Открытый урок по математике Название компонентов действия умножения 2 класс
Урок математики во 2 классе
Тема:«Название компонентов и результата действия умножения».
Цель: - познакомить с названием компонентов и результата действия умножения; отработать вычислительные навыки; умение решать логические задачи.
Задачи: - дальнейшее формирование вычислительных навыков устного счёта;
- развитие математической речи на основе изучения и запоминания Таблицы умножения.
Формируемые УУД Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать её значение; интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.
Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать по критериям.
Познавательные:перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений.
находить рациональные пути решения.
Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, формировать умения сотрудничать через парную работу и работу в группах.
Планируемый результат Предметные: знать название компонентов и результата действия умножения, понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия,пополнят опыт групповой работы.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь формулировать цель урока, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)
Оборудование:
компьютер, презентация, интерактивная доска, индивидуальные карты урока.
Тип урока: ОНЗ
Формы организации: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Ход урока
1.Организационный момент.
Пусть сегодня для нас всех
На урок придет успех.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелаем всем удачи и спешности в придачу!
Всё увидим! Всё узнаем ! Всё получится у нас!
А) -Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится, наш урок будет успешным и интересным! А эти слова пусть будут девизом нашего урока.
Внимательно слушайте – и всё услышите!
Внимательно смотрите – и всё увидите!
Думайте – и всё обязательно поймёте!
- Сегодня я предлагаю вам провести наш урок в виде увлекательной интеллектуальной игры. Представьте, ребята, что:
1. НАШ КЛАСС – «МАЛАЯ НАУЧНО -ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» .
2. ВЫ, РЕБЯТА- младшие научные сотрудники МНИЛ.
А руководить нашей работой будет Ум Умыч- доктор математических наук .
В )- Ребята, вы , принимаете условия игры? Итак в путь. Нам предстоит узнать много нового и интересного .Улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи в открытии новых знаний.Я предлагаю вам разгадать математический ребус и узнать каких помощников мы возьмём с собой на урок.
МЫЛ - МЫ + ОГО - О + ИК + А = (ЛОГИКА)
ВНИЗ - З - МА + НИ + ЕЛ - Л = ( ВНИМАНИЕ)
СМЕХ - Х + КА + Л+ РУКА - РУ = ( СМЕКАЛКА)
- С такими помощниками у нас всё обязательно получится, а мы открываем работу нашей « Малой научно - исследовательской лаборатории»
Г) Подготовим к работе наши научные журналы, все записи мы будем вести в них.
2.Актуализация знаний.
А) ( Разминка) Арифметический диктант
* Увеличить 16 на 20;
* Уменьшить 39 на 20;
* Сложи 50 и 14;
* К числу 14 прибавить столько же;
* От 77 отнять 11 ;* На сколько 40 больше 32? ;* Какое число больше 60 на 8?;
* Какое число нужно вычесть из 56 , чтобы получилось 6? ;* Сколько нужно прибавить к 80 чтобы получилось 96? ;* Я задумала число прибавила к нему 14 и получила 26 . Какое число я задумала?
ПРОВЕРКА: 36, 19, 64, 28, 66, 8, 68, 50, 16,12.
( самопроверка)(Сл.9)
- Какое число лишнее ?19 - т.к. чётное; 50 - т. к. круглое; 8 - т.к. - однозначное66 - т.к. для записи используются одинаковые цифры.
МОЛОДЦЫ!!!
Б) - Вот вам первое задание от Ум Умыча.
Он просит нас назвать что записано на доске.
70 - 24 = 54 8 х 2 8 + 42
69 - 28 62 + 15 = 79 5 х 2 = 13
Дети : Примеры.
- Как назвать их др. словами? ( числовые выражения)
-Разбейте , данные числовые выражения на 3 группы по общим признакам.
1) примеры на сложение: 62 +15 =79 8 + 42
2) примеры на вычитание: 70 - 24 = 54 69 - 28
3) примеры на умножение: 8 х 2 5 х 2 = 13
- Какие из этих выражений можно назвать равенством и почему?
Дети: 62 + 15 = 79 70 - 24 = 54 5 х 2 = 13
- потому что левая и правая части выражения равны.
- Скажите, истинны они или ложны?
Дети: ложны.
- Приведите к истине.
Дети: 62 + 15 = 77 70 - 24 = 46 5 х 2 = 10
- Хорошо. Давайте проверим свои силы в научном описании материала.
Расскажите всё, что вы знаете об этих выражениях. Т.е. назовите как называются компоненты и результаты этих действий.
Дети: * 1 слагаемое - 62, 1 слагаемое - 15 , сумма равна - 77.Сумма чисел находится действием сложения.* Уменьшаемое - 70 , вычитаемое - 24 , разность равна - 46. Разность чисел находится действием вычитания.
* 5 х 2 = 10.
- Можем ли мы назвать компоненты и результат действия умножения. ВНИМАНИЕ, ребята, у нас возникла научная проблема. Скажите, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке.
Как называются компоненты и результат действия умножения?
- Решать данную проблему мы будем вместе (сообща). Я даю вам время (1 мин), вы должны подумать и решить со своим товарищем по парте, как могли бы называться компоненты и результат действия умножения. После как вы обсудите этот вопрос ,решите кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.( Обсуждение в парах).
Дети: Высказывание детей ( начнём со слов Мы думаем, мы решили Множимое результат)
- А теперь давайте сравним наши высказывания с правильным вариантом который дал нам ПУУ. Но для этого мы должны выполнить новое задание, которое приготовил нам П математики.
