Мастер-класс по теме Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения мотивации к обучению

Выступление на «VI Фестивале педагогических идей»
Мастер-класс
«Проектная деятельность обучающихся на уроках географии как средство повышения мотивации к обучению»
Учитель географии
МБОУ Андреевской СОШ
Высшей квалификационной категории
Современное общество стоит перед необходимостью нового качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на развитие личности обучающегося.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС подразумевает, кроме освоения учебной программы по предмету, и освоение универсальных действии, т.е. освоения межпредметных умений.
В практике развития учебно-исследовательской деятельности школьников особое значение приобретает технология проектного обучения.
В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов как образовательная технология, ориентирован на формирование опыта творческой деятельности учащихся.
Этот метод обучения использую в изучении предмета, применяю на уроках и во внеурочной работе.
Используя проектную технологию на уроках географии у учащихся формируются следующие умения и навыки:
Поисковые (исследовательские) умения; самостоятельно находить необходимую информацию в информационном пространстве, самостоятельно генерировать идеи, определять варианты решения проблем, устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные умения: вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, организовать взаимодействие со всеми участниками проекта.
Реализация метода проектов школьном курсе географии осуществляется в 3 этапа и зависит от уровня познавательной самостоятельности школьников.
Первый этап – мотивационно-ориентирующий (5-7 класс). Для этого возраста детей важен сам процесс, а не результат, поэтому им интересно работать в группе, совершать воображаемые путешествия. Например, проект по созданию герба и флага школы. Более активно в этот проект включились именно 5-7 5лассы. Кроме того, начиная с 5 класса нужно включать в обучение проекты краеведческой направленности, чтобы лучше познакомить ребят с особенностями своего поселка, акцентировать их внимание на экологическое состояние, планировать деятельность по благоустройству (например, акция по благоустройству заброшенного пруда Смородинка, расположенного в черте поселка).
Цель первого этапа – создать условия для вхождение в проектную деятельность, формирование у них первоначального проектировочного опыта. На этом этапе необходимо познакомить с особенностями проектной деятельности. На этом этапе учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учатся ставить цели, задачи. На данном этапе я использую методы активного чтения, которые помогают в дальнейшем свертывать информацию, составлять опорные конспекты. Так, например, работа с различными понятиями. Мы записываем понятия в виде схемы, при это выделяем главное, определяющее слово, а затем признаки, определяющие его.
Городская агломерация – группа городов,
Сближенных между собой,
Объединенных тесными связями:
Трудовыми
Культурно-бытовыми
Производственными


Горы – обширные участки земной коры,
Приподнятые над равниной
Имеющие большие перепады высот

