Классный час на тему Наши верные друзья 3 класс
МОУ Белышевская СОШ
Классный час
3 класс
Составила:
Кострова Людмила Витальевна
Учитель начальных классов
С. Белышево
2014 г
Цель: Познакомить детей с разными породами собак, отличительными признаками разных собак, с их ролью в жизни человека, рассказать о собаках-героях.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, память.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, умение ухаживать за ними.
3. Способствовать развитию умения работать с разными видами информационных источников;
Оборудование:
Мягкая игрушка собаки
Презентация мультимедиа «Наши верные друзья»
Аудиозапис песни из к/ф. “Приключения Электроника” на слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова “Преданней собаки нету существа”
Выставка рисунков “Собаки – верные друзья”
Выставка художественных детских книг о собакахБуклет с Памятками о собаках
Подготовка: Каждому ученику дано задание в соответствии с уровнем развития.
I ученик: В библиотеке взять книгу “Что есть что”, “Собаки” и найти ответы на следующие вопросы:
– Сколько пород собак существует?
– На какие группы делятся собаки?
– Как собака познает окружающий мир?
– Хорошо ли слышат собаки?
– На что способны ищейки?
II ученик: Найти и выучить стихи о собаках. Можно использовать книгу “Лучшие стихи современных детских писателей” “Дет. лит-ра” 2003г.
III ученик: Найти пословицы и поговорки, загадки, народные приметы о собаках.
IV ученик: Найти и прочитать рассказы, в которых главный герой – собака. Понравившиеся рассказы кратко рассказать детям.
Все учащиеся должны были узнать названия различных пород собак и нарисовать рисунки.
Ход занятия
Орг. Момент
Ребята, поприветствуйте гостей, улыбнитесь им, садитесь.
- Посмотрите, что у меня в руках?(мягкая игрушка- собачка) А почему?(ответы)
- да, мы сегодня будем говорить о собаках. Все знают собака- друг человека.
Тема нашего классного часа “Наши верные друзья ”
Вступительная беседа
Сегодня мы познакомимся с различными породами собак, услышим интересные факты о собаках, о преданности собак, вы все готовились: читали, рисовали, искали, учили. я думаю у вас есть, что сказать
6 тысячелетий собака живет рядом с человеком, это первое прирученное им животное. Издавна собака помогала человеку в жизни, труде, на войне.
Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.
Постановка проблемы
- ребята, поднимите руку кто из вас любит собак? (замечательно)
Тогда я предлагаю открыть свой клуб любителей собак. Желающие вступить в этот клуб должны сделать свои взносы – это будут ваши сообщения о собаках. Одновременно вы все будете выступать и в роли приемной комиссии в наш клуб. Критерий один – если вам понравиться выступление кандидата вы одобрительно хлопаете в ладоши, что означает – принят! Итак, начинаем. Слушайте внимательно – в конце будет небольшой тест по всему сказанному.
3. Обсуждение темы. Высказывания учащихся.
Учитель: представьте себе, что вы держите в руках маленькое пушистое создание – щеночка, живой, теплый комочек – лучше всякой игрушки! Послушаем стихи.
Ученик 1: (Ваня)
“Мой щенок”Лев Яковлев
Как две лодки, две ладони,Задвигаю под животик,Поднимаю вверх.И тонет в двух ладонях мой щеночек.Он с восторженным сопеньемИ визжаньем и кряхтеньемЗаполняет две ладошки…И всего меня до крошки!
- ребята, принимаем? (- хлопают) –
-покажи на выставке где твоя собака и какой породы(работа с выставкой)
Учитель.
- что удивительно: единственным предком всех этих четвероногих наших друзей был … Как вы думаете кто? …волк!. Именно он стал первым одомашненным животным. Дружба с человеком и постепенное превращение волка в собаку начались еще в каменном веке, 10–15 тысяч лет тому назад! Вот какая многолетняя крепкая дружба! На слайде вы видите древние изображения собак. (слайд )
Учитель:
- А Сколько пород собак существует в современном мире? На какие группы делятся собаки? Об этом нам расскажет Наташа Муравьёва.
