Статья Коррекция воспитания и развития гиперактивного ребёнка

Коррекция воспитания и развития гиперактивного ребёнка.

В любой школе, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчинятся правилам и инструкциям. Такие дети очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны, безответственны, часто задевают и разбрасывают различные предметы, толкают сверстников, создают конфликтные ситуации, являются инициаторами ссор, драк.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной мозговой дисфункцией.
Появление гиперактивного ребёнка в классе с первых дней осложняет жизнь всего классного коллектива. Он мешает вести занятия, вскакивает с места, перебивает воспитателя и одноклассников. Такое поведение вызывает недоумение и является причиной неприятия такого ребёнка другими детьми.
Но нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребёнок. Он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Постоянные окрики, замечания, угроза наказания имеют кратковременный положительный эффект, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Такие формы воздействия способствуют формированию у ребёнка отрицательных черт характера.

Коррекционная работа с гиперактивным ребёнком должна вестись совместно с психологом и медицинским персоналом школы. Эффективность работы во многом будет зависеть от выбранной стратегии воспитания.
Прежде всего, мы ищем не недостатки, а положительные стороны характера, задатки к какой-либо деятельности, увлечения и стараемся максимально развить эти качества.
Наиболее приемлемым видом деятельности ребёнка является игра. Игры должны быть тщательно подобранны, направлены на реализацию поставленных целей. Существуют правила, которые нужно соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребёнком:
Начинать нужно с тренировки только одной функции ( например, внимания. При этом нужно быть терпимым к ёрзанью на стуле, или к перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Если одёргивать ребёнка, его усилия переключатся на контроль своих действий и сконцентрироваться на задании уже будет трудно. Только через продолжительное время можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время игровых занятий.
Необходимо предупреждать переутомление и перевозбуждение ребёнка, переключать его на другие виды игр и занятий.
Гиперактивному ребёнку сложно контролировать себя, он нуждается во внешнем контроле. Поощрения и наказания должны проявляться вовремя, при этом наказание должно быть мягким, в форме лишения чего то, или просто недовольства со стороны взрослого. А поощрение -за хорошо выполненную работу, за старание и усилия. Иногда достаточно просто доброго слова, сувенира.
Необходимо давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию ( проводить подвижные игры, секционные занятия, просить что- то принести, сделать и обязательно хвалить за работу).
Вовлекать ребёнка в работу, которая ему очень нравится, где он может проявить свои способности, достичь определённых результатов.
Эти правила способствуют воспитанию и развитию гиперактивного ребёнка, помогают сотрудничать с ним.
В воспитании и развитии гиперактивного ребёнка можно использовать следующие методы, формы, приёмы коррекционной работы:
- психоэмоциональные разгрузки;
- индивидуальные занятия;
- групповые тренинги;
- конструирование, рисование, лепка;
- спортивные прогулки, игровая деятельность;
- занятия со сменой видов деятельности;
- участие в праздничных мероприятиях, конкурсных программах;
- вовлекать в кружковую деятельность;
Гиперактивный ребёнок никогда не будет послушным и покладистым, но научиться жить в мире с ним и сотрудничать с ним – вполне посильная задача для педагога.










15