«Межпредметные связи на уроках технологии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Северо-Казахстанская область
район Магжана Жумабаева
Чистовская средняя школа
ДОКЛАД
на педагогическом совете на тему: «Межпредметные связи на уроках технологии, как средство активизации познавательной деятельности учащихся»
Подготовил
учитель технологии
высшей категории Биба А.М.
ноябрь, 2014год
Слайд 1
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками обобщённым характером познавательной деятельности.
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Следовательно, межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Роль межпредметных связей возрастает еще и потому, что они затрагивают весь комплекс учебно-воспитательного процесса в школе: содержание, методы, формы в их органическом единстве.
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественно-научных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.
На уроках технологии осуществляются межпредметные связи со всеми основными общеобразовательными предметами.
Сущность - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.
Слайд 2
Межпредметные связи это взаимная согласованность учебных программ по разным предметам.
Учащиеся в процессе обучения на уроках технологии приучаются подходить к каждому изделию не только как к объекту чисто трудовой деятельности, но и как к процессу проявления творческих эмоций, как к результату человеческих замыслов, учатся применять ранее полученные теоретические знания по другим предметам, приучаются логически мыслить.
Слайд 3
Связь технологии с физикой, математикой, черчением, химией, биологией, познанием мира, ИЗО и другими предметами способствует лучшему усвоению учащимися научных основ современной техники и технологии, систематизации и упорядочению знаний и умений.
Различают межпредметные связи применительно к содержанию учебного материала, формируемым умениям и навыкам, а также к методам обучения. Эти связи могут быть последующими, сопутствующими или предшествующими, в зависимости от того, как во временном отношении изучается материал по основам наук и технологии.
Слайд 4
Последующие связи осуществляются тогда, когда изученный на уроках по основам наук материал используется затем на занятиях по технологи.
Например, в 8 классе, при изучении темы «Устройство и работа токарно – винторезного станка» во время объяснения учебного материала опираюсь на знания учащихся полученные на уроках физики в 7 кл. по таким темам как: «Энергия», «Кинетическая энергия», «Инерция», «Сила», «Скорость», «Сложение сил», «Сила трения».
Или при изучении темы «Нарезание резьбы» использую знания учащихся полученные на уроках физики в 7 кл. по темам: «Сложение сил», «Давление», «Момент силы», «Наклонная плоскость», «Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости» и химии 8 кл. по теме «Свойства металлов».
При изучении разделов технологии 5-6 классов большое значение имеют последующие связи с предметами «Познание мира» и «Математика», изучаемыми в начальной школе.
Приведу несколько примеров:
Разделы (темы) уроков предмета «Технология» Последующие связи
Сведения о древесине.
«Познание мира» 1-4 кл. Растения леса. Породы деревьев.
Искусственные древесные материалы-фанера. «Познание мира» 1-4 кл. Растения леса. Берёза.
Разметка заготовок.
Ручная обработка древесины и фанеры. «Математика» 1-4 кл. Единицы длины. Прямая. Прямой угол. Прямоугольник. Ломаная и многоугольник.
Соединение на гвоздях, шурупах. «Познание мира» 4кл. Железная руда.
Изготовление изделий из тонкого листового металла и проволоки. «Познание мира» 4кл. Орган зрения-глаз. «Математика» 1-4 кл Прямая. Прямой угол. Прямоугольник.
Металлы и сплавы. «Познание мира» 4кл. Полезные ископаемые. Добыча полезных ископаемых с помощью машин.
Слайд 5
Сопутствующие связи применяются в том случае, когда материал по основам наук и по технологии, касающийся одного и того же явления, закона и т.д. изучается одновременно.
Так, например, в 6 классе при изучении темы «Строение древесины и её свойства» опираюсь на знания учащихся, полученные на уроках биологии в 6 классе, где они знакомятся с основными частями дерева, строением ствола. Осуществляемые в данном случае связи сопутствующие.
Аналогично при изучении в 7 классе клино - ремённой передачи и передней бабки токарного станка по дереву использую знания учащихся о силе трения, трении качения и скольжения, полученные ими на уроках физики в 7кл.
В 7 классе при изучении темы «Физические и механические свойства древесины» строю урок на основе знаний учащихся материала физики 7 кл. «Агрегатные состояния вещества», «Плотность вещества», «Явление смачивания», «Атмосферное давление».
Слайд 6
Предшествующие связи используются в том случае, если естественно-научные основы производственных процессов и объектов раскрываются первоначально в процессе изучения основ технологии. Это благодатный материал для создания на уроках проблемных ситуаций, усиливающих познавательную активность учащихся.
Например, при изучении раздела «Электротехника и основы электроники» по технологии в 5 кл. знакомлю учащихся с источниками и потребителями тока, проводниками и диэлектриками. Этот материал изучается на уроках физики в 8 классе.
В 6-7 кл. при изучении устройства, работы и применения электромагнита, электрического двигателя и бытовых электроприборов знакомлю учащихся с такими понятиями физики 8 класса, как: действия электрического тока, соединение проводников, магнитное поле катушки с током, электромагнитное поле, проводник с током в магнитном поле, работа и мощность электрического тока, проводники и изоляторы.
