Конспект урока по технологии на тему История вязания. Основные приемы вязания (неделимый 5 класс)

Интегрированный урок.
История вязания. Основные приемы вязания

Цели урока:
1. Образовательная– расширить кругозор учащихся в процессе изучения    темы;
2. Развивающая – развивать у учащихся умение пользоваться приемами    вязания на спицах;
3.Воспитательная – содействовать воспитанию эстетического вкуса  и    повышать интерес к рукоделию;
4. Практическая– научить учащихся первоначальным приемам вязания    на спицах.
Методы обучения:
              устное объяснение материала, использование наглядности, ИКТ.
Наглядный материал:           
              различные вязанные изделия;
              различные виды пряжи, набор спиц.
Дидактический материал:                                   
             технологические  карты по выполнению разных видов петель.
Оборудование, инструменты, материалы:
             набор спиц разного размера, ножницы, пряжа для вязания, ИКТ.
 
Ход урока.
1. Организационный момент:
     1) организация и подготовка к уроку;
     2) отметка отсутствующих;
     3) сообщение темы  и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся по смежным темам.
     1) Какие виды пряжи вам известны?
     2) Как правильно подбирать в зависимости от толщины ниток 
         инструменты для вязания спицами?
     3) Как правильно обращаться с изделиями, связанными  спицами,
         после завершения вязания?
3. Изучение новых понятий и способов действий:
      1) историческая справка о вязании;
      2) пряжа, виды пряжи;
      3) спицы, виды спиц;
      4) процесс вязания;
      5) правила подбора спиц в зависимости от толщины и длины нити;
      6) подготовка к вязанию; Правила ТБ
4. Практическая часть.
1) набор петель
2) провязывание лицевых петель
3) провязывание изнаночных петель
      
5. Подведение итогов занятия:
      1) проверка выполнения практической работы;
      2) анализ допущенных ошибок в работе;
      3) демонстрация лучших работ;
      4) выставление оценок в классный журнал и дневники учащихся.
6. Домашнее задание:
          потренироваться в выполнении петель, повторить изученный материал, быть готовыми к следующему уроку.
7. Уборка рабочих мест.
 




И так тема сегодняшнего урока «История вязания. Основные приемы вязания.»
Я думаю, вы уже успели заметить, что сейчас очень модны вязаные вещи. Они одинаково популярны и среди женщин и среди мужчин. Ведь, вязаная кофточка не только красива и оригинальна, но еще в ней комфортно и тепло. А вязаные игрушки, украшения и прочие вязаные аксессуары очень полюбились детям. Помимо всего прочего любую вязаную вещь можно сделать своими руками, но для этого придется научиться вязать.

Скажите, а вам нравятся вязаные кофточки, сумочки, шапочки, шарфики?
А как вы думаете, что нужно знать, прежде чем начать вязать?
А вы хотели бы научиться вязать?

Ответы учащихся

Ну, тогда приступаем к изучению сегодняшней темы.
Презентация
Из истории вязания.
 
          Ручное вязание – древнее, но не стареющее рукоделие. Оно является
Подлинно массовым искусством, собравшим по крупицам опыт художественного творчества всех эпох и народов. Вязание, как и любой другой вид прикладного искусства, постоянно развивается и совершенствуется.
         Установить точно, когда родилось ручное вязание, трудно: ведь трикотаж не камень, не легко ему сохраниться тысячелетиями. Однако во время раскопок древнеегипетских гробниц был обнаружен вязаный детский носок, у которого большой палец был вывязан отдельно, вероятно, для того, чтобы можно было надеть сандалию. Ученые установили, что «возраст» этого носка около 5 тысяч лет.
Приблизительно к тому же периоду относятся и длинные шерстяные штаны с пришитым носком (чулком), и вязальные спицы, найденные в Европе, в германских гробницах.
С V в. техника вязания развивается, главным образом на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры.
C ХI века трикотаж уже был известен во всех странах Европы - этому определённо способствовали крестовые походы. А вязаные вещи стали очень популярны - главным образом, среди королевской знати.
Интересно, что занимались этим ремеслом в те времена исключительно мужчины.
           В 1589 году в ручном вязании произошел переворот: английский священник Вильям Ли придумал ручной вязальный станок с крючковыми иглами, который позволил увеличить скорость вязания по сравнению с ручным в 10 раз. Принцип работы станка и его важнейший элемент – игла с крючком на конце – сохранились в современных вязальных машинах.
        
