Программа занятий родительского клуба Мы вместе
ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«МЫ ВМЕСТЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семья является первичным институтом социализации, обладающим необычайно широким спектром воздействия на личность. Именно в семье начинает складываться жизненный опыт человека, формируются его моральные ценности, потребности, интересы, усваиваются социальные нормы и культурные традиции общества. Отношения, сложившиеся в семье, в основном определяют дальнейшее развитие личности ребенка.
С семьей человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создает свою семью и воспитывает своих детей.
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Многие родители задумываются о том, какими будет их ребенок. Известие о том, что у ребенка проблемы в развитии, часто ставит родителе в тупик, многие переживают шок, досаду и разочарование. После того как негативные эмоции уступают место разумным доводам, родители ищут способы помощи своему ребенку, или полностью игнорируют все проблемы.
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития аномального ребенка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам.
Сотрудничество семьи и педагога -это необходимое условием успешного коррекционно – воспитательного воздействия на развитие ребенка. Считаю, что всем родителям необходимы знания о подходах к воспитанию детей, специфике их поведения, особенностях психофизического развития, поэтому работа клуба направлена, прежде всего, на воспитание родителей. Педагоги и психолого-педагогическая служба научат родителей лучше чувствовать и понимать своего ребенка, грамотно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики в воспитании ребенка.
В рамках работы родительского клуба под руководством классного руководителя будут организованы встречи родителей, заинтересованных в воспитании и гармоничном развитии своих детей. В условиях неформального общения участники клуба познакомятся друг с другом, поделятся проблемами и опытом взаимодействия с собственным ребенком умением управлять взаимоотношениями с ним, побеседуют со специалистами, рассмотрят и решат различные задачи-ситуации, решение которых в дальнейшем поможет найти правильный выход из сложившейся нестандартной ситуации.
При изучении семьи и установлении контактов необходимо использовать такие методы как: анкетирование, опрос, беседа, наблюдение за ребенком.
Процесс реализации психологической поддержки родителей длительный и в нем участвуют все специалисты, которые наблюдают за ребенком: психолог, медработник, логопед. Но основной является работа с психологом, который разрабатывает конкретные индивидуальные занятия, направленные на поддержку родителей.
Работа клуба «Мы вместе» направлена на повышение воспитательной культуры родителей, укрепление внутрисемейных связей, оптимизацию детско-родительских отношений.
ЦЕЛЬ:
Оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем, воспитание родительской ответственности.
ЗАДАЧИ:
Повышение педагогической и психологической компетентности родителей;
Формирование позиции ответственного родителя;
Содействие созданию эмоционально благоприятной атмосферы в семье для успешного воспитания и развития ребенка;
Развитие навыков продуктивного взаимодействия;
Создание условий для установления и развития отношений партнерства и сотрудничества родителей и ребенка.
ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ В РАБОТЕ ОБРАТИТЬ НА:Профилактику последующих нарушений в развитии ребенка;
Оказание помощи в вопросах воспитания;
Включение родителей в процесс реализации индивидуальных программ для развития ребенка;
Выбор методов взаимоотношений, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его развитие;
Для проведения этой работы используются такие формы как: консультирование по возникшим вопросам, по итогам обследования, обучающее консультирование.
Одной из ключевых форм работы с родителями является индивидуальная работа, которая включает в себя – индивидуальное консультирование. Она включает в себя:
- Создание доверительных отношений с родителями (беседа)
- Подробное обсуждение общего состояния развития ребенка, планирование дальнейшей работы с учетом динамики в развитии коррекционного воздействия.
- Важным этапом является совместное обсуждение работы, анализ причин, которые оказывают положительное воздействие на развитие ребенка.
Система такой работы направлена на повышение компетентности и формирование положительной оценки состояния ребенка и должна являться частью комплексной работы, направленной на развитие детей с ОВЗ.
