Рабочая программа по технологии 8 класс (неделимый)


Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МКОУ Бычковская СОШ Зам. дир. по УВР на заседании ШМО
________ И.П.Тихоненко _________ Т.В.Волкова протокол №___ от «____»_________20____г.
Руководитель МО________
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бычковская средняя общеобразовательная школа
Петропавловский район Воронежская область
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
(2014 -- 2015 учебный год)
8 класс (неделимый)
(70 часов)
Учебник: Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб./Под ред.В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2009.-208с

Учитель: Шаповалова Н.И.


Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и программой курса технологии для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (автор В.Д.Симоненко), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2010 году. Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: «Культура питания», «Бытовая техника», «Основы чертежной грамотности», «Ремонтные работы в быту», «Материаловедение», «Машиноведение», «Изготовление швейного изделия», «Декоративная обработка древесины», «Декоративная обработка металла», «Уход за одеждой, ее ремонт», «Дизайн пришкольного участка». Рабочая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2ч. в неделю), в том числе на практические работы в объеме 43 часов. Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по технологии и авторской программой предмета.
II. Общая характеристика учебного предмета
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, формирование представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; а также безопасными приемами труда;
развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты
своей деятельности; а также уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;ж) овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учётом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации;
и) развитие эстетического чувства и художественной инициативы.
Рабочая программа имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Основные отличительные моменты данной рабочей программы заключаются в следующем:
1. Особый акцент сделан на инновационный раздел «Дизайн пришкольного участка». Его актуальность заключается в том, что в последнее время большое внимание уделяется экологическому и эстетическому воспитанию учащихся. Ландшафтная архитектура и озеленение имеет огромное эстетическое, воспитательное и санитарно-гигиеническое значение. При этом в процессе изучения данного раздела учащиеся осваивают не только декоративное оформление участка, стили садово-паркового искусства, особенности ландшафтного стиля, использование водоёмов и фонтанов для оформления участка, использование светильников для оформления участка, но и знакомятся с различными видами художественного оформления участка из недорогих, практически «бросовых» материалов. Инициатива, самостоятельность, творческий подход, совершенствование умений работы в коллективе при выполнении творческих проектов – это лишь часть из задач, которые решаются в процессе изучения данного раздела.
2. В разделе «Технология ведения дома» рассмотрены вопросы, одинаково востребованные мальчиками и девочками. Данный раздел одинаково необходим мальчикам и девочкам для успешной адаптации и социализации во взрослой жизни.
3. Раздел «Электротехнические работы» взят в полном объеме, т.к. данный материал очень тесно связан с физикой и является очень важным для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; помогает понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту.
4. В рамках учебного предмета «Технология» в 8 классе часть учебного времени используется для изучения учащимися строительных ремонтно-отделочных работ.
5. Раздел «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» позволяют мальчикам и девочкам ознакомиться с историей и современностью народных художественных промыслов; изучить особенности понятия «натюрморт», «пейзаж». Данная тема одинаково для мальчиков и девочек привлекательна тем, что в процессе обучения школьников, трудовое и эстетическое воспитание сливаются воедино, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Подобраны объекты труда одинаково доступные и интересные для мальчиков и девочек как по обеспечению материалами и инструментами, так и по приемам исполнения. Проектные задания для учащихся подобраны таким образом, чтобы, получая консультации учителя и выполняя часть работы на уроках, они имели возможность в домашних условиях продолжить работу над изделиями. Предполагается, что дома они могут привлечь к работе над изделиями родителей – сообща проще подготавливать материалы и инструменты и осваивать те или иные приемы работы. Если раньше родители обучали детей своему ремеслу, то теперь возникает обратная связь: дети помогут возрождению бытовавших ранее традиций. В целом обучение по данной программе позволяет сформировать творческую, социально – активную и технологически грамотную личность.
