РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета физика 7 класса Калугиной Любовь Ильиничны
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО учителей ЕМЦ
____________ Тихонова Г.А.
Протокол № _1_
от «___»__________2014 г. «СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Сиренькинская СОШ»
____________ Максимова М.Н
от «___»__________2014 г. «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ«Сиренькинская СОШ»
___________Файзетдинов Т М.
Приказ № __
от «___»__________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
физика 7 класса
Калугиной Любовь Ильиничны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
От «_29_»_08_2014 г.
2014-15 уч. год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа базового курса «Физика» для 7 класса средней общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования и примерной программы основного общего образования по физике (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных школ.При создании данной программы руководствовалась приказом Минобразования России от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; методическим письмом МО и НРФ «О преподавании учебного предмета «Физика» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; приказом МО и Н РФ №2080 от 24.12.10 «Федеральный перечень учебников допущенных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 уч. год»; требования к оснащению образовательного процессов соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФГОС. Согласно санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №189) считать удовлетворительной.
Рабочая программа по Физике рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) и составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Закона РТ «Об образовании»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089; http://www.school.edu.ru/dok_edu.
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2010 г № 899 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом образования российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Авторской программы А.В. Перышкина. Примерная программа для 7 -х классов указана в пособии Рабочие программы по физике 7-11 классы / Авт.-сост. В. А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2009.
Образовательная программа школы МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2012-13 уч. год;
Приказ МБОУ «Сиренькинская СОШ» от 25.08.2011 г. №80. Положения школы «О рабочей программе педагога».
Используемый УМК:
1) Пёрышкин А.В. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: Дрофа, 2009.
2) Сборник задач по физике. 7-9 кл. Составитель В. И. Лукашик. - 22-е изд. - М.: Просвещение, 2008. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;•формирование у учащихся представлений о физической картине мира.Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Цели и задачи программы
Цели:
- обеспечение достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;- обеспечение конституционного права граждан РФ на получение качественного общего образования;
- повышение качества преподавания предмета.
– выработка компетенций:
общеобразовательных:
- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);
- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.
предметно-ориентированных:
- понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;
- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;
- применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков, и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания при роды, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Задачи:
развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
В результате изучения физики 7 класса ученик должен
Знать/понимать:
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие; смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, КПД;смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.
Уметь:
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
выражать результаты измерений и расчетов Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации и использовать приобретенные знания естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков математических символов, рисунков и структурных схем).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения безопасности в процессе использования
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7 класс (70 часов)
I. Ведение (4 ч)
Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Измерение физических величин. Международная система единиц. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.
Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение физических величин. Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.
Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в физике. Физика и техника.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Школьный компонент
Спутниковая информация для изучения загрязнения атмосферы и окружающей среды.
Хозяйственная деятельность человека и ее влияние на окружающую среду.
Взаимосвязь природы и человеческого общества.
ученик должен знать/понимать:
Знать: смысл понятия «вещество».
Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
II. Первоначальные сведения о строении вещества. (6 часов)
Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела. Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.
Три состояния вещества.
Фронтальная лабораторная работа.
1.Измерение размеров малых тел.
Школьный компонент
Распространение загрязняющих веществ в атмосфере и водоемах.
Загрязнение поверхности водоемов нефтяной пленкой.
Источники твердых, жидких и газообразных веществ, загрязняющих окружающую среду Липецкой области.
ученик должен знать/понимать:
смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула). Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия. Знать явление инерции,физический закон взаимодействие; смысл понятий: путь, скорость, масса,
плотность.
III. Взаимодействие тел. (22 час)
Механические явления
Механическое движение. Путь. Скорость. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Свободное падение. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Равномерное и не равномерное движение.
Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.
Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.
Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.
Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.
Упругая деформация.
Фронтальная лабораторная работа.
3.Измерение массы тела на рычажных весах.
4.Измерение объема тела.
5.Измерение плотности твердого вещества.
