План-конспект урока истории Города Эллады подчиняются Македонии 5 класс
Класс 5
Тема: «Города Эллады подчиняются Македонии»
Цели урока:
Объяснить причины упадка Греции и подчинение её Македонии.
Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.
Формирование восприятия и осознания темы урока, мотивации к учебно-познавательной деятельности.
Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с возвышением Македонии.
Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.
Развивающие:
- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческими источниками;
- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.
Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности, чувство гражданственности, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, чувство уважения, сострадания.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ЛичностныеУУД:
- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории других народов мира;
- понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.- осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений.
Метапредметные: (познавательные регулятивные, коммуникативные УУД)
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
- осуществление индивидуальной образовательной траектории;
- - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;
Тип урока: открытие новых знаний
Базовый учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. Истрия Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2014.
Технологии: Здоровьесбережения, развития исследовательских навыков, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения
Этап
урока
Формы,методы, методическиеприемы Деятельность учителя
Деятельность обучающегосяФормаконтроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Личностные – проявляют готовность к работе.Быстрое включение в деловой ритм II. Актуализация знаний.
III. Целеполагание.
IV. Создание проблемной ситуации Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Работа с картой, беседа.
Варианты
( исторический диктант, игра, кроссворд, карточки, тесты).
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический, проблемный.
Предлагает показать на карте Древнюю Грецию, описать местоположение Афин. Организует работу с хронологией (игра «Поймай дату»), проводит беседу по вопросам
Сообщает тему, просит выдвинуть предположение о цели предстоящего урока.
– Сегодня на уроке речь пойдет о печальных событиях в истории Греции: в IV в. до н. э. города-государства Эллады потеряли свою независимость.
Совместно с учащимися формулирует проблему:
– Почему Македонии удалось подчинить Грецию? Почему греки, разгромившие в V в. до н. э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю?
Фиксирую гипотезы учеников на доске:
1. Усиление Македонии
2.Ослабление Греции.
Находят на карте Грецию и Афины. Называют даты исторических событий. Анализируют карту. Вспоминают изученный ранее материал.
игра «Поймай дату»:
1792–1750 гг. до н. э., 1500 г. до н. э., 1200 г. до н. э., 776 г. до н. э., 594 г. до н. э., 538 г. до н. э., 525 г. до н. э., 490 г. до н. э., 480 г. до н. э., 443 г. до н. э.
Как характеризуют все эти события развитие Греции до IV в. до н. э.? ( Развитие, подъём, расцвет, победа над персами).
Заполнение таблицы «Знаем – хотим узнать» (1 на парту)
ЗнаемХотим узнать- крупнейшие полисы Греции - Афины и Спарта;
- политические и экономические противоречия между Афинами и Спартой привели к началу междоусобных войн.
- результат: разорение Греции- географическое положение Македонии;
- основные занятия населения;
- причины возвышения Македонии;
- военная организация Македонии- каким было вооружение македонской армии?
- как Македония подчинила Грецию?
Делают выводы об изменении положения Македонии и Греции в IV в. до н.э.
Взаимодействуют с учителем во время беседы.
Помогают формулировать, предлагают свои варианты учебной проблемы, выдвигают гипотезы. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют знаково-символические средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство.
Регулятивные УУД: Умеют сознательно организовать и регулировать свою деятельность.
Предметные УУД: Раскрывают сущность и значение событий, явлений прошлого.
Личностные УДД: Формируют способность ориентироваться в изученном и изучаемом материале.
.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; планируют учебные действия.
Познавательные: используют знаково-символические средства
Хронология, беседа по вопросам.
Работа с картой.
V. Мотивация учебной деятельности. Изучение нового материала.
Учитель: Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос, давайте подумаем. Мы пока ничего не знаем о Македонии, и если это государство подчинило себе Грецию, можно предположить, что оно было огромных размеров, а так же, было очень могущественным. Проверим наше предположение: посмотрите на карту (атлас или настенная карта) - подтверждается ли оно? Каковы размеры Македонии сравнительно с Грецией?
Рассказ учителя: Проверим второе предположение: во времена Перикла маленькая горная страна Македония делилась на несколько самостоятельных областей и в делах Греции не играла почти никакой роли. В IV веке до н.э. умный и энергичный царь Филипп II объединил страну под своей властью и создал сильное войско.
Делит учащихся на группы и дает задания
Слушают учителя.
Работают с картой
Делают вывод: Македония меньше Греции. Таким образом, предположение отпадает.
Слушают учителя
Работа учащихся в группах1 группа. Македонская фаланга
2 группа. Вооружение пехотинцев3 группа. Осадные приспособленияЗадания
1.Перечислите главные особенности македонской фаланги, в сравнении с греческой.
2. Опишите вооружение и осадные приспособления македонян.
3. Какой была тактика ведения боя у македонской армии?
Каждая группа работает с текстом учебника стр. 197 и иллюстративным материалом (раздаточный материал)
Каждая группа отвечает по своей теме.
Делают вывод: Македонская войско было по тем временам передовым хорошо обученным и боеспособным.
Познавательные УУД: Устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные УУД: Систематизировать материалы из различных источников, раскрывать её познавательную ценность.
Личностные УУД: Уважительно относятся к чужому мнению.
Регулятивные УУД: Умеют сознательно организовать и регулировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: Умение работать в группе, сотрудничать договариваться.
VI. Самостоятельная работа учащихся. Включение нового знания в систему знаний, закрепление знаний и способов действийВопрос к классу: Итак, мы поняли,что Македония чрезвычайно усилилась, но что же происходило в самой Греции, почему она не отреагировала на угрозу со стороны соседа:?
Но это не помешало ей выиграть войну с персами.
