Дифференцированный подход к учащимся как одно из средств развивающего обучения на уроках математики
МКОУ Пугачевская СОШ
Выступление на районном методическом объединении
«Дифференцированный подход к учащимся
как одно из средств развивающего обучения
на уроках математики»
Учитель математики
Тимофеева Виктория Викторовна
Под влиянием возрастающих требований жизни увеличивается объем и усложняется содержание знаний, подлежащих усвоению в школе. Но при традиционной системе обучения не каждый ученик способен освоить программу. По своим природным способностям учащиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать учащихся как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития.
В последние годы все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения. Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.
Согласно современной концепции математического образования, его важнейшей целью является "интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе". Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда учащихся.
Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету. Ведь не секрет, что многие дети пасуют перед трудностями, а иногда и не хотят приложить определённых усилий для приобретения знаний. Поэтому добиться прочных знаний по математике крайне проблематично. Одним из методов повышения интереса к математике является дифференцированный подход к учащимся. Дифференцированный подход становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала.
Моей задачей как учителя является обеспечение движения учащихся к более высокому уровню знаний и умений. Опыт показывает, что организация дифференцированного подхода в обучении математике требует огромных временных затрат при планировании и осуществлении учебного процесса, так как самой приходится составлять разноуровневые задачи по различным темам программного материала . Учебные задачи в математике рассматриваются как цель и как средство обучения. В силу этого нормативные требования к усвоению того или иного раздела формулирую и задаю в виде задач различного уровня сложности, решение которых является обязательным или желательным результатом обучения.
Выделяю три уровня сложности учебных задач:
1 уровень . Задачи решаются учащимися на основе только что изученных знаний и способов деятельности, которые они воспроизводят по памяти. Это типовые задачи на непосредственное применение теорем, определений, правил, алгоритмов, формул в различных конкретных ситуациях.
2 уровень . Задачи требуют от учащихся применения усвоенных знаний и способов деятельности в нетиповой, но знакомой им ситуации. К такого роду задачам относятся так называемые комбинированные задачи, требующие применения различных элементов знаний уже усвоенных на 1 уровне.
3 уровень. Задачи этого уровня требуют от ученика преобразующей деятельности, заключающейся в использовании действий 1 и 2 уровней. В процессе поиска решения задачи учащийся, используя интуицию, смекалку, сообразительность, сам выходит на неизвестный для себя способ решения, открывая новые знания. Деятельность учащегося постепенно освобождается от готовых образцов, сложившихся установок и приобретает гибкий поисковый характер.
В процессе усвоения математических знаний необходимо выделить еще один уровень (общий).
Общий уровень. Задачи этого уровня показывают, в какой степени у учащегося сформированы знания на уровне понимания материала. Ученик решает типовую задачу на основе образца или подробной инструкции, пользуется учебником, записями в тетради. На этом уровне он демонстрирует своё понимание материала, но еще не его запоминание. В процессе освоения умения решать задачу того или иного типа некоторые учащиеся долго не могут запомнить прием решения и даже на итоговом контроле показывают только умения общего уровня. Учащиеся, которые путают способ решения и формулу, по которой решается задача не могут найти ее в учебнике и с ее помощью решать задачу, т.е. не освоили умение общего уровня, без этого не смогут освоить 1 уровень - уровень решения типовой задачи по памяти. Поэтому недопустимо игнорировать контроль общего уровня. Проиллюстрирую уровневую дифференциацию на простом примере: предлагаю учащимся решить квадратное уравнение :1 уровень: .x2+2x+1=02 уровень : 2x2+x-x-1x+1=03 уровень: x4+2x2+1=0Общий уровень: x2+2x+1=0Уравнение 1 уровня является типовым для учащихся; уравнение 2 уровня требует от ученика последовательного выполнения нескольких тождественных преобразований 1 уровня, известных учащимся; для решения уравнения 3 уровня необходимо ученику представить степень х 2 как первую степень новой переменной .Для решения уравнения 3 уровня надо создать новый алгоритм.
Ознакомление учащихся с уровнями усвоения материала позволяет им рассчитывать свои силы, в ходе изучения темы они могут самостоятельно и осознанно оценить свои знания и возможности.
Сейчас я расскажу, как дифференциация прослеживается на различных этапах урока. Например, разрабатываю задания дидактического характера двух вариантов: задания варианта А соответствуют обязательному уровню математической подготовки, варианта Б - более сложные.
В начале урока на устном счете, на устных упражнениях, задания на доске пишу и для учащихся варианта А и Б, тем самым проверяя знания правил, теорем, свойств всеми учащимися и умением применить эти правила к конкретной задаче. Особенно это проявляется на уроках геометрии, так как этот предмет вызывает особые трудности. На доске заготавливаю чертежи к задачам и одношаговым, где надо сразу применить изученную теорему или свойства данной фигуры, и многошаговым задачам, комбинированным, чтобы проследить ход мыслей учащихся, их логическое мышление, заставить найти план решения, исходя из данных. Эти задачи для учащихся варианта Б.
При закреплении материала задания подбираю таким образом, чтобы сначала усвоение шло на более легких примерах, затем учащимся варианта Б даю усложненные задания, предварительно обсудив их. Ученики решают эти задания самостоятельно, а с учащимися варианта А продолжаем закреплять материал на основных заданиях. Правильность решения заданий варианта Б проверяю по ходу урока, подходя к учащимся на месте. Так работаю во всех классах.
К урокам составляю дифференцированные карточки, с учетом возможностей учащихся.
Дифференцированно провожу и контроль усвоения материала. Контрольные и самостоятельные работы составляю разноуровневые на несколько вариантов. Отдельные варианты усложняю: наряду с заданиями, направленными на проверку основных умений, в них содержатся задания, требующие логического мышления, комбинированные задачи и задания на сообразительность и внимание.
Итак, работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом. Применение дифференциации при обучении математике, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, необходимо и возможно.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появлялась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рисковать пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.
Дифференцированный подход обеспечивает личностно- ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.