6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Школьный компонент
Скорость движения автотранспорта и уменьшение выброса в атмосферу отравляющих веществ. Вредное трение и проблема энергоснабжения.
ученик должен знать/понимать:
- явление инерции, физический закон, взаимодействие;
-смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность, времени, массы, силы;
-выявлять зависимость: пути от расстояния. Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила.
Уметь: приводить примеры. Знать: определение массы; единицы масс.Уметь воспроизвести или написать формулу. Умение работать с приборами при на хождении массы тела.
Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими вели чинами, входящими в данную формулу
Умение работать с приборами (мензур ка, весы)
Уметь работать с физическими вели чинами, входящими в формулу нахождения массы вещества
Уметь:
- работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества;
- работать с приборами.
Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества.
Знать определение силы, единицы ее измерения и обо значения
Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу
Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу.
Отработка формулы зависимости между силой и массой тела.
IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов. (22 час)
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействие тел, передача давления жидкостями и газами, плавания тел, законов Паскаля и Архимеда.
Измерения физических величин, массы, плотности, силы, давления, работы, мощности.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению силы трения от сил нормального давления, условий равновесия рычага, силы упругости от удлинения пружины, передача давления жидкостями и газами.
Практическое применение физических знаний использования простых механизмов в повседневной жизни.
Объяснение устройства и принципа действия физических проборов и технических объектов: весов, барометра, динамометра, простых механизмов.
Давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.
Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры. Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающие сосуды. Архимедова сила. Гидравлический пресс. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
Фронтальная лабораторная работа.
7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Школьный компонент
Водо источники, качество питьевой воды.
Изменение состава атмосферы в результате человеческой деятельности.
Экологически вредные последствия использования водного и воздушного транспорта.
Единый мировой воздушный и водный океаны.
ученик должен знать/понимать:
определение физических вели чин: давление, плотность вещества, объем, масса. Знать смысл физических законов: за кон Паскаля. Уметь:
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; Уметь:
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления. Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь:
- объяснять передачу давления в жидкостях и газах;
- использовать физические приборы для измерения давления;
- выражать величины в СИ;
- решать задачи на закон Архимеда
Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда
V. Работа и мощность. Энергия. (13 часов)
Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.
Фронтальная лабораторная работа.
9.Выяснение условия равновесия рычага.
10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.
Школьный компонент
Понятие равновесия в экологическом смысле.
Экологическая безопасность различных механизмов.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.
Использование энергии рек и ветра.
ученик должен знать/понимать:
определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения.
Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения. Знать определение физических вели чин: работа, мощность.
Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность.
Знать устройство рычага. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы. Уметь:- проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага имассу грузов; работать с физическими приборами.
Повторение 3 часа.
Количество часов, по рабочей программе: 70 ч.
Всего: 70 ч.
В неделю -2 часа.
Контрольных работ: 7
Лабораторных работ: 10
Содержание программы по стандарту
Согласно примерной программе на изучение физики отводится 68 часов; по учебному плану МБОУ «Сиренькинской СОШ» отводится 70 часов. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов. Количество часов 70 ч. В неделю 2 часа.
№ Содержание Количество часов
Контрольных работ Кратковременных
контрольных работ
20 минут Лабораторных работ
По пример
прогрПо рабочей програм1 РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ 3 4 Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора»
2 РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА 6 6 Тест «Первоначальные сведения о строении вещества» Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»
3 РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ 21 22 Контрольная работа № 2
Масса тела. Плотность вещества.