Ученик 2(Наташа)
Современная кинология насчитывает свыше 400 различных пород собак. (слайд)
Существует разделение на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.
В группу служебных собак входят овчарки (немецкая, кавказская, средне-азиатская, южнорусская, шотландская), ротвейлеры, эрдель-терьеры, ризеншнауцеры, водолазы, московские сторожевые.Охотничьи породы – легавые, гончие, борзые, спаниели, таксы, охотничьи терьеры.
Комнатно-декоративные – мопс, болонка, пудель, пекинес, чихуа-хуа.
(- хлопают)
- наташа, а которая собачка твоя?( выставка рисунков)
Учитель
– существует целая отрасль животноводства СОБАКОВОДСТВО – (слайд)
разведение собак. Наука, изучающая собак, называется – кинология!.В России собаководством начали заниматься давно. Изначально преобладали:промысловое (охотничье);упряжное (ездовое);пастушье (служебное).Сейчас выделяют четыре основных направления в собаководстве: • служебное (сторожевое, спасательное и т.д.); • охотничье; • декоративное (домашнее).
• спортивное;
Да, да ребята среди собак есть и спортсмены. На Олимпийских играх они ещё не выступают, но существует много видов спортивных состязаний собак.
- Как же разнообразен мир собак!
- Об этом нам прочитает стихи Никита Виноградов.
Ученик 3:
“О тех, кто лает”. С.В.Михалков
На свете множество собакИ на цепи и просто так:Собак служебных, пограничных,Дворовых “шариков” обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос, а голос тонок,И ни на что уже не годных – Бродячих псов всегда голодных.
Среди собак любой породыЕсть и красавцы и уроды,Есть великаны – это доги!Коротконогие бульдогиИ жесткошерстные терьеры.Одни – черны, другие – серы,А на иных смотреть обидно – Так заросли, что глаз не видно!Друзей домашних – тех, что лаютПо кличкам люди называют:“Рамзес”, “Валет”, “Изольда”, “Яна”,Я “Джильду” знал, я знал “Баяна”,Ловил преступников “Пират”И на цепи сидел “Сократ”.Известны всем собачьи свойства:И ум, и чуткость, и геройство,Любовь, и верность, и коварство,И отвратительное барство,И с полуслова пониманье,И это все – от послушанья! (- хлопают) –
- Никита, нам интересно посмотреть на твой рисунок(выставка)
Учитель: Как собака познает окружающий мир?
Ученик 5(наташа) Окружающий мир собака воспринимает совсем не так, как человек. Для нее он состоит прежде всего из множества запахов, большинство из которых мы и представить не можем. Особенно привлекательны для них метки других собак у фонарей, углов зданий, деревьев. Поэтому на прогулке собака стремиться обнюхать все места, где побывали ее сородичи.
Что для нас глаза, то для собаки нос. Недаром говорят, что собака “видит носом”. Утрата зрения для нее менее существенна, чем потеря обоняния.
(- хлопают) -
Учитель:
- Пригодился ли человеку острый нюх собаки?
- ещё как!
- Еще в древности люди научились пользоваться исключительно тонким чутьем собак, например, для поиска дичи.
- Сегодня такие ищейки помогают таможенникам на границе: они чуют наркотики, упакованные в плотно закрытые коробки или спрятанные в полом каблуке.
- Другие собаки обнаруживают утечку газа из труб, проложенных под землей. Во Франции и Италии специально обученные собаки извлекают из-под земли трюфели – обладающие изысканным вкусом и ароматом грибы, которые высоко ценят гурманы.
- но чутьё собаки ослабевает с возрастом. А стареет собака, к сожалению, гораздо быстрее человека. Рекорд долгожительства Собака (Австралия) – 29 лет 5 мес- что же снится пожилой собаке?
