Текст выступления на МО учителей естественно-гуманитарных наук по теме Межпредметные связи в преподавании истории


Автор: Захарова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №5» г. Пермь
Текст выступления на МО учителей естественно-гуманитарных наук по теме «МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ»
Одним из основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей. Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы – это, на мой взгляд, является примером межпредметных связей. В современности важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в обучении не вызывает сомнений.
Актуальность наличия межпредметных связей:
Во-первых, это дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой ─ позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.
Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя внутри- и межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на внутри и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии и др. ненужных повторов.
Осуществление внутри и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего, необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.
Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Так, при изучении темы „Зарождение феодальных отношений”,  такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям  и по межкурсовым связям  о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался преподавателем смежного предмета.
Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).
Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы „Образование единого централизованного государства” в курсе истории России  необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям (история Средних веков, Западная Европа в XIV─XV вв.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. (Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными, и только русские ─ именем прилагательным. Почему?).
Проведение интегрированных уроков (Литература и история. Разделы „Защитники земли русской”. Литература, история и право. Проблема „Порочный круг” (о кровной мести).
Систематическое привлечение ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий.
Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности, уровень подготовки и постоянно поддерживать интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Межпредметные связи  могут выражаться в следующем:
1) На уроке истории связь с обществознанием - характеристика и (или) изучение войн, военных конфликтов, поступков солдат и военного руководства во время вооруженных конфликтов, военных доктрин различных государств в разные времена, характера применённого оружия, отношения к пленным и раненым с принципов МГП. При изучении военных преступлений.
- связь с географией, экологией, биологией, анатомией - при изучении случаев использования ядерного, бактериологического, химического и оружия влияющего на климат, экологию.
- связь с литературой, МХК - использование произведений писателей, поэтов, художников, скульпторов в качестве дополнительного материала при проведении урока и подготовке домашнего задания, на дополнительных занятиях, в исследовательской работе учащихся.
2) На уроке ОБЖ связь с историей и обществознанием - история оружия, примеры использования различных видов оружия и последствий его применения, история возникновения МККК, МГП. При изучении законов и обычаев войны, общих обязанностей и прав военнослужащих и т.д.
- связь с экологией, биологией, историей, МХК - при изучении методов ведения войны и ответственности за их нарушение.
3) На уроках литературы и МХК связь с историей - при характеристике эпохи создания того или иного произведения литературы и художественного искусства, при изучении биографий и т.д.
- связь с обществознанием - при изучении проблем гуманизма, морали, нравственности.
4) На уроках обществознания связь с историей - история возникновения МГП, и его институтов. При изучении ответственности за преступления против человечества, при изучении деятельности и истории возникновения международных трибуналов.
Для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы урок или мероприятие, конкурс и т.п. были для учеников интересны, привлекательны. Такими уроки может сделать широкое использование на уроках межпредметных связей и интегрированных уроков. Преподавателю необходимо помнить, что каждый ученик уникальная, единственная в своём роде личность, со своими способностями, навыками и качествами, поэтому то что не вызывает у одних трудностей, для других будет серьёзной преградой на пути усвоения материала урока.
Спасибо за внимание!
Ноябрь 2011