Дает задание учащимся:
прочитать содержание сценки «Народное собрание в Афинах»,
Прил.1
Распределяет роли
Дает задание:
После инсценировки ответить на вопросы: «А вы как считаете, как можно решить проблемы Афин? Кому из греческих ораторов отдаете предпочтение?
Создание ситуации успеха: «Молодцы! Мы вместе с вами перенеслись на машине времени в Афины.»
Подводит к следующему этапу.
«Столкновение греков и македонцев стало неизбежным. Решающая битва произошла в 338г.до н.э. возле города Херонея»
Дает заданиеВыполнить задания к схеме, затем обменяться тетрадями с соседом по парте, сравнить выполненное с правильным, за каждый правильный ответ поставить пометку. Прил.2
Промежуточный итогЦарь Филипп выиграл битву при Херонее и подчинил себе всю Грецию,однако воспользоваться результатами и начать поход против персов ему было не суждено.Как вы думаете,кто продолжил политику Филиппа? Его сын Александр. О том, что удалось совершить Александру мы узнаем на следующем уроке. Делают предположение: Греция не была единой, состояла из отдельных городов-государств.
Читают сценку
Ролевая играОтветы на вопросыФизкультминутка
Находят на карте ХеронеюСлушают учителя
Работают со схемой
Взаимопроверка Коммуникативные Смысловое чтение.
Личностные
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
КоммуникативныеГотовность к сотрудничеству с другими учениками, коллективной работеСтроить грамотные суждения.
Понимать на слух ответы учащихся.
ПознавательныеСпособность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах
Предметные: навыки работы с картой
КоммуникативныеУмение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речьюРегулятивныеУмение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
VII. Закрепление знаний и способов действий
Коллективный, парный Приём «фишбоум» 452120202565Ученики заполняют схему
67119517716567119554610452120177165
671195294005528320294005404495113030671195113030
5283205016500
В голове: Причины возвышения Македонии?
Скелет:
верхняя линия (причины возвышения Македонии) - Филипп II, объединённая страна, реформы, сильная армия и флот
нижняя линия (причины упадка Греции) – пелопонесские войны, упадок хозяйства, разорение крестьян и ремесленников, слабые государстваВ хвосте делают вывод:
Покорение Греции, потеря ею независимости. VIII. Рефлексия учебной деятельностиРабота с таблицей «Знаем – хотим узнать»: приклеить смайлики напротив полученных знаний и умений
ЗнаемХотим узнать- крупнейшие полисы Греции - Афины и Спарта;
- политические и экономические противоречия между Афинами и Спартой привели к началу междоусобных войн.
- результат: разорение Греции- географическое положение Македонии;
- основные занятия населения;
- причины возвышения Македонии;
- военная организация Македонии- каким было вооружение македонской армии?
- как Македония подчинила Грецию?
Выбрать и поднять листочки оливкового дерева:
Зеленый – мне было интересно
Желтый – я устал
Красный – мне было скучно и неинтересно Информация о домашнем задании Параграф 41 – читать, ответить на вопросы с. 200
Индивидуальные задания: подготовить информацию об Александре (для самых сильных – из исторических источников)
Для слабо мотивированных: нарисовать греческого или персидского воина в боевом облачении Приложение 1
Сценка
Архонт-басилевс: Я обращаюсь к гражданам Афин! Нелегкие теперь настали времена. Ремонт дорог, благоустройство порта, на армию расходы – все это требует участия общины.
1 гражданин: дороги пусть мостят метеки и рабы!
2 гражданин: А в армии наемники пусть служат!
3 гражданин: А нам пора спешить в театр!
4 гражданин: И помощь предоставить нужно тем, кто обладает здесь гражданскими правами, от полиса нужны поддержка, уваженье!
5 гражданин: Еще нужно заставить судей не затягивать судебные процессы! Они за каждый день получают плату, вот и стараются потянуть подольшеДемосфен: Опомнитесь! Послушайте стратега! Нас снова ждет война. Должны быть вместе мы. Царь Македонии Филипп желает покорить Элладу! Объединяться нужно нам. Казну наполнить, в армию вступить!
Бедный гражданин: Да в армии служить нет смысла нам! Чтобы вооруженье гоплита купить, я землю заложить родную должен! А это – гибель для моей семьи!
Богатый гражданин: Кто деньги нам вернет, что мы потратим? Я разорюсь и буду нищим, вот как этот! Нет быть богатым здесь сейчас опасно, я деньги спрячу, а то лишусь всех личных накоплений!
Исократ: Врага боимся меньше мы, чем собственных сограждан. Вы, богачи, скорее все богатство согласитесь в море бросить, чем с бедным поделиться! Вы, бедняки, мечтаете о том лишь, как богатого ограбить! Не там врага мы ищем! Главный враг в Персиде! Филипп - он тот же эллин, только северянин. Давайте с ним как с другом мы объединимся и сообща мечи свои поднимем против персов!
Демосфен: Что говоришь ты, Исократ! Филипп – наш враг! Жестокий и коварный! Его фаланга – это зверь, оправленный в железо! Еще придумал башни на колесах, откуда вылетают камни, бревна, стрелы и шум от них стоит, как в преисподней у Аида! Погибель ждет нас всех, коль мы между собою не найдем согласия. Забыть вражду нам нужно, не важно, знатен и богат ты, или беден! И Грецию любой ценой объединить! Объединенным коринфянам, афинянам и фиванцам о помощи Спарту попросить. А нет – тогда свобода Греции погибнет!
Приложение 2
Задания к схеме:
Определите, кто участвовал в битве?
Какие рода войск были использованы?
№ ОтветыПометки «правильно», «неправильно»
1. 2. 3. Сделайте прогноз, кто выиграл битву?
-121920-133032500