Родительское собрание на тему Наши привычки — привычки наших детей
Родительское собрание «Наши привычки - привычки наши детей»
Цель: способствовать пропаганде здорового образа жизни среди родителей; актуализация проблемы сохранения и укрепления здоровья детей; формирование у детей и родителей ответственности за свое здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся
Ход собрания
I. Вступительное слово
Древние греки говорили: “В здоровом теле – здоровый дух”. Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. Все мы хотим видеть своих детей здоровыми, веселыми, физически развитыми. Поэтому наш разговор мы посвятим привычкам, которые влияют на здоровье наших детей.
У каждого человека есть привычки — вредные и полезные. Вредными следует считать те привычки, которые мешают или не дают возможности человеку в течении его жизни успешно реализовать себя как личность. В основе формирования вредных привычек может лежать отсутствие направляющей и побуждающей роли старших. В результате этого дети оказываются предоставленными сами себе, их активность находит случайные и порой нежелательные выходы, плохие их побуждения своевременно не пресекаются, что способствует их закреплению. Многие взрослые стремятся хорошо воспитывать ребенка, не замечая, что сами же служат ребенку дурным примером, не понимая своих недостатков. Примером того может быть употребление нецензурных выражений при детях, злоупотребление алкоголем, никотином и т.д.
Формирование вредных привычек происходит, как правило, легче, чем формирование хороших, причем вредные привычки закрепляются прочнее. Это всегда путь по наименьшему сопротивлению, путь от порядка к беспорядку, от упорядоченности к хаосу.
Многие из нас неоднократно слышали о вреде курения и употребления спиртных напитков. Некоторые взрослые подвержены этим вредным привычкам. Говорят одно, а делают другое. Надо понимать, что дети сами не всегда могут в сложных противоречиях жизни, научиться критически относиться в жизни к словам и делам людей. Отсюда и стремление на собственном опыте проверить правильность утверждений о вреде сигареты и рюмки вина. Только одна затяжка табачным дымом и только один глоток вина - попробую, что будет. Интересно. Чем я хуже моих товарищей, которые с важным видом вынимают из кармана пачку сигарет или с таинственным выражением лица торжественно откупоривают бутылку пива?
Чаще всего раз испытав «удовольствие» от курения или питья вина, человек на всю жизнь остается их рабом: хотел бы бросить сигарету или прекратить пьянство, но уже не может. Такие вот свойства у этих наркотических веществ. Но кто в детском или в юношеском возрасте задумался о последствиях тех или иных нарушений здорового образа жизни. Какие же черты личности предрасполагают человека к употреблению наркотических веществ и что ведет к формированию этих черт?
Прежде всего, когда ребенок не находится под должным контролем родителей, которые бы руководили его действиями, ставили бы перед ним определенные цели и задачи, следили бы за их достижениями.
Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, о том, что курильщики чаще других страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, раком дыхательных путей и легких. Но факт остается фактом: при том положении вещей, что в Европе и Америке количество курильщиков снижается, люди начинают заботиться о сохранении здоровья, в нашей стране все магазины и огромные плакаты на улицах приглашают к курению. Противостоять при таком натиске трудно, особенно подростку. Тем более, что взрослые люди постоянно тянутся к сигарете в минуту стресса и утверждают, что помогает.
Предлагаю вам обсудить несколько ситуаций, которые могут возникнуть в вашей жизни.
Ситуация 1. Вы приходите домой внеурочный час, неожиданно для ребёнка, и застаете его курящим. Ваши действия?
Ситуация 2. Вы идете домой и вдруг видите, что ваш ребёнок стоит вместе с ровесником и курит сигарету за углом соседнего дома. Ваши действия?
