Урок Иконопись на Руси
Тема урока: Иконопись на Руси
Класс: 10
Эпиграф к уроку:
«Бывают дни, когда молиться так легко,
Что будто на душу молитвы сходят сами,
Иль Ангел, словно мать младенцу на ушко,
Нашептывает их с любовью и слезами».
(«Молитва». П. А. Вяземский ).
Задачи:
обучающие:
познакомить учащихся с историей иконописи, преданиями о первых иконах, с формированием иконописных традиций в на Руси, с творчеством известных иконописцев А.Рублева и Ф.Грека,
расширить знания об особенностях процесса создания иконы.
развивающие:
развивать речь, познавательные процессы, способствовать творческому развитию учащихся;
продолжить формирование умений делать выводы, анализировать дополнительную литературу к уроку, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
воспитывающие:
продолжить формирование потребности учащихся в сохранении и созидании русской культуры,
способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, развитию патриотических чувств.
Оборудование: доска, учебник
Новые слова и понятия: преподобный Феофан Грек, преподобный Андрей Рублёв.
Ход урока
1. Организационный этап (1мин).
Психологическое гимнастика:
Посмотрите на своего соседа слева, улыбнитесь друг другу, а теперь посмотрите на соседа справа, улыбнитесь. Надеюсь, эти улыбки придали вам уверенности в своих силах. А теперь внимание на экран.
2.Сообщение темы урока, целей, задач (3 мин).
Ребята, как вы думаете, что имел ввиду князь Трубецкой говоря, что человек должен либо подняться над собой, либо упасть в бездну?
(подвести к ответу: человек постоянно находится перед выбором между добром и злом, с религиозной точки зрения – человек, творя добро приближается к Богу, а совершая зло удаляется от него). Эта тема нашла свое отражение и в иконописи. Именно об иконописи и пойдет сегодня наш разговор.
Запишите тему урока.
Итак, мы продолжаем наш разговор о религиозном искусстве и….
3. Проверка домашнего задания (3 минуты)
Прежде, чем продолжить наш разговор о религиозном искусстве, давайте вспомним, что нам уже известно об этом?
Какое место занимает религиозная тематика в культуре разных народов?
Назовите известные вам произведения искусства на религиозную тему.
Что вы можете рассказать о традиционном религиозном искусстве России и его особенностях?
Дайте определение понятия иконопись.
Для чего предназначена икона?
Расскажите об изобразительных особенностях православной иконы? (сознательное нарушение пропорций, плоскостное изображение, отсутствие линейной перспективы).
Зачем иконописцы сознательно нарушают пропорции изображаемых силуэтов?
В чем особенности плоскостного изображения?
Почему в иконописи не используется линейная перспектива?
Молодцы. Эти знания очень пригодятся нам сегодня, чтобы лучше понять новый материал. А теперь внимание
4.«погружение» в тему.
Русская икона…
Как долго об этом подлинно великом искусстве ничего не знали! Как долго со старых досок, украшенных золотом и серебром окладов, смотрели на нас тёмные лики, покрытые сажей и потемневшей олифой. И только в 20веке, благодаря реставраторам, старые русские иконы предстали во всей своей красоте на первой большой выставке древнерусского искусства, которая состоялась в 1913г. в Москве. На ней были представлены иконы московской и новгородской школ иконописи 14-16 веков. Иконы поразили мир своими яркими и чистыми красками, которые горели как самоцветы, удивляли необычностью цветовых и композиционных решений. Впервые русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение. Известный искусствовед В.Н. Лазарев, говоря о светлом и радостном начале русской иконописи, отмечает: «… её сияющие краски, сильные и яркие, её ритмические силуэты, певучие и мягкие, её просветленные лики, ласковые и поэтичные, её эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное, - все это вызывает ощущение какой- то внутренней легкости …»
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси- играла в жизни общества довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный образ.На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.
Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.
– изображение иконы
Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. (тетрадь – записывают определение)
изображение Владимирской иконы
Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси. Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение.
Софийский храм в Константинополе
Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киева и других городов, а также их росписи и иконы, создавались византийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерском монастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипия и Григория.
изображения древнерусских икон
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Хотя и в XIV веке влияние Византии и других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростове и других городах — очень своеобразны, самобытны.
С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога – Творца цветов, звезд и всей красоты мира.
Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости.
Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви.
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами. Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.
Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим импровизированным иконостасом, произносил молитву.
Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали главные события его жизни.
После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка.
Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного христианина и его небесного покровителя. А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара – любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что имя иконописца А. Рублева известно каждому русскому человеку. Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Творчество Андрея Рублева является одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
· Размышления о биографии
· Иконография древнерусской живописи
· Иконописные школы
· Мировоззрения средневекового художника
· «Троица» Андрея Рублёва
· Отзвук рублёвского гения.
5. Итог урока.
Решение кроссворда
Приложение №2
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве»
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Знакомство с творчеством А.Рублева.
Избрав апостолов, Христос дал им силу помогать людям. Он повелел им идти в разные страны и рассказывать всем о совершении спасения «Покойтесь, уверуйте в Иисуса Христа и получите дар Святого Духа». Апостолы были смелыми людьми. Они прошли многие земли, шли через пустыни, плыли через моря и океаны. Они несли в мир, который верил в Идолов, учение Христа. Все они бесстрашно рассказывали людям о том, как человек может спастись в мире.
