Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению неуспешных учащихся


Проектная деятельность как средство повышения мотивации к обучению неуспешных учащихся
Кимишкез Юлия Ивановна,
учитель информатики и ИКТ ГБОУ Школа № 1002г. Москва
«Образовательная система должна вобрать в себя самые современные знания и технологии. Уже в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию, отвечающему требованиям современной инновационной экономики…»В.В. Путин
Современное информационное общество ставит перед сегодняшними учащимися задачи не только усвоения получаемой информации, но и проявления знаний, умений, компетенций, необходимых для решения жизненных ситуаций. Таким образом, процесс обучения приобретает иной характер: происходит смена технологии обучения с простого привычного усвоения знаний, передаваемых учителем, на развитие творческих способностей обучающихся, самостоятельности мышления, умения принимать решения, личностной ответственности. Важным требованием сегодня стала подготовка учащихся школы к проектной и исследовательской деятельности, и здесь немаловажную роль играют такие факторы, как развитие познавательного интереса к различным областям знаний, способам их изучения, новым технологиям и видам познавательной деятельности.
Всестороннее проникновение информатизации во все сферы жизни современного человека требует от педагогов инновационных эффективных средств обучения, основанных на современных приёмах, методах и технологиях. Одним из способов, решающих данную проблему, стала проектная деятельность.
Основной целью проектной деятельности является как раз развитие творческой, свободномыслящей личности, способной к жизни в современном обществе. Метод реализации проектной деятельности (владение всем потенциалом информационных ресурсов) выводит процесс обучения за пределы школы.
Для повышения качества образования слабо успевающих обучающихся встает необходимость развития их познавательной деятельности. Ни для кого не секрет, что существуют определенные трудности, связанные с недостаточным компетентным уровнем у таких обучающихся: например, проблемы с математикой, грамотностью, ограниченным кругозором, и как следствие – низкий общий метапредметный уровень. Налицо неумение применять полученные знания в жизненных ситуациях, неуспешность при сдаче тематических зачетов, итоговой аттестации.
Из опыта работы могу сказать, что важным стимулирующим фактором для данной категории обучающихся является возможность разработать и представить собственный проект по интересующей теме.
Безусловно, на этапе планирования работы над проектом учитель имеет возможность сформулировать цели и задачи так, чтобы учащиеся могли взять на себя исполнение того, что покажется близким их уровню и зоне ближайшего развития.
Жизнь современного школьника - это процесс самопознания и саморазвития личности, где во главу угла ставится смысл действий и поступков, им совершаемых. А перед нами не совсем успешные, не совсем уверенные в себе школьники, привыкшие за годы учебы быть аутсайдерами и смирившиеся с этой участью. И задача педагога, прежде всего, заинтересовать воспитанника, дать ему точку опоры, вселить уверенность в успехе предприятия и использовать для достижения цели (удовлетворения потребности) все имеющиеся мотивационные ресурсы.
Напомним, что «мотивация» от латинского слова «movere» - двигать, то есть прежде всего это побуждение к действию. Итак, перефразируем, МОТИВАЦИЯ – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством осмысленной деятельности.
Таким образом, каждый раз при планировании работы над очередным проектом учитель должен уделять особое внимание формированию мотивации неуспешных учащихся.
Какие же формы современного обучения могут подтолкнуть ученика к решению поставленных перед ним задач и послужат надежной ступенью к успешному развитию личности? Как можно осуществить индивидуальный подход к неуспешным учащимся?
В процессе решения и реализации этой непростой задачи учитель должен постепенно (дабы не испугать слишком завышенными требованиями) расширять спектр решаемых вопросов: от простого до более высокого уровня, чтобы поставленные задачи не имели ранее известного результата. Надо сказать, что групповые проекты не всегда оказывают положительное влияние на развитие личности учащихся, и иногда могут иметь побочный негативный эффект, препятствующий развитию познавательных интересов. Этот риск можно избежать, если учитель продумает, как правильно сформировать группы, работающие над той или иной задачей, объединив обучающихся с оглядкой на их характеры и потенциал.
Работая над своей частью проекта, учащиеся учатся самостоятельно формулировать основные задачи, ставить и решать подзадачи, что, несомненно, формирует личную ответственность. Умение планировать и принимать решения развивают самостоятельность, что у данной категории учащихся в учебной деятельности сильно западает.
Общаясь между собой, участники проектной деятельности не только расширяют границы своих знаний в той области, к которой относится проектная работа, но и учатся активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личного и социального характера, то есть решается вопрос о применении в жизни новых и полученных ранее знаний.
Проектная деятельность напрямую связана с применением новейших информационных и компьютерных технологий, а это как раз та область, которая, несомненно, интересна 99% современных учащихся. Компиляция документа из найденных источников в сети Интернет отработана у наших учащихся на «отлично». Но есть одно «но» - критически осмыслить и сформировать свое собственное мнение, опираясь на полученные сведения. А это как раз не у всех хорошо получается. Развитие критического мышления через чтение и письмо - педагогическая технология, позволяющая ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, нежели внешнюю. Технология известна, не будем останавливаться на ней, она отрабатывается на уроках ранее.
Задачи решены, вывод сделан, проект завершен. Следующий этап, который необходимо преодолеть учащимся, – презентация проекта. Необходимым элементом работы над проектом, является рефлексивная оценка автора в самопрезентации проделанной им работы. Важно, чтобы свою часть проекта учащиеся презентовали сами.
Как же подготовить учащихся к публичному выступлению? Педагог-тьютор вместе с выступающим выбирает форму защиты таким образом, чтобы произвести наилучшее впечатление как по освещаемому вопросу, так и о самом докладчике. Если учащийся выступает впервые, то хорошо подготовить видеоряд, оформить стенд или «гармошку» с документами и иллюстративными материалами по теме, видео и аудио-записи к фрагменту, к которому пишется речь, чтобы докладчик чувствовал себя увереннее. Этот прием поможет также не забывать о времени доклада. Совместно с учителем регламент выступления заранее просчитывается. Безусловно, выступление тем качественнее, чем лучше оно отрепетировано.
Немаловажно подготовить и заранее оговорить ключевые места в выступлении, по которым у зрителей могут возникнуть вопросы и комментарии. Небольшие заметки по проекту помогут выступающему ответить на поставленные вопросы.
Проектная деятельность, по сути, близка к проблемному обучению, ведь проблемное обучение обеспечивает прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности. Проектный метод близок к развивающему обучению, ведь развивающее обучение - активно-деятельностный способ, при котором осуществляется целенаправленная учебная деятельность. Каждый проект предполагает изучение ряда научных и исследовательских материалов, но при этом участники проектной деятельности должны составить собственную точку зрения на рассматриваемый вопрос, обосновать собственные выводы.
Не к этому ли мы стремились? Это и есть наша цель. Достигнув успеха любой человек поверит в себя, надо только немного ему помочь. И каждый ученик может научиться учиться.
Использованная литература:
«Проектная деятельность в школе» Падикова М. В. «Психолого-педагогические и методические аспекты реализации проектно-исследовательской деятельности на уроке технологии в начальной школе» Абдрахманова О. В., Хрякова М. А.«Проектная деятельность в технологическом образовании как средство подготовки школьников к жизненному и профессиональному самоопределению» диссертация кпн Гилева Е.А.
«Как вывести школьника на позицию исследователя» Проблемы учебно-исследовательской деятельности школьников рассматривает доктор педагогических и психологических наук, профессор МПГУ. Источник: Журнал «Директор школы», № 7, 2007. 
http://do.gendocs.ru/docs/index-200359.html