Не хотелось бы сегодня вновь и вновь повторять истины о вреде алкоголя. Вы - взрослые люди и прекрасно знаете все это. Поэтому внимание мы будем акцентировать на том, что и как можно сказать ребенку, чтобы в нем формировалась позиция отвержения сигарет, алкоголя, наркотиков. Как бы вы поступили в такой ситуации:
Ситуация 3. Ваш ребёнок подросток пошел к другу на день рождения. Обещал вернуться к 21.00, но пришел только в 23.00, причем, с хорошо ощутимым запахом алкоголя. Свое поведение он объяснил так: «Телефона у друга не было, поэтому я не мог предупредить, что задержусь. Родители друга поставили на стол шампанское, и я немного выпил»
И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящен проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Но Сенек был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание». Чтобы противостоять злу, надо много о нем знать, надо быть сильнее его. Что же мы сегодня должны знать о наркомании?
Каждому периоду жизни общества свойственны трудности и противоречия. Перестройка затронула многие проблемы жизни, принесла в чём-то положительные результаты, но и множество новых проблем, среди которых: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы глобальны, носят общественный характер и поражают больше всего подростков, отличающихся неустойчивой психикой.
В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки пробуют наркотики, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.
Итак, наркотики сегодня стали реальностью, их опасность связана с тремя основными моментами:
1. Наркотик - это средство, которое постоянно увеличивает потребностиего использования. Наркомания, токсикомания - это прием ядов,которые вызывают потребность принимать все новые и болеекрупные дозы.
2. Привязанность к наркотику, токсикомании ведёт к быстрой деградации личности подростка. Он готов любыми методами добыть нужное ему вещество... Он идет на совершение преступления, не останавливаясь ни перед чем.
3. Наркомания и токсикомания ведут к понижению работоспособности, движения делаются замедленными, внимание рассеянным, реакция на любой раздражитель становится неадекватной. Подросток теряет ориентиры во внешнем мире, происходит не только нравственная, но и интеллектуальная деградация.
Выделяются следующие причины начала употребления наркотиков:
1) Бесплатное предложение попробовать наркотик.
2) Из любопытства.
3) Не осознается пагубность и вредность привычки.
4) Низкая самооценка подростка.
5) Стремление уйти от тоски и одиночества.
6) Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей.
7) Отдельные подростки стремятся выделиться в коллективе сверстниковлюбой ценой - из-за того, что привыкли к повышенному вниманию в семье.
8) Нередко используется сила принуждения, особенно к слабовольным.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:
- резкая смена друзей;
- резкое ухудшение поведения;
- изменение пищевых привычек;
- случаи забывчивости, бессвязная речь;
- резкие перемены настроения;
- полная утрата прежних интересов;
- на фоне полного здоровья - расширение значков, покраснение глаз,кашель, рвота.
Здоровье — бесценное богатство каждого человека. Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья и борьбе с вредными привычками.
П. Анализ предварительной работы, проведенной среди учащихся по подготовке собрания.
Анкета для учащихся
по выявлению вредных привычек.
Дорогой друг!
Просим тебя ответить на вопросы, которые помогут оценить отношение подростков к курению, алкогольным напиткам, наркотическим веществам. Поставь, пожалуйста, «галочку» около подходящих для тебя ответов или подчеркни нужный ответ.
1) Как ты считаешь, курение вредно?
да нет не очень не знаю
2) Как ты считаешь, по каким причинам ребята начинают курить?
- не хотелось отстать от друзей, которые курили
- чтобы понравиться девочке (мальчику)
- из любопытства
- чтобы почувствовать себя взрослее
- чтобы легче было общаться
- заставили старшие ребята
- другое
3) В каких местах ребята обычно курят?
дома, на улице, во дворе в школе, около школы другое4) Знают ли родители, что ты куришь или пробовал курить?
знают, не знают, не курю
5) В чем, на твой взгляд, вред от курения?
- это одна из причин рака;
- повышает вероятность инфаркта;
- курение вредно для будущих мам;
- курение скажется на развитии будущих детей;
- приведет к гипертонии;
- курящие быстро стареют;
- курение ухудшает сон, ведет к неврозам;
- курящие меньше живут;
- ухудшается память, снижается интеллект;
- плохо влияет на занятия спортом;
- вредно для окружающих;
- на сигареты уходит много денег, а где их брать?
6) Считаешь ли ты, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма?
