Интегрированный урок русского языка и музыки 2 класс
Интегрированный урок русского языка и музыки «Звучащий образ Родины», написание орфограмм корня. 2 класс Журавлёва Е.Н.
Цели: 1. Повторить орфограммы корня и способы их проверки.
2. Формировать орфографическую зоркость.
3. Воспитывать чувство любви и гордости за свою Родину.
4. Продолжить знакомство с музыкой Чайковского. Исполнение песен о Родине,
родном крае
Ход урока
Орг. Момент
Сообщение темы урока
Сегодня у нас необычный урок – урок русского языка совместно с уроком музыки. Тема урока «Звучащий образ Родины», орфограммы корня.
Вы будете работать в группах. А за вашей работой будут наблюдать и оценивать наши гости. А в конце урока выберут ту группу, которая работала активно и сплочённо.
Словарная работа
Начнём наш урок с отгадывания кроссворда (Слайд 1)
1
2
3
4
5
6
Как назвать детей другим словом?
Молочный продукт, получаемый от коровы.
Он- это мальчик, а она -
С её помощью можно взобраться на крышу или на любой этаж многоэтажного дома.
Бывает грузовая или легковая.
Место, где покупают билеты (Группы называют слова по очереди)
-Какое слово получилось в выделенной колонке? (Родина)
-Что такое Родина? ( Место, где родился человек и вырос)
Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живём,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной нашей,
Мы Родиной милой зовём.
-Существуют 2 понятия «Родины»- малая и большая. Как вы думаете, что такое «малая» Родина? ( где родился и вырос)А «большая»?( страна, где родился и вырос человек)
-Подберите к слову Родина однокоренные слова (родные, родня, род, народ)
А теперь назовите синонимы. (Отчизна, Отечество,) (Слайд 2)
-Родина. А с чего же она начинается – Родина?
А ответ на этот вопрос вы услышите из песни «С чего начинается Родина?» Сл. Матусовского, муз. Баснера.
(Презентация «С чего начинается Родина?»)
О Родине слагают стихи и песни, собрано много пословиц.
Вам предстоит собрать пословицы и объяснить их смысл, обозначить опасные места.
(У каждой группы разрезанные пословицы)
Любовь к Родине сильнее смерти. 1 гр
Человек без Родины, что соловей без песни. 2 гр
Родина – мать, умей за неё постоять. 3 гр.
Наша Родина расположена на территории самой большой страны, которая называется Россия. (Слайд 3)
(Сообщение)
- Откуда появилось такое название –Россия?
В давние времена её называли Русью. Русь – страна рек и озёр. Русь- светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских ещё называют россами, а страну, где они живут, - Россией.
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по - славянски назвали Россия.
Россия- какая орфограмма встретилась в этом слове?
Назовите ещё слова на эту орфограмму.
Повторение орфограмм корня
-На протяжении почти всей четверти мы изучали орфограммы корня.
-Какие главные орфограммы корня вы знаете?
Прочитайте стихотворение
В лугах ромашковых, в берёзовых краях
Мне светит солнцем Родина моя,
Я по земле родной хожу, не нахожусь,
Я вольным воздухом дышу, не надышусь.
- Решите орфографические задачи. Выпишите слова в таблицу.
Безударные гласные
Непроизносимая
согласная
Непроверяемые орфограммы
Удвоенная согласная
Парные согласные
- Какие орфограммы не указаны в таблице?
Откройте закрытые части таблицы и назовите примеры слов с данными орфограммами.
V. Слушание
Родина .
-Один мальчик 6-ти лет написал такие строки:
О, Родина, как я тебя люблю,
Я не могу покидать тебя,
Я живу здесь, здесь и умру.
О, Родина, моя дорогая земля
-Этим мальчиком был П.И.Чайковский (Слайд 4 ), русский композитор. Во всём мире звучат его бессмертные произведения. Чайковский очень любил Россию, её луга, леса, народные песни и использовал их мелодии для создания своих настоящих шедевров музыкального искусства, один из которых мы сегодня услышим.
4 симфония 2 часть Симфония- Музыкальное произведение для симфонического оркестра. Обычно состоит из 4 частей, отличающихся друг от друга темпом и характером.
(слайды русской природы)
- Какими чувствами была наполнена музыка? (Любовью к Родине)
- Как вы думаете, чего больше в этой музыке: песенности, маршевости или танцевальности? (Выберите карточку)
- Песенность помогает создать лирический музыкальный образ, нежный, трепетный, полный любви к Родине.
Составление деформированного предложения.
У каждой группы есть слова, из которых вы должны составить предложение.
Как нарядна белоствольная красавица!
Полюбуйся этим русским чудом!
Она символ нашей страны.
- О какой красавице идёт речь? (Берёза)
(картинка берёзы) (слайд5)
Деревьев разных не сочтёшь-
Одно другого краше.
Но где ты дерево найдёшь
Родней берёзки нашей!
- Определите, какие это предложения по цели и по интонации.
-Я недаром завела разговор об этом дереве, ведь берёза является неотъемлемой частью России. И если мы говорим слово берёза, то подразумеваем- Россия.
Давайте споём песню «Во поле берёза стояла». (исполнение)
Берёзка приготовила свои задания .
- Объяснить орфограмму.
(луг, мосты, хвосты, кружка, лодка, местность, сердце, солнце, стоял, Москва, тарелка)
-Каждый по одному слову.
Выполните звукобуквенный разбор слова берёза.
У каждого человека помимо большой Родины- России есть ещё малая Родина: город или деревня, улица, переулок, и каждый любит её. Любит родные леса и поля, свою зиму и своё лето, свою весну и свою осень. Любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Наша малая Родина- Иркутская обл. Нижнеудинский р., с. Худоелань.
- Назовите достопримечательности нашей Иркутской области. Чем мы можем гордиться.(оз.Байкал, Братская и Усть-илимская ГЭС, Братский алюминиевый завод, тофалария, )
Есть замечательная песня о нашей Иркутской области, которая называется «Иркутская история», послушайте её
(Презентация «Иркутская история»)
- О чём поётся в этой песни?
VII. Исправь ошибки.
Зимля покрыта снегом. В палях и лисах бродит зема. Но вот появилось сонце. Звон копели будит лес. Пушыстый сугроп снега осел.
- Сколько ошибок нашли? (8)
VIII. Подведение итогов
Руководители групп оцените работу ваших участников.
XI. Д\З.