Сценарий литературной гостиной,посвященной поэтам Серебряного века.
Сценарий литературной гостиной, посвященной поэтам Серебряного века. 15.04.2016
Двое ведущих. Ученики, читающие стихи: И Северянина, К Бальмонта, Н.Гумилева, М. Волошина, А.Ахматовой, М.Цветаевой, З.Гиппиус, С.Есенина, В.Маяковского, А.Блока Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу», подписанный Д Бурлюком, В.Маяковским и В.Хлебниковым. Открытая сцена представляет собой подобие гостиной поэтического салона с мягкой мебелью, круглым столиком и т.д.
Двое ведущих (учителя)сидят за столиком, перед ними чашки с чаем/кофе, на столе незажженная свеча. Один из присутствующих подходит, зажигает свечу.
Слайд 1.
Л.Р. Начало века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.
Н.Р. Не остались в стороне от этих исторических событий люди искусства: через себя они пропустили надежду , радость, разочарование и боль всей страны. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба и каждого второго назвать Моцартом стиха.
Слайд 2
Л.Р. - Поэты Серебряного века – это целые созвездия в русской национальной поэтической галактике.
По мере произнесения фамилий каждый из поэтов и поэтесс проходит на сцену. Зажигается свеча.
Н.Р. - Мечтатель, создатель яркого литературного направления – акмеизм - Николай Гумилев(Панченко Влад)
Создатель «Цеха поэтов». Как мало ему было отпущено в это жестокое время.
Николай Гумилев – рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко.
Л.Р. - Его имя рядом с именем А. Ахматовой(Трунова Яна). Он привел ее в поэзию, и она стала царицей в ней.
Она восхищала своими стихами, она восхищала своим достоинством, своим презрением к мещанству, своим высоким Духом.
Н.Р. - Игорь Северянин – официально признанный королем поэтов.
Л.Р.- Тэффи. Надежда Лохвицкая. Слава ее в дореволюционной России была огромна. Ее читали, ей восхищались, любили ее юмористические рассказы. Сам царь был ее горячим поклонником.
Н.Р. - Максимилиан Волошин - Поэт – живописец, знаток восточных религий, музыки, поэт – миросозерцатель.
Он был планета, а вокруг него необыкновенно творческие личности, которые попадали на его орбиту. Он был их духовным центром. И для всех стал убежищем и пристанищем дом в его любимом Коктебеле.
Л.Р. За любовь и верность Коктебелю природа наградила его изумительным подарком; на уходящий в море горе «судьбой и ветрами иссечен профиль, удивительно напоминающий Волошина».
Н.Р. – самоуверенный Константин Бальмонт.
Л.Р. - очень талантливый крестьянский поэт Сергей Есенин Н.Р.- дерзкий и отчаянный Владимир Маяковский.
Л.Р. – восторженная и трагическая Марина Цветаева.
Н.Р. – изысканный Александр Блок.
Л.Р. – блистательная Зинаида Гиппиус.
Н.Р. - наблюдательная, общительная Надежда Тэффи. Независимая в суждениях, обладающая высоким творческим потенциалом, она заражала оптимизмом и вносила струю оживления в литературно-артистическую атмосферу Петербурга.
Рассаживаются. Двое могут стоять позади кресел в удобной для них позе. По мере действия идет небольшое перемещение на сцене, так как читающие выходят на авансцену.
Н.Р. - Перечисление славных имен можно было бы продолжить.
Ведущие выходят из-за чайного столика и садятся напротив друг друга , образуя «границу» между прошлым(начало 20 века) и настоящим (Начало 21 века).
Л.Р. Если поэзию Серебряного века представить как многотомник, то сегодня мы приоткрываем лишь первую его страницу – предисловие. Стремление их к самоутверждению, самовозвеличиванию и самовосхвалению не может не вызвать улыбки.
Выходит на сцену исполнитель, читающий стихотворение Бальмонта.(Селим)
Я - изысканность русской медлительной речи,
садится в одно из стоящих у стола кресел.
Тэффи (Гафарова Севиля) : «Черные запястья»
Н.Р. Бесспорно, звездой первой величины в этом созвездии был Александр Блок. Преклонение пред ним и его творчеством было всеобщим. Трудно было представить себе женщину, которая бы не влюбилась в него. Правда, печальным, обиженным и даже чуть-чуть презрительным голосом читал он свои стихи о любви.
Л.Р.