III.Основное содержание
Название раздела Количество
часов
Вводное занятие 1
Технологии ведения дома 16
Семейная экономика 16
Электротехнические работы 20
Электротехнические работы 20
Строительные работы 14
Строительные работы 14
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов 9
Декоративно-прикладное творчество 9
Проектирование и изготовление изделий 10
Дизайн пришкольного участка 10
ИТОГО – 70ч. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся 8-х классов должны знать:
*правила безопасной работы;
* полный технологический цикл получения 2-3 видов наиболее распространенной растениеводческой продукции своего региона, в том числе рассадным способом и в защищенном грунте;
*принцип образования двухниточного челночного стежка, назначение и принцип получения зигзагообразной строчки;
*ассортимент женских поясных изделий, требования к швейным изделиям, правила измерения фигуры человека, условные обозначения мерок, особенности моделирования поясных изделий;
*назначение, технологию выполнения и графическое изображение швов: стачных, отделочных и краевых, технологическую последовательность обработки основных узлов поясных изделий (юбка, брюки);
*экономную раскладку выкройки на ткани с рисунком, правила раскроя ткани, правила проведения примерки, выявление и исправление дефектов, способы отделки и ВТО, требования к готовому изделию;
*основные способы поузловой обработки поясных изделий, технологическую последовательность обработки брюк;
*условия труда и требования к дизайнерам и специалистам по технологии обработки ткани;
*применять различные виды отделок;
*классификацию текстильных волокон, виды простых переплетений, сравнительные характеристики свойств различных тканей;
*возможности техники вязания на спицах, материалы и инструменты;
*правила подбора спиц для вязания.
Учащиеся 8-х классов должны уметь:
*оказывать первую помощь;
*соблюдать правила санитарии, гигиены, безопасной работы;
*определять химический состав тканей, применять ткани из натуральных и химических волокон в швейных изделиях;
*разбирать и собирать челночный комплект, закреплять строчку обратным ходом, использовать строчку зигзаг;
*читать и строить чертёж, снимать и записывать мерки, моделировать основы поясных изделий;
*выполнять машинные швы: стачные, отделочные и краевые, обрабатывать верхние срезы поясных изделий различными способами;
*выполнять раскрой ткани с рисунком, заготавливать косые бейки, проводить примерку и исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия;
*обрабатывать основные узлы поясных изделий в строгой технологической последовательности;
*планировать свою деятельность, выбирать пути достижения поставленной цели, рассчитывать экономические и временные затраты на выполнение работы;
*выполнять отделку швейных изделий;
*подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора;
*вязать простые изделия на двух и пяти спицах;
*производить ремонт вязаных изделий.
V. Содержание учебного курса
Вводное занятие – 1ч.
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология». Содержание предмета. Организация учебного процесса в текущем году. Санитарно - гигиенические требования при работе в школьных мастерских.
Технология ведения дома – 16ч.
Семейная экономика 8 класс (16 ч)
Теоретические сведения. Понятие «семья». Роль семьи в государстве. Основные функции семьи. Семейная экономика как наука, ее задачи. Виды доходов и расходов семьи. Источники доходов школьников.
Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия, «патент». Формы семейного предпринимательства, факторы, влияющие на них.
Понятие «потребность». Потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности в безопасности и самореализации. Пирамида потребностей. Уровень благосостояния семьи. Классификация покупок. Анализ необходимости покупки. Потребительский портрет вещи. Правила покупки.
Понятие «информация о товарах». Источники информации о товарах или услугах. Понятие «сертификация». Задачи сертификации. Виды сертификатов.
Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Виды торговых знаков. Штриховое кодирование и его функции. Информация, заложенная в штрихкоде.
Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Бюджет сбалансированный, дефицитный, избыточный. Структура семейного бюджета. Планирование семейного бюджета. Виды доходов и расходов семьи.
Понятие «культура питания». Сбалансированное, рациональное питание. Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье, домашняя расходная книга.
Способы сбережения денежных средств. Личный бюджет школьника. Учетная книга школьника.
Приусадебный участок. Его влияние на семейный бюджет. Варианты использования приусадебного участка в целях предпринимательства. Правила расчета стоимости продукции садового участка.
Практические работы. Определение видов расходов семьи. Составление перечня товаров и услуг — источников доходов школьников.
Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей. Определение положительных и отрицательных потребительских качеств вещей.
Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
Разработка этикетки на предполагаемый товар. Определение по штрихкоду страны-изготовителя. Сравнение предметов по различным признакам.
Составление списка расходов семьи. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
Оценка затрат на питание семьи на неделю. Определение пути снижения затрат на питание.
Составление бухгалтерской книги расходов школьника.
Расчет площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Варианты объектов труда. Сертификат соответствия на товар. Этикетка на товар. Список расходов семьи. Проект снижения затрат на оплату коммунальных услуг. Бухгалтерская книга расходов школьника.