Вообще роль «Физики» в преподавании «Технологии» неоценима! Практически во всех видах обработки материалов, работе станков и инструментов заложен принцип того, или иного физического закона или явления. В разделе «Электротехника и основы электроники» постепенно от класса к классу учебный материал усложняется и вводятся понятия: электрическая цепь и её элементы, электрический ток и его действия, Закон Ома, законы последовательного и параллельного соединения проводников, работа и мощность тока, Закон Джоуля – Ленца, электромагнитная индукция и т.д.
Значит при грамотном использовании предшествующих, а в дальнейшем сопутствующих и последующих межпредметных связей технологии и физики можно значительно усилить интерес к изучению предмета.
На уроках технологии, начиная с 5 класса, вводятся элементы графической грамоты, хотя «Черчение» изучается только в 9 классе. Как быть если 5-6-классник не имеет понятия о чертеже, эскизе, видах, правилах нанесения размеров и чтения даже простого чертежа? Здесь особая роль предшествующих связей технологии и черчения. Постепенно, учитывая возрастные особенности детей, знакомлю их с правилами построения видов, нанесения размеров, оформления и чтения простых чертежей. Получив даже небольшой запас знаний по элементам графической грамоты ученик 5-8 кл.свободно разбирается в простейших графических документах и свои технические мысли выражает графически на бумаге.
Осуществление межпредметных связей необходимо планировать заранее при подготовке к уроку. При этом если намечаются связи последующие, учащимся можно предложить повторить нужный материал по физике, химии, математике или другому предмету.
Если материал изучался по времени не очень давно, то непосредственно на уроке вместе с учениками можно вспомнить основные теоретические положения, важные для усвоения сущности изучаемого объекта. Так в 8 кл. прежде чем объяснить опасность КЗ (короткого замыкания) и принцип работы предохранителя вместе с учащимися повторяем Закон Джоуля – Ленца, который они недавно изучили на уроках физики.
Слайд 7
В своей практике применяю следующие методы реализации межпредметных связей:
1) объяснительно – иллюстративный
2) репродуктивный
3) частично – поисковый
4) проблемный
На этом методе остановлюсь подробнее.
Для активизации познавательной деятельности на уроках технологии часто ввожу в учебный процесс проблемные ситуации или технические задачи, использование которых позволяет добиваться лучшего усвоения системы знаний и умений, способов умственной и практической деятельности, формирования приемов труда, развития активности, самостоятельности и творческих способностей учащихся.
Слайд 8
Приведу пару примеров из 5 класса.
1. При выполнении электромонтажных работ после тщательного изучения простейшей одноламповой электрической цепи даю задание усложнить схему и собрать цепь из двух последовательно соединенных ламп. После сборки цепи и проверки ее в работе создаю проблемную ситуацию в виде вопросов.
1)вопрос: почему две последовательно соединенные электрические лампы горят в полнакала?
Подумав, посовещавшись, ребята приходят к правильному ответу – потому что напряжение на каждой лампе в 2 раза меньше общего.
2)вопрос: почему при выворачивании или перегорании одной из двух последовательно соединенных ламп гаснет и вторая?
Аналогичная ситуация наблюдается с елочной гирляндой, когда при перегорании одной лампочки гаснет вся гирлянда. Предлагаю проделать этот эксперимент на схеме.
Ребята, не долго думая отвечают, что последовательно соединенная цепь прервалась, а значит, ток дальше не идет и лампочки в гирлянде не горят. Здесь я ребятам говорю, что это законы последовательного соединения проводников, которые они будут изучать на уроках физики в 8 классе.
2. При изучении приемов обработки фанеры предлагаю учащимся подумать, почему пилу по отношению к плоскости листа следует установить под острым углом. Поразмыслив, они убеждаются, что пиление фанеры под прямым углом дает плохой результат (фанера с противополжной стороны крошится и ломается). Если школьники затрудняются с ответом, помогаю им дополнительным вопросом: в каком случае число зубьев пилы, находящихся в пропиле будет больше: когда она установлена по отношению к листу под прямым или под острым углом?
Выяснив, что во втором случае это число значительно больше, школьники приходят к выводу, что этим объясняется лучшее качество пиления (связь с математикой).
Из практики могу сказать, что эпизодическое использование межпредметных связей и проблемных ситуаций на уроках технологии малоэффективно. Подлинная активизация познавательной деятельности учащихся возможна лишь в том случае, если межпредметные связи и проблемный подход к обучению осуществляется в определенной дидактически обоснованной системе.
Слайд 9
Работая в группе творчески работающих учителей технологии области с 2008 года в течение 6 лет веду эксперимент по выявлению влияния межпредметных связей и проблемного обучения на качество знаний, умений и навыков учащихся на уроках технологии. Для эксперимента в 2008г. я выбрал 5 класс, ныне 11 класс. Результаты эксперимента меня устраивают, т.к. наблюдается положительная динамика в качестве знаний. Уверен, что на конец учебного года процент качества знаний и успеваемости будет 100%.
В заключение хочу отметить, что из – за сокращения предмета «Технология» до 1ч. в неделю в каждом классе учителю очень трудно не то, что применять различные формы и методы обучения, а даже элементарно спланировать урок так, чтобы за 45 минут изложить новый материал (которого стало не меньше) и дать учащимся поработать практически.
Слайд 10
Хочу закончить словами. «Труд –это школа выработки воли, умения управлять собой, без него невозможна жизненная позиция, упорство в достижении цели. Невозможно и единство сознания и поведения, если труд не свяжет их, а, следовательно, воспитание полноценной личности, у которой слово не расходится с делом».