Статья по темеРазвитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения

Бурдюгова Людмила Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ «СОШ №40»,
Тащеева Татьяна Николаевна,
заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №40»

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения

Литературное чтение в системе развивающего обучения. Чем же он так привлекателен? Я считаю, что ни один из предметов не даёт ребёнку, да и учителю тоже, раскрыться, проявить свою индивидуальность, творчество так, как уроки литературного чтения. Тема моего выступления «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как одно из условий успешности обучения».
Истинная жизнь человека – это то что передаётся от него – это тепло его души, свет личности, который ещё долго-долго остаётся частью общей жизни, незаметно для нас очищая и согревая, выводя за пределы обыденности. И не так уж важно в чём отразится этот свет и это тепло.
В мимолётные мгновения ты не можешь не спросить себя: Что есть я на земле? С чем пройду? Что оставлю? Чем помянут меня?
Вот с этих позиций пожалуй, и планирую я свою деятельность, а значит и учебную деятельность детей.
Важно понимание того, каким будет желанный образ будущего результата и что сделать, чтобы в каждом уроке жила детская свежесть восприятия. Типические свойства системы Л. В. Занкова определяют характер каждого урока, а элементы интеграции и творчества дают сюжет и позволяют каждому ребёнку почувствовать, что он – часть своего талантливого народа, своей малой и большой Родины, своего времени, что ему выпало стать звёнышком в цепи времени.
Чудо системы Л. В. Занкова в том, как естественно и органично сливаются на уроке два мира: реальный, плотно наполненный репортажно-точной и научной информацией, дающей драгоценные знания о жизни, и другой – полный ожидания чуда, готовый к встрече с необыденным в обычном, с волшебством в прозе, со сказкой в реальности.
Ребёнок чувствует себя частью огромного целостного мира. И учитель для него – не назидатель, а спутник, со-путник, проходящий на чуть другом этапе путь познания мира и его устройства вместе с юными мыслителями, поддерживающий их творчество, пытливость ума, души и сердца.
Из библейской притчи о талантах (гл. 25 Матфей, 14-30) мы знаем, что «Закапывать талант в землю нельзя. Задачи учителя помочь каждому ребёнку найти в себе способности раскрыть их и развить, вооружить детей разнообразными способами познания щемяще – прекрасного мира, где обыденность ежедневного труда ничто в сравнении с его радостями: открытием чуда Великой красоты, которая открывается упорному и трудолюбивому.
И чем талантливей ребёнок, чем больше он хочет познать, тем полней откроются ему тайны незнаемого.
Я работаю по развивающей системе Л. В. Занкова вот уже 6 лет. Замечаю, что в результате у моих подопечных сформировано на высоком уровне умение учиться, хорошо развито теоретическое мышление, дети успешно социализируются и, самое главное проявляют свои творческие способности. Как учитель, я получаю огромное удовольствие от результатов работы по данной системе.
Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребёнке, создаёт благоприятные условия их развития, не пытаясь насильно развёртывать их.
Где царствует фантазия
Во всём своём всесилии?
Где все мечты сбываются?
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения?
Ответ на этот вопрос прост: В эту страну Вообразилию попасть очень легко, надо просто взять в руки учебник литературного чтения В. Ю. Свиридовой и начать работать по нему.
Я думаю, что навык чтения формируется при работе с любым учебником литературного чтения; предполагаю, что развивающие учебники формируют исследовательский навык и воспитывают чувства ребёнка, я твёрдо уверена, что у моих второклассников, обучающихся по данному учебнику.
Если учитель во главу угла ставит цель – развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в ребёнке интерес к чтении., научит чувствовать, переживать, ценить юмор.
Учебник построен так, что ребёнок – не пассивный читатель, а СОАВТОР или соучастник событий, и для него – большое количество заданий для роста творческих способностей:
- дополнить
- изменить
- предположить
- придумать
- нарисовать
- разыграть по ролям.
Например, знакомясь с японскими трёхстишиями, дети сначала рисуют своё видение хокку, далее – придумывают своё:
Утка – красота природы- Утка ненадолго
Плывёт по озеру, Прилетела к нам.
Расправив крылья. Показать весну и лето.
А вот какие стихи получились у ребят, придумавших продолжение стихотворения С. Козлова, которое заканчивается так:
«Жаль, у нашей песенки
Продолжения нет».
Стихи про Васеньку.
Малиновкою, иволгой
Запоёт крыльцо.
У корзинки ивовой
Мокрое лицо.
У кота под лестницей
Не горит всё свет.
Ждёт он свою Мурочку,
А её всё нет.
И она, заботная,
Рано не придёт,
И, напрасно, Васенька
У окошка ждёт.
А когда уж встретятся
Подбежит он к ней:
-Ну, спасибо, Мурочка
Что несёшь мышей!