В) Работа по карточкам.
- Возьмите карточки , которые лежат у вас на столе. Выполните решение данных выражений. Каждому числу/ответу . соответствует своя буква.
1 Вариант - записывает числа в порядке возрастания и расшифровывает своё ключевое слово.
2 вариант - записывает числа в порядке убывания.
5 х2= е 3х 2= ж 2 х2 = о 4 х2 = и 6 х2 = л
0х4= м 1х 3= н 1 х9 = т 8 х2 = ь 7 х 2 = н 1 х7= и 2 х 5= о 0 х 6= ь 2 х2 = е
9 х 2= м 9 х 1 = ж 2 х 3= т 1 х2= л 1вариант
0 3 4 6 8 9 10 12 16
М Н О Ж И Т Е Л Ь
2 вариант
18 14 10 9 7 6 4 2 0
М Н О Ж И Т Е Л Ь
- Какое ключевое слово у вас получилось?
Дети: МНОЖИТЕЛЬ.
- А как вы думаете что означает научный термин «Множитель», т.е. обозначает при умножении 1-ый множитель?
Дети: Число , которое повторяется/ множится или какое число складываем.
- А 2 -ой множитель?
Дети: Сколько раз складываем это число или сколько раз повторяем число которое множат.
- Итак , мы узнали , как называются числа при умножении, а чтобы узнать как называется результат умножения предлагается разгадать загадку от ПУУ.
"Оно бывает литературным, музыкальным, бывает в искусстве и, наконец-то, бывает математическим".
Дети: произведение.
- Ребята, как вы думаете, почему ученые - математики назвали результат умножения "произведением".
Дети: потому что маленькое число произвели в большое, т.е. сделали большим, потому что повторяли его несколько раз.
-Итак , мы готовы ответить на поставленный нами проблемный вопрос :
Как называются компоненты и результат действия умножения?
ВЫВОД: 5 х 2 = 10
множитель множитель произведение
ПРОИЗВЕДЕНИЕ
- Действие умножения - произведение.
-Наша задача запомнить название компонентов и результата действия умножения.
3.Физминутка.
-Дети, Ум Умыч устал, а вы устали? Давайте сделаем перерыв.
4.Закрепление пройденного материала.
А) Дифференцированная работа
- Продолжается работа МНИЛ ,УУ доволен вашей дружной , слаженной ,организованной работой и предлагает поработать в группах. А для этого нам нужно разделится на эти группы. Учиесяся , которые сидят за столами под № 1 – это 1 группа. Учащиеся, которые сидят за столами под № 2 – это 2 группа . А учащиеся , которые сидят за столами под № 3 – это 3 группа. Каждая группа получает свое задание.
1 группа : Замени сложение умножением и найди значения выражений
12 +12 + 12= 12 х 3=36 36 + 36 =36 х 2=32
25+25+25+25 =25 х 4 = 100 20+20+20+20 + 20 = 20 х5=100
2 Задание :Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными.
5 х 3 + 5 = 5 х Ο 6 х Ο = 6 х 5 - 6
4 + 4 х 2 = 4 х Ο 3 х Ο - 3 = 3 х 4
3 Задание: Поставь знак
10 + 10 + 10* 10 х 3 12 х 4 * 12 + 12 + 12
20 + 20 * 20 х 2 15 х 3 * 15 + 15 + 15 + 15
Проверка - Экспертов
Б) Решение задач.
-А теперь самое интересное и самое сложное задание, которое приготовил для вас ПУУ
Блиц турнир ( если есть время)
Сколько ушей у двух зайцев?
Сколько лапок у двух кошек?
Сколько ног у пяти воробьев?
Сколько дней в двух неделях?
Сколько рук у 5 ребят?
Сколько ног у 2-х жеребят?
СЛАЙД - Прочитайте задачу.
В коробке 6 фломастеров. Сколько фломастеров в 3 таких коробках ? Сколько фломастеров в 4 таких коробках?
Решение задачи у доски с комментированием.
6+ 6 + 6 = 6 х 3 = 18 (ф.)
Сколько фломастеров в трёх коробках?
Зная сколько фломастеров в трёх коробках сможем ли мы узнать сколько фломастеров в 4-х коробках?
Как мы можем записать решение данной задачи?
6 х 3 + 6 = 24 ( ф)
5.Закрепление
А) - Наша работа подходит к концу . ПУУ приготовил для нас последнее задание. Тест.
1. Умножение можно заменить:
сложением одинаковых слагаемых;
Ο сложением разных слагаемых.
2. При умножении числа на 0 получится:
0;
Ο тоже число.
3. При умножении числа на 1 получится:
Ο 1;
тоже число.
4. Компоненты при умножении называются:
Ο слагаемое, слагаемое;
множитель, множитель;
уменьшаемое, вычитаемое.
5. Результат умножения называется:
Ο разность;
сумма;
произведение.
Проверка:
Б) -Уважаемые юные сотрудники лаборатории нашу работу мы должны закончить научным докладом
Что нового узнали в лаборатории?
Чему научились в лаборатории сегодня?
Понравилось ли работать в лаборатории?
Хотели бы еще раз побывать в лаборатории? Почему?
Дети:- Профессор математики УУ и я благодарим вас за плодотворную работу. Вы сегодня доказали, что любите математику. Показали ,какие вы внимательные ,какая у вас замечательная память. Как вы логично рассуждаете. Вы просто -молодцы. Желаю вам дальнейших успехов.
В) Проставление отметок.(Дети анализируют свою работу и оценивают)