Интеграция уроков русского языка и английского языка путём использования дополнительных заданий творческого характера
Интеграция уроков русского языка и английского языка путём использования дополнительных заданий творческого характера
Смолкина И.А., учитель русского языка и литературы
Сафонова А.В., учитель английского языка
Работа в современной школе требует от нас, педагогов, постоянного поиска новых форм работы с учащимися на уроках: нетрадиционных, интересных, развивающих интерес к предмету и творческой работе на уроках.
Одним из способов осуществления эффективной работы на уроке является, по нашему мнению, интеграция. Для повышения мотивации и интереса к предмету у учащихся, повышения качества усвоения материала мы используем творческие работы на уроках английского и русского языка.
Данная статья представляет практический материал для интегрированных уроков. Нами разработаны двусторонние карточки по отдельным лексическим и грамматическим темам для учащихся 5-х классов.
Так, при изучении темы «Местоимения» предлагаем карточку «Личные местоимения» по русскому языку и карточку на английском языке «Personal pronouns» (См. Приложение)
Задания по карточке «Личные местоимения» могут быть такими:
Карточка 1
Назови все личные местоимения, которые ты будешь использовать при ответах.
Составь простые предложения по трём из представленных на карточке образцов, используя личные местоимения.
Сделай синтаксический разбор одного из предложений.
Просклоняй местоимения.
Карточка 2
Грамотно прочитай все местоимения, записанные на карточке.
К предложенному имени существительному добавь местоимение, подходящее по смыслу.
Какие имена существительные (собственные или нарицательные) используются на карточке? Запиши их, определи склонение существительных.
Составь 2-3 предложения с данными словами. Подчеркни основу предложений. Одно слово (по выбору) разбери по составу.
Опиши, что изображено на картинке справа, используя местоимения. Опиши выражения лиц Сэма и Мэри, используя прилагательные на русском и на английском языке.
Интересной является работа с использованием набора букв. Она даёт возможность учителю дать задание по любой нужной теме, развивает произвольное внимание, позволяет учащимся сосредоточиться и работать в тишине, что весьма важно. Это один из любимых видов работы учащихся.
Карточка по теме «Имя существительное». Word Search.
Задания по английскому языку:
Назови все имена существительные, изображённые на картинке.
Составь предложения и словосочетания с данными словами.
Перепиши эти слова в свою словарную тетрадь.
Цветным карандашом по диагонали, вертикали или горизонтали найди эти слова в рамочке с буквами, подчеркни или зачеркни их.
Задания по русскому языку:
Перечисли все имена существительные, изображённые на картинке.
Определи род имён существительных.
Составь из предложенных букв словосочетания по схеме «Прилагательное + существительное»
С данными словосочетаниями составь три простых предложения. Сделай синтаксический разбор одного из них.
В составленных предложениях подчеркни грамматическую основу.
«Обучая – воспитываем». Карточка “Job definition”
представляет как обучающий, так и профориентационный интерес. Предлагаем использовать её на уроках русского языка при изучении тем «Имя существительное», «Имя прилагательное», на уроках английского языка при изучении темы «Профессии».
Задания по русскому языку:
Кто изображён на картинках? Назовите лица по профессии: какую часть речи вы использовали? Составьте две словарные статьи по выбранные вами существительным.
Переведите предложения, которые даны на карточке с правой стороны. Выпишите из них: А) глаголы
Б) существительные
В) прилагательные
3.Выпишите прилагательные из любых трёх предложений. Определите их род, падеж, число.
4. Запишите любые три предложения и определите в них время используемых глаголов.
5. Составьте небольшой рассказ о лице любой профессии.
6. Сделайте морфологический разбор 3-х прилагательных (из любых предложений).
7. Предложения 1, 4, 12, 15, 17 сделайте более распространёнными.
Задания по английскому языку:
При изучении по русскому языку темы «Степени сравнения имён прилагательных» предлагаем использовать карточку «Degrees of comparison»
Интегрированные задания по русскому и английскому языку:
Переведи предложение. Вставь на месте пропусков имена прилагательные в сравнительной или превосходной степени (по смыслу).
Выпиши используемые тобой имена прилагательные. Определи разряд прилагательных.
Выпиши из любых двух предложений все словосочетания. Составь схему одного из них.
⃰⃰ Распространи данные предложения, вставив в них однородные члены.
Измени предложения так, чтобы имена собственные, используемые в них, стали обращениями.
Составь диалог, используя картинку, карточки. Правильно оформи диалог. В предложениях диалога используя однородные члены, обращения.
Выпиши все имена собственные, используемые в карточке.
Интересна работа по карточке «Occupation crossword» при изучении темы «Глагол».
Задания по русскому и английскому языку
Что делают люди, изображённые на карточке? Опиши их действия, используя глаголы настоящего времени.
Используя предложения, составь по любому сюжету картинок словосочетание по схеме «глагол +существительное». Для этого придумай имена людям, изображённым на картинке 6, 8, 9, 10, 15.
