руками над головой)
Весну красную зовём». (2 раза)
(кружатся вокруг себя)
В итоге игровой программы дети собрали Солнышко по частям.
Вед. – Ну, вот, ребята, мы и справились со всеми заданиями Крокодила Крокодиловича. Нашли все части Солнышка. Раскройте, ребята, секрет, что нам помогло в испытаниях, кто был нашими помощниками? (Дружба, смелость, Вежливость) напишите их имена на этих лучиках, затем мы их прикрепим к Солнышку, чтобы оно засияло ещё ярче и грело ещё жарче.
Экскурсия в природу.
Беседа в классе. Ребята, к нам в гости пришли 2 муравьишки. Они пошли в лес и заблудились, не могут найти свой дом, не успели приготовить запасы на зиму. И где их взять – не знают. Просят у нас помощи. Как мы можем им помочь? (ответы детей)
- Очень хорошо, ребята, и сегодня мы с вами побываем сначала на заочной экскурсии и приглашаем наших гостей, а место нашей экскурсии мы узнаем, когда отгадаем кроссворд (названия овощей и фруктов записываем в таблицу: 1-помидор, 2-груша, 3-огурец, 4-персик, 5-яблоко, 6-виноград). По вертикали читаем – «огород». Да, сегодня мы с вами побываем на огороде и в саду и узнаем, какие овощи и фрукты растут на нашем огороде и в саду. Сейчас я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать их.
1. Сидит дед, во сто шуб одет;
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (лук)
Девица в темнице, а коса на улице (морковь)
Сто одёжек и все без застёжек (капуста)
Щёки розовые, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска)
Наши поросятки выросли на грядке, к солнышку бочком, хвостики крючком, эти поросятки играют с нами в прятки (огурцы)
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом … (картошка)
Вы правильно отгадали все загадки, молодцы. Ребята, а каким общим словом можно объединить все эти слова?
А где растут овощи? (обращаю внимание детей на картинку, перечисляем овощи.) А ещё мы с вами побываем в саду, что же растёт в саду?
- Я румяную матрёшку от подруг не оторву,
Подожду, пока матрёшка упадёт сама в траву (яблоко)
- Синий мундир, жёлтая подкладка,
А в середине сладко (слива).
- Назовите, какие ещё фрукты растут в саду (рассматриваем картинку). Дети называют фрукты.
У многих из вас в семье есть дача, огород. Кто из вас был на даче или огороде ипомогал взрослым? Какие рабочие инструменты использует человек при обработке почвы, по уходу за овощами и деревьями? (дети рассказывают, как они помогают взрослым, какие орудия труда они видели и использовали в работе.)
Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать, о чём идёт речь:
- Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок. (пила)
- Двенадцать коней одним поводом веду (грабли).
- Из жезла – тучка, а у тучки – ручка
- Эта тучка по порядку обошла все грядки (лейка)
- Кто берёт сено тремя зубами? (вилы)
- Ребята, мы с вами заочно провели экскурсию и в саду и в огороде, знаем, что там растёт. А для чего мы всё это сажаем и осенью собираем? (ответы детей)
Молодцы, а как вы помогаете взрослым собирать урожай? (ответы детей)
Вы, оказывается, очень хорошие помощники родителям. Но на этом наша экскурсия не окончена. Сейчас мы пойдем в лес, но не просто погулять. Каждый внимательно будет смотреть кругом и может быть увидит, какие осенние подарки приготовил нам лес? Но громко и вслух никто ничего не говорит, что увидели - держим в секрете. А как придём назад в школу, вы слепите из пластилина то, что нашли, увидели.
Дети одеваются, строятся, вместе с учителем идут в лес. Что они увидели – никому ничего не говорят – держат в секрете. По приходу в школу, ребята лепят из пластилина грибы, ягоды, шишки, укладывают в корзинки, при этом рассказывают, как данный продукт можно сохранить зимой, укладывают в корзинки и преподносят из нашим гостям – муравьишкам.
Викторина.
Класс делится на 2 команды. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
Вопросы викторины.
1. Какие игрушки были у детей русских крестьян до XVII века? (тряпичные куклы, деревянные чурбачки, соломенные кони, глиняные свистульки).
2. Какую игрушку прославил Андерсен в своей сказке? (Оловянного солдатика).
Из какого материала вырезают куклы для детей – эскимосов? (Из слоновой кости)
Где впервые появились куклы? (в Индии и Китае)
2.
