Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению
Представление
инновационного педагогического опыта учителя географии МБОУ «Вышинская СОШ» Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия
Лазаревой Натальи Егоровны
Тема опыта : «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению»
Обоснование актуальности и перспективности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Актуальность проблемы повышения мотивации посредством межпредметных связей продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к обучению.
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину.
Преподаватели знают, что ученика нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Поэтому стоит задача по формированию и развитию у учащегося положительной мотивации к учебной деятельности.
Использование межпредметных связей в школьном курсе способствует более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебно-воспитательного процесса и оптимальной его организации, формированию мировоззрения, пониманию взаимосвязи явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей. Использование интеграции наук в преподавании географии в школе позволяет повысить качество знаний и развивать познавательный интерес учащихся по предмету.
В связи с новыми стандартами образования комплексный подход, межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия.
Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Урок – главная форма организации обучения и воспитания учащихся в школе. Все экспериментальные попытки найти ему равнозначную замену успеха не имели. Со времени Яна Амоса Коменского урок, как форма обучения детей, всё же не мог не трансформироваться, отражая культурные и педагогические нормы своей эпохи. Сегодня школа стоит на пороге рождения свободного урока, появляющегося как результат личностно ориентированного образования, сотрудничества учителя и ученика.
Одним из видов уроков географии являются уроки межпредметных связей. Интегрированные межпредметные уроки являются одними из эффективных и хорошо себя зарекомендовавших инструментов организации учебного процесса.
География – уникальный предмет и наука, являясь, с одной стороны, частью естествознания (физическая география), а с другой стороны, частью общественного блока наук (экономическая география). Именно поэтому она великолепно интегрируется со всеми школьными предметами. Интегрированные уроки как нельзя лучше способствуют формированию целостного представления на окружающий мир у обучающихся, пониманий связей между явлениями, помогают получить умения применять знания одной из дисциплин к знаниям другой, формируют познавательный интерес.
Применять межпредметные связи на своих уроках я начала лет 5-6 тому назад, когда заметила явную тенденцию к снижению интереса к преподаваемым предметам (в частности, к географии), и снижению уровня качества знаний. Причины я видела в развитии общества, его компьютеризации, повальным увлечением детей компьютерными играми.
В результате педагогических наблюдений за учащимися был выявлен ряд проблем. Во-первых, учащиеся не умеют переносить знания, полученные при изучении одной дисциплины для описания природного явления в целом; во-вторых, учащиеся не видят взаимосвязи природных явлений; в-третьих, учащиеся не умеют использовать знания по географии при описании природных объектов живой и неживой природы при изучении биологии и химии. Применение интегрированных уроков дало возможность охватить широкий диапазон знаний из разных областей, тем самым способствовать всестороннему развитию личности, углубленному знанию. Кроме всего прочего, у учащихся формируется познавательный интерес и желание познавать новое. При этом использование современной компьютерной техники, проектора и мультимедийной доски, позволило значительно повысить заинтересованность на уроках, снизить утомляемость, обеспечить более глубокое осмысление темы урока. Такие уроки неповторимы, надолго остаются в памяти учащихся.
Приведу некоторые примеры.
Математика. Многие учителя прекрасно используют тему «План и карта» в 5-6 классах для проведения бинарных уроков, отработки и закрепления понятий «масштаб», «азимут», «горизонтали», «координаты», «определение расстояний в градусах и километрах».
В курсе 7 класса к повторению координат, определению расстояний на уроках -путешествиях добавляем навыки определения высот, глубин, амплитуды колебаний температур.
В 8-9 классе с математикой можно совместить тему «население» и порешать целый блок задач на определение естественного прироста по разным статистическим данным. В теме «Хозяйство» можно совершенствовать навыки счета для определения доли отраслей в хозяйстве, долю регионов в производстве отдельных видов товаров, рассчитать миграционный прирост или убыль населения. В 10-11 классе интегрированные с математикой уроки особенно актуальны в теме «Природные ресурсы. Ресурсообеспеченность стран». Очень много заданий, которые можно для закрепления ввести в урок, содержатся в части С заданий для ЕГЭ.
Русский язык и литература. Правописание собственных имен, географических объектов, задания на сверстывание информации длинного текста в таблицу, составление опорного конспекта с использованием слов - «маячков». Составление устного рассказа по шаблону с многочисленными пропусками, составление синквейна по теме и многое другое - огромнейший потенциал для творчества.
Литературная география позволяет создать образ регионов России и мира по произведениям советских и зарубежных писателей. Эта тема практически неисчерпаема. Образы стран, городов России и мира в литературе, города, связанные с жизнью великих писателей, родина литературных персонажей. Анализ произведений выдающихся путешественников, геологов и географов: А.Никитина , Ж.И. Кусто, В.Обручева, многих других, не только воспитывают вкус и любовь к чтению, но и дают богатую научную информацию. Такие уроки очень нравятся и детям, и учителям. Также эссе и мини-сочинения «Мое путешествие по…» вполне заменят традиционную проверочную работу.
История. Уроки исторической географии самые выигрышные, потому что тема открытий и исследований есть в 6-8 классах в программах 2 предметов. Интересен урок «История и география средних веков», «Имена из прошлого на современной карте» и др.
Темы 9-11 класса перекликаются и с обществознанием, например, экономика, экономические системы, безработица, трудовые ресурсы и могут стать основой бинарных уроков. В 10-11 класс общими темами может быть раздел «Политическая карта». Типологии стран, как менялась карта в разные исторические периоды, непризнанные государства и др. темы прекрасно дополняются и повторяются на интегрированных уроках.
