рабочая программа по технологии 5 класс неделимый класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Общая характеристика программы.
Примерная программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения.
Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития.Примерная программа является основой и ориентиром для составления авторских программ и учебников (может непосредственно использоваться при тематическом планировании авторского курса учителем). При этом авторы учебников и программ могут применить собственный подход в части структурирования учебного материала, дополнения его желательными для них сюжетными линиями, определения последовательности изучения этого материала, распределения часов по разделам и темам, а также путей дополнения содержания системы умений, знаний и способов деятельности, развития и социализации учащихся по представленному содержанию.Примерная программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России, не сковывая творческой инициативы учителей и методистов. Она предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально – экономических условий, национальных традиций характера рынка труда.
Примерная программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
организационно- плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся.
общеметодическое руководство. Задаются требования к материально – техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Примерная учебная программа включает разделы:
пояснительную записку;
основное содержание, состоящее из разделов и тем;
примерное тематическое планирование (последовательность изучения разделов и тем) с распределением учебных часов (в модальности «не менее»);
рекомендации по оснащению учебного процесса.
2. Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования.
Основной целью изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология».
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства. Развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механического труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обычной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Примерная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учетов интересов и склонностей учащихся , возможностей образовательных учреждений, местных социально- экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технология ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства).
Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся.
При разработке авторских программ возможно построение комбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской программой. Должны соответствовать данной примерной программе.
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики и дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональн6ых планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В процессе обучения технологии учащиеся:
познакомятся:
с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
с механизацией труда и автоматизацией производства;
технологической культурой производства;
с информационными технологиями в производстве и сфере услуг; перспективными технологиями;
с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимости продукции; экономией сырья, энергии, труда;
с производительностью труда; реализацией продукции;
с рекламой, ценой, налогом, доходом и прибылью; предпринимательской деятельностью; бюджетом семьи;
с экологичностью технологий производства;
с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);
с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда; культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
навыками чтения и составления технической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте, соблюдения культуры труда;
навыками организации рабочего места;
умением соотносить с личными потребностями особенностям и требования, предъявляемые различными массовыми профессиями к подготовке и личным качествам человека.
Общими во всех направлениях программами являются разделы «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии).
При разработке авторских вариантов программ, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогических наук, дополнительный авторский учебный материал должен отбираться с учетом следующих положений:
распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражения в них современных научно-технических достижений;
возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.
Каждый компонент примерной программы включает с себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану может даваться в конце каждого года обучения. Вместе с тем методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить обхват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объектов труда для школьника соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципа работы машин, механизмов и приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов.
Особенности реализации примерной программы по технологии, направление «Сельскохозяйственные технологии» возможны в виде комбинированного изучения технологий в сельской школы.В сельской школе сложилась практика комбинированного изучения технологий как промышленного, сервисного, так и сельскохозяйственного производств. Для учащихся таких школ, с учетом сезонности работ в сельском хозяйстве, создаются комплексные программы, включающие разделы по агротехнологиям и технологиям животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по индустриальным технологиям и технологиям ведения дома. Комплексный учебный план в конкретной школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.
В случае перераспределении времени между указанными разделами и комбинированных программах уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.
При освоении сельскохозяйственных технологий важное место в программах отведено сельскохозяйственным проектам социальной направленности, которые позволяют расширить учебно-материальную базу обучения сельскохозяйственным технологиям и одновременно решать задачи социального воспитания школьников.
Учебно – тематический план.
№ п/п Название темы Кол – во часов
1 Осенние работы на участке овощных и цветочно – декоративных растений. Осенние работы 16
2 Технология ведения домашнего хозяйства 8
3 Кулинария 12
4 Материаловедение 8
5 Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов 7
6 Технологии исследовательской и опытнической деятельности 7
7 Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур. Весенние работы 12
Итого: 70
Основное содержание
Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур
1. Осенние работы (16 час)
Основные теоретические сведения.
Основные направления растениеводства: полеводство, овощеводство, плодоводство, декоративное
садоводство и цветоводство. Направления растениеводства в регионе, в ЛПХ своего села, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры региона, их биологические и хозяйственные особенности. Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов.