 В России с давних времен крестьянки вязали чулки, носки варежки из овечьей шерсти. Обычно они были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядными орнаментами. В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца 19 начала 20в.  было распространено вязание сапожек, украшенных цветочными мотивами.
В сочетании оригинальных узоров и цветовых комбинаций, применяемых в вязаных изделиях, проявлялась богатая творческая фантазия русского народа.
       Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в 18в.
Такой платок размером 2х2м весит всего 70г. Искусство вязания  оренбургских пуховых платков передается из поколения в поколение.

         Вязание, безусловно, один из самых древних и полезных видов рукоделия. Как и любой другой вид прикладного искусства, вязание постоянно развивается и видоизменяется. Мы знаем, что вязать можно крючком, на спицах, на машинах производственных и бытовых.
 
Пряжа, виды пряжи.  
 
          Лучший материал  для вязания изделий – шерстяная пряжа.
 Мериносовая пряжа производится из шерсти мериноса – особой породы овец. Шерсть очень мягкая. отлично сохраняет тепло, хорошо тянется и устойчива к сминанию.
Ангорскую шерсть - получают от кроликов ангорской породы. В чистом виде эта шерсть практически не используется.
Верблюжья шерсть не только на редкость теплая, но и мудрая - она является прекрасным изолятором, поддерживающим постоянную температуру тела.
Шерсть альпаки (ламы)- обладает всеми свойствами верблюжьей шерсти.
Мохер – вид пряжи, который производят из шерсти ангорских коз. В России для производства мохера используется шерсть оренбургских коз.
В последнее время в практике применяется искусственная пряжа с примесью целлюлозы, нейлоновая, «мелан», «ирис», а также хлопчатобумажная.
 
 Спицы, виды спиц.
 Основным инструментом вязальщицы являются спицы Можно сказать, это продолжение ее рук. За несколько веков спицы не претерпели больших изменений во внешнем виде, но материалы для их изготовления стали намного разнообразнее.
Спицы могут быть из различных материалов: пластмассовые, деревянные, бамбуковы, костяные, стальные, алюминиевые.
Для вязания нужны лёгкие, хорошо отполированные спицы.
      По форме спицы бывают:
Обычные прямые спицы для прямого вязания.
Чулочные для кругового вязания носков, варежек.
Круговые для вязания по кругу горловины.
Вспомогательные, с их помощью можно на время снять петли с основной спицы.
  
Процесс вязания.
Непременным условием красивой вязки является правильный подбор спиц и нити.
Номер спиц выбирают в соответствии с толщиной пряжи: спица должна быть в 2 раза толще пряжи.






Правила безопасной работы при вязании на спицах
Всегда давайте отметать
Мы травмы и опасности.
И в каждом деле соблюдать
Законы безопасности:
Рабочее место должно быть хорошо освещено
Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула
Концы спиц должны быть безопасными, иметь ограничения
Перед началом и после окончания работы следует мыть руки 
По окончании работы все инструменты убирать в рабочую коробку
Спицы переносить в защитном футляре.  
Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2-х часов и то с перерывами.
8. Делайте все без спешки, так, чтобы движения рук были плавными, равномерными, тогда и вязка будет красивой и ровной.
Прежде чем начать вязать, Нужно петли на спицы набрать



































Инструкционно – технологическая карта «Правила начала вязания».
 
Порядок выполнения основных узлов.
 
      Наиболее удобное положение рук: клубок ниток находится внизу, рабочий конец нити зажат на ладони левой руки. Нить проходит по указательному пальцу и петлей обвивает большой палец.
      