Биология. Одной из самых близких наук в естествознании для географии является биология. Начиная с первых тем в 5-6 классе – биосфера, природные зоны, далее -8 класс- история развития жизни на Земле(геохронологическая таблица). В 8-9 классах – сельское хозяйство России, природа регионов.
В 10-11 классе тема «География мировых природных ресурсов» (биологические, лесные ресурсы, ресурсы Мирового океана). Очень выигрышная тема «Мировое сельское хозяйство», «зеленая революция», глобальные экологические проблемы человечества. Вообще, экология – особая тема, которая должна, так или иначе, звучать на каждом уроке географии, т.к. 2017 год – это год ООПТ (особо охраняемых природных территорий) и год экологии.
Физика. Физическая география в 5-7 классах базируется на основных законах природы, описанных физиками. Прекрасными получаются интегрированные уроки по теме «Движения земной коры», «Вулканы, гейзеры», «Землетрясения», «Волны в океане. Цунами», «Теория литосферных плит». В 8 классе по теме «Климат. Атмосферные фронты. Циклоны, антициклоны». В 9 классе на уроках географии раньше, чем на физике проходят тему «Энергетика России», где кратко объясняется принцип работы каждого типа электростанций, и эта тема очень гармонична на интегрированном уроке.
Химия. Еще одна наука из комплекса естествознания, которая хорошо интегрируется с географией. В 5-6 классе в теме «Литосфера. Горные породы и минералы» можно дать знания о составе и особенностях некоторых горных пород, доступно объяснить их происхождение и распространение (гранит, полевой шпат, кварц, слюда, мрамор, известняк, мел). В 7-8 классе в теме «Полезные ископаемые» можно сделать урок с рассказом о происхождении нефти, угля, бокситов, горючих сланцев, алмазов и показом того, как можно их использовать. В 8-9 классе в теме «Химическая промышленность» можно рассказать об особенностях отрасли, ее значении, о новейших разработках химиков, о географии отрасти. Также в темах «Химико-лесной комплекс» можно затронуть экологические проблемы целлюлозно-бумажной промышленности. В 10 классе есть тема «Обрабатывающая промышленность мира. Химическая промышленность», где также можно на интегрированном уроке показать важность этой отрасли в современной экономике, ее проблемы и перспективы.
ОБЖ . Относительно новый предмет ОБЖ практически дублирует многие темы курса географии. Я бы сказала, что ОБЖ-это практическая география (до 8 класса). Начиная с темы 5-6 классов «Ориентирование. Автономное существование человека в природе», где можно на улице провести урок-игру или урок-путешествие с картой, повторив географическую тему «План и карта. Масштаб», «Ориентирование, Азимут». В 7 классе хорошие уроки на закрепление знаний по географии можно провести по темам «Вулканы», «Землетрясения». В 8 классе можно повторить реки на бинарном уроке «Гидродинамические аварии»; закрепить номенклатуру по горным хребтам в теме «Обвалы, оползни, сели». В 9 классе в теме «Техногенные аварии» уместно повторить географию, например тему «Атомная энергетика».
Информатика. Важнейший предмет в современной школе-информатика. Интегрированный с информатикой урок географии можно провести по любой теме как в виде игры-квеста с картами, географическими пазлами, так и работу со статистикой, тесты, вопросы в формате ЕГЭ, ОГЭ, работу в электронной программе geomodel (Приложение-конспект урока).
Иностранный язык идеально подходит для интегрированных с географией уроков в страноведческих курсах 7, 11 класса. Такие темы, как «Великобритания», «Англоязычная Америка. США. Канада» можно сделать практически полностью на английском языке, этакое погружение в предмет. Прекрасно, если учитель географии тоже владеет иностранным языком, тогда его рейтинг в глазах учеников значительно вырастет. «Письмо другу», «Переведи задания на карте», расскажи о пройденном на английском языке – вариантов заданий для бинарных уроков можно придумать много.
Даже уроки технологии подразумевают интеграцию с географией в темах «Кулинария», «Конструирование». «Блюда северных народов», «На празднике у жителей юга России», «Особенности Средиземноморской кухни », «Вкусная география»- кроме повторения географических особенностей регионов, дети становятся сопричастными с некоторыми культурными особенностями народов, учатся кулинарному мастерству. Тема «Конструирование одежды» также немыслима без небольшого знакомства с культурой регионов, особенностями климата. Тогда дети лучше поймут, почему в одежде северных народов много кожи и меха, в чем особенности головных уборов жителей Средней Азии, Закавказья.
Музыка. На многих своих уроках я использую музыкальное или изобразительное сопровождение. Чтобы лучше представить образ района в 9 классе я также подбираю музыкальную тему. Поволжье – русская народная песня о Волге, Урал - музыка из «Полета Валькирий» Р.Вагнера. При изучении Западной Сибири мы слушаем песню Юлиана «Ямал» и т.д.
ИЗО. Фотографии, репродукции картин постоянно использую на уроках. Как прекрасно можно связать тему освоения Сибири с произведением искусства, например с картиной В.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», тему «Рельеф Европы» с виртуальной экскурсией по картине «Переход Суворова через Альпы» и др.
И, наконец, физическая культура тоже может послужить цели изучения географии. От национальных игр народов мира с кратким рассказом о странах-родоначальницах, до физминуток, которые я провожу в 5-6 классах. Поклон по-японски сначала на 45 градусов (продавец в магазине), потом на 80 (подчиненный – руководителю), болгарское да(как наше отрицание головой и наоборот), африканское приветствие на Замбези – хлопают в ладоши и делают реверанс и т.д.