Погода – состояние тропосферы
В данном месте
В определенный промежуток времени

Очень важной считаю работу с учащимися по составлению логических цепочек, начиная с 5 класса и до старших классов. Они могут быть разного типа: текстовая, или в виде схемы
Так, связь строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых:
Платформа ---------------равнина-------------------осадочные породы
Можно использовать незавершенные цепочки для того, чтобы научить определять взаимосвязи. Использую в разных темах составление кластеров и синквейнов. Это интересно для ребят.
Внеурочные занятия и кружковая работа позволяет в 5 и 6 классах уделить больше внимания вопросам фенологии. Для того, чтобы научить отслеживать изменения погоды, работаем с календарем погоды. А чтобы научиться составлять прогноз погоды, вначале учимся обрабатывать данные: строим графики температуры, розу ветров, находим народные приметы. Таким образом, ребята выполняют мини-проекты. Заинтересовала ребят тема «Влияния фаз Луны на погоду, окружающую природу и на человека.
На этом этапе чаще используются краткосрочные, или мини-проекты на уроке, или в форме домашнего задания. Формирование навыков проектной деятельности осуществляется при выполнении разнообразных творческих заданий. Например, в теме «План и карта» составляют описание маршрута по топографической карте в форме отчета о туристическом походе (в каком направлении двигались, что интересного видели, какие опасности ожидали на пути движения и т. д.). При изучении топографической карты выполняем проектное задание выбору земельного участка для строительства жилого комплекса и обоснованию его. Для решения задачи ребята анализируют данный участок по топографической карте, определяют рельеф, решают, какие участки более пригодны для этой цели, перечисляют, какие качества территории способствовали выбору. Затем ребята должны составить свое выступление по защите своего мини-проекта, ответить на вопросы ребят.
В теме «Погода» дается творческое задание по составлению метеосводки на определенный день. Нужно составить выступление в программе «Прогноз погоды» в службе телерадиовещания, используя информацию, собранную из разных источников. Много различных проектов можно предложить при изучении курса «Географии материков». Это могут быть проекты по изучению традиций и обычаев народов мира, исследований материков, экологических проблем материков, составление туристических маршрутов, создание визитной карточки страны, охраняемые территории и т. д.
Второй этап – практико-реализующий (14-15 лет, 8-9 классы). Эти дети уже более самостоятельные учащиеся, способные к самообразованию и ярко выраженный интерес к проектной деятельности. На данном этапе проектная деятельность реализуется в ходе урока и в форме домашней работы. Очень хорошо можно использовать краеведческую тематику. Ребята самостоятельно выполняют проекты, приобретая новые знания. Но личностный опыт еще не большой, поэтому требуется определенная помощь при выполнении работы. На этом этапе формируются умения исследовательские, коммуникативные, рефлексивные, организаторские. Цель данного этапа – включение в разнообразные проекты для осознания собственных способностей при выполнении индивидуальных и групповых проектов. При изучении темы «Население» в 8 классе выполняли проект по оценке демографической ситуации в школе: выясняли учащиеся каких национальностей обучаются в школе, из каких республик, стран прибыли, определили виды миграций, традиции этих народов. При изучении сферы услуг страны выполняем работу по выяснению уровня развития сферы услуг своего поселка: какие развиваются отрасли сферы услуг, какие предприятия работают, каково качество предоставляемых услуг. Работа проводится на основе личного опыта, из опроса населения. Все полученные данные анализируются и делают определенные выводы, предложения по совершенствованию работы предприятий сферы услуг. При изучении темы «Россия на карте мира» выполняли проект во внеурочное время о природных и исторических достопримечательн остях своего родного поселка и составили путеводитель для гостей поселка. Разрабатывали туристический экскурсионный тур по городам центральной России «Русь историческая». Проект «Имена на карте России и своего родного поселка» - о знаменитых людях, живших, внесших большой вклад в развитие родного края (Киттары , открывший первую школу для одаренных детей в с Андреевка, крупный географ и картограф Силищенский, создавший атлас России, жил и похоронен у Спасской церкви). В форме рефератов выполнялись работы»Памятники Всемирного наследия», «Жизнь, быт и традиции российской деревни», «Рынок труда в своем поселке», «Транспорт своей местности», «Народные промыслы своего района» и др.
Третий этап – систематизирующий (16-17 лет, 10-11 класс). Школьники осознают себя в качестве полноправных членов общества, их интересуют различные проблемы современности, они открывают для себя свой внутренний мир, идет переоценка ценностей. Цель данного этапа – систематизация и обобщение опыта проектной деятельности. Выделяют несколько видов проектов: исследовательский, реферативно-описательный, творческий. Так, например, в 10 классе межпредметный реферативно-исследовательский проект «Микрогосударства Европы», информационно-исследовательский проект «Бразилия – страна карнавалов». Практико-ориентированный проект по созданию путеводителя по родному краю и др.
Во внеурочной деятельности работаем над исследовательскими проектами: экологической, историко-краеведческой и социальной направленности. Есть ребята, которые с интересом включаются в проекты творческого характера. Например,
Использование метода проектов в изучении географии урок перестает быть единственной формой обучения. Вокруг ученика начинает формироваться подвижная информационная среда, которая несет в себе многообразие способов деятельности и обладает мощным потенциалом возможностей. Внутренняя позиция ученика направлена на самостоятельный поиск. Участие в проектах способствует воспитанию и развитию таких качеств, как инициативность, готовность принимать решения и нести за них ответственность, отстаивать свою позицию. Таким образом, вовлечение в проектную деятельность школьников дает возможность достичь более высоких результатов в обучении, не оставаться равнодушным к окружающим проблемам, повысить интерес к предмету.

15