1. Из чего мастерили кукол индейцы Северной Америки? (Из кукурузы)
2. Какой бог, по мнению древних греков, был первым игрушечным мастером? (Гефест)
Одна из любимых военных игрушек древних греков и римлян… (Троянский конь с целой армией крохотных воинов)
Из какого материала были сделаны самые первые европейские куклы? (Из глины и дерева)
3
1. Назовите самую популярную военную европейскую игрушку. (Оловянный солдатик)
Назовите одну из любимых игрушек НиколаяII? (Заводная железная дорога)
Кого изображала первая механическая игрушка? (Голубя)
Какой игрушечный зверь открыл череду мягких игрушек, столь ныне популярных? (Плюшевый медвежонок)
Назовите игрушку – талисман американских космонавтов. (Кукла Барби)
Назовите традиционную китайскую игрушку, ставшую популярной во всем мире. (Воздушный змей)
4.
В каком подмосковном городе есть Музей игрушек? (Сергиев Посад)
Назовите родину первых оловянных солдатиков. (Германия)
В какие игрушки больше всего любил играть Петр1? (В военные)
В каком городе США есть Музей куклы Барби? (В Сан – Франциско)
Дедушкой игрушки матрешки считают игрушку Фукуруму. Скажите, из какой страны Фукурума? (Из Японии)
5.
1. В каком европейском городе Матрешка получила золотую медаль? (На Международной выставке в Париже в 1900 году)
Из какой глины лепят дымковскую игрушку? (Из красной гончарной)
Каким игрушкам-фигуркам приписывают магические свойства? (Свистулькам)
В каком городе впервые возникли игрушечные промыслы? (в Новгороде)
Как звали мастера, который дал начало глиняным игрушкам? (Филимон)
6.
Какие цвета преобладают в полосатых филимоновских игрушках? (Красный, зеленый, желтый)
Из каких видов древесины вырезают игрушки богородские мастера? (Из липы, осины, ольхи)
Назовите самую знаменитую богородскую игрушку. («Кузнецы»)
Какое животное богородские мастера чаще всего вырезают из дерева? (Медведя)
7.
1. По виду выполнения аппликации можно подразделить на … (объемную и плоскую)
2. Картины, выполненные особым способом, из мелких кусочков материала. (мозаика)
3. Известный ученый России, который занимался мозаикой. (М. В. Ломоносов)
4. Где впервые появилась оригами7 ( в Китае, 1800 лет тому назад)
5. Фигурка, какого животного стала символом мира? (Фигурка журавлика символизирует мир, в Японии он считается талисманом, приносящим счастье)
8.
1. Излюбленные растительные формы Городецких мастеров. (цветы)
2. Как называется изделие - на золотой утвари – золотые кудри. (хохлома)
3. Что за роспись – птицы яркие летают и купавки расцветают. (Городецкая)
4. Где расписывают «игрушки – тарарушки»? (Полхов – Майдан)
5. Черный конь бежит, вся земля дрожит. (Городец)
9.
1. Как называлась палочка, используемая для рисования маленьких кружочков и точек? (печатка- тычок)
2. Что использовали мастерицы вместо лака для покрытия игрушек? (белок яйца)
3. Благодаря какому празднику и какая игрушка стала известной? (Праздник Свистунья, игрушка – свистулька)
4. Как использовалась дымковская игрушка в жизни крестьян ? (как оберег от злых духов)
5. Без него плачемся,
А как появится,
От него прячемся. (солнце)
10.
1. Нога в земле, голова в небесах. (дерево)
2. Украшение костюма. (аппликация, вышивка)
3. Как в изо называется материал любого изделия, из которого оно выполнено? (фактура)
4. Передача настроения в искусстве. (колорит)
5. Перспектива, которая передает глубину пространства графически? (линейная)
6. Степень удаленности предметов при помощи цвета. Что это за перспектива? (воздушная)
Тема занятия: Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.
Цель: знать несколько видов народных промыслов, их возникновение и развитие (Хохлома, Дымка, Гжель), особенности формы, цветовой гаммы.
Учитель - «Сто крылец, сто колец, сто коней, сто вестей» - так начинается сказка. Спросим у первого скакуна: «Откуда ты примчался? О чём твоя весть?
- «Я из лесов дремучих моя весть о Хохломе огненной, о той, что краше золота…»
Спросим теперь у белого коня, что искры из глаз и нетерпеливо грызёт удила.
- Издалека прибежал?
- На травяных берегах Вятки- реки меня пасли, там, где поют. Разливаются глиняные свистульки…»
-Откуда ты? – третьего спросила я красавца коня.
Кони-вести. Слушаешь вести, а перед глазами – хохломские ложки, расписные игрушки, что родились на берегу Вятки-реки, городецкие прялки…
Вся наша земля – земля мастеров, чьи руки дружат с топором, пилой, глиной, красками, иглой, да ниткой, и всё передаётся из поколения в поколение. Как Златая цепь- звено к звену, колечко к колечку – новое колечко, а каждое колечко – мастерство.
Помчимся на конях по белу свету, чтобы узнать, услышать вести о мастерах и мастерстве.