Теоретическая база опыта
Теоретические положения и взгляды на взаимосвязь наук выражены у Н.А. Корфа.
В статье «Теория Дарвина и вопросы педагогики» он пишет: «В наши дни все науки так тесно связаны между собой, что сильная мысль, нашедшая себе подтверждение в фактах, представляемых одной из отраслей человеческих знаний, отражается на всех остальных. И не мудрено: в сущности, все науки имеют целью исследование человека и природы в их настоящем, прошлом и будущем…» [1]. Д.Д. Семенов, педагог, методист, директор Кубанской учительской семинарии при подготовке будущих учителей обращал особое внимание на преподавание педагогики в тесной связи с психологией, физиологией и гигиеной. Он отдавал предпочтение концентрической системе преподавания.
Свой взгляд на проблему межпредметных связей К.Д. Ушинский выразил в своем труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». Он полагал, что именно межпредметные связи помогают формировать у детей ясные, целостные представления об окружающем мире, а также развивать их мировоззрение. Главным в процессе усвоения знаний К.Д. Ушинский считал установление связей между старыми, уже приобретенными, и новыми знаниями. Ученый-педагог подчеркивал, что знания важно привести в систему: «Голова, наполненная обрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…». Система знаний, по убеждению К.Д. Ушинского, позволяет подняться до высоких логических и философских отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда «они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга» [1]. К.Д. Ушинский первым в русской педагогике классифицировал межпредметные связи. Он строил их виды по различным ассоциативным связям (по противоположности, сходству, времени, единству места и т.п.), отражающих объективные взаимосвязи предметов и явлений.
В первые годы становления советского образования встал вопрос о создании новой школы, новой системы образования. Идея развития межпредметных связей прошла в ней несколько этапов.
На первом этапе произошло создание трудовой школы. В начале 20-х годов Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входили Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др. приняла за основу идею связи обучения с трудом, которую Н.К. Крупская выдвинула в качестве главного и важнейшего направления развития советской школы. В этом направлении большой вклад в разработку организационных схем и составлению программ для начальной школы внес П.П. Блонский. Он реализовал идею комплексного подхода к построению учебных планов и программ. С их помощью была сделана попытка решить проблему связи школы с жизнью, проблему всестороннего изучения окружающей действительности. Изучение литературных источников по истории советской педагогики показало, что ее исследователи чаще в комплексном обучении и программах видят только недостатки. Их действительно было много: нарушалась систематичность и последовательность школьного обучения, учащиеся получали непрочные, фрагментарные и поверхностные знания, так как нарушалась логическая структура в построении предмета и на первый план выходили искусственные, формальные связи между предметами. Но мы считаем, что нужно отметить и положительные стороны комплексных программ для того времени: жизнь школы была тесно связана с общественной и политической жизнью страны; дети активно включались в социальное общество; получали необходимые трудовые навыки. Можно предположить, что понятие «межпредметная связь» не существовало при комплексном методе обучения, так как предметов в привычном понимании при данном методе обучения нет. Однако Г.И. Батурина отмечает: «Если рассматривать комплекс в целом, то он представляет собой не что иное, как межпредметную систему, объединяющую знания из разных основ наук о том или ином объекте действительности» [2].
В связи с тем, что в конце 20-х годов перед советской школой встала проблема качества знаний, то было принято решение о восстановлении предметной системы обучения. В 30-е годы Н.К. Крупская в своих работах «Методические заметки» (1932 г.), «Диалектический подход к изучению отдельных дисциплин» (1933 г.) и «Основные вопросы методики преподавания в школах взрослых» (1936 г.) обращается к проблеме межпредметных связей. По её мнению, от реализации межпредметных связей зависит возможность изучения того или иного явления, процесса во всей его полноте, разносторонности, во взаимосвязи и обусловленности с другими явлениями и процессами. С 50-х годов ХХ века вновь возрастает интерес к межпредметным связям в обучении. Это объясняется, прежде всего, научно-технической революцией, которая выдвинула новые требования к уровню образования школьников. Быстрыми темпами развивается наука и влияет на все стороны жизнедеятельности. Новые открытия происходят на стыке наук. Происходит дальнейшее развитие и взаимовлияние всех отраслей научного знания, производства и социально-общественной жизни. В обучении акцент делается на укреплении отношений между предметными, школьными знаниями и профессионально-технической подготовкой.
Цель образования в 60-е годы – подготовка специалиста широкого профиля. Анализ педагогической литературы показывает, что в 70-х годах в истории развития межпредметных связей происходит новый поворот. Ученых-педагогов интересует уже не столько взаимосвязь предметного и профессионального обучения, сколько возможности развития межпредметных отношений между школьными предметами (И.Д. Зверев, М.М. Левина, Н.А. Лошкарева, Н.А. Сорокин, Г.Ф. Федорец и др.). Следует отметить, что в 80-е годы прошлого столетия в отечественной педагогике проводилось большое количество исследований, посвящённых обоснованию и реализации межпредметных связей в учебном процессе (Н.С. Антонов, П.Г. Кулагин, В.Н. Максимова, Н.А. Сорокин, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец и др.). Учеными по итогам исследований были разработаны приёмы реализации межпредметных связей при изучении различных учебных предметов. Среди них постановка познавательных задач, обобщение, конкретизация, абстрагирование и др. Данные приёмы актуальны и в современной дидактике. Так, В.Н. Максимова предложила и обосновала разнообразные средства реализации межпредметных связей: вопросы межпредметного содержания, которые направляют деятельность учащихся на воспроизведение ранее изученного; межпредметные проблемные вопросы; проблемные ситуации; домашние задания межпредметного характера; комплексные задания; межпредметные задачи; комплексные наглядные пособия (обобщающие таблицы, схемы, диаграммы, карты и др.); межпредметные тексты; межпредметные контрольные работы; ведение межпредметных тетрадей; кроссворды межпредметного содержания; а также межпредметные уроки, семинары, конференции [3; 4; 5; 6].