При изучении темы «Предлоги» можно предложить учащимся поработать по карточке «There is/ there are».
Задания по русскому языку:
Перечисли предлоги, данные в рамке. Определи их тип.
Переведи данные в карточке предложения. Запиши их. Выдели используемые в предложениях предлоги.
В предложениях 3, 5, 8, 10, 12 подчеркни основу предложения. Охарактеризуй предложения по цели высказывания. Дай характеристику используемых в них предлогов.
⃰ Напиши мини-сочинение по предложенной в карточке картинке, используй предлоги, данные в рамке.
Задания по английскому языку:
Прочитайте предложения и переведите их на русский язык.
Прочитайте, переведите и запишите в словарную тетрадь предлоги, указанные на карточке.
Перепишите предложения, вставив предлоги по смыслу.
В своей работе мы используем мини-карточки. Вопрос на такой карточке на английском языке – ответ на русском языке. Требование – дать полный, исчерпывающий ответ.
Как на уроках русского языка, так и на уроках английского языка приоритетным направлением в работе является развитие устной и письменной речи учащихся. Интересной считаем работу по данному направлению с использованием карточки «Heroes» Учащиеся должны составить текст по теме «Мои герои». На английском языке в карточке даётся небольшой текст, характеризующий предложенную фотографию.
Возможные творческие задания по русскому языку:
Переведи любой из предложенных в карточке текстов. Продолжи характеристику выбранного тобой героя по следующему плану:
А) что ещё ты знаешь о выбранном тобой герое;
Б) обоснуй свой выбор, используя не менее трёх аргументов;
В) дай характеристику герою, используя выразительные эпитеты.
2.⃰ В заключение приведи какую-либо пословицу, соответствующую твоей характеристике.
3. Если предложенные герои – не твои кумиры, расскажи по предложенному плану о своём герое.
Задания по английскому языку:
Переведи предложенные тексты, правильно прочитай их.
Напиши мини- рассказ на тему «Мой герой – какой он?» «What is my hero?», используя известные тебе слова и факты о героях.
Нарисуй плакат с изображением героя и расскажи о нём в классе.
Особое значение имеют карточки о здоровом образе жизни. С целью привития учащимся желания вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, предлагаем карточку «Michael Johnson».
Учащиеся должны перевести текст дидактического характера о знаменитом английском хоккеисте и конькобежце.
Задания по русскому языку:
Почему М. Джонсон добился таких блестящих результатов. Что об этом говорится в тексте?
Какие черты характера героя помогают ему достигать блестящих результатов в спорте? Перечисли их, используя выразительные эпитеты.
⃰ Есть ли у тебя любимый вид спорта, любимый спортсмен?
Напиши мини-сочинение по одной из предложенных тем: «Спорт в моей жизни», «Мой любимый спортсмен», «Мой любимый вид спорта».
Данную карточку можно использовать и при изучении темы «Глагол».
Возможные вопросы по теме «Глагол»:
Прочитайте о Майкле Джонсоне. Глаголы какого времени вы вставляете в отрывок?
Что такое инфинитив? Запишите все глаголы, данные в рамке справа. Составьте с данными глаголами предложения по теме «Спорт».
⃰ Составьте с глаголами в рамке словосочетания по теме «глагол + существительное»
⃰ В предложенный кроссворд добавьте свои задания, используя глаголы прошедшего времени.
В качестве творческой работы подобные карточки мы предлагаем разработать учащимся 8-9 классов для учеников 5 класса. Это позволяет учащимся не только получить положительную оценку, но и выполнить полезную работу с практической пользой для своих младших товарищей.
Данная работа позволяет эффективно использовать и применять полученные знания как на русском, так и на английском языках, а значит, является целесообразной на интегрированных уроках. И на русском, и на английском языке повторение и закрепление полученных знаний проводится в интересной наглядной и игровой форме. Следует принять во внимание и то, что использование карточек позволяет рационализировать время индивидуальной работы на уроке. Работа с карточками актуальна всегда, интересна учащимся, позволяет оценивать индивидуально как в урочное, так и во внеурочное время. Таким образом, использование двусторонних карточек и творческих заданий имеет положительное влияние на усвоение как лексического, так и грамматического материала по английскому и русскому языку, способствует формированию положительной мотивации и позволяет дифференцировать задания для учащихся.
Список литературы:
1. Ребикова Д.И. Развитие социального интеллекта младшего школьника на уроках английского языка. – Журнал «Одаренный ребенок», №3,2007г.
2.Тарасюк Н.А. Иностранный язык для школьников: уроки общения (на примере английского языка). – М., 2000г.
3. Тамберг Ю.Г. Учись соображать!: 10 тренингов развития творческого мышления детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007г.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4.Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1984
5. Леонтьев А. А. Раннее обучение иностранным языкам: что нас всех объединяет // Русский язык за рубежом. 1986. № 5.
6.Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками // Иностранные языки в школе. 1985. № 5.С. 24–30.