Цель родительского клуба «Мы вместе»: содержание работы с родителями предполагает планирование совокупности тем, которые проходящих через все линии развития ребенка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Системная работа с семьями обучающихся с ОВЗ, обеспечивающая комплексную социально-психолого-педагогическую реабилитацию и профилактику детского и семейного неблагополучия, которая позволит:
оказать психологическую и коррекционную помощи семьям в вопросах обучения и развития детей;
сформировать навыки содержания и воспитания ребенка, создать безопасную среду, успешной социализации;
сформировать взаимное доверие между образовательным учреждением и семьёй;
повысить правовую компетентность родителей в вопросах государственных гарантий семьям, воспитывающим детей с ОВЗ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ КЛУБА
№ п/п Наименование мероприятия Форма работы Дата проведения Направление (цель работы) Участники заседания
1 «Знакомство. Права и льготы детей-инвалидов и их семей» Установочное занятие с элементами тренинга. Сентябрь Знакомство с членами клуба; возможно формирование групп по интересам. Познакомить участников встречи с правами и льготами детей инвалидов и их родителей. Классный руководитель (руководитель клуба), психолог. Родители детей с ОВЗ и инвалидов.
2 Воспитание детей с ОВЗ
Семинар-практикум. Октябрь Формирование у родителей представление о типах семейного воспитания детей с ОВЗ Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, медицинский работник. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
3 Материнская любовь
Круглый стол с участием специалистов Ноябрь Показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их. Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, медицинский работник, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
4 Родительский университет Тренинг-игра, беседа Декабрь Сформировать осознанное представление об особенностях детей.
Беседа: «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
5 Мастерская добрых дел Лекция, беседа. Январь Консультация: «Значение развития мелкой моторики рук для всестороннего раз вития детей» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, медицинский Родители детей с ОВЗ и инвалидов работник, логопед.
6 «Мосты понимания»
Беседа, тренинг-игра. Февраль Совместные детско-родительские занятия с целью снижения конфликтности, сплочения семьи, оптимизации детско-родительских отношений и актуализации собственных ресурсов Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, медицинский работник, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
7
Школа здоровья Лекция, беседа, игра-ситуация. Март Формирование правильного представления о здоровом питании.
Консультация: «Здоровое питание – залог здоровья» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов.
8 Правила общения Лекция, беседа, игра-ситуация. Апрель Создание условия для осуществления родителями самоанализа, развитие умения слышать другого человека. Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов.
9 Тело как зеркало души Лекция, беседа, игра-ситуация. Май Рассказать о связи эмоциональных проблем и физического самочувствия человека. Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
10 Игра-это серьезно Лекция, беседа, игра-ситуация. Сентябрь Консультация: «Почему ребенку нужна игра? «Какие игрушки нужны вашему ребенку?» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
11 Родительский университет Лекция, беседа, игра-ситуация. Октябрь Консультация: «Самообслуживание и его значимость для ребенка» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
12 «Злючка-колючка» Лекция, беседа, игра-ситуация. Ноябрь Познакомить с причинами появления агрессии, познакомить с методами и приемами взаимодействия с детьми, проявляющими агрессию; помочь участникам встречи в поиске путей преодоления агрессивного поведения детей Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
13 «Детские провокации, или как установить запреты» Лекция, беседа, игра-ситуация. Декабрь Цель: сформировать правила установления запретов и наказаний.
Предоставить возможность родителя поделиться опытом воспитания Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
14 «Здоровый образ жизни ребенка-все о здоровье» Лекция, беседа, игра-ситуация. Январь Формирование правильного представления о ЗОЖ (речевое дыхание, мелкая моторика, артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений для глаз) Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед, медицинский работник. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
15 Родительский университет Лекция, беседа, игра-ситуация Февраль «Безопасность наших детей»- система работы по ОБЖ Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед, медицинский работник. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
16 «Любимые, милые, родные Лекция, беседа, игра-ситуация Март Выставка -информация: «Мамины руки» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед, медицинский работник. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
17 Родительский университет Лекция, беседа, игра-ситуация. Апрель Консультация: «Можно, надо, нельзя». Детское ХОЧУ и родительская снисходительность» Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед. Родители детей с ОВЗ и инвалидов
18 «Мы – вместе!» Лекция, беседа, игра-ситуация. Май Цель: создать эмоционально-положительный настрой, способствовать повышению настроения при помощи игр Классный руководитель (руководитель клуба), психолог, логопед, медицинский работник. Родители детей с ОВЗ и инвалидов