Заслугой этих ученых, на мой взгляд, явилось то, что они доказали, что именно реализация межпредметных связей способствует выработке межпредметных знаний и формированию обобщенных умений учащихся, применяемых в межпредметных видах деятельности.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Формирование мотивации учения – одна из центральных проблем обучения. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Поэтому учителю необходимо использовать такие приемы и методы, которые позволили бы сформировать у учащихся положительную мотивацию к учебной деятельности.
Мотивом называют то, что в данный момент времени побуждает человека действовать определенным образом, делает его активность целенаправленной и поддерживает ее на определенном уровне.
Мотивация – это процесс образования мотива. Отсюда мотив – продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.
К педагогическим средствам воспитания мотивов учения можно отнести приемы побуждающего воздействия, связанные с содержанием учебного материала, методами и формами обучения, наглядными и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, личностью преподавателя, общественным мнением группы (коллектива). В воспитании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному средству, потому что они разноплановы и одно средство никогда не сможет заменить другое. Каждому учителю необходимо знать воспитывающие возможности средств, которыми он располагает в конкретных условиях: содержания учебного материала, организации учебной деятельности учащихся, взаимоотношений, которые складываются в учебном процессе между педагогом и учащимися, а также внутриколлективных отношений.
В содержании учебного предмета заключены объективные возможности возбуждения познавательной и других потребностей и мотивов учения. Чтобы реализовать эти возможности содержания в развитии мотивации, учитель применяет ряд приемов побуждающего воздействия. Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и овладеваемых способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала; историзм, показ достижений современной науки и пр. Эта группа приемов направлена на то, чтобы создать у учащихся новые впечатления, вызвать удивление, обеспечить их раздумья, размышления. В этом случае учащиеся сталкиваются с противоречиями между воспринимаемыми знаниями и собственным небогатым еще жизненным опытом. Все это побуждает их мыслить, вызывает интерес к уроку.
В тесной связи с вышеназванными группами приемов выступают приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: применение карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); использование компьютерных учебных пособий; организация с помощью ТСО внимания учащихся и управление им; предъявление информации с помощью ТСО и компьютеров, обеспечение учащихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; повторная подача информации, опорных сигналов; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок.
Технология его подготовки состоит из нескольких этапов.
Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции. Рассмотрим каждый элемент подробно.
Планирование урока. Во время работы над календарно-тематическим планированием необходимо определить количество интегрированных уроков, их тематику и сроки проведения, что позволит четко определить их роль и место в проведении интегрированных уроков, поможет планомерно вести работу по подготовке к интегрированному уроку. На этом этапе необходимо определить оптимальное количество интегрированных уроков. Критерием оптимальности являются их необходимость и достаточность для достижения поставленных образовательных целей. Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Возможно сочетание того и другого подходов одновременно, то есть вначале дать вводно-обзорный урок, а в конце изучения темы или раздела как урок обобщения знаний по пройденному материалу. Последний вариант является наиболее приемлемым, так как наиболее полно соответствует логике построения познавательного процесса: от общего к частному и от частного к общему.
В настоящее время интегрированные уроки используются в основном как обобщающие. Это обусловлено прежде всего тем, что учебный материал, как правило, изучается индуктивным методом, то есть линейно-поступательно, шаг за шагом от частного к общему. В этом случае целостное представление об изучаемом у школьников должно сформироваться в конце изучения материала на обобщающем уроке. Процесс усвоения программы в данном случае напоминает составление мозаики из разноцветных кусочков стекла, когда ученики соединяют расчлененные знания в единую картину. Учащиеся при таком способе не видят взаимосвязи между уроками. А так как раздел программы представляет собой развернутую во времени картину, наполненную множеством фактов, то не каждому ученику удается сформировать в своем сознание целостный ее образ. Если на основе дедуктивного подхода использовать интегрированный урок как пропедевтический, когда материал урока укрупняется до обзора раздела программы, то это поможет преодолеть фрагментировать видение, сформировать у учащихся целостную и всестороннюю картину изучаемого, подготовит необходимую базу для более углубленного изучения на последующих уроках. Отсюда логически вытекает решение проблемы определения оптимального количества интегрированных уроков. Количество разделов в программе определит количество и тематику интегрированных уроков в учебном году. Таким образом, формируется система интегрированных уроков, обусловленная логикой изучения предмета.
Данный подход соответствует диалектико-материалистическому методу познания: от общего (первичный синтез) к частному (анализ), от частного к общему (синтез). Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.
В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:
Перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;
Переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;
Отсутствию взаимопонимания и взаимосогласованности действий учителей в ходе урока.
На этапе планирования необходимо согласовать и скоординировать тематику уроков с учителями-партнерами по интегрированным урокам. Наиболее удачный вариант – совместное планирование предстоящих уроков.