Об этом нам расскажет Катя Соловьёва
Ученик 6: слайд-табл.
“Собака”. А.БартоОна с утра лежит не лая,Она собака пожилая.Ей надоело лаять, злитьсяБольшая, рыжая, как львица,Она лежит, не шевелитьсяИ смотрит молча, не ворча,На прилетевшего грача.
Собака спит.Ей снится детство:Она щенок,И все кричат:- Да замолчи ты, Наконец – то!Опять ты лаешь на грачат!
(- хлопают) –
- познакомь нас с рисунком твоей собачки (выставка)
Учитель: -собаки –настоящие герои! Таких фактов очень много. Вот несколько из них.
Ученик:
- Поиском заблудившихся в горах или жертв снежных лавин уже 300 лет занимаются сенбернары. Самый знаменитый из них – легендарный пёс Барри. Барри удалось спасти 40 человек, а откопанный им 41-й застрелил своего спасителя, приняв его за волка. Это случилось в 1814 г. В Альпах. В 1899 году в Париже возведён Памятник Барри.
-В годы Великой Отечественной войны колли Дик, обнаружил 11 тысяч немецких мин и огромную бомбу, спрятанную в фундаменте Павловского дворца. Талант и выдержка Дика, спасли жизнь тысячам солдат
-Собака Лайка — первое живое существо, побывавшее в космосе. Позднее ей был установлен памятник в Москве, на Петровско-Разумовской аллее.
(- хлопают) -
Учитель:Чтобы стать героем, собака совсем не обязательно должна быть породистой. Правильно обученная дворняжка вполне может справиться с любой самой сложной задачей, чутье у нее не хуже.
- О таком псе нам расскажет вадим“Придворный пес”
Хвастался дворнягам пес:– При дворе я, братцы рос!Благородного сословьяВесь от носа до хвоста!Не таскал чужих мослов я,Вам, дворовым - не чета!– При дворе?– Скажите – чьем?– Карла?– Карла – ни при чем!– Может быть, Людовиков?– Нет, друзья, берите выше – При дворе у дяди Гриши,Лучшего из дворников! (- хлопают) –
- расскажи о своём четвероногом друге (выставка)
Учитель: Хорошо ли собаки слышат?
Ученик11: ваня- у собак не только обоняние лучше нашего, но и слух куда острее. Они прекрасно различают отдельные звуки и очень точно определяют, откуда они доносятся. Уши играют роль локаторов независимо от того, какой они формы и размера Человек с острым слухом иногда еще может на расстоянии 3 м уловить тиканье часов, собака же слышит его на расстоянии 25 м.
(- хлопают) -
Учитель: правильно ли вы ухаживаете за своими четвероногими друзьями, как вы с ними обращаетесь? Давайте посмотрим памятку правила ухода за собаками.
Правила ухода и обращения с собакой
Решите, для чего вам собака и выберите породу.
Собаке нужен конкретный хозяин, который будет для неё главным лицом.
Собака требует уважительного отношения и подхода.
Гулять с собакой, особенно молодой, должны только взрослые.
Отведите собаке определённое место.
Растить щенков на привязи нельзя.
Купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.
Нужно сразу воспитывать в собаке культуру поведения.
Если собака заболела, её должен лечить только ветеринар.
Учитель: Какие загадки, пословицы и поговорки существуют о собаках? (каждый по загадке и по пословице)
Пословицы и поговорки.
1. Собака помнит, кто ее кормит.
2. Собака за зайцем, а заяц за волей.
3. Собака человеку неизменный друг.
4. Кошка – баба в избе, а собака – мужик во дворе.
Какие вы молодцы! Давайте себе похлопаем (- хлопают) -
Учитель: Ребята, а какие книги о собаках вы нашли, какие книги вы посоветуете прочитать ребятам?
- Н.Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»- о том как мальчик Тёма спас свою собачку Жучку, чуть сам не погибнув.
