Урок ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
ОРНАМЕНТ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
(по программа Б.М.Неменского)
Раздел: ДЕКОР – ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ.
Тема: РОЛЬ ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ДРЕВНЕГО ОБЩЕСТВА.
Класс: 5
Четверть: III
Цель: Ввести личность обучаемого в художественную культуру, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных художественных ценностей, способствовать его всестороннему развитию.
Искусство Древнего Египта.
Древний Египет ассоциируется у нас, прежде всего с величественными пирамидами и загадочной фигурой лежащего сфинкса. Однако очень много о жизни и мировосприятии древних египтян нам может рассказать и его своеобразное изобразительное искусство. Во всем укладе древнего египтянина огромную роль играла религия: обожествлялись силы природы, звери и птицы. Богов было множество. Жизнь зависела от разливов Нила – именно это определяло, будет ли урожай. Поэтому древняя река персонифицировалась в образе бога Хапи – подателя пищи и влаги. С неба на землю посылал животворящие и испепеляющие лучи бог солнца Ра. Подземным царством распоряжался бог Апоп. Осирис – бог плодородия – правил миром в счастливом союзе со своей женой Изидой.
«КНИГА МЕРТВЫХ» (XIV – XIвв. до н.э.). Египтяне верили, что жизнь человека после окончания его земного пути продолжается. Но только в том случае, если тело его остается нетленным. Так возник обычай создания мумий и помещения их в гробницы. Все это было необходимо человеку при жизни, запечатлевалось на стенах гробниц и в особой «Книге мертвых». Тексты и иллюстрации этой сакральной книги должны были помочь новичку сориентироваться в новых обстоятельствах.
Иероглифические надписи своеобразным орнаментом окружают очерченные тонкой линией и заполненные одной локальной краской фигуры, расположенные, как правило, в профиль. Кроме людей и богов древний художник на листах папируса рисовал богатые поля, где злаки вытягиваются выше человеческого роста; стилизованные пальмы; каналы с плавающими по ним лодками. Органично включаются в рисованные композиции различные символы – например, всевидящий глаз божества.
Каждая иллюстрация в «Книге мертвых» - словно исчерпывающий, полный подробностей рассказ.
Над душой перешедшего в иной мир человека вершит суд Осирис. Рядом с ним непременно присутствует Анубис с головой шакала. Рядом с Осирисом – Изида, их сын Гор и бог мудрости Тот в сопровождении священного павиана.
Осирис взвешивает душу покойного, которая, по представлениям древних египтян, заключена в сердце. Если человек при жизни отяготил свое сердце грехами, он будет пожран чудовищем с головой крокодила.
Мастера рисунка чрезвычайно почитались в Египте – ведь они помогали умершим обрести новую жизнь в загробном мире.
ФИВЫ. НОВОЕ ЦАРСТВО. В эпоху Нового царства в древних Фивах были воздвигнуты два храма, посвященные Амону –Ра. Их строительство началось XVI – XV веках до н.э.. В древности эти два храма были соединены трехкилометровой аллеей, вдоль которой размещались сорок каменных сфинксов.
Со времен Нового царства сохранилось множество рельефов и росписей. По – прежнему присутствовали сюжеты проводов в иной мир – так, рельеф Мемфиса изображает толпу плакальщиц. Но тематика, связанная со смертью, постепенно уступает место изображению торжество жизни. Древнеегипетские мастера были очень наблюдательны. С огромной выразительностью они изображали растения – в частности, папирус, растущий по берегам Нила, - умея выбрать самое главное, узнаваемое. Животные, птицы, рыбы изображались в движении, птицы взлетают вверх из речных зарослей, вспугнутые охотниками. Обезьяны тянут лапы за плодами, полосатая кошка успевает ухватить птицу за крыло.
Удод с поднятым хохолком, дикие утки, мелкие певчие птицы – в их изображении, верно, схвачены не только позы, но и цвет оперения.
С законами перспективы фиванские художники обращались очень вольно: на переднем плане они помещали более значимые фигуры и детали их большого размера, на заднем плане теснились уменьшенные фигурки менее значимых персонажей. Бабочка на таком рисунке может быть чуть меньше птицы, а цветок лотоса – больше, чем человеческая голова. Однако условность египетских росписей принять и понять очень легко – ее логика в чем –то близка логике детского рисунка.