Организация творческой группы. Формирование команды учителей – это один из ответствующих моментов работы над уроком, так как от взаимной совместимости и слаженности работы команды зависит успех урока. Психологическая совместимость является важным фактором успеха работы любой группы людей. Поэтому важно, чтобы творческая группа создавалась с учетом взаимной совместимости. Только в атмосфере партнерства и взаимной доброжелательности может родиться хороший урок.
Конструирование содержания урока. На первом этапе урок моделируется в общих чертах, без конкретизации материала. Необходимо разработать композицию урока, определить ее основные части. Для этого члены творческой группы, методом «брейнсторминга» (мозговой атаки) предлагает различные варианты урока, методы и формы работы. Из всего многообразия идей и вариантов необходимо выбрать оптимальное решение, соответствующее поставленной цели.
Следующий этап работы над содержанием урока – этап самостоятельного творчества. Каждый учитель самостоятельно подбирает материал по своему направлению. Задача состоит в том, чтобы найти по возможности исчерпывающий материал по тематике урока, выявить интересные факты, подобрать необходимые иллюстрации, музыкальные произведения и другой материал.
Затем группа приступает к созданию плана-конспекта урока. На данном этапе, рассмотрев и обсудив весь собранный материал, творческая группа производит отбор лишь самого необходимого из всего массива информации, отказавшись от всего малосущественного. Это связано с необходимостью соблюдать временные рамки урока. Главная задача этого этапа заключается в том, чтобы создать целостную ткань урока без четких границ между интегрированными частями.
Репетиционный этап. В ходе репетиции творческой группы учителей отрабатывается режиссура урока, оттачивается сценарий. На этом этапе определяются «роли» учителей на уроке, продумываются мизансцены. Необходимость в такой детальной проработке хода урока обусловлена особенностью работы ансамбля учителей. Учитель, работающий с классом сольно (в одиночку), находится в более комфортных условиях, чем группа учителей, так как один управляет ходом урока. Гораздо труднее импровизировать, когда работает группа учителей. Каждая несогласованность, непродуманная импровизация текста может поставить напарников в тупик. Поэтому необходимо отработать все переходы от монолога к монологу, чтобы возможные импровизации текста не озадачили партнеров. Опыт показывает, что импровизированный текст лучше воспринимаются, чем заученный. Однако, мастерское исполнение заученного текста всегда лучше плохой импровизации. Все зависит от профессионализма учителя, его актерского мастерства.
Отсутствие слаженности в работе творческой группы могут привести к снижению качества урока. Необходимо избегать излишней суетности, неловкости, непродуманности в ходе урока, так как все эти «мелочи» могут в значительной мере испортить впечатление от урока.
Во время репетиций необходимо проводить хронометраж урока, который поможет четко определить ход урока и уложиться во временные рамки.
Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительный. Начало урока, по нашему мнению, должно оказать на учащихся сильное эмоциональное воздействие, чтобы настроить их на его восприятие. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например описание проблемной ситуации или интересного случая.
Начало интегрированного урока предметов гуманитарного и художественно–эстетических циклов должно представлять своего рода увертюру – торжественное приглашение к уроку как художественно-педагогическому произведению. Поэтому необходимо проработать режиссуру этого вступления.
В ходе урока могут использоваться различные музыкальные произведения. В сочетании со слайдами музыка помогает создать атмосферу того времени. Где-то музыка идет фоном, где-то в специально продуманных паузах, набирает силу, а иногда вовсе умолкает. Так на интегрированном уроке «Волга – великая река» (география-ИЗО-музыка) звучали песни великого певца Федора Шаляпина, родившегося в Казани. Кроме этого использовались произведения живописи («Бурлаки на Волге» И.Репина.)
В заключительной части урока необходимо обобщить все сказанное на уроке, подготовить итог рассуждениям учеников, сформулировать четкие выводы. Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.
Желательно, чтобы интегрированный урок имел проблемный характер. Если это вводный урок, то на нем необходимо обозначить проблемные вопросы, которые будут рассматриваться на последующих уроках. На обобщающем уроке также можно сформулировать вопросы, которые ученики будут рассматривать самостоятельно во внеурочное время.
Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока.
Без хорошего анализа не может быть развития и совершенствования профессиональной компетентности учителя. Поэтому творческая группа тщательно должна проанализировать проведенный урок. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки. Желание занизить или умолчать недостатки, а также завысить его положительные стороны оказывает вредное влияние на развитие педагогического мастерства учителя, ведет к снижению качества уроков.
Таким образом, процесс подготовки и проведения интегрированного урока представляет собой структурированную систему, состоящую из следующих элементов-этапов: подготовительный, исполнительский, рефлексивный.
Роли педагогов могут быть разными в зависимости от целей занятия: они или работают в одной группе, но с разными подгруппами, или совместно ведут обсуждение вопроса на семинаре, диспуте, дискуссии, или поочередно оказываются лекторами на уроке-лекции, или проводят опрос по своему предмету.
Интегрированные уроки имеют самые различные формы.
На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки. Урок творческого поиска предполагает, что учащиеся и самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы преподавателями и освоены учащимися на предыдущих занятиях. Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся.
Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков:
Интегрированные двух-, трёх-, четырёхпредметные уроки, урок-погружение, урок-экскурсия, урок-поход, урок-путешествие .
Уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок - деловая или ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина.
Уроки творчества: урок-исследование, урок - мозговая атака, урок-интервью, урок-проект.
Уроки на основе нетрадиционной ориентации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок откровение, урок–презентация, урок- «дублёр начинает действовать» .