-
Учитель:
Собаки – верные, преданные друзья. Немало историй служат тому подтверждением. Сегодня я расскажу вам лишь одну из них.
- Случилось это в 1995 году в городе Тольятти. Произошла авария, столкнулись две машины. В одной из машин, в вишневой “девятке”, находилась молодая семья со своей собакой. К сожалению, людей спасти не удалось, они погибли. А вот собаку во время удара выбросило в окно, и она уцелела.
Пес отказывался верить в гибель хозяев, и с того самого дня, когда произошла трагедия, до самой своей смерти собака ждала их на том месте, где в последний раз видела живыми. Целых 7 лет пес не покидал свой пост. И в жару, и в слякоть, и в буран, и в мороз он надеялся на встречу.
Только через несколько месяцев грязного, оборванного пса заметили местные жители. Ему дали кличку Константин, ведь в переводе на русский язык это имя означает “верный, преданный”. Все ждали, что еще немного – и пес забудет о случившемся. Но каждый день, снова и снова, он бросался на встречные автомобили, причем, только на вишневые “девятки”, в надежде, что хозяева вернулись. Но автомобили проносились мимо.
Нашлись люди, которые хотели взять собаку в свой дом, но Константин никого к себе не подпускал. Не подпускал даже тех, кто его подкармливал. Не раз ему строили будки, но пес будто бы не замечал их и не уходил со своего поста.
Когда Константин умер, в благодарность за безграничную преданность и верность, на одной из улиц города ему был установлен памятник. На памятнике так и написано “Памятник преданности”.
- А как же мы, люди? Всегда ли мы относимся к собаке, как к настоящему другу? К сожалению, иногда люди показывают себя не с лучшей стороны. Сначала щенка приручают, заботятся, а потом когда животное надоест или заболеет, выбрасывают его на улицу, как ненужную игрушку. И не может понять собака: “За что? За любовь, верность и преданность?”
Не в каждом доме должна быть собака, но каждая собака должна иметь дом.
- обьясните, как вы это понимаете? (ответы)
-к сожалению, у нас иногда встречаются бродячие собаки, которые может быть имеют дом, но хозяин не заботится, а некоторые совсем брошенные, у них нет хозяина. Это очень плохо.
– Есть ли какие то правила, которых надо придерживаться во время общения с чужой собакой?(ответы)
Правила поведения с чужой собакой
ни в коем случае нельзя подходить к чужой собаке, пытаться погладить ее без разрешения хозяина, протягивать к ней руку, а также кричать на нее или пугать. Животное может расценить это как агрессию и напасть без промедления.
Во-вторых, не нужно пристальным взглядом смотреть собаке прямо в глаза. Она может расценить это как сигнал к нападению.
нельзя кормить собаку самостоятельно, будь она чужой или своей и домашней. Плюс ко всему этому, животное нельзя тревожить и в тот момент, когда оно занято пищей, иначе оно может расценить это как попытку посягнуть на ее собственность. Еду у собаки забирать недопустимо.
если собака сама проявила интерес и подошла к тебе, то нельзя кричать, убегать, махать руками и ногами. Нужно просто спокойно остановиться и подождать, пока животное его обнюхает и не побежит по своим делам дальше. не делать резких движений.
Когда собака бежит навстречу, не нужно убегать и впадать в панику. Нужно просто спокойно продолжать свой путь, не показывая страха.
Учитель –ну а теперь проверим, какие породы собак вы запомнили? Перед вами лежат листы и фотографии собак. В центре листа четыре слова со стрелочкой, прочитайте их – это названия породы собак. Возьмите картинки собак и соотнесите их со словами. Приклейте картинки куда указывают стрелочки.
- ну что же, вы молодцы! Можете поаплодировать себе. Вы все почетные члены нашего клуба любителей собак.
Отныне вы являетесь настоящими друзьями и защитниками наших четвероногих помощников.
5. Выводы. Подведение итогов
- ребята, что вам понравилось, запомнилось из нашего классного часа?
Кто был предком собаки?