Капельки на листиках
Засверкают вновь.
И природа милая
Погрузится в ночь.
У кота под лесенкой
Загорится свет
И зажгут фонарики
Свой огонь в ответ.

А настанет утречко,
Солнышко встаёт,
И котёнок Васенька
Завтракать пойдёт.
Я думаю, во всём есть своя душа: и в деревьях, и в облаках, и в ветре. После дождя растут большие цветы. А ещё мне кажется, когда они достают головой небо, то засыпают там, поджав длинные ножки.
Звёзды – это большие цветы.
Целью развития творческих способностей является формирование восьми качеств:
- любознательности;
- находчивости или фантазии;
- альтернативного мышления;
- изобретательности;
- оригинальности;
- гибкости;
- самостоятельности;
- широты и глубины мышления.

Показателем творческих способностей детей являлись, например, рифмованные строчки на тему: «Мир наоборот».
Рылся кролик в помидорах,
Он искал гвоздей штук сорок,
Чтоб сварить из них компот:
Не болит от них живот.

Буквы с цифрами в углу
Заиграли в чехарду.
Ну, а циркуль и линейка
Пели песни с канарейкой.

Детям очень нравится что-то выдумывать, проявляя оригинальность, нешаблонность. Например, нарисовать птицу счастья, придумать фамилию отрицательному герою (Федотка Нытиков, Петя Ленивцев, Витя Командиров), изобразить несуществующее животное, дать ему имя (Короводракон, Котозавр, Волкобык), представить, как выглядит Кавот и Камут, придумать свои вредные советы:
Если ты промок под тучей
И не знаешь, что же делать
Я совет даю простой:
Вы домой не торопитесь,
Походите все по лужам,
Полежите на скамейке
И останутся от вас
Только мокрые кроссовки.
Любое творчество – деятельность, результатом которой является создание чего-то нового, необычного. Работа на уроках литературного чтения творчески, ребёнок создаёт своё, новое. Творчество обязательно должно пройти 4 этапа, и это очень важно для малыша: если он понял, что и как нужно выполнять попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть (услышать прочитать) как можно больше число людей. Ребёнок, который творит – это тот самый заяц В. Берестова (не случайно дети обращаются к этому стихотворению не единожды в курсе начальной школы), который без настроения, обстановки, подготовки и, самое главное, - Морковки барабанить ни за что не станет.
Если ребёнок уверен, что с его творением учитель познакомит одноклассников, других учеников школы, родителей, то ему захочется самому творить, творить, творить.
Об уровне развития ребёнка, о полёте его фантазии можно судить, читая его творения.

Ландыш

Ландыш распустился посреди зимы.
Где он вырос, знаем только я да ты.
Подарю я маме, мамочке своей,
Пусть посмотрит мама чудо поскорей!
Ты меня не бойся, маленький цветок,
Не сорву с тебя я даже лепесток.
Позову я маму в этот лес-лесок.
Пусть посмотрит мама чудо – огонек.

Осень наступает

В гости осень к нам пришла
и подарки принесла.
То отличный урожай,
то хороший каравай.
Всех в наряды одевает
Никого не забывает.
Листья! Помогайте ей!
Потанцуйте-ка скорей!

Очередной сезон

Трепещет листик на ветру,
Ведь холодно, и нет тепла.
И скучновато по утру,
Пора осенняя прошла.
Не будет солнца и тепла до следующего лета.
Наступят бури и пурга

«Ура! Пришла зима»,- послышится нам со двора.
И в гости к нам придет она.
Зима, зима, любимая зима!

Спасибо учитель!

Спасибо, учитель, за старанья твои.
Ведь Вы нас учили, учили все дни.
И стали Вы мамой нашей второй,
И сердцем Вы делитесь и душой.
Забыть мы не сможем вас никогда.
И в сердце останется ваша душа.


Зачем?
(не убивайте животных и растения для развлечения!)

И сколько жизней умерло таких?
С мученьем и страданьем жизни.
Любви к природе ненависти смерти.
Губила разум так простых.
Зачем он умер?
Зачем убил я?
В душе поймешь ты без меня.
Мученье, смерть, она одна
Покроет сердце до черна.
Пойми его, пойми меня,
пока еще не поздно.