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

При наборе петель начального ряда складывают вместе две спицы, концы их вводят в петлю на большом пальце.
      Затем провязанную петлю снимают с большого пальца и затягивают ее большим и указательным пальцем левой руки; так получается первая петля.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
      Вторую и все последующие петли набирают в таком порядке:
      полученную петлю поддерживают указательным пальцем правой руки и оттягивают вниз на себя. Вводят спицы в петлю на большом пальце левой
руки снизу и подхватывают нить с указательного пальца.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
      Провязанную петлю снимают с большого пальца левой руки и затягивают большими указательными пальцами.


      Когда нужное количество петель для начального ряда набрано, одну из спиц вынимают.
      Набор петель начального ряда производят на двух спицах для того, чтобы петли были свободнее. Это облегчает вязание первого ряда.


Инструкционно – технологическая карта «Выполнение основных петель».
 
«Лицевая петля». Рабочая нить находится под левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю слева направо под левую спицу, захватываем рабочую нить сверху и продергиваем на себя. Вновь образованная петля остается на правой спице, а провязанную петлю (петлю начального, предыдущего ряда) сбрасываем с левой спицы. Аналогично вяжем все петли ряда.

«Изнаночная петля». Рабочая нить находится над левой спицей. Правую спицу вводим в провязываемую петлю, справа на лево над левой спицей, захватываем рабочую нить по часовой стрелке сверху справа и продергиваем ее от себя. Вновь образованная петля остается на правой спице, а провязанную петлю предыдущего ряда сбрасываем с левой спицы.
При вязании не забываем о правиле ровного края
Чтобы ровным был край, первую петлю всегда снимай, а последнюю, смотри, ты изнанкой провяжи.
Ну и самое главное – правила ухода за вязаными изделиями
1. Вязаные вещи стираются вручную при температуре не выше 40 градусов
2. Вязаные вещи стирают быстро и бережно: не трут, не скручивают, не вытягивают. 3. Всегда тщательно выполаскивайте изделие, иначе остатки порошка могут испортить волокна.
4.Ни в коем случае не подвешивайте постиранную вязаную вещь
5.Не отжимайте руками, а дайте воде стечь, положив изделие на сетчатую поверхность или просто бортик ванны.
6. Досушивается вещь в развернутом виде на горизонтальной поверхности.
7. Никогда не вешайте изделия из ручного трикотажа в шкаф на вешалку. Их хранят сложенными на полке.
 Рукоделие - это удивительный вид творчества, позволяющий создать шедевр за короткий срок. Дерзайте, творите и вы получите истинное удовольствие от вашей работы.
Физминутка
Практическая часть
И так, когда большинство из вас уже закончило свою работу, давайте обменяемся спицами и посмотрим у кого, что получилось и совместно оценим полученные результаты.
Начнем с тебя Кирилл и дальше продолжим по цепочке. Как ты считаешь, справился ли с заданием Никита.
Ответы учащихся.
А теперь как всегда, мы берем свои карточки и заполняем их.
Я рада, что вам понравился наш урок. И не смотря на то, что сегодня у нас, действительно очень много гостей, и вы чувствовали себя немного скованно вы все-таки молодцы. Ведь большинство из вас, впервые взяв в руки спицы, уже освоили последовательность набора начального ряда петель и приёмы выполнения лицевых и изнаночных петель.
При этом хочется отметить несколько хороших работ, выполненных аккуратно, с нужной плотностью. Остальным нужно ещё потренироваться. Чем больше вы будете вязать, тем ровнее и красивее будут ваши образцы.
Ну и теперь, оценки за урок.
Домашнее задание
Потренироваться в выполнении петель, повторить изученный материал, быть готовыми к следующему уроку.
Всем спасибо, до свидания.



Сегодня я узнал (а)__________________________________________
__________________________________________________________
У меня получилось__________________________________________
__________________________________________________________
Было трудно________________________________________________
__________________________________________________________
Меня удивило ______________________________________________
__________________________________________________________
Было интересно_____________________________________________
__________________________________________________________
Теперь я умею______________________________________________
__________________________________________________________
Я выбираю настроение на уроке





15