Электротехнические работы - 20ч
В результате изучения этого раздела ученик должен:
знать/понимать назначение и виды устройств защиты бытовых электроустановок от перегрузки; правила безопасной эксплуатации бытовой техники; пути экономии электрической энергии в быту;
уметь объяснять работу простых электрических устройств по их принципиальным или функциональным схемам; рассчитывать стоимость потребляемой электрической энергии; включать в электрическую цепь маломощный двигатель с напряжением до 42 В;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для безопасной эксплуатации электротехнических и электробытовых приборов; оценки возможности подключения различных потребителей электрической энергии к квартирной проводке и определения нагрузки сети при их одновременном использовании; осуществления сборки электрических цепей простых электротехнических устройств по схемам.
Электротехнические работы - 20 ч.
Теоретические сведения. Виды энергии. Правила электробезопасности. Источники электроэнергии. Электрический ток. Проводники тока и изоляторы. Приемники (потребители) электроэнергии. Электрическая цепь, ее элементы, их условное обозначение. Принципиальная и монтажная схемы. Понятие «комплектующая арматура».
Параметры потребителей и источников электроэнергии. Типы электроизмерительных приборов. Организация рабочего места для электротехнических работ. Электромонтажные инструменты. Правила безопасного труда на уроках электротехнологии.
Назначение и устройство электрических проводов. Электроизоляционные материалы. Виды соединения проводов. Операции сращивания проводов. Устройство электрического паяльника. Организация рабочего места при паянии. Правила безопасной работы с электромонтажными инструментами и электропаяльником. Операции монтажа электрической цепи. Способы оконцевания проводов. Правила безопасной работы при монтаже электроцепи.
Устройство и применение электромагнитов в технике. Намотка провода электромагнита на катушку. Электромагнитное реле, его устройство. Принцип действия электрического звонка.
Виды электроосветительных приборов. История их изобретения, принцип действия. Устройство современной лампы накаливания, ее мощность, срок службы. Регулировка освещенности. Люминесцентное и неоновое освещение. Конструкция
люминесцентной и неоновой ламп. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп и ламп накаливания.
Классы и типы электронагревательных приборов. Устройство и требования к нагревательным элементам. Принцип работы биметаллического терморегулятора. Правила безопасного пользования бытовыми электроприборами.
Назначение электрических двигателей. Устройство и принцип действия коллекторного электродвигателя постоянного тока.
Развитие электроэнергетики. Возобновляемые виды топлива. Термоядерное горючее. Использование водорода. Электромобиль. Энергия солнца и ветра. Энергосбережение.
Практические работы. Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.
Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.
Сборка электрической цепи с элементами управления и защиты. Изготовление «пробника». Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Сборка разветвленной электрической цепи.
Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция. Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры.
Сборка электромагнита из деталей конструктора. Исследование зависимости силы притяжения электромагнита от величины сердечника и величины магнитного поля электромагнита — от числа витков обмотки. Ознакомление с разными конструкциями электромагнитов. Изготовление электромагнита.
Энергетический аудит школы.
Изучение устройства и принципа действия электроутюга с терморегулятором. Изготовление биметаллической пластины. Сборка и испытание термореле — модели пожарной сигнализации.
Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока. Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя.
Варианты объектов труда. Комплектующая арматура. Электросчетчик. Электроконструктор. Электропровода. Изоляционные материалы. Электромагнит. Электроутюг. Биметаллическая пластина. Термореле. Электродвигатель.
Строительные работы - 14 ч.
Теоретические сведения. Классификация инструментов по назначению. Характеристика инструментов. Правила безопасной работы с ручными инструментами.
Классификация домов. Строительные материалы. Этапы строительства дома. Понятия «макетирование», «масштабная модель», «опытный образец».
Устройство оконного блока. Виды ремонтных работ. Инструменты для ремонта оконного блока. Технология ремонта оконного блока. Устройство дверного блока. Виды ремонтных работ. Технология ремонта дверного блока. Понятие «дверная коробка». Виды неисправностей. Технология ремонта дверной коробки. Конструкции петель. Технология установки и укрепления петель.
Технология установки врезного замка. Разметка и выборка гнезда под врезной замок. Разметка и установка запорной планки. Назначение обивки двери. Теплоизоляционные, облицовочные материалы для обивки двери. Технология обивки двери. Материалы и способы утепления окна. Укрепление и герметизация стекол. Технология установки дополнительной рамы.