…Жил – был в стародавние времена дед. Редко были у старика пшеничные пироги, сладкие пряники, соты медовые. Но гости стариков двор не обходили. На богатых дворах- тишина, одни собаки лают, а у старика – весёлая застолица (показ цветных иллюстраций).
Все знали: есть у него красота ненаглядная – деревянная мисочка – уточка с 12 черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно.
Дивились гости: откуда у старика такая красота? Спрашивали, дорого ли она стоит? Хозяин угощал гостей и говорил:
- Золото из Хохломы в огне не горит и воде не тонет. Стенки золотые, а на ободке, в середине листья рябиновые да ягоды.
Положил дед черпак в миску и налил воды – черпаки наверз всплыли: ведь они деревянные (показ иллюстраций)
- А насчет огня, - говаривал дед, - испытайте сами. Калят изделия в жарких печах. Как же им сгореть? Одно слово – Хохлома огненная!
Своё название роспись получила от крупного селения –Хохлома, где в далёкие годы на ярмарках продавали изделия окрестных деревень. В Заволжье крестьяне всегда любили такие узоры. Какие? (травку, цветы, ягоды, золото).
Конечно, золото олицетворяло счастливую богатую жизнь, довольство, красоту чистоту. А что означают цветы и ягоды? (они напоминают людям о молодости, нови и силе)
Куда ж теперь поскачет конь? Давайте послушаем:
… плывёт по водной глади парусное судно. Над его носом возвышается лошадиная голова, топором вырубленная из дерева. Резчик-художник умело изобразил развевающую конскую гриву. Где это судно смастерили? (в городе Городце) только ли судна там такие? Может, чем-то ещё славен Городец? (есть дома с резными лошадиными и львиными головами, прялки)
Что из себя представляет прялка? (прялка и донец. Донец тоже был разрисован. На него женщины садились, крепили на красочно расписанную прялку шерсть и, под песни пряли)- Хорошо. Прялку любили особенно. Прялка в доме – всё – равно, что лошадь в поле. Лошадь – добытчица…? (хлеба)
- А прялка? (одежды) да, славились едва не по всей Волге расписанные прялки из славного города Городца. Что ещё рисовали на изделиях Городца? (птиц, лошадей, сюжетные картины – «Чаепитие», «Свидание» и т.д.)- Молодцы, но вот посмотрите (иллюстрация «Праздник Свистунья»). Собрался на большой площади народ. У всех смеющиеся, веселые лица. Каждый бережно держит небольшую игрушку, изображающую двуглавого зверя или барана с золотыми пятнами на боках. Но игрушки эти особенные: они одновременно и свистульки. Поэтому свист стоит на площади – летучий, пронзительный свист с нежным горловым оттенком. Где делают такие игрушки? (на Вятке, в Дымковской слободе) как называют эти игрушки? (Дымка). Чем она характерна? (белый тон, на нём роспись из геометрических фигур). Из чего сделаны эти игрушки? (Ставлю на стол игрушки, выполненные детьми: барышня, свистулька-лошадка, поросёнок. Дети: Из глины. Эта игрушка тоже зовётся –Дымка.)
- Правильно. Я расскажу вам сказку, которую любили и любят вятские мастерицы:
Жил-был баран «Золотые рога». Шерсть на боках у него была вся в цветных завитках – красных, синих, желтых. Чёрных. Гулял баран по лесам, полям, по горам и лугам. Никого баран «Золотые рога» не боялся. От холода его шуба спасала, от врагов – умная голова. Окружили раз барана серые волки. Да только баран «Золотые рога» не испугался. Поглядел на серых, да и говорит:
- Пора бы поужинать, да волки все какие-то худые.
А волчий круг всё уже. Баран и говорит:
-Ошибся я – есть и жирные головы.
А волки всё ближе. Закричал баран «Золотые рога»:
- Жирную пару волков на ужин выбрал!
И сверкнули при лунном свете рога золотые. Испугались волки и пустились со всех но наутёк.
Вот так и работают наши мастерицы. А скажите, как изготавливают эти игрушки? (лепят из глины, обжигают в печи, грунтуют, потом расписывают весёлыми красками).
- Молодцы, ребята! У вас на столах бумага, ножницы, краски. Сегодня вы делаете образцы для будущих игрушек, которые вы же и будете лепить из глины и раскрашивать красками, чтобы продолжить Золотую цепь мастерства. Сначала берём белую бумагу, складываем пополам и ножницами вырезаем половину силуэта выбранной вами игрушки, а затем, придумываем свой узор для игрушки :Дымку, Хохлому, Городец. Удачи в работе!
(если дети затрудняются вырезать сразу, предлагаю нарисовать пол силуэта карандашом)
В итоге занятия дети рассказывают о своей работе: как называется игрушка, какую роспись использовали, какие трудности были в работе?
Оформляется выставка «Краса ненаглядная».