Практические работы.
Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян, выбор способа обработки почвы и необходимых ручных орудий, осенняя обработка почвы на пришкольном участке ручными орудиями, подготовка участка к зиме (выбор способов укрытия, заготовка необходимыхматериалов и укрытие теплолюбивых растений), подзимний посев семян, посадка луковиц.
Варианты объектов труда.
Свекла, морковь, капуста, картофель, календула, астры, нарциссы, тюльпаны, чеснок.
2. Технология ведения домашнего хозяйства ( 8 час)
Способы ухода за различными половыми покрытиями., лакированной и мягкой мебелью. Выбор и использование современных средств ухода за одеждой и обувью. Интерьер. Создание интерьера кухни. Размещение мебели и. оборудования кухни. Эстетика и экология жилища. Разделение кухни на зону приготовления и зону столовой. Санитарное состояние кухни.
3. Кулинария (12 час)
Теоретические сведения. Культура питания, значение витаминов, правила этикета. Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий. Бутерброды, горячие напитки. Технологии приготовления горячих напитков, бутербродов, блюд из макаронных изделий, вареных овощей, яиц. Сервировка стола. Культура поведения за столом. Пищевые отравления. Первая помощь при отравлениях. Правила безопасной работы с газовыми плитами, электронагревательными приборами, горячей посудой и жидкостью, кухонным инвентарем. Первая помощь при порезах и ожогах паром или кипятком.
Лабораторно-практические и практические работы. Уход за кухонной посудой. Первичная обработка овощей. Приготовление и оформление блюд из вареных овощей. Определение свежести яиц. Приготовление и оформление бутербродов и горячих напитков. Сервировка стола к завтраку.
4. Элементы материаловедения ( 8 час)
Теоретические сведения. Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек, технология выполнения ВТО работ. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве. Способы ухода за изделиями в зависимости от состава материалов.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Заправка верхней и нижней нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины стежка.
5. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов ( 7 час) Теоретические сведения. Древесина как природный конструкционный материал, её строение, свойства и области применения. Пиломатериалы, их виды, области применения. Виды древесных материалов, свойства, области применения. Понятия «изделие» и «деталь». Графическое изображение деталей и изделий. Графическая документация: технический рисунок, эскиз, чертёж. Линии и условные обозначения. Прямоугольные проекции на одну, две и три плоскости (виды чертежа). Столярный верстак, его устройство. Ручные инструменты и приспособления для обработки древесины и древесных материалов. Последовательность изготовления деталей из древесины. Технологический процесс, технологическая карта. Разметка заготовок из древесины. Виды контрольно-измерительных и разметочных инструментов, применяемых при изготовлении изделий из древесины. Основные технологические операции ручной обработки древесины: пиление, строгание, сверление, зачистка деталей и изделий; контроль качества.
Приспособления для ручной обработки древесины. Изготовление деталей различных геометрических форм ручными инструментами. Сборка деталей изделия из древесины с помощью гвоздей, шурупов, саморезов и клея. Отделка деталей и изделий тонированием и лакированием. Правила безопасного труда при работе ручными столярными инструментами.
Лабораторно-практические и практические работы. Распознавание древесины и древесных материалов. Чтение чертежа. Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины. Разметка заготовок из древесины; способы применения контрольно-измерительных и разметочных инструментов. Защитная и декоративная отделка изделий. Изготовление деталей и изделий по техническим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. Выявление дефектов в детали и их устранение. Соблюдение правил безопасной работы при использовании ручных инструментов, приспособлений и оборудования. Уборка рабочего места.
