ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ Раздел I. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ Урок 1. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС. НАБЛЮДАЕМ И ИССЛЕДУЕМ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
Раздел I. СТРОЕНИЕ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Урок 1. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС. НАБЛЮДАЕМ И ИССЛЕДУЕМ
Цели деятельности учителя Формировать представление об изучаемом предмете, первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; познакомить с учебником: авторами, условными обозначениями; определить границы знания и «незнания» у пятиклассников, приступающих к изучению предмета; развивать интерес к предмету «Биология»
Тип урока Урок-знакомство
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, узнают, что такое методы изучения природы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником, лабораторным оборудованием.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная
Образовательные ресурсы Биология: 5-6 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г – 176 с.
Биология: 5-6 классы: Рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений. ФГОС/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана – Граф, 2012 г
Оборудование Лабораторное оборудование: штатив, стакан, спиртовка, пробирка, колба,; измерительные приборы: термометр, линейка, напольные весы, ПК, медиапроектор, лупа, световой микроскопНаглядно-демонстрационный материал Зрительный ряд: рисунки с изображением методов изучения природы (опыт, наблюдение)
слайды пейзажей, изображений электронного микроскопа, животных
Основные понятия и термины Опыт, наблюдение, описание, измерение.
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы органи-зации взаимодействия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическаяи мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово.
Учитель читает стихотворение (показ слайдов в соответствии со строчками)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
– Здравствуйте, ребята.
– С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новый предмет, который называется «Биология». Как вы думаете, что мы будем изучать на этих уроках?
– Какие знания и умения приобретём?
– Какие открытия сделаем? (Ответы детей.)
- Живая природа постоянно задает нам вопросы. И не на все есть готовые ответы. И я надеюсь, что изучая данный предмет, читая учебник, рассматривая внимательно рисунки, выполняя предложенные задания, мы с вами найдем ответы, раскроем секреты, которые хранит природа. Слушают, принимают участие в диалоге.
Познавательная:слушают учителя.Коммуникативная:принимают участие в диалоге
с учителем.
Регулятивная:демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку Фронтальная Личностные:понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету,
понимают его важность.
Коммуникативные:работают
в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей), высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
II. Изучение нового материала Беседа
по теме «Методы изучения природы» – Но природа не сразу открывает свои тайны и не всем. Многие исследователи природы не могли сразу разгадать тайны жизни. Они проводили огромное число опытов, наблюдений, прежде чем они разгадали загадки жизни. Сколько сил, терпения они потратили!
– Хотели бы и вы делать опыты, проводить наблюдения? (Ответы детей)
– А знаете ли вы, чем опыт отличается от наблюдения?
(Ответы детей)
– Попробуй записать, что ты думаешь об этом в рабочей тетради.
– Итак, кто как думает?
(Учитель подводит итог выводам детей).
– А теперь рассмотрите рисунок №1 учебника, на котором, на ваш взгляд, изображен опыт на рисунке А или Б? Ответ свой напишите в тетради, укажите, почему так думаете.
(Обучающиеся работают в рабочих тетрадях).
– Теперь полистайте учебник, выберите по 1-2 примера наблюдений и опытов, условные обозначения. Запишите по одному примеру.
(Обучающиеся изучают учебник, записывают ответы в рабочую тетрадь) Слушают, работают по заданиям в рабочей тетради.
Познавательная:отвечают на вопросы.Коммуникативная:строят понятные для партнера высказывания.
Регулятивная:высказывают свои мнения на основе работы с учебником, высказываниями одноклассников, учителя. Фронтальная. Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности, понимают значимость предмета «Биология».
Познавательные:могут составить произвольное речевое высказывание
в устной и письменной форме
о новых понятиях;
умеют извлечь существенную информацию из разных источников(из рассказа учителя, материала учебника, собственного жизненного опыта).
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу;осознают недостаточность своих знаний. Устные ответы
Физкультминутка. Проводит физкультминутку.
В ясный солнечный денек (закрыть глаза)
Мы шагаем в лес все дружно (шаги на месте).
Рассмотреть большой пенек (развести руками),
Наблюдать за ним нам нужно (показать, как смотрят в бинокль).
Соберем сосновых шишек (приседают, имитация сбора),
Опыт с ними проведем:
Где расти им лучше будет (показать вопросительный знак)?
Все узнаем не из книжек! (радостно подпрыгнуть) Выполняют физические упражнения. Фронтальная. Познавательные:извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения Беседа по вопросам. – Ребята, представьте, что вы ставите какой-нибудь опыт или наблюдаете за каким-нибудь явлением в природе. По какому плану вы будете работать: что будете делать сначала, чем завершать работу?
- Сложный вопрос? А поможет нам на него ответить учебник, с.4, найдите ответ. Отвечают на вопросы Фронтальная Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
Ознакомление с лабораторным оборудованием -Часто для проведения опыта требуется специальное оборудование. На наших уроках мы будем использовать следующее лабораторное оборудование(учитель демонстрирует лабораторное оборудование): штатив, стакан, спиртовку, пробирку, колбу.
-Иногда исследователи используют измерительные приборы. Какие измерительные приборы вам известны? Что ими можно измерить?
(Ответы детей)
Обратите внимание на домашнее задание. Вы дома проведете исследование. Найдите в учебнике это задание.
(Обучающиеся находят задание в учебнике).
- К сожалению, не все объекты живой природы мы можем рассмотреть невооруженным взглядом. Помогают нам преодолеть это затруднение увеличительные приборы. (Учитель демонстрирует лупу, световой микроскоп). С этими увеличительными приборами ты познакомишься уже в этом году. Научным же работникам требуется более мощный прибор - это электронный микроскоп (учитель демонстрирует слайд презентации).
-А теперь послушайте загадки и, конечно, попытайтесь их отгадать:
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.(ЕЖ)
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (ЛИСА) находят необходимую информацию учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Личностные:осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные:обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, могут работать в коллективе, уважают мнение Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7
(При правильном ответе учитель открывает слайд презентации с картинками животных).
- А сейчас я вам раскрою один секрет. Когда я вам загадывала загадки, я использовала еще один метод изучения природы – описание. Попробуйте и вы дать такое описание одного из животных, изображенных на слайде, по которому одноклассники могли бы определить, о ком идет речь.
(Обучающиеся готовят описание устно, эту работу можно проводить в группах или парах). Групповая или в парах других участников образовательного процесса.
Регулятивные:ориентируются
в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи III. Итоги урока.
Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа – Вот и подошёл к концу наш первый урок биологии. Что вы узнали на нём?
– Какие открытия сделали?
– Какие методы позволяют нам изучать природу?
- Кому открывает свои тайны природа, какими качествами должен обладать человек?
– С каким настроением вы уходите с урока? Отвечают
на вопросы, обосновывают своё мнение Фронтальная Познавательные:ориентируются
в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.
Личностные:проявляют интерес
к предмету, стремятся к приобретению новых знаний.
Регулятивные:оценивают собственную деятельность на уроке Устные ответы