По–детски празднична и красочная палитра: кирпично – красноватый оттенок смуглых тел, голубоватые, сиренево – розовые, золотистые тона природных объектов, белизна одеяний.
ТАНЦОВЩИЦЫ НА ТОМ СВЕТЕ. Богатые египтяне и в загробном мире не собирались отказываться оттого, что радовало их на этом свете. Наоборот: можно отрешиться от забот и предаться отдыху и наслаждениям. В усыпальницах знатных египтян Нового царства можно увидеть многоярусные росписи, идущие одна над другой горизонтальными рядами. На одной стене представлены мужчины, на другой – женщины. По верху горизонтального ряда идет орнамент из ваз разной формы и цвета, из цветов и плодов лотоса – символа бессмертия. Цветы лотоса можно увидеть и в руках пирующих, которых развлекают музыкантши и танцовщицы. Согласно канону, лица их изображены в профиль, даже если фигура дана в анфас. Впрочем, в более поздних росписях наблюдаются, и отступления от правил: известны изображения музыкантш, обращенных лицом к зрителям, и фигура обнаженной служанки со спины.
Прекрасны юные, гибкие тела молоденьких девушек. Одни из них обнажены, другие облачены в струящиеся одеяния. Украшения, музыкальные инструменты, изящные и естественные позы танцовщиц, звонкие краски – все это создает атмосферу праздника, достаточно странную, если учесть, что пир разворачивается в гробнице.
По- человечески волнуют рельефы и росписи гробницы фараона Эхнатона. Они примечательны своим лиризмом, передачей семейных чувств любви и привязанности. Таковы, например, написанные на красно – золотом узорчатом фоне две фигурки маленьких дочерей Эхнатона – сидящие девочки легко касаются друг друга с нежностью и симпатией.
Особенной пышностью и торжественностью отличается гробница фараона Сети I – в ее главном зале насыщенно – синий потолок символизирует небо, где изображены символистические созвездия и величественное шествие богов.
НАБРОСКИ НА ИЗВЕСТНЯКЕ. Строители и художники, принимавшие участие в сооружении фиванских гробниц, жили в общем поселке. Когда современные ученые провели раскопки на месте этого поселка, они обнаружили много интересного. Присмотревшись к обломком известняка, археологи увидели на них множество фрагментарных зарисовок.. Очевидно, камни служили древним художникам чем – то вроде листков блокнота для эскизов. Захотел потренироваться в изображении поз и движений - и нарисовал дрессированную обезьяну или ставшую на мостик акробатку. Попросил ученик объяснить, как рисовать то или другое, - мастер сделал беглый набросок и предложил повторить. Скорее так, оно и было, потому что одни наброски обладают высоким мастерством, а другие –еще слабые и наивные, явно ученические.
Благодаря этим рисункам на известняке мы знаем, как египтяне шутили. Многие рисунки напоминают карикатуры, где вместо людей выступают животные. Например мышь – фараон в колеснице, запряженной парой псов, отправляется на штурм кошачьей крепости или лев, обезьяна и осел играют на музыкальных инструментах.
Довольно долгое время археологические находки хищнечиски вывозились из Египта. Только в 1858 году был основан Египетский музей, в сотне залов которого хранится полторы тысячи экспонатов. Все, что обнаруживается при раскопках, поступает теперь в этот музей.
Древняя Греция.
Искусство Древней Греции уникально, своеобразно и неповторимо. Живописи, в нашем понимании, в античное время не было; по крайней мере, до нашего времени не дошло ни одной картины, нарисованной на холсте. Но, глядя на идеальные формы и филигранную роспись древнегреческих ваз, на изящные древние фрески и мозаики, мы убеждаемся в том, что это, без сомнения, шедевры мирового искусства.
ГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ.
Античное искусства – искусство Древней Греции – оказало огромное влияние на развитие всей мировой художественной культуры. На своем пути это искусство прошло несколько этапов: геометрику, архаику, классику (раннюю, высокую и позднюю) и эпоху эллинизма.
