Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку

Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Меня зовут Розалия Халитовна,и я хочу представить вам нашу выпускную квалификационную работу по теме: Система подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ в современных УМК по английскому языку.


ГИА и ЕГЭ это новые явления в нашей системе образования, которые вошли в жизнь школьников относительно недавно.


Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по английскому языку прошлых лет показал, что одной из трудностей данных видов контроля знаний является, то что обучающиеся не в полной мере владеют таким видом речевой деятельности как «Письменная речь»и не могут правильно ее оформлять.


Из этого следует актуальность нашего исследования: противоречие между социальным заказом государства и недостаточным количеством упражнений на формирование данного ВРД в современных УМК по английскому языку.


Объектом нашего исследования является процесс подготовки к выполнению заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
Предметом нашего исследования являются стратегические и тактические особенности выполнения заданий раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

Целью нашего исследования является выявление существующих стратегии и тактик выполнения заданий раздела «Письмо» в структуре ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

Исходя из поставленной цели, выделились следующие задачи, которые представлены на слайде.:
1. Проанализировать имеющуюся литературу по теме исследования;
2. Изучить теоретические основы обучения письменной речи, а именно письменной речи как компонента подготовки к ГИА и ЕГЭ;
3. Сравнить УМК «Английский в фокусе»/ «Spotlight» Вэрджиния Эванс,Ю.Е.Ваулиной, Дженни Дули, О.Е. Подоляко, «Английский с удовольствием»/ «Enjoy English» Биболетова М.З. и Трубанева Н.Н., а именно на наличие системы упражнений для подготовки к написанию раздела «Письмо» ГИА и ЕГЭ;
4. Изучить методическую англоязычную литературу.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

В процессе решения этих задач использовались следующие методы исследования, которые вы также можете увидеть на слайде:
1. аналитический- анализ методической литературы по теме исследования;
2. описательный - изложение специфики письменной речи в теоретической части работы;
3.обобщения педагогического опыта - анализ научных статей, методической литературы, сайтов с отзывами педагогов по теме исследования;
4.наблюдения - анализ эффективности УМК на практике.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

В процессе исследования мы опирались на работы следующих методистов Солововой Елены Николаевны , Гальсковой Натальи Дмитриевны, Зимней Ирины Алексеевны, Азимова Эльхана Гейдаровича, Щукина Анатолия Николаевича и др.


Рабочая гипотеза: Приступая к исследованию, мы предполагаем, что эффективное использование системы упражнений по обучению письменной речи на уроках английского языка способствует повышению уровня подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

Наше исследование носит теоретико-практический характер. В начале исследования мы рассмотрели Письмо как вид речевой деятельности, разграничили понятия письма и письменной речи, рассмотрели компоненты содержания обучения письменной речи. Здесь мы пришли к выводу, что в процессе изучения иностранного языка и общения человека письменная речь по сравнению с другими ВРД занимает далеко не центральное место, но тем не менее значение этого ВРД остается огромной.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

13EMBED PowerPoint.Slide.121415

13EMBED PowerPoint.Slide.121415

Далее мы рассмотрели структуру и значение таких видов итогового контроля как ГИА и ЕГЭ. Как было сказано выше это совершенно новые явления в нашей системе образования.


Первый аналог ЕГЭ появился во Франции в 60-х годах прошлого века. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в ВУЗ. Но эта система контроля не прижилась, т.к.начались волнения и протесты против нововведения и вскоре эта система контроля была отменена.Однако подобная форма контроля успешно прижилась в Америке, откуда идея «2 экзамена в 1» перекочевала в другие страны.
Первые похожие экзамены стали появляться в России в 1997 году, когда в отдельных школах добровольно начали апробировать в качестве эксперимента такую форму контроля как тест. Инициатором идеи Единого государственного экзамена стал Владимир Филиппов, министр образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников и с 2009 года ЕГЭ стал единой формой гос.аттестации учеников, необходимым для поступления в большинство ВУЗов страны. ЕГЭ по иностранному языку проводится с 2003 года в режиме эксперимента. В новом федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) было утверждено введение обязательного ЕГЭ по английскому языку с 2020 года. Задания ЕГЭ по английскому языку построены по тем же принципам, что и задания на международных экзаменах по английскому языку. По уровню ЕГЭ по английскому близок к Кембриджским экзаменам PET (Preliminary English Test) и FCE (First Certificate in English).


ГИА, проводится ежегодно среди выпускников девятых классов. Апробация данной формы экзамена в России началась в 2004 году. Эта форма аттестации отличается от привычных экзаменов тем, что итогом проведения ГИА в отличии от ЕГЭ является возможность получения независимой оценки о качестве обучения выпускников девятых классов.