Практические работы. Знакомство с ручными инструментами, определение их назначения. Выполнение расчетов площади класса, оконного остекления класса и др. Выполнение элемента ремонта оконного блока: укрепление угловых соединений. Анализ устройства и неисправностей дверного блока кабинета, выявление причин дефектов. Выполнение элемента ремонта дверного блока: укрепление петель. Выполнение ремонта двери. Установка врезного замка. Обивка двери. Утепление окна.
Варианты объектов труда. Классная комната. Оконный блок, дверной блок, дверь, окно. Врезной замок.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов - 8 ч.
Теоретические сведения. Природа творчества. Художественное творчество. Художественная вышивка гладью. Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. История и современность народных художественных промыслов: мастер-ская вышивка; торжокское золотое шитье; александровская гладь. Применение и технология выполнения владимирских швов, белой, атласной и штриховой глади, двусторонней глади без настила, художественной глади, швов «узелки» и «рококо».
Понятия «натюрморт», «пейзаж». Подбор материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Технология вышивания натюрморта и пейзажа. Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера.
Практические работы. Выбор материалов, инструментов и приспособлений для вышивки гладью. Подготовка ткани к вышивке. Стилизация узоров для вышивки. Выполнение элементов и вышивание узора в технике владимирского шитья, белой гладью, атласной и штриховой гладью, двусторонней гладью без настила, художественной гладью, швами «узелки» и «рококо».
Варианты объектов труда. Образцы вышивки гладью. Панно. Блузка. Наволочка. Шторы. Салфетки.
Проектирование и изготовление изделий - 10 ч.
Дизайн пришкольного участка – 10ч.
Декоративное оформление участка. Стили садово-паркового искусства. Особенности ландшафтного стиля. Использование водоёмов и фонтанов для оформления участка. Использование светильников для оформления участка. Выдвижение идей для практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка». Практическая работа «Эскиз оформления пришкольного участка». Продолжение практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка». Защита проектной работы. Продолжение. Защита проектной работы
Перечень УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы
1.Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2009
2. Симоненко В.Д. Технология, 8 класс
VII. Критерии оценки знаний и умений учащихся по технологии
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся:
Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
VIII. Литература
для учителя:
Поурочные планы - 8 класс, Г.Н.Попова
Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс (девочки) Е.Н.Перова.
Занимательные уроки технологии для девочек. И.П.Арефьев.
Симоненко В.Д. Технология, 8 класс
http://www.bookomania.ru/knigi/staren-koe/1580-uchebnik-po-tehnologii-8-klass-simonenko.html
6. Электронные учебные ресурсы:
Федеральный российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
Образовательный портал «Учеба»: http://www.uroki.ru
Сайт федерации Интернет образования: http://teacher.fio.ru
Всероссийская олимпиада школьников: http://rusolymp.ru/Сайт издательского дома «1 сентября»: http://www.1september.ru
Сайт Московского Института Открытого Образования: http://www.mioo.ruОбразовательный сайт «Непрерывная подготовка учителя технологии»: http://tehnologiya.ucoz.ru/
для учащихся:
Технология. Обслуживающий труд: 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2009
Конструируем, моделируем, шьем - Х.И.Махмутова.
Кулинария - В.И. Ермакова.
IX. Календарно-тематическое планирование

п/п Темы
Сроки проведения Цели и задачи урока Наглядные
пособия, оборудование Примечание
Введение (1 час)
1 Цель и задачи изучения предмета «Технология» Ознакомить с содержанием предмета; организацией учебного процесса в текущем году; санитарно - гигиеническими требованиями при работе в школьных мастерских Учебник, Семейная экономика (16 часов)
2 Понятие «семья». Ознакомить с ролью семьи в государстве; основными функциями семьи; семейной экономикой как наукой, её задачами. Учебник, 3 Виды доходов и расходов семьи. Дать понятие «Источники доходов школьников». Учебник, П/р №1.Определение видов расходов и доходов семьи.
4 Понятия «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Ознакомить с понятиями «предпринимательская деятельность», «личное предпринимательство», «прибыль», «лицензия», «патент». Учебник,
5 Формы семейного предпринимательства Ознакомить с формами семейного предпринимательства; факторами, влияющими на них. Учебник, П/р №2. Составление перечня товаров и услуг – источников доходов школьников.
6 Понятие «потребность». Сформировать представление о понятиях видах потребностей: потребности функциональные, ложные, материальные, духовные, физиологические, социальные. Потребности безопасности и самореализации. Учебник, П/р №3. Расчет затрат на приобретение необходимых для учащегося 8 класса вещей.