Какие породы собак вы запомнили?
Какую работу выполняют собаки?
- Собака облегчает труд человека: пасет овец, помогает геологам и саперам, помогает на охоте, охраняет рубежи нашей Родины, борется с преступниками, занимается спасательными работами, служит поводырями слабовидящим людям, выступает в цирке и просто скрашивает нашу жизнь…
- Давайте же любить наших питомцев, заботиться о них!
Учитель:- спасибо всем за работу, за интересные выступления!
А в заключении давайте споем “Песня о собаке” из к/ф “Приключения Электроника”
Пусть Это будет гимном нашего клуба любителей собак!
Учитель: Ну а сейчас проверим, как вы знаете собак.
Выбери правильный ответ.
1. Что такое кинология?
– наука о кино– наука о собаках– наука о путешествиях
2. Что важнее для собаки?
– нос– глаза– умение быстро бегать
3. Собака виляет хвостом…
– просится на прогулку– отгоняет мух– выражает дружелюбие
4. Если собаке жарко, она…
– высовывает язык– обмахивается хвостом– купается в луже
5. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает…
– у собаки замерзли лапы– таким образом заметает следы– собака что – то натворила и боится неприятностей
6. Собака визжит, если…
– она голодна– случается неприятная ситуация– гонится за кошкой
7. Назовите любимую породу В.В.Путина.
– доберман– лабрадор– бассет8. Назовите породу Артемона из сказки “Золотой ключик” А.Толстого.
– спаниель– пудель– колли
9. Назовите породу собак, которая умещается на ладошке и выгуливать ее не надо:
– чау-чау– ап-чхи– чихуа-хуаУчитель: давайте проверим результаты теста.
Устав клуба любителей собак
-клуб состоит из членов, которые любят собак и готовы прийти им на помощь, если это необходимо.
Почетный член клуба любителей собак обязан:
- систематические повышать свои знания и практические навыки ухода за собакой
- заботиться о своей собаке и не обижать чужих животных
- соблюдать меры безопасности при обращении с чужими собаками
- своевременно обращаться к ветеринару, если животное заболеет;
- обеспечить комфортные условия для своей собаки
Приложения
Памятка
Правила ухода и обращения с собакой
Решите, для чего вам собака и выберите породу.
Собаке нужен конкретный хозяин, который будет для неё главным лицом.
Собака требует уважительного отношения и подхода.
Гулять с собакой, особенно молодой, должны только взрослые.
Отведите собаке определённое место.
Растить щенков на привязи нельзя.
Купать 1 раз в месяц. Собаку нельзя натирать мылом.
Нужно сразу воспитывать в собаке культуру поведения.
Если собака заболела, её должен лечить только ветеринар.
“Преданней собаки нету существа”
песня из к/ф. “Приключения Электроника”
на слова Ю. Энтина, музыка Е. Крылатова
1.Если меркнет свет в окошке, Hа душе скребутся кошки, Кто сумеет вам помочь Кто прогонит кошек прочь?
Припев:Это знает всякий. Это не слова.Преданней собаки - нету существа!Преданней собаки, ласковей собаки,Веселей собаки - нету существа!
2. Если кто-нибудь решитсяHа хозяев покуситься,Кто сумеет рядом встатьИ нахала покусать?
Припев: 3. Кто любой приказ толковоПонимает с полуслова,Кто, не требуя наград,Рядом быть бывает рад?
Это знает всякий. Это не слова.Преданней собаки нету существа!Преданней собаки, ласковей собаки,Веселей собаки - нету существа!
Спасибо. Наше мероприятие окончено.
Тест
Выбери правильный ответ.
1. Что такое кинология?
– наука о кино– наука о собаках– наука о путешествиях
2. Что важнее для собаки?