Контрольная работа №3. Взаимодействие тел. Силы. Контрольная работа №1 Механическое движение. (20мин) Инерция Лабораторная работа № 3 «Измерение массы вещества на рычажных весах»
Лабораторная работа №4
«Измерение объёма тела»
Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»
Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
4 РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ —3 четверть 21 22 Контрольная работа № 5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Контрольная работа
№ 4
Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов. (25 мин) Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Плавание тел
Лабораторная работа №8
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
5 РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ 13/4 13/3 Контрольная работа № 6 «Работа и мощность. Энергия» Итоговая контрольная работа № 7 Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага»
Лабораторная работа №10
«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоско¬сти»
Итого 68 70 4 3 10
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗИКА 7 КЛАСС (70 часов) А.В. Перышкин. (СТАНДАРТ)
№ Тема урока Кол -во часов Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля, измерители Элементы доп содержания Домашнее задание Дата проведения
План Факт
РАЗДЕЛ 1. ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ (4 часа)
1 Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Понятие физического тела, вещества, материи, явления, закона 1 Комбинированный урок Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физика и техника. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. Знать:
смысл понятия «вещество».
Уметь:
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
Выражать результаты в СИ Опрос Погрешности измерений §1,2,3. Л. № 5, 12 2.09 2 Физические величины. Измерение физических величин. Система единиц 1 Комбинированный урок Тест (дать определение вещества) §4,5, подготовка к лабораторной работе, Л. №25 3.09 3 Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления шкалы измерительного прибора» 1 Урок-практикум Лабораторная работа, выводы, оформление Повторить п 1-5
Л 5 задач 14-20 9.09 4 Физика и техника 1 Урок - практикум Проверка лабораторной работы § 6 «Физика. Техника. Природа». Составить кроссворд
Л №21-24 10.09 РАЗДЕЛ II. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6 часов)
5.1 Строение вещества. Молекулы 1 Комбинированный урок Строение вещества Знать:
смысл понятий: вещество, взаимодействие, атом (молекула).
Уметь:
описывать и объяснять физическое явление: диффузия Фронтальный опрос, тест §7, 8. Л. №53, 54. 16.09 6.2 Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел» 1 Урок - практикум Измерение физических величин. Единства материального мира. Лабораторная работа, выводы, оформление Л 5 задач №26-30 17.09 7.3 Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Скорость движения молекул и температура тела 1 Комбинированный урок Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение Опорный конспект § 9, задание 2(1). Л. № 66 23.09 8.4 Взаимное притяжение и отталкивание молекул 1 Комбинированный урок Взаимодействие частиц вещества Фронтальный опрос §10, Упр. 2(1). Л. № 74, 80 24.09 9.5 Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов 1 Комбинированный урок Модели строения газов, жидкостей и твердых тел Физический диктант. Опорный конспект §11№40-45 30.10 10.6 Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» 1 Комбинированный урок (КВН) Модели строения газов, жидкостей, твердых тел и объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей Составление классификационной таблицы «Строение вещества»
Тестирование. §12. Л. № 65, 67, 77-79 1.10 РАЗДЕЛ III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (22 час)
11.1 Механическое движение. Понятие материальной точки. Чем отличается путь от перемещения 1 Урок изучения новых знаний Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение Знать:
явление инерции, физический закон, взаимодействие;
смысл понятий: путь, скорость, масса, плотность.