Уроки с имитацией публичных форм общения: урок-прессконференция, урок-аукцион, урок-семинар, урок-телепередача .Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок-выборы.
Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок КВН, урок - «Что? Где? Когда?», урок-концерт, урок-утренник.
5. Анализ результативности
Интегрированные уроки в современной школе дают определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний учащихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся.
Занимаясь творческой работой на уроках, дети вырастают настоящими тружениками. Повседневная учеба, радость познания со временем стали желанной деятельностью, так как мысль направлена на открытия, поиски, а не запоминание готового, данного учителем. Ребята с удовольствием пишут творческие работы, составляют туристические маршруты, проводят заочные экскурсии в музеях различных стран.
Интегрированные уроки помогают через родное и близкое увидеть свою Родину, способствуют вхождению личности через усвоение национальных ценностей в современные мировые процессы.Хочется подчеркнуть, что за интегрированными уроками будущее. Два учителя могут лучше и быстрее контролировать работу всех учащихся, такие уроки интереснее готовить и немного легче проводить, даже «трудные» учащиеся на таких уроках стараются лучше работать. На шестых уроках даже в сложных классах дисциплина и работоспособность учащихся остаются хорошими.
6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
Можно выделить следующие проблемы использования интегрированных уроков. Это:
Отсутствие возможности скоординировать темы различных предметов (содержание нынешних программ слабо увязаны в целях интеграции);
При доминировании одного предмета занижается роль других предметов (они лишь «обслуживают» основной предмет);
Тема интегрированного урока не получает дальнейшего развития на последующих уроках.
Не готовность вести такие уроки психологически, сложность их методической подготовки.
7. Адресные рекомендации по использованию опыта.
Инновационный педагогический опыт по теме «Межпредметные связи как средство повышения мотивации к обучению» адресован творческим учителям географии, не боящимся трудностей в подготовке интегрированных уроков, желающим на своих уроках повысить мотивацию и познавательный интерес к предмету, а также творческую активность и самостоятельность учащихся, добиваясь при этом высоких результатов. При этом важно придерживаться рекомендаций:
- уроки должны проводиться совместно с учителями двух или нескольких предметов, с заранее продуманной методикой проведения урока, определённым объемом и глубиной раскрытия материала, последовательностью изложения материала;
- необходимо учитывать сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах, которые должны предшествовать обобщению, с целью сохранения логики изучения каждого отдельного предмета;
- уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года.
- интегрированные уроки должны рассматривать учебные вопросы или проблемы более многогранно, сплетая знания, умения по отдельным предметам в единое целое;
- образовательные технологии повышают активность учащихся, помогают им осознать важнейшие актуальные проблемы современности (экологическая, здоровье нации, экономическое развитие страны), стимулируют самостоятельный поиск взаимосвязи знаний различных предметов;
- интегрированным урокам должна предшествовать тщательная подготовка со стороны учителей, организация опережающих домашних заданий, которые предлагаются отдельным учащимся или всему классу;
- наибольшим потенциалом обладает интеграция различных предметов с информатикой, так как применение компьютерных технологий повышает заинтересованность на уроках, снижает утомляемость, обеспечивает более глубокое осмысление темы урока.
-оценка деятельности должна осуществляется одновременно по нескольким предметам.
Используемые источники
Антология педагогической мысли России XVIII в. /Вступ.ст. И.А. Соловкова. - М.: Педагогика, 1985. - 479 с. 1. Антология педагогической мысли России XVIII в. /Вступ.ст. И.А. Соловкова. - М.: Педагогика, 1985. - 479 с.
История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / под общ. ред. акад. А.И. Пискунова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 496 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи как средство повышения качества обучения младших школьников //межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1987. - 146 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М., Просвещение, 1988. - 192 с.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
Семенов В.П. Проблемы языка как культурно-исторической среды// Русский язык в школе. 1990, №7.
Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. – Л., 1990.
Камень Марина Емельяновна «Формирование основ информационно-коммуникационной культуры младших школьников». Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва 2015
Санкина Н.В. Методическая разработка « Интегрированные уроки – средство повышения мотивации к учебной деятельности», г.Донской, 2011г.
Соловьева Татьяна Анатольевна «Интегрированные уроки географии»- статья в интернете.
Приложение
Конспект интегрированного урока обобщения по географии и информатике в 5 классе (ФГОС) по теме:«Географические модели Земли. Работа в графическом редакторе Paint»
Технологическая карта урока
ФИО учителей: Лазарева Наталья Егоровна, учитель географии,
Лимина Надежда Владимировна, учитель информатики.
Класс: 5
Тема урока: Географические модели Земли. Работа в графическом редакторе Paint.
Цели урока:
1) Предметные - Обобщить знания о географической карте как об источнике географической информации. Повторить и систематизировать понятия «масштаб», «параллели», «меридианы», «координаты». Повторить инструменты графического редактора Paint, закрепить навык работы в программе.
2) Формировать метапредметные компетенции в ходе выполнения практической работы в графическом редакторе Paint, умение запускать электронные приложения и систему навигации в нем для ориентирования и определения местоположения географических объектов.
3) Создать условия для развития универсальных учебных действий: Личностных – осознают, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношения человека, природы и общества. Формирование элементов компьютерной грамотности. Познавательных – поиск и выделение необходимой информации, в том числе с помощью компьютерных средств. Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; анализ объектов. Умение анализировать объект, осуществлять сравнение, решать задачи с помощью компьютера. Регулятивных – планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Коммуникативных – умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Способствовать развитию интереса к географии и информатике, как к учебным предметам.