Класс

Здесь моя школа, это мой класс.
Это учеба и знаний баланс.
Здесь меня жизни учили не раз.
Это культуры и жизни компас.
Здесь моя школа это мой класс.
Здесь меня в жизнь провожали не раз.

Стих – насмешка

Лягушки рано просыпались, пили чай и одевались.
На болото шли гуськом, возвращались вечерком.
-Что вы делали так долго?
- Мы, конечно, умывались, спортом боксом занимались!
Мылись по утру, купались, для здоровья закалялись.

Гигиена

Надо утром умываться, зубы чистить, улыбаться!
Ведь здоровье – яркий свет,
Жизнь продлит на много лет.

Мамуля

Мама милая моя! Не сердись ты на меня,
Что мне хочется опять на компьютере играть, не забыв и погулять.
Телевизор же смотрю, глаз своих не оторву.

Мама милая моя!
Не сердись ты на меня,
Все я буду выполнять, книжки добрые читать.
Уроки вовремя учить и на секции ходить.
Ты водишь меня в церковь,
Хочешь чтоб стал я лучше.
И в санаторий детский
Ты отправляешь самый лучший.

Ты «борешься» не со мною,
Ты «борешься» с моей ленью.
Себе отказывая во многом,
Чтоб лень моя стала лишь тенью.

Мама милая моя!
Не сердись ты на меня.
И останься молодой,
С чистой ангельской душой.


Секция дзюдо

Хожу на секцию дзюдо я побеждать,
Но упражнения порой мне сложно выполнять.
Не получается в борьбе партнера одолеть.
И от обиды хочется мне плакать, а не петь.
Но, тренируясь, день за днем,
Становится мне ясно,
Что все старания мои
Проходят ненапрасно.
Я становлюсь ловчее,
Двигаюсь быстрей,
Ведь победить себя, свою хандру и лень.
Куда важней!
Дзюдо всегда я буду заниматься,
И буду постепенно успехов добиваться!



Любимый город

Любимый мой город – Старый Оскол!
Веткой сирени в душе он расцвел.
В нем я родился, живу, веселюсь,
Радуюсь жизни, взрослею, учусь.

Школу родную, сороковую,
Добрых учителей и верных друзей,
Секции плаванья, ИЗО и дзюдо
Город мне дарит на радость
И это ему не в тягость!

На площади у «Были» всегда полно людей
Да, здесь встречаю часто и я своих друзей.
Мы смотрим фейерверки и слушаем здесь песни.
Как чудно то мгновенье, когда все люди вместе!

Ухоженные скверы, красивые цветы.
Заводы, комбинаты,
Мой город – это ты!

Рассказ «Чудо наяву»


Многие думают, что чудеса случаются в новогоднюю ночь. Со мной же произошло чудо 21 июня, в день летнего солнцестояния, когда бывают самый длинный день и самая короткая ночь.
Я с друзьями пошел позагорать на речку. Накупавшись, я пришел и стал разглядывать свой новый рюкзак, на котором блестела эмблема с флагом Белгородской области. Она представляла собой полотнище, разделенное синим крестом на четыре равные части белого, зеленого, красного и черного цветов, на белом поле – герб области.
«Какой причудливый флаг! Что обозначают все эти части разных цветов? Надо спросить у мамы!»,- подумал я.