Уметь:
описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение;
использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы;
выявлять зависимость: пути от расстояния, скорости от времени, силы от скорости;
выражать величины в СИ Опорный конспект Относительность движения. Система отсчета § 13, задание № 4. Л. № 99, 101, 103 7.10 12.2 Скорость тела. Равномерное и неравномерное движение 1 Комбинированный урок Скорость прямолинейного равномерного движения Опрос, тест § 14, 15. Упр. 4(1,4)
Л110-115 8.10 13.3 Расчет скорости, пути и времени движения 1 Урок закрепления знаний Методы измерения расстояния, времени, скорости Опрос, тест §16. Упр. 5 (2, 4) 14.10 14.4 Контрольная работа №1 Механическое движение. (20мин) Инерция 1 Урок закрепления знаний Методы измерения расстояния, времени, скорости Контрольная работа §17 Л 3 задачи
115-120 15.10 15.5 Взаимодействие тел 1 Комбинированный урок Взаимодействие тел Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь приводить примеры Тест §18. Л.207,209 21.10 16.6 Масса тела. Единицы массы 1 Комбинированный урок Масса тела. Плотность вещества Знать: определение массы; единицы масс. Уметь воспроизвести или написать формулу Опорный конспект. Упр. 12 (1, 3, 4, 5). Подготовка к лабораторной работе §19.20 подготовка к лабораторной работе № 212-216 22.10 17.7 Лабораторная работа № 3 «Измерение массы вещества на рычажных весах» 1 Урок - практикум Методы измерения массы и плотности Умение работать с приборами при нахождении массы тела Написать вывод и правильно оформить работу Повторить § 19, 20. Упр. 6(1,3)
217-221 28.10 18.8
Лабораторная работа №4
«Измерение объёма тела» 1 Урок - практикум Методы измерения объёма тела Умение работать с приборами при нахождении объема Написать вывод и правильно оформить работу Лукашик 5 задач 29.10 19.9
2 чет Плотность вещества 1 Комбинированный урок Таблица плотностей газов, жидкостей и твёрдых тел Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу Тест Вес тела §21. Л. № 265. Подготовка к лабораторным работам № 5 11.11 20.10 Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» 1 Урок - практикум Плотность вещества неправильной формы. Умение работать с приборами (мензурка, весы) Написать вывод и правильно оформить работу Повторить §21. Упр. 7(1,2) 12.11 21.11 Расчет массы и объема вещества по его плотности 1 Комбинированный урок Методы измерения массы и плотности Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества Решение задач §22
Л.5 задач250-255 18.11 22.12 Расчет массы и объема по его плотности. Подготовка к контролю знаний. 1 Комбинированный урок Методы измерения массы и плотности Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества; работать с приборами Решение задач, подготовка к контрольной работе Упр. 8 (3, 4), повторить формулы, подготовиться к контрольной работе
Л280-285 19.11 23.13 Контрольная работа № 2
Масса тела. Плотность вещества. 1 Урок контроля Методы измерения массы и плотности Уметь воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества Контрольная работа Выучить формулы 25.11 24.14 Анализ контрольной работы. Сила. Сила - причина изменения скорости. Графическое изображение силы. 1 Комбинированный урок Сила. Зависимость силы от массы. Графики сил Знать определение силы, единицы ее измерения и обозначения Опорный конспект §23. Л 3 задачи
310-315 26.11 25.15 Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. 1 Комбинированный урок Сила тяжести. Всемирное тяготение. Причина возникновение силы упругости. Упругие и неупругие деформации. Знать определение силы тяжести. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу Опорный конспект, Тест. Б. 2-13 §24, 25.Л.3 задачи 2.12 26.16 Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой. 1 Комбинированный урок Вес тела. Различие между весом и силой тяжести тела. Понятие невесомости и перегрузки. Знать определение силы упругости. Уметь схематически изобразить точку ее приложения к телу Опорный конспект § 26-27. Л. № 328, 333, 334 3.12 27.17 Динамометр. Решение задач на расчёт различных сил. 1 Комбинированный урок Единицы силы. Связь между силой и массой тела Отработка формулы зависимости между силой и массой тела Опрос, выполнение упр. 19 §28, упр. 9(1,3) подготовка к лабораторной работе 9.12 28.18 Лабораторная работа №6 «Динамометр. Градуирование пружины и измерение сил динамометром» 1 Урок- практикум Метод измерения силы Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора Упр. 17. Проверка лабораторной работы. Вывод §28, упр. 10(1,3) 10.12 29.19 Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Графическое изображение силы. 1 Комбинированный урок Правило сложения сил Умение составлять схемы векторов сил, действующих на тело Умение работать с чертежными инструментами (линейка, треугольник) §29, упр. 11(2,3)
Л370-375 16.12 30.20 Сила трения. Трение покоя. Роль трения в технике и в природе. 1 Урок изучения новых знаний Сила трения Знать определение силы трения. Уметь привести примеры Тест, опорный конспект § 30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе 17/12 31.21 Контрольная работа №3. Взаимодействие тел. Силы. 1 Урок контроля Силы. Умение решать задачи Контрольная работа Учить формулы 23.12 32.22 Анализ контрольной работы. 1 Комбинированный урок Основные формулы и понятия Сравнивать, различать и аргументировать Тест Лукашик 5 задач
395-399 24.12 РАЗДЕЛ IV. ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (22 час)—3 четверть
33.1 Давление. Способы уменьшения и увеличения давления 1 Урок изучения новых знаний Давление Знать определение физических величин: давление, плотность вещества, объем, масса Тест, опорный конспект § 33, 34. Упр. 12 (2,3), упр.13, задание № 6 13.01 34.2 Решение задач. Давление твёрдых тел.