Греческая архитектура дала человечеству великолепные храмы, статуи, представляющие образ идеально гармоничного, совершенного человека. В архаический период (VI – V вв. до н.э.) живопись представлена вазописью. Сосуды были самых разных форм и названий: в амфорах хранили вино или масло, в широкогорлых кратерах смешивали вино с водой, даже женские украшения хранились в специальных сосудах.
Известны коринфские вазы, которые делались из глины приятного светло – коричневого цвета. Такая ваза была словно опоясана широкой лентой, на которой в движении изображались фигуры грациозных животных: пантер и львов. Фигуры сначала процарапывались на глине, а потом заливались красно-фиолетовой природной краской – пурпуром.
Когда центром эллинского мира стали Афины, изменения затронули все области жизни и искусства – в том числе и вазопись. Популярными сделался чернофигурный стиль – на светлом фоне располагались уже не красные, а черные фигуры. Был изобретен новый лак, очень прочный, с эффектом зеркального блеска. Расписывались не все залы, а только определенные участки в самом широком месте, которые получили название «клейм» Сюжеты росписи необычайно обогатились. На клеймах представлены пиры с гетерами, играющими на музыкальных инструментах, сцены спортивных состязаний и любовных игр, мифологические сюжеты. Фигуры написаны довольно условно, согласно определенным канонам. Художник не старается передать объем изображаемого, пренебрегает законами перспективы: главные персонажи представлены более крупными, второстепенные – меньшими по размеру. Однако композиция продумана настолько точно, что любой сюжет прочитывается как увлекательный рассказ с мельчайшими подробностями. Древние греки высоко ценили и тех, кто лепил вазы, и тех, кто их расписывал. Поэтому мастера на них ставили свои подписи. История донесла до нас наиболее значительные имена – например, Евфрония и Евтемида, которые в 30-х годах VI в. до н.э. стали работать в краснофигурном стиле: на черном сияющем фоне изображались светло – красные силуэты.
В эпоху эллинизма появились и белые сосуды. Процарапанные на них фигуры обладали меньшей условностью и большей объемностью. Драпировки и одеяния покрывались красками разных цветов.
С течением времени менялся стиль росписей: орнаменты, излюбленные сюжеты, но рисунок всегда носил графический, плоскостной характер.
Современные ученые выделяют несколько стилей вазописи:
-Геометрический (1000-700 гг. до н.э.) Вазы были украшены геометрическими узорами. Позже между полосами орнамента стали появляться фигуры животных и людей.
-Ковровый (сVII в. до н.э.) на изделиях этого времени можно увидеть полихромные изображения животных и фантастических существ в сочетании с растительными узорами.
-Чёрнофигурный (расцветает VI в. до н.э.) на вазах глазированных красным цветом, изображались фигуры, нанесенные черным лаком, выполненные белой и пурпурной краской. Изображались мифологические сцены. Известные мастера того времени – Клитий, Эксекий, Амасис.
-Краснофигурный (ок 530г. до н.э.) В это время фон закрашивали черной глазурью, а фигурки рисовали красным цветом. Здесь более детально прорисовываются формы и объем изображаемых фигур.
Крупные мастера – Ефроний, Дурис, вазаписец Брига.
-Роскошный (кон.V – нач. IV в. дон.э.) Для этого стиля характерна пышность ваз, перегруженность композиций, попытки передать перспективу, нарушение единства изображения и формы сосуда.
Вопросы:
1 .Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?
Покажи это на примерах.
2. Что тебя удивило в декоративно-прикладном искусстве Древнего Египта?
3. В какую эпоху появились белые сосуды? И где?
4. Менялся ли стиль росписи ваз у Древних Греков? И как?
5. Что тебе больше всего понравилось, запомнилось? Покажи это на примерах.
6. В чем неповторимость и ценность художественной культуры Древнего Египта?
7. Каково назначение рельефов и росписей в искусстве Древнего Египта?
Литература:
1. О. Медведская
«Изобразительное искусство»
г.Москва «Мир книги» 2005г.
2. П.П.Гнедич
«Всемирная история искусств»
г.Москва «Современник» 1997г.
15