Программа психологического сопровождения детей в летнем лагере дневного пребывания
Управление образования администрации Сысертского городского округа
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» п Двуреченск
Программа
психологического сопровождения детей в летнем лагере дневного пребывания
Составитель: Фенюк Л.М.
педагог-психолог ЛДПД
Двуреченск
2013
Пояснительная записка
Базовые цели психологического сопровождения детей в ЛДПД:
Формирование психологического здоровья воспитанников;
Профилактика нарушений психологического здоровья детей;
Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребёнка
Цель программы: Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, посещающих летний лагерь дневного пребывания на базе МКОУ «СОШ № 3» п.. Двуреченск
Задачи и виды деятельности:
Осуществление психофизического оздоровления детей, посещающих летний лагерь (снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения) средствами недирективной игровой терапии, сказкотерапии, арт-терапии, телесно-ориентированной терапии.
Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников, толерантности, сотрудничества детей.
Развитие у несовершеннолетних осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают и их последствиям через организацию психопрофилактической и психопросветительской деятельности в условиях летнего лагеря.
Информационная карта программы психологического сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста в летний период
Название программы
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков,
Адрес организации, телефон
Свердловская область, Сысертский район, п. Двуреченск, ул. Клубная, д.10. Тел. 8(343)7427198
Место проведения
МКОУ «СОШ №3»
Сроки проведения
1.06-23.06 2013 г.
Количество участников
120 человек, 5 отрядов
Возраст участников
7-15 лет
Концептуальный подход
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся
Базовые модули программы
Моторика, сенсорика, меморика, коммуникация
Формы работы
Групповые, индивидуальные
Формы контроля
Письменная и устная рефлексия на занятиях.
Анализ результатов анкетирования по степени удовлетворенности воспитанников жизнью в летнем лагере.
Сравнительный анализ результатов анкетирования при поступлении в летний лагерь и на момент завершения смены.
Основные направления психологического сопровождения детей в ЛДПД:
Коммуникативность;
Моторная ловкость (моторика);
Сенсорное развитие (сенсорика)
Результативность программы деятельности
Формальные результаты: количество воспитанников, принявших участие в запланированных мероприятиях, фото и видео материалы по проделанной работе, протоколы индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, результаты творческой деятельности детей и подростков, количество проведенных консультаций с субъектами воспитательного процесса (воспитанники, их родители и педагоги).
Ожидаемые результаты: сформированность у воспитанников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, развитие коммуникативных умений и приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.
Календарно-тематический план психологических занятий с детьми в ЛДПД
№
Дата
занятия
Тема
Возраст
участников
Форма
проведения; вид деят-ти
Продолжительность
занятия
1
03.06 -
Анкетирование (входное)
Младшие
школьники
Индивидуальная,
письменная
10 мин
2
04.06
Анкетирование (входное)
подростки
Индивидуальная,
письменная
10 мин
3
Модуль: Коммуникация
Психологический практикум на тему: «Хоровод Дружбы».
Младшие
школьники
Групповое творчество; арт-терапия
40-50 мин
4
.Модуль: Коммуникация «Только добрые слова»
Все возрасты
Группа; арт-терапия
40 мин
5
Модуль: Сенсорика, коммуникация «Все бывают на острове Страха»
Младшие
школьник
Индивид; групповое; сказкотерапия
30 мин
6
Модуль: Моторика. «Подвижные игры»
Мл. школьн.
Групповое; телесно ориентированная терапия
30 мин
7
Модуль: Сенсорика, коммуникация Психологический практикум «Я умею побеждать страх»
Все возрасты
Индивид; группа; арт-терапия
30 мин
8
Модуль: Сенсорика, Моторика. Коммуникация.
Все возрасты
Групповое творчество; арт-терапия
40-50 мин
9
Модули: все; комплексное развитие личности. Интеллектуально-познавательная игра.
«Психологический КВН»
Мл. школьники, подростки
Групповое творчество
60 мин
10
Психологический практикум на тему: «Мешок хороших качеств».
Мл. школьники, подростки
Группа; арт-терапия
30 мин
11
Психологический практикум на тему: «Мешок темных качеств».
Мл. школьники, подростки
Группа; арт-терапия
30 мин
12
Психологический практикум на тему: «Учимся разрешать конфликты».
Группа; сказкотерапия
13
Модуль: Сенсорика, Моторика. Коммуникация.
Психологический практикум на тему: «Древо пожеланий»
Все возрасты
Групповое творчество; арт-терапия
40-50 мин
14
21.06
Анкетирование (итоговое)
15
22.06
Анкетирование - продолжение
Список используемой литературы:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2003г.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997г.
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. Ростов н/Д, 2002г.
Программа социально-психологического тренинга «Я в ответе за свое здоровье». Ростов н/Д.,2008г.
Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры/ Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
Справочник по групповой психокоррекции/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. – М.: Генезис, 2000г.
Использование Интернет ресурсов при подготовки тематической газеты для родителей.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Вожатый.ру.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Вожатый – профессия нужная.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Журнал «Вожатый века».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Журнал «Вожатый».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Журнал «Начальная школа».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Каталог образовательных Интернет-ресурсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Сайт для вожатых. Шпаргалка. В помощь вожатому.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Советы бывалого вожатого.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Форум для вожатых.
Приложение №1.
Анкета «Знакомство».