1 Комбинированный урок Давление Проверка опорного конспекта §33-34.Л. № 464, 470 14.01 35.3 Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. 1 Урок закрепления знаний Давление, плотность газа Решение задач §35,36,37.Л. № 473
Упр.14 (4), задание 7 20.01 36.4 Решение задач на применение закона Паскаля. Сообщающиеся сосуды. 1 Комбинированный урок Сообщающиеся сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла Решение задач
Презентация. Рисунки, схема § 37, 38.39 Л.474,476. Упр. 15(1)Упр16 21.01 37.5 Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда 1 Урок закрепления знаний Давление. Закон Паскаля Решение качественных и количественных задач Решение задач Л 5 задач подготовка к контрольной работе
Л528-532 27.01 38.6 Контрольная работа № 4
Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов. (25 мин) 1 Урок контроля Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов. Знать смысл физических законов: закон Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность Гидравлические машины Учить формулы
Л522-5526 28.02 39.7 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закон Паскаля 1 Урок закрепления знаний Закон Паскаля. Давление жидкостей и газов. Уметь воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность Гидравлические машины Лукашик 5 задач
523-528 03.02 40.8 Вес воздуха. Атмосферное давление. Причина появления атмосферного давления 1 Комбинированный урок Атмосферное давление Фронтальный опрос §40,41. Упр. 17, 18, задание 10 04.02 41.9 Измерение атмосферного давления
Опыт Торричелли 1 Комбинированный урок Методы измерения атмосферного давления Работа с приборами, знание их устройства §42, дополнительно § 7, упр. 19 (3,4), задание 11 Л558-560 10.02 42.10 Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах 1 Комбинированный урок Методы измерения атмосферного давления Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; -использовать физические приборы для измерения давления. Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах; использовать физические приборы для измерения давления; выражать величины в СИ; решать задачи на закон Архимеда Тест, опорный конспект § 43, 44, упр. 20, упр. 21 (1, 2) 11.02 43.11 Манометры 1 Комбинированный урок Измерение давления большего или меньшего атмосферного Проверка опорного конспекта § 45, дополнительно Л.600-605 17.02 44.12 Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. 1 Комбинированный урок Принцип работы устройств Рисунки § 46, 47 ,упр.22.23
18.02 45.13 Действие жидкости и газа на погруженное в них тело 1 Комбинированный урок Действие архимедовой силы Проверка опорного конспекта, тест Условия плавания тел §48из Лукашика 5 задач Л617-621 24.02 46.14 Архимедова сила 1 Урок- практикум Закон Архимеда Уметь работать с физическими приборами §49, подготовка к лабораторной работе № 7 Л625-630 25.02 47.15 Лабораторная работа № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» 1 Комбинированный урок Условия плавания тел Составление опорного конспекта Повторить §49, упр. 24(2,4)
Л631-635 2.03 48.16 Плавание тел 1 Урок практикум Закон Архимеда Отработка формул, решение задач §50, упр. 25(3-5)
Л640-645 49.17 Лабораторная работа №8
Выяснение условий плавания тела в жидкости. 1 Комбинированный урок Практическое применение знаний Проверка опорного конспекта, тест Л. № 605, 611, 612 3.03 50.18 Плавание судов 1 Урок изучения новых знаний Закон Архимеда Составление опорного конспекта §51
Л646-650 9.03 51.19 Воздухоплавание 1 Урок закрепления знаний Воздухоплавание в быту и в народном хозяйстве Решение задач §52. Упр. 26
Л657-658Упр. 27(2)
659-660 10.03 52.20 Повторение вопросов: архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание 1 Повторитель- но- обобщающий урок Давление. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Закон Архимеда Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда Составление обобщающей таблицы, решение задач Задание 16, подготовка к контрольной работе
Л628-632 16.03 53.21 Контрольная работа № 5 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» 1 Урок контроля Основные формулы и понятия Решение задач Учить формулы 17.03 54.22 Обобщение и повторение знаний по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Урок выравнивания знаний Давление тел Анализ контрольной работы. Решение задач Л 5 задач№455-460
6.04 РАЗДЕЛ V. МОЩНОСТЬ И РАБОТА. ЭНЕРГИЯ (13 часов)