6. Технологии исследовательской и опытнической деятельности ( 7 час)
Теоретические сведения. Понятие творческого проекта. Порядок выбора темы проекта. Выбор тем проектов на основе потребностей и спроса на рынке товаров и услуг. Формулирование требований к выбранному изделию. Обоснование конструкции изделия. Методы поиска информации в книгах, журналах и сети Интернет. Этапы выполнения проекта (поисковый, технологический, заключительный). Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения (выбор материалов, рациональной конструкции, инструментов и технологий, порядка сборки, вариантов отделки). Подготовка графической и технологической документации. Расчёт стоимости материалов для изготовления изделия. Окончательный контроль и оценка проекта. Портфолио (журнал достижений) как показатель работы учащегося за учебный год. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проекта.Лабораторно – практические и практические работы. Обоснование выбора изделия на основе личных потребностей. Поиск необходимой информации с использованием сети Интернет. Выбор видов изделий. Определение состава деталей. Выполнение эскиза, модели изделия. Составление учебной инструкционной карты. Изготовление деталей, сборка и отделка изделия. Оценка стоимости материалов для изготовления изделия. Подготовка пояснительной записки. Оформление проектных материалов. Презентация проекта.
Варианты тем проектов. Проект "Новогоднее панно". Проект "Авторская открытка". Отделка и презентация проектных изделий. Историческая справка "Семейный праздник Новый год". «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов). , Подвеска для отрывного календаря
7. Весенние работы (12 час)
Основные теоретические сведения
Размножение растений семенами. Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растения. Понятие о сорте. Правила использования органических удобрений с учетом требований безопасного труда, охраны здоровья и окружающей среды. Правила проведения фенологических наблюдений.
Практические работы.
Выбор культур для весенних посевов и посадок на учебно-опытном участке или в личном подсобном хозяйстве, планирование их размещения на участке, определение качества семян, подготовка семян к посеву, выбор способа подготовки почвы, внесение удобрений (компост). Выбор инструментов, разметка и поделка гряд в соответствии с планом, посев и посадка сельскохозяйственных культур с закладкой опытов. Выбор мульчирующего материала, мульчирование посевов, полив, рыхление почвы, прореживание всходов, прополка, приготовление экологически чистых удобрений из сорняков, подкормка растений, проведение наблюдений за развитием растений.
Варианты объектов труда.
Редис, горох, фасоль, бобы, свекла, морковь, петрушка, календула, настурция, космея.
Результаты освоения учебного предмета «Технология»При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; формирование основ экологической культуры, соответствую щей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся. Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности; определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: в познавательной сфере:
осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда; овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; овладение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ; выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;В мотивационной сфере: оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;В эстетической сфере: овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда; рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ; рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт;В коммуникативной сфере: практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстника ми и учи те ля ми; сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письмен ной ре чью; по строение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги; В физиолого-психологической сфере: развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; соблюдение необходимой величины усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема урока Кол – во час Тип урока Контрольные, лабораторные, практические, самостоятельные работы Учебные универсальные действия Дата проведения
План Факт
Осенние работы на участке овощных и цветочно – декоративных растений (16 часов)
1- 2 Вводный урок. Технология как учебная дисциплина. 2 Вводные уроки Вводный инструктаж по ОТ Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета. 3 - 4 Основные направления растениеводства. 2 Комбинированный Выполнять основные технологи-ческие приемы уборки урожая с учетом правил ТБ труда и охраны окружающей среды. Работа на пришкольном участке 5 - 6 Понятие об урожае и урожайности. Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве. 2 Урок - практикум Пр.р. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению Выполнять основные технологи-ческие приемы уборки урожая с учетом правил ТБ труда и охраны окружающей среды. Работа на пришкольном участке 7 - 8 Виды и применение севооборотов 2 Урок - практикум Оценивать урожайность основных культур и сортов Работа на пришкольном участке 9 - 10 Ведущие овощные и цветочно-декоративные культуры Саратовской области , их биологические и хозяйственные особенности. 2 Комбинированный Пр. р. Сбор семян. Осенняя обработка почвы на участке Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологичес-кой деятельности. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой 11- 12 Технологии выращивания луковичных растений. Профессии, связанные с выращиванием овощей и цветов. 2 Урок - практикум Пр. р. Посадка луковиц Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологичес-кой деятельности. Распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах. 13 – 14 Способы хранения урожая овощей 2 Урок - практикум Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой. Работа на пришкольном участке 15 - 16 Осенняя обработка почвы на учебно – опытном участке. 2 Урок - практикум Пр. р. Осенняя обработка почвы на участке Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. Работа на пришкольном участке Технология ведения домашнего хозяйства ( 8 часов).