Влюбленность расцвела в устах И в ранней грусти глаз, И был я в розовых цепях у женщин много раз.
К нему обращались со стихами З.Гиппиус, А.Ахматова, М.Цветаева, посвятившая ему 16 стихотворений за пять лет. Вот одно из них Ахматова (Яна Трунова) сидя читает стихотворение, посвященное Блоку.
Я пришла к поэту в гости.
Н.Р. Это было в Башне Вячеслава Иванова. Читали стихи. От стихов они, молодые и талантливые, тогда пьянели больше, чем от вина. Башня выходила на крышу соседнего дом, (звучит нежная музыка – Дворжака «Розовое облако»), и было видно бледно-серое, без луны и звезд ночное небо, каким оно бывает в белыe петербургские ночи, и фигуру А.Блока, читающего своим монотонным, страстно-бесстрастным голосом медленно и томительно печально-поразительную по поэтической красоте «Незнакомку». (Музыка умолкает) – Аджиев ИбраимЛ.Р. Слова и строки выстраиваются в ряд и как бы уносятся на музыкальной волне. В беззвучной тишине возникают образы, в которых сливались горечь и восторг, безысходная тоска и радостное изумление перед чудом красоты.
Звучит танго. Танцует пара (Алие Усеинова и Арсланбеков Нариман) перед застывшим «салоном».
После танца выходит на авансцену ученик с бокалом в руке, представляющий Северянина(Мартынюк), и читает «Ананасы в шампанском».
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Голос из зала от «футуристов» (Маяковский – Вердян Альберт): «Какая пошлость! Томная сливочная тянучка.» А не лучше ли:
Ешь ананасы,
Рябчиков жуй,
День твой последний
Приходит, буржуй!
Гиппиус(Менасова Алиме). Не обращайте внимания на этих творцов «Пощечины общественному вкусу». Лучше послушаем стихи Николая Гумилева.
Прочтите нам своего «Жирафа».
Гумилев (обращаясь к Ахматовой)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...
Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад
Изысканнный бродит жираф. Встает, отходит за ее кресло.
Ахматова (читает, сидя в кресле)
Сегодня мне письма не принесли.
Отходит в противоположную сторону.
Садится.
Исполняется романс (минусовка)на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной». На фоне музыки звучит само стихотворение (Климова Ольга)
Входит ученик, читающий стихи С. Есенина(Григоренко Андрей).
«Исповедь хулигана»
Маяковский (из зала) Почему вы таскаетесь по салонам, Есенин?
Есенин. Глядишь, понравлюсь, и в люди вывeдyт .Есенин сходит со сцены и садится рядом с «футуристами».
Волошин читает стихотворение «В эту ночь я буду лампадой».
Музыка
Маяковский «Послушайте!»
Гиппиус. Гармония звуков только в поэзии. В окружающем нас мире только дисгармония.(Читает стихотворение «Крик»).
……Уже прозвучал революционный набат. Разгорался пожар революции и гражданской войны. На улицах пели:
«Смело мы в бой пойдем За власть Советов, И как один умрем В борьбе за это».
Известна трагическая судьба наших кумиров. Не пощадил их XX век и его властители.
-Умер в нужде на чужой земле Константин Бальмонт.
-Умер нищим, в полной безвестности Игорь.Северянин.
-Сам приговорил себя к голодной смерти разочарованный в революции А.Блок.
- Гиппиус умерла вдали от Родины.
- Расстрелян Николай Гумилев.
- Покончила с собой Марина Цветаева.
- Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям.
- Покончил с собой. Сергей Есенин.
- Застрелился. Владимир Маяковский.
- Полная бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране Надежды Тэффи.
Поэты спокойно все вместе выходят на авансцену.
«Белый» Бунин и «красный» Маяковский – XX веку это было все равно. Их трагедии оказались похожими. На скрижалях поэтической истории века - все имена, которые прозвучали сегодня, и десятки других сегодня не упомянутых… О них сказал М.Волошин, их товарищ по цеху поэтов:
А я стою посередине,
Молюсь за тех и за других.
Пауза. Звучит «Реквием» Моцарта.
Все ИХ творчество проникнуто одной большой любовью – любовью к Родине.
Н.Р.
Россия, нищая Россия!
Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви.
Л.Р.
Если кликнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю;
Андрей/ Есенин:
Я скажу: не надо рая, Дайте родину мою.
«Реквием» смолкает.