55.1 Работа 1 Урок изучения новых знаний Работа Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения Составление опорного конспекта. Тест §53. Упр. 28(3,4)
ЛЛ680-685 7.04 56.2 Мощность 1 Комбинированный урок Мощность Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения Составление опорного конспекта. Тест §54. Упр. 29 (3-6)
№710-715 13.04 57.3 Мощность и работа 1 Урок проверки знаний и умений Мощность и работа Знать определение физических величин: работа, мощность. Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность Проверка опорного конспекта, решение задач Л716-720 14.04 58.4 Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. 1 Урок изучения новых знаний Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Знать устройство рычага Тест. Знакомство с простыми механизмами § 55, 56. Л. № 736. -740
Задание 18 20.04 59.5 Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. 1 Комбинированный урок Рычаги в технике, быту и природе. Уметь изобразить на рисунке расположение сил и найти момент силы Решение задач § 57, 58подготовка к лабораторной работе, упр. 30(2)
Л748-750 21.04 60.6 Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» 1 Урок- практикум Условия равновесия рычага Уметь: проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; работать с физическими приборами Вывод и оформление работы §58, упр. 38, упр. 30(1, 3,4) 27/04 61.7 Применение закона равновесия рычага к блоку. Блоки. Золотое правило механики 1 Комбинированный урок Золотое правило механики Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснять на примерах Физический диктант Решение задач. Упр. 39 § 59, 60. Упр. 31(5)
Л760-765 2804 62.8 Лабораторная работа №10
«Определение КПД при подъеме тележки по наклонной плоскости» 1 Урок- практикум Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов Знать определения физических величин: КПД механизмов. Уметь определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную) Вывод и оформление работы §61
Л790-795 4.05 63.9 Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения энергии 1 Комбинированный урок Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Методы измерения работы, мощности, энергии Знать: определения физических величин: энергия; единицы измерения энергии; закон сохранения энергии Составление опорного конспекта § 62, 63. Упр. 32(1,4)
Л810-815 5.05 64.10 Превращение одного вида механической энергии в другой 1 Комбинированный урок Стандарт Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения Проверка опорного конспекта. Решение задач §64. Л. 797
Л824-830 1105 65.11 Превращение одного вида механической энергии в другой 1 Урок повторения и обобщения Закон сохранения механической энергии. Знать определение, обозначение, формулы работы, энергии, мощности. Уметь решать задачи Тест Подготовка к контрольной работе
Л832-835 1205 66.12 Контрольная работа № 6 «Работа и мощность. Энергия» 1 Урок контроля Закон сохранения механической энергии. Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность, КПД, энергия Контрольная работа 1805 67.13 Строение веществ, их свойства 1 Урок обобщения и систематизации знаний Базовые понятия (Стандарт) Знать определения, обозначение, нахождение изученных в Тест Анализ контрольной работы, работа над ошибками, повторение § 1-12 Л5 задач 1905 ПОВТОРЕНИЕ (3 часа)
68.1 Взаимодействие тел 1 Урок обобщения и систематизации знаний Базовые понятия (Стандарт) Знать определения, обозначение, нахождение изученных величин Тест Повторение § 13-64
Л5 задач любые 25.05 69.2 Итоговая контрольная работа № 7 1 Урок контроля Базовые понятия (СтандартЗнают базовые понятия (Станд) Итоговый контроль, проверка тетрадей 26.05 70.3 Резерв 1 Базовые понятия (стандарт) 30.05 Составитель: Калугина Л.И.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФИЗИКЕ
Физика 7 класс
2 часа в неделю 70 часов в год
Учебная программа Учебное пособие для ученика, дидактический материал
Стандарт основного общего образования по физике, 2004г.Примерная программа основного общего образования по физике VII—IX классы Примерная программа для 7 -х классов указана в пособии Рабочие программы по физике 7-11 классы / Авт.-сост. В. А. Попова. - М.: Издательство «Глобус», 2009
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 класс / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
Авторской программы А.В. Перышкина.