17- 18 Эстетика и экология жилища. Интерьер жилого дома. 2 Комбинированный Пр. р. «Эскиз интерьера своей комнаты» Оценивать требования к жилому помещению. Определять зонирование жилого помещения.
Создание макета интерьера своей комнаты 19 - 20 Интерьер. Создание интерьера кухни. Размещение мебели и. оборудования кухни. 2 Комбинированный Пр. р. Создание иллюстрации интерьера кухни Планирование деятельности. Фор-мирование представлений о требованиях, предъявляемых к планированию интерьера. Соблю-дение норм и правил эксплуатации электрооборудования. Соблюдение безопасности труда и пожарной безопасности. 21 – 22 Разделение кухни на зону приготовления и зону столовой. Санитарное состояние кухни. 2 Урок - практикум работа в группах - Разработать раз-личные варианты размещения мебе-ли и оборудования на кухне Адекватное реагирование на трудности, слушать и слышать собеседника, мыслить, работать с дополнительной литературой. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. 23 - 24 Технология ухода за жилым помещением 2 Урок - практикум Пр. р. Удаление пятен с обивки мягкой мебели. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха в вы-полненной работе, самостоятель-ное нахождения путей решений. Осуществлять оценку качества отремонтированного изделия. Приобретение навыков самообслуживания Кулинария – 12 ч.
25 - 26 Физиология питания. Кухонная посуда и уход за ней 2 Урок практи-ческого при-менения умений и навыков Пр. р. Самосто-ятельное ознаком-ление с правилами по уходу за кухон-ной и столовой по-судой, её мытьём и сушкой Соблюдение норм и правил санитарии и гигиены на кухне. Формирование желания учиться и трудиться. Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам 27 - 28 Овощи в питании. Первичная обработка овощей. Приготовление блюд из сырых овощей. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Определение доброкачественности овощей по внешнему виду.
Приготовление салата Соблюдение требований, предъ-являемых при приготовлении пищи. Соблюдение и координи-рование совместной деятельнос-ти с другими участниками. Под-бор необходимых инструментов и продуктов. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка способностей. Формирование эстетического вкуса при оформлении блюд. Уметь сотрудничать 29 -30 Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Приготовление винегрета Соблюдение требований, предъ-являемых при приготовлении пищи. Соблюдение и координи-рование совместной деятельнос-ти с другими участниками. Под-бор необходимых инструментов и продуктов. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка способностей. Формирование эстетического вкуса при оформлении блюд. Уметь сотрудничать 31 - 32 Питательные свойства яиц. Доброкачественность яиц, приготовление блюд из яиц. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Определение доброкачественности яиц. Приготов-ление омлета с сосисками. Соблюдение требований, предъ-являемых при приготовлении пищи. Соблюдение и координи-рование совместной деятельнос-ти с другими участниками. Под-бор необходимых инструментов и продуктов. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка способностей. Формирование эстетического вкуса при оформлении блюд. 33- 34 Бутерброды. Горячие напитки. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Приготов-ление бутербродов простых и слож-ных. Приготовле-ние чая, кофе Соблюдение требований, предъ-являемых при приготовлении пищи. Соблюдение и координи-рование совместной деятельнос-ти с другими участниками. Под-бор необходимых инструментов и продуктов. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка способностей. Формирование эстетического вкуса при оформлении блюд. 35 - 36 Сервировка стола к завтраку. Культура поведения за столом 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Сервировка стола. Соблюдение требований, предъ-являемых при приготовлении пищи. Соблюдение и координи-рование совместной деятельнос-ти с другими участниками. Под-бор необходимых инструментов и продуктов. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Самооценка способностей. Формирование эстетического вкуса при оформлении блюд. Уметь сотрудничать Материаловедение ( 8 часов).
