Урок по теме Иконопись.


Тема : «ИКОНОПИСЬ»
Цель урока: познакомить с историей иконописи , традициями написания ; узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему к иконе относятся православные люди.
Задачи урока:
- сформировать общее представление об иконе, её смысле и значении в православной культуре, в жизни православных христиан;
- способствовать воспитанию эстетической культуры, пониманию взаимосвязи идеалов красоты и нравственности в православной традиции;
- развить навыки индивидуальной работы с текстом, в группе, умения слушать, анализировать, формулировать собственную точку зрения.
Ход урокаОрганизация класса. Звучит музыка и идут слайды икон.
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Ответьте на вопрос . Просмотрев видео ряд , ответ будет темой нашего сегодняшнего урока.
У кого из вас дома есть иконы? И где они находятся ?(Слайд) красный угол
Самое видное место в старину в доме отводилось видному месту « красному углу». В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Зажигая свечу или лампаду мы, как бы, отдаем частичку тепла своей души святому, которому мы молимся. Слайд с зажёнными свечами в крас углу
Кто по вашему изображён на иконах?
Божья Матерь, святые, Бог ,события Священной истории.
Скажите , какое самое значимое место в храме? Иконостас , Алтарь ( слайд)
Задачи нашего урока – узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности, как и почему относятся к иконе православные люди.(Слайд)
- Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных изображениях? (Слайд икона, портрет, ) Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: в прямом переводе обозначает образ, подобие. Икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. (Слайд )
Проблемная ситуация - Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и обычной картиной (ответы детей) (изображаются лики простых людей/- лики святых; перед иконами молятся/ - картинами любуются)
Попробуем разобраться и найти отличие.(Слайд)
3. Работа по теме:
История иконописи. (Доклады учащихся) (предварительное задание на дом).
В Толковом словаре Даля сказано :» Икона жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников.. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).… (слайд) В толковом словаре русского языка, Ожегова сказано:
« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан».
(Слайд )Феофан Грек (около 1340 - около 1410) - величайший иконописец своего времени, родившийся в Византии в 1340 году. В течении долгих лет расписывал храмы Константинополя, Халкидона, Галаты, Кафы, Смирны. Но всемирную славу Феофану принесли иконы, фрески и росписи, сделанные на Руси.
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, (Слайд) и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви.
Отличия иконы от картины.
Икона - это: изображение Бога, Богоматери, святых. Изображение христианских праздников.
Картина – это изображение предметов, людей, событий.
Сравним Икону Божьей Матери "Одигитрия" и картину Леонардо да Винчи "Мадонна с младенцем" (Слайд). И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с младенцем", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Младенец на её руках обычный маленький малыш. Женщина ребёнком любуется, умиляется. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.
Смотря на икону Божьей Матери мы видим иное : неземное спокойствие, огромное достоинство. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не ребёнок, а Бог .
Художник на картине может приукрасить образ. А значит картина – это художественный образ. Можно ли сказать, что икона это образ? Икона - это не картина, икона - это святой образ.(Слайд)
Икона - сложный символ, в котором каждая деталь, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников. ( работа с учебником ст. 166-167)
Конечно, написать икону может только человек, обладающий добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из слов слова-добродетели и назовите их. Работать будем в парах. (Приложение №1)
Теперь вы знаете, какими качествами должен обладать иконописец.
Усвоение и закрепление изученного материала.
Самостоятельная работа учащихся.
А сейчас вы попробуете распределить репродукции по группам. В одну группу положите репродукции картин, в другую – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах)
Проверим, что у вас получилось. (Для проверки используется доска, каждый ребенок прикрепляет к доске репродукцию иконы или картины)
Объясните, как вы распределяли репродукции. (Аргументы обучающихся)
Какие бывают иконы.
Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд )Давайте теперь послушаем, как появилась первая икона Богородицы.читают учащиеся (Приложение №2)
Теперь давайте проверим, насколько хорошо вы поняли прочитанное.