Программа "Физика 7-9" Е.М.Гутник, А.В.Пёрышкин // Программы для общеобразоват. учреждений:Тематическое планирование изучения физики по учебнику А. В. Перышкина, Е. Н. Гутник «Физика. 7 класс».Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник Задач по Физике для 7-9 классов. Общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2008. Минькова Р.Д.
Рабочая тетрадь по физике: 7-й кл.: к учебнику А.В. Пёрышкина, / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005
Учебник Инструмент по отслеживанию результатов работы Методическое пособие для учителей
А.В. Пёрышкин, Физика учеб. для 7 класса общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа 2008. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике. Составитель Коровин В.А. – М.: Дрофа, 2004г.Контрольные работы по физике 7-8классы. Составитель В.А.Шевцов-В. Издательство «Учитель».2004Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2006.
Тесты по физике. 7 класс. К учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс», 2011 г.Чеботарева А.В. Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина. Физика 7 кл. - М.: Дрофа, 2005. Марон А.Е. сборник вопросов и задач по физике для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Е. Марон, С.В. Позайский, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2005.
Олимпиады по физике. 7-11 класс (Материалы 2011 года)Кембровский Г.С., Слободянюк А.И., Маркович Л.Г.
Дополнительный УМК учителя (Методическая литература, программы, каталоги)
Наименование автор/составитель/редактор Производитель Серия Год
Занимательные внеурочные мероприятия по физике: 7–11 классы Горлова Л.А. ВакоМастерская учителя физики 2010
Интегрированные уроки физики. 7-11 классы Горлова Л.А. ВакоМастерская учителя физики 2010
Контрольно-измерительные материалы. Физика. 7 класс Зорин Н.И. ВакоКИМ 2013
Лабораторный практикум по физике с применением цифровых лабораторий. Книга для учителя Федорова Ю. В. Бином. Лаборатория знаний 2011
Методика обучения физике. 7 класс В. Г. Разумовский Владос 2004
Погрешности измерений при выполнении лабораторных работ по физике. 7-11 классы Никифоров Г.Г. Дрофа Библиотека учителя 2004
Поурочные планы. Физика. 7 класс. К учебнику ПерышкинаШевцов Учитель Для преподавателей / Средняя школа 2007
Поурочные разработки по физике. 7 класс. Универсальное издание Волков В.А. ВакоВ помощь школьному учителю 2013
Предметная неделя физики в школе Кузнецова Л.Н. Феникс Библиотека учителя 2007
Примерные программы основного общего образования: Физика. 7-9 классы Просвещение Стандарты второго поколения 2011
Примерные программы по учебным предметам. Физика. 7-9 классы. Естествознание. 5 класс Просвещение Стандарты второго поколения 2010
Программа курса физики и поурочное планирование. 7-9 классы (к УМК Шахмаева) Мнемозина 2010
Рабочие программы по физике. 7-11 класс Корневич Марина Львовна Илекса 2012
Рабочие программы по физике. 7-11 классы. На основе авторской программы Л.Э. Генденштейна и В.И. ЗинковскогоКорневич М.Л. Илекса 2012