7 Пирамида потребностей. Ознакомить с пирамидой потребностей; уровнем благосостояния семьи; классификацией покупок; анализом необходимости покупки; потребительским портретом вещи; правилами покупки. Учебник, П/р №4. Определение положительных и отрицательных качеств вещи.
8 Понятие «информация о товарах». Ознакомить с понятием «информация о товарах»; источниками информации о товарах или услугах. 9 Понятие «сертификация» Сформировать понятие «сертификация»; задачи сертификации; виды сертификатов. Учебник, П/р №5. Анализ сертификата соответствия на купленный товар.
10 Понятия «маркировка», «этикетка», «вкладыш». Ознакомить с понятиями «маркировка», «этикетка», «вкладыш»; видами торговых знаков. Учебник, П/р №6. Разработка этикетки на предполагаемый товар.
11 Штриховое кодирование и его функции. Ознакомить со штриховым кодированием и его функциями; информацией, заложенной в штрихкоде. Учебник, П/р №7 Определение по штрихкоду страны изготовителя
12 Понятия «бюджет семьи», «доход», «расход». Ознакомить с понятиями «бюджет семьи», «доход», «расход»; бюджетом сбалансированным, дефицитным, избыточным.Учебник, П/р № 8. Составление списка расходов семьи.
13 Структура семейного бюджета. Ознакомить со структурой семейного бюджета; планированием семейного бюджета; видами доходов и расходов семьи. Учебник, П/р №9. Разработка проекта снижения затрат на оплату коммунальных услуг.
14 Понятие «культура питания». Ознакомить с понятием «культура питания». Особенностями сбалансированного, рационального питания; правилами покупки продуктов питания. Учебник, П/р №10. Оценка затрат на питание семьи на неделю.
15 Учет потребления продуктов питания в семье. Ознакомить с учетом потребления продуктов питания в семье, домашней расходной книгой. Учебник, П/р №11.Определение пути снижения затрат на питание.
16 Способы сбережения денежных средств. Ознакомить со способами сбережения денежных средств; Личным бюджетом школьника; учетной книгой школьника. Учебник, П/р №12. Составление бухгалтерской книги расходов школьника
17 Приусадебный участок. Дать представления о приусадебном участке; его влиянии на семейный бюджет; вариантами использования приусадебного участка в целях предпринимательства; правилами расчета стоимости продукции садового участка. Учебник, П/р №13. Расчёт площади для выращивания садово-огородных культур, необходимых семье. Расчет прибыли от реализации урожая. Расчет стоимости продукции садового участка.
Электротехнические работы (20 ч)
18 Виды энергии.
Ознакомить с видами энергии; правилами электробезопасности; источниками энергии; электрическим током; проводниками тока и изоляторами; приемниками (потребителями) электроэнергии.
Учебник, проводники тока, изоляторы, источники, потребители. .
19 Электрическая цепь, её элементы, их условное обозначение. Ознакомить с электрической цепью, её элементами, их условными обозначениями; принципиальной и монтажной схемами; понятием «комплектующая арматура». Учебник, принципиальная и монтажные схемы П/р № 14 Изучение элементов электрической цепи, их условного обозначения, комплектующей арматуры.
20 Параметры потребителей и источников электроэнергии. Ознакомить с параметрами потребителей и источниками электроэнергии; организацией рабочего места для электротехнических работ. Учебник, приборы, электротехнические инструменты. П/р №15
Определение по параметрам электросчетчика максимально допустимой мощности квартирной электросети. Вычисление суточного расхода электроэнергии квартиры и расчет ее стоимости.
21 Электромонтажные инструменты. Ознакомить с электромонтажными инструментами; правилами безопасного труда на уроках электротехнологии. Учебник, электротехнические инструменты 22 Назначение и устройство электрических проводов. Изучить назначение и устройство электрических проводов; электроизоляционных материалов. Учебник, электрические провода и электроизоляционные материалы 23 Виды соединения проводов. Ознакомить с видами соединения проводов; операциями сращивания проводов. Учебник, провода и изоляционные материалы П/р № 16. Выполнение неразъемных соединений проводов и их изоляция.