5. Ожидаемые результаты: 1) Репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить понятие географическая карта, знать многообразие карт; закрепить навык работы с инструментами графического редактора. 2) Конструктивный уровень: определять местоположения географических объектов, основных линий географической сетки, направления сторон горизонта. Создать изображения в программе Paint по образцу. 3) Творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, развивать навыки работы в компьютерном приложении с географическими картами, текстом, схемами, таблицами, панелью рисования.
6. Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
7. Тип урока: интегрированный.
8. Вид урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
9. Формы работы: Индивидуальная, фронтальная.
10. Используемые ресурсы и оборудование: Учебник «География. Землеведение. 5-6 классы» (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Изд.: М. «Дрофа» - 2014 г. ) Настенные карты, глобусы, атласы. ЦОР: графический редактор Paint, электронное приложение к учебнику geomodel (Дрофа), презентация, компьютеры, интерактивная доска, проектор, колонки.
Технологическая карта
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная деятельность Регулятивная деятельность
Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые учебные действия Формируемые способы деятельности
1 2 3 4 5 6 7 8
Организационный момент Приветствуют обучающихся, проверяет их готовность к уроку
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Сообщение учителем информатики темы и задач урока.
Учитель географии обращает внимание учащихся на оценочную таблицу на доске. Слушают,
наблюдают
Умение сосредоточиться
Взаимодействуют с учителем, задают вопросы
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Актуализация знаний Учитель географии предлагает отгадать географические загадки на повторение ранее изученного материала: Что такое экватор, меридианы, географическая карта, компас. Отвечают на вопросы.
Анализировать, выделять существенные признаки
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
Высказывать своё мнение.
Самоконтроль выполнения задания.
Определять степень успешности выполнения работы.
Учитель информатики предлагается задание на сопоставление данных.
Устанавливают соответствие между значками и обозначаемыми ими компьютерными объектами. Анализировать Высказывать своё мнение. Самоконтроль выполнения заданий. Определять степень успешности выполнения работы.
Обобщение и систематизация знаний Учитель информатики организует работу учащихся за компьютером в программе Рaint по заданиям на раздаточных листах. При помощи инструментов программы создают изображения по образцу. Анализировать, исследовать и отбирать необходимую информацию, структурировать. Взаимодействуют с учителем в ходе работы, задают вопросы Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения Самоконтроль выполнения заданий Определять степень успешности выполнения работы
Учитель географии предлагает учащимся работу с электронным приложением
Geomodel по заданию на раздаточных листах Отмечают в электронной карте полюса, названия материков и океанов, проводят начальный меридиан, экватор Сравнивать с картой в атласе, анализировать, выделять существенные признаки. Взаимодействуют с учителем в ходе работы, задают вопросы. Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения. Самоконтроль выполнения задания Определять степень успешности выполнения работы
Физкультминутка
Применение знаний и умений в новой ситуации
Учитель географии для успешного усвоения знаний и способов действий предлагает выполнить задания в контурной карте. Определяют координаты точек А, Б и В с занесением в легенду карты. Подписывают названия объектов. Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать, сопоставлять Высказывать свою точку зрения Проводят самооценку своей деятельности на уроке Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель информатики предлагает учащимся оценить знания с помощью теста в приложении MyTestОтвечают на вопросы теста Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать Проводят проверку, анализируют результат Определять степень успешности выполнения работы
Географ предлагает оценить знания по теме с помощью теста в раздаточных листах
Отвечают на вопросы теста Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать Проводят взаимопроверку, сравнивают с ключом Определять степень успешности выполнения работы
Рефлексия Анализирует деятельность учащихся по вопросам:
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие моменты урока вам понравились?
- Какие задания у вас вызвали затруднения? Высказывают свое мнение. Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать Взаимодействуют с учителем в ходе работы Высказывать свою точку зрения Проводят самооценку своей деятельности на уроке Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха
Конспект интегрированного урока обобщения на тему
«Географические модели Земли. Работа в графическом редакторе Paint.
(география - информатика)
Задачи урока:
1. Повторить изученный материал (термины, понятия).
2. Систематизировать знания, полученные учащимися при изучении данной темы.
3. Проверить умение использовать полученные знания на практике.
4. Закрепить навык работы в графическом редакторе Paint.
5. Проверить знания учащихся в тестовой форме.
План урока:
1) Организационный этап (1 мин).
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
3) Актуализация знаний (8 мин).
4) Обобщение и систематизация знаний. Применение знаний и умений в новой ситуации (23 мин). Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (8 мин).
6) Рефлексия (подведение итогов занятия) (3 мин)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
Девиз урока географии:
Нам под ответственность данаИ вся Земля, и вся страна,
Страна возможностей гигантских,
Страна просторов океанских,
Страна Семеновых-Тяньшанских,
Страна, в которой быть, друзья,
Плохим географом нельзя!
Ю. Ефремов Девиз урока информатики:
Информатика - основа нового века. Без информатики миром правит дезинформация. Информатика - залог процветания в новом веке.
Современники
Ход урока
Организационный момент(1 мин).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(2 мин)
Географ: Сегодня мы с вами встретились на не совсем обычном уроке.
Информатик: Сегодня вы видите перед собой двух учителей и, соответственно требования к вам предъявляются двойные. Для меня важно то, как вы, применяя знания, полученные на уроке информатики, будете использовать компьютер для повторения тем «Графический редактор Paint» и «Географические модели Земли».
Географ: Оценивать ваши знания мы будем в оценочной таблице, которая находится на доске.