37 - 38 Классификация текстильных волокон. Понятие о пряже и прядении, ткани и ткачестве 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр.р. Знакомство с натуральными волокнами растительного происхождения Находить и предъявлять инфор-мацию о волокнах, через допол-нительную литературу, интернет. Проявлять самостоятельность в работе. Находить и предъявлять информацию о производстве ни-тей и тканей в домашних услови-ях, инструментах и приспособле-ниях, которыми пользовались для этих целей в старину. 39 - 40 Технология обработки ткани. Т.Б. при ручных и влажно-тепловых работах. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Определение нити основы, лице-вой стороны и свойств в х/б и льняных тканях Самостоятельно изучать харак-теристики и свойства х/б и льняных волокон и материалов.
Изучать требования к выполне-нию ручных работ. Изучать терминологию машинных швов с помощью литературы 41 - 42 Ручные работы. Технология выполнения ручных стежков и строчек, технология выполнения ВТО работ. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Выполнение ручных стежков, строчек и швов с учетом правил безопасной работы. Изготовлять самостоятельно образцы ручных работ. Осуществлять самоконтроль и оценку качества готового изделия, анализировать ошибки. 43 - 44 Терминология, применяемая при выполнении машинных работ. Заправка верхней и нижней ниток в машину. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Заправка
ниток в машину. Выполнение машинных строчек Мыслительный эксперимент при выполнении практической работы; Работа с литературой; Умение выделять главное из прочитанного; Личная ответственность V. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов( 7 часов).
45 Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины 1 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Распознава-ние древесины и древесных материалов Распознавать материалы по внешнему виду. Организовывать рабочее место. Составлять последовательность выполнения работ. Выполнять измерения. Выполнять работы ручными инструментами. 46 Пиломатериалы и древесные материалы
Графическое изображение деталей и изделий.
1 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Чтение чер-тежа. Выполнение эскиза или техни-ческого рисунка детали из древесины. Распознавать материалы по внешнему виду. Ознакомление со: сферой применения древесины; породами древесины, их характерными признаками и свойствами; природными пороками древесины Читать и оформлять графическую документацию. Соблюдать правила безопасного труда 47 Разметка заготовок из древесины 1 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Способы применения контрольно-измери-тельных и разме-точных инстру-ментов. Ознакомление с правилами работы с измерительным инструментом; правилами разметки заготовок из древесины. Ознакомление с умением выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала 48 – 49 Пиление заготовок из древесины. Строгание заготовок из древесины 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Изготов-ление деталей и изделий по техни-ческим рисункам, эскизам, чертежам и технологическим картам. -Ознакомление с: инструментамидля пиления; их устройство; назначение сусла; правила безопасной работы ножовкой; способы визуального и инструментального контроля качества выполненной операции.Ознакомление с умением: выпиливать заготовки столярной ножовкой. Ознакомление с: устройством и назначением инструментов для строгания; правилами безопасной работы при строгании. Ознакомление с умением: выполнять сборку, разборку и регулировку рубанка; строгание деталей с соблюдением б.п. работы. Контролировать качество выполненной операции. 50 - 51 Зачистка изделий из древесины. Отделка изделий из древесины. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Защитная и декоративная отделка изделий Ознакомление с: видами клея и областью их применения; правилами безопасной работы с клеем; инструментами для опиливания и зачистки; назначением опиливания и зачистки. Ознакомление с умением: выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем. Технология исследовательской и опытнической деятельности. 7ч
52 Тематика творческих проектов и этапы их выполнения 1 Урок изучения нового материала Формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Структурировать материал, объяснять , доказывать , защищать свои идеи 53- 54 Выбор оборудования инструментов и приспособлений, составление технологической последовательности 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Поиск ин-формации с ис-пользованием биб-лиотечного фонда Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками. Самостоятельно составлять технологии изготов-ления изделия. Планировать последовательности выполнения. Анализировать ошибки. 55 -56 - 57 Технологический этап выполнения творческого проекта(конструирование, моделирование, изготовление изделия) 3 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Изготовление изделия Личностные: формирование от-ветственного отношения к уче-нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Метопредметные: умение самос-тоятельно определять цели своего обучения развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, владение основами самоконтроля, самооценки. 58 Заключительный этап (оценка проделанной работы и защита проекта) 1 Урок контроля и коррекции знаний Защита проекта Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур Весенние работы (12 час)
