Консультация для педагогов Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников


Консультация для педагогов
Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников.
Воспитатель ДОУ №1 «Веснянка»
Зубкова В.С.
В настоящее время, в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением государственного стандарта, всё больше внимания уделяется развитию речи дошкольника.
Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи, овладения правильным звукопроизношением, формирования связной речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитии ребёнка.
На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:Развивать связную речь ребёнка, его речевое творчество через практическую деятельность;
Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
Развивать у детей потребность в общении, как первейшего условия успешной деятельности.
Для реализации поставленных задач необходимо:
- формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной)
- ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно -0 речевую и т.д.)
- ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребёнком
- в работе использовать формы, где речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребёнка.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребёнка. Благодаря дидактической игре процесс обучения проходит в доступной, привлекательной, игровой форме. Дидактическая игра помогает развивать речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, что создаёт предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Игра способствует снижению психических и физических нагрузок. Дидактическую игру можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях.
Главная задача подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Дидактические игры развивающие речь детей очень разнообразны. Для развития артикуляционного аппарата используют артикуляционные упражнения и этюды. Для развития фонетико – фонематической стороны речи можно использовать игры: «Испорченный телефон»», «Повтори». Следует обогащать словарный запас детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами. Вам помогут такие игры как: «Назови три слова», «Подбери противоположность», «Скажи какое? » и т.д.
Предлагаю подборку дидактических игр помогающих развить речь ребёнка.
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Угадай, кто тебя позвал» (для детей з лет)
Цель: научить ребёнка узнавать другого человека по голосу.
Ход игры: В игре принимает участие группа детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель указывает на кого – то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребёнку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встаёт в круг, а тот кого угадали, - в центр.
Игра «Как услышишь, хлопни» (для детей 4 – 5 лет)
Цель: научить ребёнка выделять среди других заданный звук, развить фонематический звук, память, внимание.
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что они должны хлопнуть в ладоши, если услышат определённый звук. После этого начинает чётко произносить сначала звуки, а затем слоги и слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат заданный звук. Например, воспитатель предлагает детям выделить звук (С). Произносим звуковой ряд, затем слоги, затем слова: (С), (А), (О), (С), (Н), и т.д., НА, СА,ПА,ОС,СЛОН,КОНЬ,ДОРОГА,СНЕГ и т.д.
Игры на развитие голоса.
Игра «Потяни звук» (для детей 3 лет)
Цель: помочь детям развить речевое дыхание.
Ход игры: дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. По сигналу воспитателя глубоко вдыхают и начинают тянуть определённый гласный звук. Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.
Игра «Спуск с горы» (для детей 4 – 5 лет)
Цель: учить детей менять силу голоса.
Ход игры: Дети сидят на диванчике, стульях, подушках в удобной позе и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до 10, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шёпотом. Затем воспитатель говорит, что нужно подняться назад в гору и снова считать. Только теперь начинать надо шёпотом, постепенно повышая голос.
Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя.
Игра «Ответь на вопрос» (для детей 3 лет)
Цель: пополнить словарный запас ребёнка новыми существительными на темы «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.
Оборудование: мяч
Ход игры: Дети становятся по кругу, воспитатель в центре, выбирают любую тему. Затем взрослый бросает любому ребёнку мяч и задаёт вопрос, например: Что растёт в саду? Кто живёт в лесу? И т.д.. Ребёнок должен поймать мяч, ответить на вопрос, вернуть мяч воспитателю.
Игра «Что это?» (для детей 4-5 лет)
Цель: закрепить в речи детей обобщающие понятия, расширить словарный запас.
Оборудование: мяч
Ход игры: Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребёнок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например: яблоко – фрукт, юбка – одежда, туфли – обувь и т.д.
Дошкольный возраст благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным человеком, нужно овладеть всеми богатствами родного языка.