·В целом структура экзаменов ГИА и ЕГЭ в частности части С «Письмо» отличается друг от друга. ЕГЭ по английскому языку состоит из 4х разделов Аудирование», «Грамматика и лексика», «Чтение» и «Письмо»,со следующего года в добавится новый раздел, который был не так давно отменен «Говорение».В основном это задания с выбором ответа, открытого типа с кратким ответом, задания на установление соответствия и задания открытого типа с развернутым ответом. В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов. В соответствии с российскими образовательными стандартами ЕГЭ по английскому языку может включать задания, оценивающие умения продуктивной письменной речи в письменных сообщениях следующих видов: автобиография/ резюме, анкета, письмо личного характера, деловое письмо, тезисы, план письменного/ устного сообщения и. т. д.Часть С «Письмо» состоит из двух частей С1 «написание личного письма» и С2 «Написание эссе».Образцы заданий представлены на слайде.


ГИА в отличие от ЕГЭ состоит из 2х частей устной(раздел 5, содержащий задания по говорению) и письменной(разделы 1–4, включающие задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексико-грамматических навыков выпускников).В разделе С учащимся требуется написать только личное письмо.Образец задания представлен на слайде.


Таким образом из всего вышесказанного следует вывод, отом,что «Письмо» является одним из сложнейших разделов данных видов контроля. Поэтому при подготовке к выполнению данного раздела необходимо познакомить обучающихся со стратегиями написания писем и эссе;научить писать тексты разных жанров; а так же использовать на уроках английского языка различные системы упражнений по обучению письменной речи, которые способствуют повышению уровня подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА по английскому языку.


В практической части нашего исследования мы проанализировали современные УМК на наличие упражнений на формирование навыков письменной речи, а именно УМК «Английский с удовольствие»/ «Enjoy English» Биболетовой Мерем Забатовны и Трубаневой Натальи Николаевны и «Английский в фокусе»/«Spotlight» Дженни Дули, Вэрджинии Эванс, Юлии Евгеньевны Ваулиной, Натальи Ильиничны Быковой и др.


В результате исследования мы пришли к выводу, что УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» наиболее эффективен и содержит большее количество упражнений на формирование навыков письменной речи, т.е необходимых дискурсов для написания части С «Письмо» ГИА и ЕГЭ. Результаты исследования представлены на слайде.

13EMBED PowerPoint.Slide.121415



Это связано во-первых с тем, что УМК различаются по своей структуре. В учебнике Английский с удовольствие»/ «Enjoy English» работа над формированием навыков письменной речи ведется в основном дома, поэтому большинство заданий содержатся в разделе «Homework»/ «Writing at home» начиная с 4 класса или в рабочей тетради.



В структуре учебника и «Английский в фокусе»/«Spotlight» письменной речи отведен отдельный этап каждого урока. Более того, в каждом модуле этому ВРД отведен отдельный урок.
13EMBED PowerPoint.Slide.121415

Также работа над навыками письменной речи ведется в разделе «Spotlight on Russia»,предусмотренном в каждом модуле.


Также в каждом УМК предусмотрена рабочая тетрадь, с помощью которой обучающиеся могут работать над формированием навыков письменной речи дома..


Кроме того особым компонентом УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» является Языковой портфель (My Language Portfolio).Он представлен в виде отдельной тетради, и содержит материал, который учащиеся будут использовать во время прохождения всего курса. Его цель-помочь учащимся увидеть результаты их изучения английского языка, т.е. то они чего они достигли и какие аспекты языка нуждаются в дополнительной подготовке


Не смотря на то, по результатам исследования система упражнений УМК «Английский в фокусе»/«Spotlight» является более эффективной, весь процесс обучения английскому языку и такого аспекта языка как «Письмо» полностью зависит от учителя, который может подобрать систему упражнений по обучению письменной речи наиболее образом, что обучающийся не будет испытывать огромных трудностей при написании части С ГИА и ЕГЭ и добиться наивысших результатов.


Так как эта область еще несовершенна в российской методической литературе . Учителю следует обратиться к пособиям зарубежных издательств, которые в последнее время выпускают большое количество пособий по формированию навыков письменной речи.. Проанализировав большое количество методической литературы, мы пришли к выводу, что наиболее эффективными являются упражнения из сборников:
«Английский язык. ЕГЭ. Практикум. Письмо» Солововой Е.Н и
John Parsons и « Exam Skills for Russia Reading and Writing » Malcolm Mann, Steve Taylor-Knowels,
Practice Tests for the Russian State Exam» серии Macmillan Skills for Russia,
«Successful Writing» Virginia Evans,
«Reading and Writing Targets» Virginia Evans, Jenny Dooley
Writing Cource» John Morley, Peter Doyle, Ian Pople
Включая упражнения из этих сборников в образовательный процесс учитель английского языка может успешно сформировать навык письменной речи у обучающихся, что способствует их успешному написанию части С ГИА и ЕГЭ по английскому языку.






Root Entry