***
Смеркалось, когда я возвращался из леса домой. Тени деревьев были похожи на щупальца, листья стали крупнее в темноте, с разных сторон слышался шорох и шепот листвы и лесных обитателей.
Я полез за фонариком в рюкзак и почувствовал теплое дыхание над своим ухом. Оглянувшись, я увидел льва с серебряными глазами и зубами и черного орла с золотым клювом, языком и когтями. Сначала мне стало страшно, но что-то мне напоминало такое сочетание. И тут я вспомнил, что льва и орла я видел на гербе Белгородской области.
«Двадцать первого июня все символы оживают, и мы ожили, чтобы придать тебе отваги и рассказать тебе о нашей области» - сказал Лев.
Лев рассказал, что белый цвет на флаге символизирует, богатые залежи мела, производство молока и сахара; зеленый – изобилие и плодородие земли; красный – кровь, пролитую защитниками Отечества; черный – богатство недр и чернозем. Орел обозначает покровительство небесных сил и воинства, это символ духовности, а Лев – продолжение традиций предков, благополучие в материальной сфере.
Мы отправились в путь и через некоторое время увидели на полянке костер, за которым сидели странные существа. Они оживленно беседовали, когда мы подошли. «Давайте знакомиться!» - предложил Лев.
Первый человек был буроватого цвета и местами состоял из шариков. Это был Окатыш. Он рассказал, как добывают железную руду, плавят металл, рассказал, что Белгородскую землю называют еще железной, т.к. она расположена на мощных плитах Курской магнитной аномалии. Его речь была пересыпана русскими, немецкими, итальянскими и другими словами. Это связано с тем, что Старооскольские окатыши и металл закупают разные страны. Окатыш считал своим долгом знать иностранные языки, ведь наши окатыши лучшие в мире во всем!
Другой человечек был весь белым. Он представился Известняком. Его история была весьма интересна.
Оказывается, известняки образовались из осадков древних морей и состоят из минерала кальцита и остатков организмов, населявших первобытный мир. Известняк нужен металлургам, заводам, производящим цемент, и сельскому хозяйству. Кроме того, есть дерево – меловая сосна, которая способна расти на чистом меле. Она занесена в Красную книгу и находится под угрозой исчезновения. Огромные запасы мела дали название нашему благодатному краю – Белогорье.
У третьего человечка было необыкновенно красивое лицо с голубыми глазами и отважным взглядом, одет он был в кольчугу. Он поведал про подвиги народа Белгородской области, разорительные набеги половцев, про вторую мировую войну, про ожесточенные бои.
Другое существо напоминало трансформатор с сердечником. Это был инопланетянин. Он сообщил, что Курская Магнитная Аномалия притягивает их, как теплое море летом людей. Что это их лучший курорт, где они могут подзарядить свою энергию.

***
Вдруг кто-то из друзей позвал меня купаться. Я очнулся: «Неужели я задремал? Какой интересный сон!»,- подумал я.
Когда мы стали собираться домой, то рядом с рюкзаком я обнаружил кусок мела, шишки меловой сосны, кучку окатышей, несколько гильз от патронов и гвоздик с накрученной на него проволокой. Мне неважно было, спал я или нет.
Я понял, что это были послания от моих новых друзей. Я осознал, как сильно я люблю сой край, и какая на мне лежит ответственность за сохранение и бережное отношение к богатствам Белгородчины.
Первым делом, я посажу семена меловой сосны, а потом расскажу ребятам про особенности нашего края, про ожесточенные бои и героев, про суровые времена, отвагу наших солдат.
Мы живем на благодатной земле. И я счастлив, что Белгородчина – моя Родина!
(Карапузов Владислав «СОШ №40»)













Так мы отдыхаем летом.



Это моя сестра Алена





Моя кошка Дуся









Георгий Победоносец, моего папу зовут Юрий, это его Святой, нарисовал ему на день рождения.



Святая Пасха. Как я ее люблю! Пушистые веточки вербы, ароматный кулич, ночная служба в церкви






Американский психолог Карл Роджерс писал, что подлинное учение всегда очень индивидуально, оно не бывает одинаковым у мальчиков и девочек, у отстающего ребёнка и наоборот, у ребёнка успевающего. Эта мысль тесно переплетается с основополагающей идеей занковского урока.
Родители, отдавая ребёнка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учёбе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя принимая первый класс мечтают о том же, об успехах своих первоклашек. Дети впервые переступив порог школы, тоже ждут от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Мы предполагаем, что если ребёнок успешен в школе, то и во взрослой жизни он тоже будет успешен. Так ли?
Чтобы ответить на этот вопрос надо сначала ещё раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нём самой природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся. В понятие «успешный ученик» я вкладываю:
- способность к усвоению образовательных программ, предполагаемых школой, т.е. тех которые педагогика как наука на данном этапе своего развития готова дать детям – всему классу одну и ту же;
- способность продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и тоже);
- высокие школьные отметки – чаще всего именно они являются основными критериями школьной успешности;
- способность использовать полученные ЗУН в жизни – это очень важно: знания которые остаются в стенах школы, никому не нужны;
- положительная динамика развития – мы видим рост нашего ученика;
- положительная мотивация к обучению, положительное отношение к школе, сохранение познавательного интереса ученика, а который не любит школу и не хочет учиться, нельзя назвать успешным;
- социальная адаптированность – ему хорошо в школе, среда сверстников и учителей;
- позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;
- позитивные отношения с одноклассниками;
- хорошее физическое и психическое здоровье;
- адекватно-позитивная самооценка;
- чувство благодарности и т.д.
Чтобы создать условия для творческого развития каждого ребёнка, для усвоения им знаний и навыков надо понимать каждого.















Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 40»



15