Разработки уроков по физике. 7-8 классы Казакова Ю.В. Илекса 2010
Современная физика в школе Иванов Бином. Лаборатория знаний 2006
Современная физика в школе Иванов Б.Н. Бином. Лаборатория знаний 2009
Технология разноуровневого обучения физике для сельской школы. 7-9 классы Данюшенков В.С. Бином. Лаборатория знаний 2007
Физика и экология. 7-11 классы. Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию Фадеева Г.А. Учитель В помощь преподавателю 2007
Физика. 7 класс. Карточки-задания Фадеева А.А. Просвещение Ломоносов 2011
Физика. 7 класс. Книга для учителя Кабардин О.Ф. Просвещение 2009
Физика. 7 класс. Контрольные работы в новом формате Годова И.В. Интеллект-Центр 2011
Физика. 7 класс. Методическое пособие Пурышева Н.С. Дрофа Физика, астрономия 2009
Физика. 7 класс. Поурочные методические рекомендации Дюндин А.В. Просвещение Сферы 2012
Физика. 7 класс. Поурочные планы по учебнику С.В. Громова, Н.А. Родиной Маловик О.А. Учитель Для преподавателей 2006
Физика. 7 класс. Самостоятельные и контрольные работы КирикИлекса 2010
Физика. 7 класс. Самостоятельные работы Генденштейн Л.Э. Мнемозина 2011
Физика. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование Пурышева Н.С. Дрофа 2004
Физика. 7-10 классы. Нестандартные уроки Боброва С.В. Учитель Нестандартные уроки 2007
Физика. 7-11 класс. Рабочие программы по учебникам Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова, В.Б. Кожевникова, Ю.И. Дика Мельникова О.П. Учитель Рабочие программы 2011
Физика. 7-11 класс. Развернутое тематическое планирование Телюкова Г.Г. Учитель Тематическое планирование 2010
Физика. 7-11 классы. Нестандартные уроки. Внеурочные мероприятия Петрухина М.А. Учитель Нестандартные уроки 2007
Физика. 7-11 классы. Организация внеклассной работы. Банк методических идей. Творческие мероприятия Благодаров В.С. Учитель Внеклассная работа в школе 2012
Физика. 7-9 класс. Программа курса Степанова Г.Н. Русское слово 2012
Физика. 7-9 класс. Программы Хижнякова Л.С. Вентана-Граф 2012
Физика. 7-9 класс. Рабочие программы Тихонова Дрофа Рабочие программы. ФГОС 2012
Физика. 7-9 класс. Сборник рабочих программ Просвещение Рабочие программы 2011
Физика. 7-9 классы. Рабочие программы Панебратцев Ю.А. Просвещение Сферы 2011
Физика. 7-9 классы. Рабочие программы Кабардин О.Ф. Просвещение Архимед 2011
Физика. Астрономия. Программы. 7-11 классы Коровин В.А. Дрофа 2011
Физика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2 Слободянин В.П. Просвещение Пять колец 2009
Физика. Дифференцированные контрольные работы. 7-11 класс Куперштейн Юрий Виктория плюс Доступно и просто 2005
Физика. Методические рекомендации с поурочным планированием. 7 класс Минькова Р.Д. АСТ 2010
Физика. Методическое пособие по использованию таблиц. Выпуск 2 Ушаков М.А. Дрофа 2010
Физика. Школа решения олимпиадных задач. Часть II (учебное пособие) Университетская гимназия 2009
Химия. Физика БрейгерУчитель 2005
Экспериментальные задачи на уроках физики и физических олимпиадах Варламов С.Д. Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) 2009