Дорогой друг!
Укажи, как тебя зовут _________________________ сколько тебе лет _____,
в каком ты отряде (обведи цифру) 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , в который раз ты посещаешь наш летний лагерь (обведи цифру) 1 , 2 , 3 , более 3- раз.
1.Успел ли ты познакомиться с ребятами в отряде?
Да; Нет; С некоторыми;
2.У тебя обычно много друзей? - да;
- не очень много;
- мало;
- нет друзей.
3.Каким образом тебе больше нравиться работать? - в команде;
в паре;
одному.
4.Что обычно ты делаешь в свободное от учебы время?
- смотришь телевизор;
- играешь на компьютере;
- общаешься с друзьями;
- гуляешь;
- читаешь книги;
- посещаете кружки, секции;
(свой вариант ответа)_______________________________
5.Твое первое ощущение, чувство от прошедших в лагере дней, часов, минут?
- интересно;
- весело;
- по-разному (что-то интересно, весело, а что-то скучно);
- скучно;
- (свой вариант ответа)_____________________________________
6.Что привлекает тебя в летнем лагере?
- здесь можно заняться чем-то интересным;
- здесь можно заняться тем, чем нельзя делать дома;
- здесь можно познакомиться с новыми людьми;
- здесь можно найти друга (подругу);
- здесь меньше требований и запретов, чем дома, в школе;
- ничего не привлекает;
- (свой вариант ответа)______________________________________
7. Какие виды деятельности тебе больше всего интересны?
- пение, танец, театр;
- экскурсии и путешествия;
- изготовление поделок своими руками;
- спортивные игры, соревнования;
(свой вариант ответа)_____________________________________
8. Какие из желаний тебе ближе всего?
- стать самым известным в лагере;
- узнать и увидеть много нового и интересного;
- как можно больше играть в различные игры;
- приносить радость тем, кто рядом со мной в отряде;
вести себя так, как хочу;
познакомиться со многими ребятами и подружиться с ними;
(свой вариант ответа)____________________________________
9. Закончи предложение.
Для меня мой лагерь – это.
.
Спасибо за сотрудничество.
Итоговая анкета «Мои впечатления о жизни в лагере.
Дорогой друг!
Вот и подошла к концу смена в летнем лагере. Нам интересно узнать, что изменилось за то время, пока ты был в лагере. Мы обращаемся к тебе с просьбой изложить СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ. Внимательно читай вопрос и выбери вариант ответа, с которым ты согласен, или впиши свой вариант.
И.Ф.____________________________________________ Возраст ______________
Название отряда_____________________ Номер отряда: 1 2 3 4 5.
1. Смог ли ты завести друзей в своем отряде?
- да;
- не так много как хотелось бы;
- нет.
2.Сложились ли у тебя доброжелательные отношения с педагогами-воспитателями в отряде?
- да;
- не очень доброжелательные;
- затрудняюсь ответить;
- нет.
3. Что тебе запомнилось из жизни отряда?
- совместные игры;
- оформление отрядного уголка;
- совместная подготовка к общим лагерным мероприятиям;
- (свой вариант)__________________________________________
4.Какие мастерские (занятия) были тебе интересны ? (выбор не ограничен)
..
5..Что запомнилось тебе из общих лагерных мероприятий (игры, конкурсы, праздники, спортивные мероприятия), подчеркни:
-Шоу мыльных пузырей
-Рисунки на асфальте
-Экологическое лото «Флора и фауна»
-Огородный бум
-Конкурс Капитанов
-Конкурс Мисс 2013
-Поиски потерянного полдника (по сказкам А.С. Пушкина)
- занятие с психологом «Отрядное дерево»
-Конкурс Мистер 2013
-Комический футбол
Экологический абордаж
-Конкурс вожатых
-Турслёт
-поездка в Зоопарк
-поездка в театр Эстрады
-планетарий
-беседа «Всё о бабочках»
- выступление актёра-чтеца Крестовского А.Н.
-беседа «Люблю берёзку русскую»
-игра-путешествие «Экологической тропой»
-весёлые старты
-фестиваль «Планета детства» (бутерброды, городки, песни, театр)
-занятие с психологом «Волшебная планета»
- «Зарница»
6..Смог ли ты найти себе в лагере дело по душе ? Да.
Не знаю.
Нет.
Если «да», то отметь, какое из ниже представленных:
- изготовление поделок своими руками;
- спортивные игры, соревнования;
- конкурсы
-(свой вариант ответа)_______________________________________________________________
7.Какие из твоих желаний смогли осуществиться в лагере?
- стать самым известным в лагере, отряде;
- узнать и увидеть много нового и интересного;
- как можно больше играть в различные игры;
- приносить радость тем, кто рядом со мной в отряде;
- вести себя так, как хочу;
- познакомиться со многими ребятами и подружиться с ними;
-(свой вариант ответа) ____________________________________________________________
8..Что тебя больше всего порадовало в лагере?
9.. Что огорчило тебя больше всего в лагере?
10. С каким настроением ты покидаешь лагерь?
- с веселым, радостным, светлым;
- немного грустно, но есть, что вспомнить;
- мне трудно сказать;
- (свой вариант ответа)_______________________________________________________________.
11. Твои пожелания, предложения организаторам, всем тем взрослым, кто был рядом с тобой в лагере?____________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!
15