– нос– глаза– умение быстро бегать
3. Собака виляет хвостом…
– просится на прогулку– отгоняет мух– выражает дружелюбие
4. Если собаке жарко, она…
– высовывает язык– обмахивается хвостом– купается в луже
5. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает…
– у собаки замерзли лапы– таким образом заметает следы– собака что – то натворила и боится неприятностей
6. Собака визжит, если…
– она голодна– случается неприятная ситуация– гонится за кошкой
7. Назовите любимую породу В.В.Путина.
– доберман– лабрадор– бассет8. Назовите породу Артемона из сказки “Золотой ключик” А.Толстого.
– спаниель– пудель– колли
9. Назовите породу собак, которая умещается на ладошке и выгуливать ее не надо:
– чау-чау– ап-чхи– чихуа-хуаПравила поведения с чужой собакой
ни в коем случае нельзя подходить к чужой собаке, пытаться погладить ее без разрешения хозяина, протягивать к ней руку, а также кричать на нее или пугать. Животное может расценить это как агрессию и напасть без промедления.
Во-вторых, не нужно пристальным взглядом смотреть собаке прямо в глаза. Она может расценить это как сигнал к нападению.
нельзя кормить собаку самостоятельно, будь она чужой или своей и домашней. Плюс ко всему этому, животное нельзя тревожить и в тот момент, когда оно занято пищей, иначе оно может расценить это как попытку посягнуть на ее собственность. Еду у собаки забирать недопустимо.
если собака сама проявила интерес и подошла к тебе, то нельзя кричать, убегать, махать руками и ногами. Нужно просто спокойно остановиться и подождать, пока животное его обнюхает и не побежит по своим делам дальше. не делать резких движений.
Когда собака бежит навстречу, не нужно убегать и впадать в панику. Нужно просто спокойно продолжать свой путь, не показывая страха.
Устав клуба любителей собак
-состоит из членов, которые любят собак и готовы прийти им на помощь, если это необходимо.
Каждый член клуба любителей собак обязан:
- систематические повышать свои знания и практические навыки ухода за собакой
- заботиться о своей собаке и не обижать чужих животных
- соблюдать меры безопасности при обращении с чужими собаками
- своевременно обращаться к ветеринару, если животное заболеет;
- обеспечить комфортные условия для своей собаки
“Мой щенок”
Лев Яковлев
“О тех, кто лает”.
На свете множество собакИ на цепи и просто так:Собак служебных, пограничных,Дворовых “шариков” обычных,И молодых пугливых шавок,Что тявкать любят из-под лавок,И тех изнеженных болонок,Чей нос курнос, а голос тонок,И ни на что уже не годных – Бродячих псов всегда голодных.
Среди собак любой породыЕсть и красавцы и уроды,Есть великаны – это доги!Коротконогие бульдогиИ жесткошерстные терьеры.Одни – черны, другие – серы,А на иных смотреть обидно – Так заросли, что глаз не видно!Друзей домашних – тех, что лаютПо кличкам люди называют:“Рамзес”, “Валет”, “Изольда”, “Яна”,Я “Джильду” знал, я знал “Баяна”,Ловил преступников “Пират”И на цепи сидел “Сократ”.Известны всем собачьи свойства:И ум, и чуткость, и геройство,Любовь, и верность, и коварство,И отвратительное барство,И с полуслова пониманье,И это все – от послушанья!С.В.Михалков
“Собака”.
А.Барто“Придворный пес”
Хвастался дворнягам пес:– При дворе я, братцы рос!Благородного сословьяВесь от носа до хвоста!Не таскал чужих мослов я,Вам, дворовым - не чета!– При дворе?– Скажите – чьем?– Карла?– Карла – ни при чем!– Может быть, Людовиков?– Нет, друзья, берите выше – При дворе у дяди Гриши,Лучшего из дворников!
«Если добрые чувства
не воспитывать в детстве,
их никогда не воспитаешь.
В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств».
В.А.Сухомлинский
позабыв самое главное – внимание, сострадание, сопереживание, доброту, нежность – одни из основных качеств,
без которых жизнь и взаимоотношения людей теряют всякий смысл.