Предметы Виктория М. Илья Алексей Виктория Ч.
География Информатика Актуализация знаний. (8 мин)
Географ: Давайте повторим основные понятия темы «Географические модели Земли». Для этого вам нужно отгадать загадки (10 баллов):
1.Поэт П. Богданов пишет:
«Ни разу не был я на океане
Мне даже не представить никогда,
Что на каком-то там меридиане
От полюса до полюса вода! »
- Существует ли такой? (нет)
2.Они все длинные—предлинные,
И словно режут шар земной на дольки апельсиновые. (меридианы)
3. Мы знаем эту линию
То черную, то синюю.
На карте эта линия очень нам нужна,
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там север, где там юг.
(экватор)
4.Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
(географическая карта)
5.Где на Земле можно построить дом, у которого все четыре стороны будут обращены на юг?
(северный полюс)
6.Сколько существует полюсов, через которые условно проходит земная ось?
(два)
7.По стране в поход идем,
Друга мы с собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута отклониться.
Нам покажет верный друг
Путь на север, путь на юг.
(компас)
8.К этому месту можно подойти только с севера. Где и как называется?
(Южный полюс)
9.Виден край, да не дойдешь (горизонт)
10.Есть ли на земном шаре точка, координаты которой 0?
(пересечение экватора с нулевым меридианом)
Информатик: Установите соответствие между значками и обозначаемыми ими компьютерными объектами
146939010922000
Обобщение и систематизация знаний (23 мин).
Информатик: Все что мы сейчас повторили, пригодится вам при выполнении практических работ. А теперь давайте сядем за компьютеры и выполним задание по информатике, которое записано на раздаточных листах(4 балла).
Практическое задание в графическом редакторе Paint (8 мин).
Откройте графический редактор Paint.
В графическом редакторе откройте файл «Копия.bmp»;
В левом столбце таблицы изобразите копии изображений, которые расположены в правом столбце.
Сохраните изображение под именем Копия1.
Географ: А сейчас вы получаете задание для работы в приложении geomodel, где займетесь поиском географических объектов и их обозначениями.
(7 мин)
Задания по географии для работы в приложении Geomodel1. Открыть меню слои и снять флажки с объектов: градусная сеть, водных объектов, объектов суши.
2. На электронной карте обозначить:
1) северный полюс – буквой «С»
2) южный полюс – буквой «Ю»
3. Провести на карте :
1) экватор - →
2) начальный меридиан - →
3) подписать материки и океаны
5 баллов
Географ: Встанем дружно из-за парт, у нас физкультминутка. Физкультминутка (1мин).
На ноге стоит одной, Крутит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись!
Географ: А теперь сядем за парты и выполним задание в контурной карте. (7 мин)
На странице 8 в контурной карте «Географические координаты» определить координаты точек А, Б и В с занесением в легенду карты. Подпишите названия объектов.
3 балла
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок их коррекция (8 мин).
Информатик: А теперь предлагаю вам сесть за компьютеры и выполнить тест, который поможет оценить ваши знания. Запускаем приложение MyTest. По завершению теста программа вам поставит отметку, которую мы занесем в оценочную таблицу.
1. Графическим редактором называется программа, предназначенная для ... а) Создания графического образа текста;б) Редактирования вида и начертания шрифта;в) Работы с графическим изображением;г) Построения диаграмм.
2. Какая клавиша позволяет нарисовать круг?
а) Ctrlб) Shiftв) Alt
3. Укажите элементы окна программы Paint:
а) палитра;б) рабочая область;в) панель форматирования;
г) панель инструментов;д) кнопка Закрыть;е) полосы прокрутки.
4. Какого инструмента нет в графическом редакторе?
а) Заливка;б) Валик;в) Кисть;г) Карандаш.
а) Отразили сверху внизб) Наклонилив) Растянули
5. Какое действие произвели с рисунком?
130492531496000
Географ: А теперь выполните тест по географии на листочках с заданиями.
Тест
1.Чем отличается географическая карта от плана местности?
А) наличием масштаба
Б) наличием условных знаков
В) градусной сетью
2.Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости, выполненное при помощи условных знаков, называют
А) масштабом
Б) космическим снимком
В )глобусом
Г) географической картой
Установите соответствие между названиями видов карты и тем, что на них изображено.
А) физическая карта 1) отрасли хозяйства
Б) политическая карта 2) рельеф различных территорий
В) экономическая карта 3) страны мира и их столицы
Г) климатическая карта 4) типы климатов, климатические области
Какие географические объекты не показывают на физических картах?
А) рельеф
Б) реки
В) леса
Г) города
Что такое легенда карты?
А) рассказ об условных знаках, используемых на карте
Б) таблица с цифровыми обозначениями
В) формула, по которой рассчитываются расстояния на карте
Г) список всех условных знаков с их расшифровкой
Географ: Сверимся с ключом: 1В; 2Г; 3 А-2,Б-3, В-1, Г-4; 4В; 5Г
Рефлексия «Ромашка» (3 мин).
Информатик: Ребята, а теперь в заключение урока, давайте попробуем ответить на вопросы, которые скрываются под белыми лепестками ромашки. Подходим по очереди к доске, срываем белый лепесток, читаем вопрос и отвечаем на него.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какие моменты урока вам понравились?
- Какие задания у вас вызвали затруднения?
- Оцени работу товарищей.
Учителя: Выставление итоговых оценок за урок. Спасибо за плодотворную работу.
Ссылки на использованные ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/580204/Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E