Вопросы классу:
– Кто написал первую икону Божией Матери? (апостол Лука).– Почему он решил написать иконы Божией Матери? (не все могли увидеть и услышать её).– Как выражают христиане свою любовь к Богородице? (почитают иконы, строят храмы).– Откуда была привезена Владимирская икона Божией Матери? (из Византии князю Юрию Долгорукому).– Почему она получила такое название на Руси? (долгое время была в городе Владимире)– Где сейчас хранится Владимирская икона Божией Матери? (в храме при Третьяковской галерее).
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали.
Покрутились, повертелись,
И за парты тихо сели.
Глазки крепко закрываем,
Дружно про себя считаем…
Открываем, поморгаем,
И работать начинаем.
Ребята, есть праздничные иконы, они пишутся на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие. Житийные иконы, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении.(примеры икон - на доске)
Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами, молятся тому, кого они видят на иконе. Ведь когда вы беседуете по телефону, ваши слова обращены не к нему, а к собеседнику. Вот так же, если человек видит на иконе святого – он не молится: «Икона, помоги мне!», а говорит – «Святой Угодниче Божий…, моли Бога о мне!»
Кстати, не только святых, но и друг друга христиане могут попросить помолиться о себе. Ребёнок может попросить маму помолиться о нем. А взрослые очень верят в силу именно детских молитв.
Можно сказать, что икона приглашает людей к молитве, а главное – к подражанию жизни святых. Повторить ничью жизнь нельзя, но научится жить более достойно – можно.
Рефлексия и итоги урока
Индивидуальная работа. У вас на партах лежат задания из рабочей тетради. Прочитайте и выполните самостоятельно первое задание. (После выполнения зачитываются один-два ответа)
- Итак, ребята, скажите, как называли человека, который писал иконы?
- Где вы можете встретить иконы?
- С какой же целью пишется икона?
Иконы должны быть в каждом доме и нужно бережно относиться к этим святыням.
Домашнее задание
Дома расскажите родителям, что вы узнали и что поняли на этом уроке и выполните вместе с родителями второе задание из рабочей тетради. ( расказ родителей об иконах которые есть в доме)
На этом урок закончен, всем спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЯ К УРОКУ . Д/З Дома вам нужно было подготовить сообщения о жизни святых, имена которых вы носите и рассказать о том, как почитаются иконы с изображением этих святых
Послушаем несколько сообщений. Доклады учащихся .Давайте теперь послушаем, как появилась первая икона Богородицы.читают учащиеся (Приложение ) : Во время земной жизни Богородицы люди спешили к ней, чтобы видеть и слышать Её, чтобы получить от Неё благословение и наставление. Те же, которые не имели возможности предстать пред Матерью Господа, изъявляли горячее желание видеть хотя бы Её живописный лик.
Лука – это знаменитая Владимирская икона Божией Матери, которая особо почитается у нас на Руси. Она привезена к нам почти 900 лет назад из Византии в дар князю Юрию Долгорукому. Долгое время она была в Успенском соборе города Владимира, отсюда получила название – Владимирская. При царе Василии I, в 1395 году была перенесена в Москву.
-После революции 1917 года новые власти устроили гонение на Церковь. Икону отняли у верующих, но она была настолько почитаема, что её не уничтожили как тысячи других икон, а поместили сначала в исторический музей и позже в Третьяковскую художественную галерею. В 1999 году икону перенесли в храм, который был открыт при Третьяковской галерее. Теперь верующие могут снова молиться перед ней в храме.
(Приложение ) Святая блаженная Ксения родилась в первой половине 18 столетия. По достижении совершеннолетия Ксения сочеталась браком с полковником Андреем Петровым, и жила с ним в Санкт-Петербурге. Ксения стала вдовою на двадцать шестом году жизни. Она раздала всё своё имущество бедным, а дом подарила своей знакомой. Святая Ксения, надев на себя одежду мужа, стала всех уверять, что её муж вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения и всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.
Святой Ксении молятся о семейном благополучии, о здоровье, чтобы найти спутника жизни, она является покровительницей огородов.
Работа с рабочей тетради.
Задание 1.
Перед тобой портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Посмотри внимательно, что общего в этих изображениях? __________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем они отличаются? __________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Используемая литература
УМК по учебному предмету «Основы православной культуры»:
- «Основы Православной культуры», учебное пособие
Используемые ресурсы
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/09/10/urok-ikona