59 - 60 Размножение растений семенами 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Определение качества семян, подготовка семян к посеву Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой 61- 62 Правила безопасного и рационального труда в растениеводстве 2 Комбинированный Личностные: формирование от-ветственного отношения к уче-нию, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 63 - 64 Особенности технологии выращивания однолетних, двулетних и многолетних растений. Понятие о сорте. 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Весенняя об-работка пришколь-ного участка. Выбор культур для весенних посевов. Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой 65 - 66 Правила использования органических удобрений. Правила проведения фенологических наблюдений 2 Урок практи-ческого применения умений и навыков Пр. р. Приготовле-ние экологически чистых удобрений. Подкормка растений. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. Работа на пришкольном участке 67 – 68 Значение сельскохозяйственных опытов и правила их проведения. 2 Урок контроля и коррекции знаний Разработка формы дневника наблю-дений, посев и посадка, уход за растениями, прове-дение наблюдений, уборка и учет урожая. Выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений. Оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности. Работа на пришкольном участке 69- 70 Резервные уроки 2 Урок контроля и коррекции знаний тесты Подведение итогов. Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства. Система оценки планируемых результатов освоения учебной программы «Технология»
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения учащихся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов.
Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Базовый уровень достижений - достаточный уровень для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению.
Базовому уровню соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»);
Повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
Высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностьюУровень достижений, который ниже базового:
пониженный уровень достижений свидетельствует об отсутствии систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
Обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:
• стартовой диагностики;
• тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
• творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.
Решение о достижении или недостижении планируемых результатов или об освоении или неосвоении учебного материала принимается на основе результатов выполнения заданий базового уровня.
Оценивание письменных работ:
«5» – обучающийся владеет опорной системой знаний и способами действий, необходимыми для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 65% заданий базового уровня и не менее 50% заданий повышенного уровня.
«4» – обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования и при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня и 50% заданий повышенного уровня.
«3» – обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет не менее 50% заданий базового уровня.
«2» – обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, т.е. при выполнении промежуточных, итоговых работ обучающийся выполняет менее 50% заданий базового уровня.
Оценивание устных ответов:
«5»ставится, если:
-полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
-правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов; ответ самостоятельный, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
«4»ставится, если удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
-допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
-допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
«3» ставится в следующих случаях:
-неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
-имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков. «2» ставится в следующих случаях:
-не раскрыто основное содержание учебного материала;
-обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-допущены ошибки в определении понятий, при использованииспециальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение
Технология. Технический труд: 5 класс / рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ (вариант для мальчиков) /
Н.В. Синица, Н. А. Буглаева – М.: Вентана-Граф, 2012. – 96 с.: ил.
Технология. Технический труд: 5 класс / учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ (вариант длядевочек) / Н.В. Синица,
В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.: ил.
Технология. 5 класс: Сборник проектов/ пособие для учителя/ Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А. – М.: Вентана-Граф, 2004.- 186 с.: ил.
Примерная программа основного общего образования по направлению “Технология. Обслуживающий труд”
3. Маркуцкая С.Э. Технология: Обслуживающий труд. Тесты. 5-7 классы / Маркуцкая С.Э. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – 128с. (Серия “Учебно-методический комплект”)
Кожина О.А. Технология. Обслуживающий труд: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / О.А. Кожинав, Е.Н. Кудакова, С.Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2004. – 240 с.: ил.
5. Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Носорева Е.А. Структура содержания и примерное тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд) в 5-9 классах //Школа и производство. – 2001. 0- №6
6. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003. – 296 с.: ил.
.
7. Сборник нормативных документов. Технология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 120, [8] с.
Технические средства обучения
-Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
- Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Список используемых источников:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. № 1897.
Примерные программы по учебным предметам «Технология 5-9 классы», М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
Технология : программа : 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица.- М.: Вентана-Граф, 2012г
Технология: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных школ. ФГОС / Н.В. Синица, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко и др.- М.: Вентана-Граф, 2013г