Урок русского языка в 6 классе. Повторение и обобщение по теме «Местоимение». Комплексный анализ текста «Май. Белые ночи». Сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям. (П.И. Чайковский «Времена года». «Май. Белые ночи»).
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с. Малый Узень
Питерского района Саратовской области»
Урок русского языка в 6 классе.
Повторение и обобщение
по теме «Местоимение».
Комплексный анализ текста
«Май. Белые ночи».
Сочинение-миниатюра
по музыкальным впечатлениям.
(П.И. Чайковский «Времена года».
«Май. Белые ночи»).
Урок подготовила и провела
учитель русского языка
и литературы
Байдулина Т. А.
2012 год
Тема урока. Повторение и обобщение по теме «Местоимение».
Комплексный анализ текста.
«Май. Белые ночи».
Сочинение – миниатюра по музыкальным впечатлениям.
(П.И. Чайковский «Времена года». «Май. Белые ночи»).
Цели урока: - повторить и обобщить знания по теме Местоимение»;
- отработать умения находить и применять на практике
изученные орфограммы;
- продолжить работу по выработке умений
комплексного анализа текста;
- находить художественно-выразительные средства языка,
определять их роль в художественном тексте;
- учиться выражать собственные впечатления
о прослушанном музыкальном произведении.
Оборудование: развёртка «П.И.Чайковский», раздаточный материал,
магн/запись «Времена года».
Ход урока
Лексико-этимологическая страничка. Слово учителя.
Май. По латыни - это «майорус» (старший). А по-русски - песенник, всё поёт вокруг, поют птицы, радуются люди. Появляется пышное разнотравье, поэтому май ещё травник. Соловьиная пора, месяц песен и плясок, медвяных рос. Третий месяц весны - весна леса и воздуха. Полная победа солнца - его света и тепла - над холодом и мраком зимы.
Зорька вечерняя к утренней зорьке руку подаёт, на севере начинаются белые ночи. Завоевав землю и воду, жизнь поднимается во весь рост.
Речевая разминка.
А. Фет. Майская ночь.
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе -
Ты нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вот оно - как дым.
За ним! За ним! Воздушною дорогой -
И в вечность улетим!
1870 год.
- Выразительно прочитайте стихотворение.
- Какие чувства переполняют поэта в лунную майскую ночь?
- Что ожидает герой стихотворения?
Речеведческий анализ текста.
Весенний рассвет.
…Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо… На тёмно – сером небе кое-где мигают звёзды; влажный ветерок изредка набегает лёгкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью.
Вот кладут ковёр на телегу, ставят в ноги ящик с самоваром. Пристяжные ёжатся , фыркают и щеголевато переступают ногами; пара только что проснувшихся белых гусей молча и медленно перебирается через дорогу.
За плетнём, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит.
Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега… ВЫ едете- едите мимо церкви, с горы направо, через плотину… Пруд едва начинает дымиться. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Лошади звучно шлёпают ногами по лужам; кучер посвистывает.
Но вот вы отъехали версты четыре… край неба алеет; в берёзах просыпаются. Неловко перелётывают галки; воробьи чирикают около тёмных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнём горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул - и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенётся, как птица. Свежо, весело, любо!
Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе; за ним болото, куда вы едете… Живее, кони, живее! Крупной рысью вперёд! Версты три осталось, не больше.
Солнце быстро поднимается; небо чисто… погода будет славная. Стадо потянулось из деревни к нам навстречу.
Вы взобрались на гору… Какой вид! Река вьётся вёрст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто - зелёные луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно проступает даль… не то что лето.
Как вольно дышит грудь. Как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!
И.С.Тургенев.
Задания:
- Прочитайте текст.
- Определите тему и идею (основную мысль) текста.
- Определите тип и стиль речи.
- Сколько микротем в тексте? Назовите их.
- Составьте простой план текста.
Комплексный анализ текста.
- Прочитайте выразительно стихотворение.
Какая ноч…! Как воздух чист!... А. Фет.
Какая ноч..! Как воздух чист!
Как с..р.бристый дремл..т лист!
Как тень ч..рна пр..брежных ив,
Как безм..тежно спит залив,
Как /не/взд..хнёт н..где в..лна,
Как т..шиною грудь п..лна!
Полночный свет, ты тот же день:
Б..лей лишь блесак, ч..рнее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум св..тлей, м..рнее нрав,
Да вместо страсти хоч..т грудь
Вот этим воздухом взд..хнуть.
- Определите лексическое значение слова нрав.
- Найдите в тексте антонимы.
- Выпишите предложение Как воздух чист! и произведите
синтаксический разбор.
- Произведите морфологический разбор слова тот.
- Выпишите местоимения и определите их разряд.
- Выпишите краткие прилагательные.
5.Сочинение-миниатюра по музыкальным впечатлениям.
- Прослушайте музыкальную пьесу «Май. Белые ночи» из цикла «Времена года»
П. И. Чайковского.
- Какие звуки майской белой ночи передаёт композитор в своей музыке?
- А что услышали вы? Что увидели? Поделитесь своими впечатлениями.
- Напишите сочинение-миниатюру на тему: «май. Белые ночи».
Литература
Вершинина Г.Б. «Вольна о музыке глаголить».
Музыка на уроках развития речи.
Москва. «Новая школа». 1996 год.
Михайлова С.Ю. Сочинение по картине. 6 класс. Москва. АСТ Астрель. 2004 год.
Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. Москва. «Просвещение».
1979 год.
Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс.
Москва. «Дрофа» 2000 год.