да, нет, точно не уверен, все зависит от количества
7) Знаешь ли ты, что пиво – такой же алкогольный напиток, как вино и водка, и вызывает алкогольную зависимость?
да нет
8) Как ты считаешь, почему ребята начинают употреблять алкогольные напитки?
- так принято в семье
- за компанию с товарищами
- из любопытства
- просто так, от нечего делать
- после каких-то неприятностей
-другое____________________
9) Опасно ли употребление алкоголя в небольших количествах для подростка?
опасно, не опасно, не знаю.
10) Если тебе предложат попробовать наркотик, то...
- откажусь, зная о последствиях;
- попробую, от одного раза ничего не будет;
- я пробовал(а), мне понравилось;
- я пробовал(а), больше никогда не буду;
- другое
11) Если ты нашел случайно пакет с веществом, похожим на наркотики, как ты поступишь?
- не буду трогать пакет и уйду;
- возьму пакет и попытаюсь продать его;
- позвоню в милицию и сообщу о находке.
12) За употребление наркотиков привлекают к уголовной ответственности?
- привлекают;
- не привлекают;
- не знаю.
III. Памятка для родителей по теме собрания
Памятка родителям
« Как помочь ребёнку сказать «нет» алкоголю и наркотикам»
Будь образцом. Дети видят ваш пример. Они запоминают всё, что вы делаете или говорите, и им кажется, что это хорошо и для них! Если вы выпиваете, делайте это умеренно. Объясните, что употребление спиртного – это выбор взрослых. Кроме того, показывайте собственным примером, что есть и другие способы для отдыха и веселья.
1. Общение. Говорите с вашими детьми об алкоголе, наркотиках регулярно, как и об одежде, спорте, школе. Дайте понять своим детям, что они могут обсуждать с вами любые вопросы. Учитесь внимательно слушать своих детей. Если ребёнок говорит вам: «Отец Саши разрешил попробовать ему пиво», то он хочет угадать ваше отношение к этому. Не унижайте ребёнка, говоря ему: «Это самое глупое, что я когда – нибудь слышал». Вместо этого спросите: «А что сделал бы ты, если бы Сашин отец предложил пиво тебе?» Поступая так, вы даете возможность говорить с вами открыто. Следите за своими словами. Вы будете лучше услышаны своим ребёнком, если не будете давать слишком много советов или критиковать. Дети не любят поучительного тона, чтения нотаций.
2) Ценности. Объясните своему ребёнку, «что такое хорошо и что такое плохо». Это придаст ему уверенности, когда придётся принимать решение самому, и поможет устоять против давления друзей. Учите детей доверять своему здравому смыслу, уважать своих родителей и быть уверенными в себе и вне семьи. Дайте им ценности, которые помогут им в любом возрасте.
3) Правила. Сделайте чёткими ваши семейные правила. Поясните детям, что им не разрешено пить спиртное, употреблять наркотики, и почему. Пусть они узнают, что это незаконно и опасно для здоровья и жизни.
4) Похвала. Хвалите своих детей за усилия над собой, а не только за их успехи. Пусть дети знают, что вы поддерживаете их старания. Говорите своим детям, что они значат для вас. Детям необходимо это чувствовать, и они должны об этом слышать от вас.
5) Поддержка. Детские старания непостоянны. Помогите своему ребёнку найти занятие, от которого бы он получал удовольствие.
6) Разделение обязанностей. Вам нужна помощь по дому? Скажите об этом ребёнку. Это даст ему почувствовать себя необходимым. Ребёнок будет знать, что он вносит вклад в общее дело.
7) Доверие. Пусть ваш ребёнок знает, что вы верите в его способность отказаться от курения, алкоголя и наркотиков
IV. Заключение.
В заключение нашего разговора о вредных привычках и способах борьбы с ними, давайте сформулируем принципы общения с подростком:
(принципы выводятся совместно)
- терпение;
- внимание;
- тактичность и деликатность;
- умение поставить себя на место ребенка;
- гибкая система контроля, не довлеющая над сознанием подростка, аподдерживающая его.