Конспект урока по МХК на тему Изобразительное искусство Древней Греции

Тема 2. Художественная культура Античности

Урок № 12


Тема урока. Изобразительное искусство Древней Греции.


Тип урока – комбинированный.

Форма урока – урок-исследование.

Цель урока – формирование знаний учащихся об изобразительном искусстве
Др. Греции.

Задачи урока: 1. Формирование представления о развитии скульптуры и
вазописи Др. Греции.
Осознание роли и места человека в художественной культуре Др. Греции на протяжении её исторического развития, отражение поисков эстетического идеала в лучших произведениях искусства того времени.
Формирование навыков аналитического осмысления изучаемого материала.
Развитие образно-ассоциативного мышления, навыков анализа произведений искусства.
Воспитание художественно-эстетического вкуса, интереса и уважения к ценностям мировой культуры.

План проведения урока.

Организационная часть.

Мотивация учебной деятельности.

Ребята, эпиграфом к нашей новой теме будут слова Максимилиана Волошина, русского поэта и художника:

Всё было осязаемо и близко –
Дух мыслил плоть и чувствовал объём,
Мял глину перст и разум мерил Землю
Мир отвечал размерам человека,
И человек был мерою вещей.

Так оценивал древнегреческое мировоззрение и связанное с ним неразрывно изобразительное искусство М. Волошин.
Давайте попробуем сейчас приблизиться к удивительному миру художественной культуры Древней Эллады, чтобы составить собственное мнение и оценить насколько прав был поэт.

Восстановительное повторение.

Прежде, чем начать разговор об изобразительном искусстве Др. Греции, давайте вспомним об её архитектуре (теме нашего прошлого урока).


Вопросы:

Чем отличалась древнегреческая архитектура от древнеегипетской?

В какой период развития древнегреческой культуры складываются основные типы храмов, создаётся ордерная система?

Назовите основные виды древнегреческой архитектурной ордерной системы?

Какой вид архитектурного ордера был самым древним?

В какой период развития древнегреческой культуры было построено больше всего Чудес Света? Назовите их?


Изучение нового материала. Постановка практического задания.

Во время просмотра презентации уч-ся заполняют следующую таблицу:


Развитие скульптуры и вазописи Др. Греции.


Период
развития
культуры


Особенности
вазописи


Произведения.
Автор


Особенности
скульптуры


Произведения.
Автор


Геометрический





Архаический





Классический





Эллинистический







Презентация «Изобразительное искусство Древней Греции».

5. Физкультминутка

«В здоровом теле – здоровый дух» - эта формула идеального человека изобретена древними греками. Но не наоборот. Мы занимались развитием духа, но для физического здоровья необходимы физические нагрузки.
Давайте представим себя в древнегреческой гончарной мастерской, в которой создавались прекрасные амфоры. Прежде всего глину надо было хорошенько размять. Это была тяжёлая физическая работа, глину мяли ногами рабочие.
Мнём глину. ( Шаги на месте)
Теперь гончар на гончарном круге должен создать форму будущей амфоры. Гончарный круг приводился в движение с помощью ременной передачи тоже ногами. Руки мастера в это время должны были контролировать симметричность формы будущего изделия. Координация движений у гончара должна быть незаурядной.
Упражнения на координацию движений. (Одна рука должна делать вращательные движения в области живота, а другая – поступательные в области темени. Затем руки надо поменять).
Давайте изобразим получившиеся вазы. Вот стройная амфора для оливкового масла. А этот широкий кратер – для вина. В эту высокую гидрию будут наливать чистую родниковую воду. (Симметричные движения левой и правой рукой одновременно в воздухе рисуют две половины контуров разных по форме ваз).

6. Заключение.

Ребята, посмотрев презентацию, мы проследили эволюцию осознания древними греками творческого потенциала человека, силы его разума и красоты. Мы открыли для себя то, как отразились в изобразительном искусстве поиски древними греками эстетического идеала Человека. Древнегреческие представления о красоте стали основополагающими для европейского искусства на многие столетия. Мы увидели как постепенно совершенствовалось мастерство древних художников и скульпторов, которые, создав величайшие шедевры, задали высокие художественно-эстетические требования к произведениям искусства на все времена..
Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, подумайте и ответьте на вопрос:

Прав ли М. Волошин в своей оценке мировоззрения и связанного с ним характера искусства Др. Греции?

Какие особенности древнегреческого мировоззрения и искусства удалось так ярко выразить поэту?

Подводя итоги урока, опираясь на информацию нашей таблицы, давайте обобщим Характерные черты изобразительного искусства Древней Греции:

Определите главную цель древнегреческого искусства?

1. Главная цель древнегреческого искусства эстетическое наслаждение.

Какими видами, в основном, представлено древнегреческое изобразительное искусство?

2. Представлено, в основном, вазописью и скульптурой.

Можно ли назвать изобразительное искусство Др. Греции гуманистичным? Почему?

3. Является гуманистичным, т.к. рассматривает человека как «меру всех
вещей».

– Каким представляет человека древнегреческое искусство?

4. Носит идеалистический характер, т.к. представляет человека в его физическом и моральном совершенстве.


Что можно сказать об изобразительных формах и пропорциях искусства Др. Греции?

Характеризуется упорядоченностью, уравновешенностью,
пропорциональностью, гармонией и красотой форм.

– Повлияло искусство Др. Греции на развитие мировой культуры?
Каким образом?

6. Задало высокие художественно-эстетические требования к произведениям искусства. Открыло перспективы для дальнейшего развития европейского искусства.


7. Рефлексия.

Вопросы:

– Какое произведение древнегреческих художников на вас произвело большее впечатление?

– Понравился ли вам урок?

8. Домашнее задание.

Прочитать записи в тетради.
Дополнить таблицу информацией.
15