24 Устройство электрического паяльника Ознакомить с устройством электрического паяльника; Организацией рабочего места при паянии. Учебник, паяльник, припои, флюсы, провода 25 Правила безопасной работы с электромонтажным инструментом и электропаяльником. Ознакомить с правилами безопасной работы с электромонтажным инструментом и электропаяльником. Учебник, паяльник, флюсы, провода 26 Операции монтажа электрической цепи. Ознакомить с операциями монтажа электрической цепи. Учебник, электротехнический инструмент П/р № 17.
Проверка исправности проводов и элементов электрической цепи. Изготовление «пробника». Сборка разветвленной электрической цепи.
27 Способы оконцевания проводов. Изучить способы оконцевания проводов; правила безопасной работы при монтаже электроцепи. Учебник, электротехнический инструмент, провода П/р №18 Оконцевание проводов. Зарядка электроарматуры
28 Устройство и применение электромагнитов в технике. Изучить устройство и применение электромагнитов в технике. Учебник, набор эл. мех. конструктор П/р №19. Сборка электромагнита из деталей конструктора. Исследование зависимости силы притяжения электромагнита от величины сердечника и величины магнитного поля электромагнита — от числа витков обмотки. Ознакомление с разными конструкциями электромагнитов.

29 Намотка провода электромагнита на катушку. Ознакомиться с намоткой провода электромагнита на катушку. Учебник, набор эл. мех. конструктор. П/р №20. Изготовление электромагнита.
30 Электромагнитное реле, его устройство. Изучить электромагнитное реле, его устройство. Учебник, набор эл. мех. конструктор. П/р №21. Изготовление электромагнитного реле.
31 Принцип действия электрического звонка. Изучить принцип действия электрического звонка. Учебник, набор эл. мех. конструктор. П/р №22. Изготовление электрического звонка.
32 Виды электроосветительных приборов. Изучить виды электроосветительных приборов; Историю их изобретения, принцип действия; устройство современной лампы накаливания, её мощность, срок службы. Учебник, лампы накаливания. .
33 Регулировка освещенности. Ознакомить с регулировкой освещенности; люминесцентным и неоновым освещением; конструкцией люминесцентной и неоновой ламп; достоинствами и недостатками люминесцентных ламп и ламп накаливания. Учебник, люминесцентные и неоновые лампы 34 Классы и типы электронагревательных приборов. Изучить классы и типы электронагревательных приборов; устройство и требования к нагревательным элементам. Учебник, электронагревательные устройства различных типов 35 Принцип работы биметаллического терморегулятора. Изучить принцип работы биметаллического терморегулятора; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами. Учебник, биметаллический терморегулятор П/р №23.
Изучение устройства и принципа действия электроутюга с терморегулятором. Изготовление биметаллической пластины. Сборка и испытание термореле — модели пожарной сигнализации.
36 Назначение электрических двигателей. Ознакомиться с назначением электрических двигателей; устройством и принципом действия коллекторного двигателя постоянного тока. Учебник, модель эл. двигателя пост. тока П/р №24.
Изучение устройства двигателя постоянного тока. Сборка простейшей схемы двигателя постоянного тока. Сборка установки для демонстрации принципа действия электродвигателя.
37 Развитие электроэнергетики Ознакомиться с возобновляемыми видами топлива; термоядерным горючим; использованием водорода; электромобилем; энергией солнца и ветра; энергосбережением. Учебник, Строительные работы (14 ч)
38 Классификация домов. Ознакомить с классификацией домов. Учебник, 39 Проектирование жилого дома. Ознакомить с проектированием дома. Учебник, П/р №25. Предварительное проектирование жилого дома.
40 Строительные материалы. Экологические требования к строительным материалам. Ознакомить со строительными материалами; экологическими требованиями к строительным материалам. Учебник, П/р №26. Предварительный расчет стоимости дома в зависимости от выбора стройматериалов.
41 Этапы строительства дома. Закладка фундамента. Ознакомить с этапами строительства дома; закладкой фундамента. Учебник, П/р №27. Построение плана фундаментов.
42 Этапы строительства дома. Возведение стен Ознакомить с этапами строительства дома; возведением стен. Учебник, П/р №28. Расчет материалов для возведения стен.
43 Этапы строительства дома. Устройство перекрытий. Ознакомить с этапами строительства дома; устройством перекрытий. Учебник, П/р №29. Расчет необходимого количества плит перекрытия
44 Этапы строительства дома. Устройство кровли Ознакомить с этапами строительства дома; устройством кровли. Учебник, П/р №30. Расчет площади кровли.