Одним из таких смелых людей был апостол Андрей Первозванный. Первозванный означает, что Андрей был первым, кого Христос позвал себе в ученики. Простой рыбак, он всем сердцем поверил Господу. Как и другие апостолы, после Вознесения Христа он отправился проповедовать людям Евангелие (благую весть). Посетив разные города, пришел он в страну, которая позже станет называться Русью. По реке Днепр Андрей поднялся до семи холмов, на которых сегодня стоит город Киев и возродил там большой деревянный крест, сказав: «На этих горах воссияет благодать Божия, и великий город будет здесь, и Господь воздвигнет здесь много церквей». Сбылись слова апостола. С этих святых мест берет начало Киевская Русь. Город Киев первым принял крещение. Православие эпохи Средневековья положило начало новой истории и новому искусству при великом князе Владимире Святославиче.
После князя, посетив богослужения в храмах Византии, увидели божественную красоту икон «…там Бог с человеком пребывает…» Переживание красоты как святости сохраняется в каждой русской иконе и является сокровенным идеалом и непреложным законом для истинного творца.
Одним из таких творцов – иконописцев был Андрей Рублев. Предположительно Андрей Рублев принял постриг, стал иноком, а затем соборным старцем. Спасо-Андроникова монастыря (следовательно Андрей – это монашичье имя). Все сохранившиеся известия о Рублеве связываются с Москвой или выполнением московских заказов. Местонахождение уцелевших работ мастера предполагает, что великий живописец был исконно московским художников.
Рублев заявил о себе как необычайно яркая и одаренная творческая личность. Иконы, написанные им, выделяются звучностью и чистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Выдающимся произведением искусства является «Преображение».
Истолковывая тему «внутреннего спокойствия» - «безмолвия». Вся икона светится как бы изнутри мягким серебристым светом. Христос и пророки как будто парят в самом верху иконы. Содержательность жестов персонажей говорит об их внутреннем состоянии. Апостолы не испуганы божественным сиянием, они уже мысленно созерцают фаворский свет.
Однако, самые выдающиеся произведения мастера связаны со Звенигородом. В 1918 году близь Успенского собора были обнаружены три иконы – «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил».
Спаситель на Звенигородкой иконе Рублева являлся не в пугающе ослепительном сиянии славы, а в облике «совершенного человека», в скромных одеждах евангельского Иисуса – Учителя и Проповедника. Это произведение очаровывает необыкновенностью внутренней красоты образа, рожденного чистой душой художника. Его «Спас», с непреувеличенными, мягкими чертами, воплощает типично русское представление о внутренней и внешней красоте человека. Этот образ – одно из высших достижений художественного гения Рублева.
«Троица» - самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева.
Сергий Радонежский создал монастырь «Дабы взиранием на пресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего».
Тема Троицы понималась многими русскими людьми того времени как тема глубоко гражданская, тема национального единства.
По книге «Бытия», сюжетом ветхозаветной Троицы является прием старцем Авраамом и его женой Саррой трех таинственных странников, образ которых символизирует триединство Бога. Рублев переосмыслил византийскую иконографическую схему изображения триединства Бога, взял ее за основу и создал нечто абсолютно новое и оригинальное. Сосредоточив, действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, Рублев прочитывает сюжет по-своему. Не ощущается бег времени. Вечность как бы непосредственно предстает перед человеком. Ведь ангелы не общаются с Авраамом, они пребывают в молчаливой беседе. Перед ними чаща причастия. Это увиденные мысленным взором художника любовь и согласие трех составляющих единое целое. Три ангела Рублева едины потому, что связаны единым ритмом. Средний ангел Христос. Чаша символизирует искупительную жертву за весь род людской и призыв к единению по заповеди Божьей.
Творчество Андрея Рублева определило расцвет национальной школы русской живописи 15 века, оказало огромное влияние на все русское искусство. Почитание Андрея Рублева началось уже в 15 веке.
Его работы были объявлены обязательными образцами для иконописцев.
В 20 веке (1988год) Андрей Рублев был причислен к лику святых.
День памяти 4 июля.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Кроссворд «Иконопись Руси»
2 1 3 5 4 6 8 7 9 10 По горизонтали:
Священное изображение лиц или событий библейской или церковной истории.
Имя святого, который изображен на гербе Российской Федерации.
Эта великая, заветная святыня Русской земли. По преданию, она написана евангелистом Лукой на доске стола, на котором трапезовал Господь с Пречистой Своею Матерью и праведным Иосифом Обручником.
7. Икона Пресвятой Богородицы, на которой Божья Матерь изображена с Богомладенцем, восседающей на троне с державой и скипетром в руках и с царской кароной на голове.
9. Икона Божией Матери, чудесным образом явившаяся во сне девятилетней девочке Матроне
По вертикали:
2. Изображение лица святого на иконе
5. Икона, принесшая избавление Новгороду от осады войсками Андрея Беголюбского в 1170 году, на которой Богоматерь изображена поднявшей обе руки в умилительном виде молитвы, а на Ее коленях находится Младенец Христос.6. Имя апостола-евангелиста, который по церковному преданию является автором одной из самых почитаемых икон на Руси.
8. Знаменитая икона Андрея Рублева.
10. Ореол, символ святости, славы. Изображается в виде круга вокруг головы святого.
Список использованных источников
Бородина, А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступени общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с.: ил. – ISBN 5-94790-006-8.
Скоробогатов, В.Д. Учебно-методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-6 классы: Экспериментальное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т.В. Рыжова, О.Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 220 с.: ил. – ISBN 5-903101-01-