45 Коммуникации и энергоснабжение жилого дома Дать представление о коммуникациях и энергоснабжении жилого дома. Учебник, П/р 31. Построение плана коммуникаций жилого дома.
46 Система отопления и вентиляции жилого дома. Дать представление о системе отопления и вентиляции жилого дома. Учебник, П/р №32. Построение плана размещения отопительных приборов и системы вентиляции жилого дома.
47 Отделочные материалы и способы внутренней отделки помещений. Ознакомить с отделочными материалами и способами внутренней отделки помещений. Учебник, 48 Сантехническое оборудование Ознакомить с сантехническим оборудованием. Учебник, П/р № 33. Построение плана размещения сантехнического оборудования и канализации
49 Электрическая проводка жилого дома. Дать представление о электрической проводке жилого дома. Учебник, П/р №34. Построение плана электрического снабжения жилого дома
50 Отделочные материалы и способы наружной отделки жилого дома Дать представление об отделочных материалах и способах наружной отделки жилого дома. Учебник, 51 Использование альтернативных видов энергии для отопления и освещения жилого дома Ознакомить с использованием альтернативных видов энергии для отопления и освещения жилого дома. Учебник, Создание изделий из текстильных и поделочных материалов. ( 9 ч )
52 Природа творчества. Ознакомить с природой творчества; художественным творчеством; художественной вышивкой гладью. Учебник, П/р №35. Проследить зависимость формы и содержания в художественном творчестве.
53 Материалы, инструменты и приспособления для вышивки гладью. Ознакомить с материалами, инструментами и приспособлениями для вышивки гладью. Учебник, П/р №36. Выполнить вышивку атласной и штриховой гладью.
54 История и современность народных художественных промыслов.
Ознакомить с историей и современностью народных художественных промыслов:
мастерской вышивкой, торжокским золотым шитьём; александровской гладью. Учебник, .
55 Применение и технология выполнения владимирских швов. Дать представление о применении и технологии выполнения владимирских швов. Учебник, 56 Применение и технология выполнения белой, атласной и штриховой глади. Дать представление о технологии выполнения белой, атласной и штриховой глади. Учебник, 57 Применение и технология выполнения швов «узелки» и «рококо». Дать представление о технологии выполнения швов «узелки» и «рококо». Учебник, П/р №37. Выполнить вышивку швов стилем «узелки» и стилем «рококо».
58 Понятия «натюрморт» и «пейзаж». Ознакомить с понятиями «натюрморт» и «пейзаж»; подбором материалов для вышивания натюрморта и пейзажа. Учебник, 59 Технология вышивания натюрморта и пейзажа Ознакомить с технологией вышивания натюрморта и пейзажа Учебник, П/р №38. Выполнить вышивку в стиле художественной глади.
60 Выполнение творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера Дать представление о выполнении творческих работ с помощью вышивальной машины и компьютера. Учебник, Проектирование и изготовление изделий ( 10 ч )
61 Декоративное оформление участка Дать представление о декоративном оформлении участка. Учебник, 62 Стили садово-паркового искусства Ознакомить со стилями садово-паркового искусства. Учебник, 63 Особенности ландшафтного стиля Ознакомить с особенностями ландшафтного стиля. Учебник, 64 Использование водоёмов и фонтанов для оформления участка Дать представление об использовании водоёмов и фонтанов для оформления участка. Учебник, П/р №39. Подготовить проект размещения водоемов для оформления участка.
65 Использование светильников для оформления участка. Дать представление об использовании светильников для оформления участка. Учебник, П/р №40. Подготовить проект размещения светильников для оформления участка.
66 Выдвижение идей практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка» Создать условия для выдвижение идей практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка» Учебник, П/р №41. Проработать несколько вариантов эскизов оформления пришкольного участка.
67 Практическая работа «Эскиз оформления пришкольного участка» Создать условия для выполнения практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка» Учебник, П/р №42. Разработать проект «Эскиз оформления пришкольного участка»
68 Практическая работа «Эскиз оформления пришкольного участка» Создать условия для выполнения практической работы «Эскиз оформления пришкольного участка» Учебник, П/р №43. Продолжить работу над проектом «Эскиз оформления пришкольного участка»
69 Защита проектной работы Создать условия для защиты проектной работы Учебник, 70 Защита проектной работы Создать условия для защиты проектной работы Учебник,