Рабочая программа летнего оздоровительного лагеря Страна сказок
МКОУ «Парфеньевская средняя общеобразовательная школа»
Парфеньевского муниципального района Костромской области
Утверждено
_______________
Начальник лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
«Страна сказок»
2015г
ПарфеньевоНастоящая Программа разработана в соответствии с:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ "Об образовании";
Федеральным законом от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Приказом Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
Федеральным законом о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений № 98-ФЗ от 28 июня 1995
Федеральным Законом от 17 июня 1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии"
Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 1281-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ "Об общественных объединениях"
Постановлением Губернатора Костромской области;
САНПИН 2.4.4.2599-10 "Постановление от 19 апреля 2010 г. № 25" от 26 мая 2010г. № 17378
Приказом Управления образования администрации Парфеньевского района;
Планом учебно-воспитательной работы на 2014-2015учебный год;
Положением о летнем оздоровительном лагере при МКОУ «Парфеньевская СОШ»
Решением Педсовета.
Цель
Создание условий для активного отдыха и развития учащихся, занятости их трудовой, экологической, творческой и спортивной деятельностью; укрепление здоровья детей в летний период; осуществление комплексного подхода к организации летнего отдыха.
Задачи
- расширение кругозора детей через экскурсии, посещение музеев, библиотеки, знакомство с биографией и творчеством известных детских писателей;
-оздоровление детей через проведение спортивных мероприятий; повышение физической активности школьников;
-трудовое и патриотическое воспитание через ежедневные беседы, поручения, личный пример педагогов;
- развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка через исследовательскую деятельность;
- формирование качеств, составляющих культуре поведения, санитарно-гигиенической культуре через плановые мероприятия, конкурсы рисунков, плакатов, инсценированные постановки ;
- профилактика правонарушений в летний период через организацию встреч с работниками ПДН и ГИБДД;
Пояснительная записка
Летний период в жизни школьника - самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни детей прерывается, происходит смена деятельности и впечатлений. С одной стороны, это время выхода излишек детской энергии, дни разрядки, а с другой стороны, зарядка новой энергией, впечатлениями, освоение на практике полученных теоретических знаний и накопление жизненного опыта. В связи с этим, перед взрослыми (педагогами) стоит задача организовать досуг учащихся так, чтобы необъятная энергия детей была направлена на познание окружающего мира, на саморазвитие детей, на самостоятельное творчество.
Особенно актуальным вышеизложенное является для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, т. к. в силу своего физического и умственного развития, эти дети имеют бедный жизненный опыт, низкий уровень усвоения информации, слабые коммуникативные возможности. Так же на протяжении учебного года дети мало пребывали на свежем воздухе, мало двигались. Летний отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его оздоровления, социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков. Ежегодно в нашей школе проводятся опросы учащихся для планирования летней оздоровительной компании. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе муниципального образовательного учреждения с. Парфеньево. Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий.
Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.
Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.
Основная идея программы ЛОУ - предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.
Программа основана на следующих принципах:
Принципы дифференциации и интеграции различных форм оздоровительной и воспитательно-образовательной работы.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип успеха и поддержки - создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора формы летнего отдыха и занятости, исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием.
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, который предполагает: создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений.
Принцип максимизации ресурсов означает, что в ходе подготовки и реализации программы будут использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного (оптимального решения поставленных задач).
Принцип демократизации деятельности детских объединений.
Исходя из вышесказанного, были определены основные направления работы по организации отдыха и деятельности учащихся школы в летний период:
Художественно-эстетическое (литературное);
Спортивно-оздоровительное;
Гражданско-патриотическое;
Экологическое;
Учебно-исследовательское (познавательное);
Общественно-полезное и трудовое.
В связи с этим, пришкольный лагерь играет большую роль, т.к. учащиеся имеют возможность в непринуждённой обстановке наблюдать, познавать, анализировать, делать выводы, при этом большую часть времени находясь на свежем воздухе.
Заказчики программы
Управление образования Администрации Парфеньевского района;
Администрация МКОУ «Парфеньевская СОШ» с Парфеньево.
Разработчики программы
Глухова Светлана Михайловна, старшая вожатая летнего оздоровительного лагеря при МКОУ «Парфеньевская СОШ», учитель начальных классов
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Участниками данной программы являются учащиеся школы в возрасте от 6 до 17 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных и многодетных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Сроки реализации программы
Лагерь рассчитан на пребывание детей с 8час 30мин до 14час 30мин в период первого месяца ( июня) летних школьных каникул, предполагает работу продолжительностью 18 рабочих дней.
Место реализации программы
МКОУ «Парфеньевская СОШ»
Программа предусматривает тесные контакты с социальными партнёрами:
- районная библиотека им. С. Максимова
-литературно – художественный музей им.С.Н.Маркова- Центр Культуры и Досуга
-редакция районной газеты «Парфеньевский вестник»
- Дом детского творчества
- ГИБДД
Формы и методы реализации программы
Основными методами организации деятельности являются:
метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Механизм реализации программы.
К участию в реализации Программы привлекается педагогический коллектив школы, учреждения микросоциума.
Перечень мероприятий Программы предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, включая материально-техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей лагеря.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего отдыха оздоровления детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием.
Администрация лагеря начинает работу задолго до открытия лагеря. Это время называют подготовительным периодом лагерной смены. В это время приводится в порядок территория лагеря и документация, а также решаются вопросы подготовки сотрудников.
В подготовительный период воспитатели:
знакомятся с администрацией лагеря, педагогическим коллективом и техническим персоналом.
знакомятся с правилами внутреннего распорядка, требованиями к работе, традициями лагеря.
по решению начальника лагеря распределяются по отрядам.
составляют примерный план работы отряда на смену, учитывая возрастные особенности детей
подготавливают материалы, которые могут пригодиться в течение смены (вырезки из журналов, открытки, сборники с играми, песнями и сценариями, книжки со сказками и т.д.)
принимают участие в благоустройстве лагеря.
7.Приёмка лагеря контрольно-надзорными органами.
Лагерная смена условно делится на три периода: организационный, основной и заключительный.
Организационный период (оргпериод) длится первые 2 дня. В этот период происходит знакомство детей между собой, с воспитателями и лагерем, адаптация к новым условиям жизни (режим дня, бытовые условия и т.д.), определение ролей, которые дети будут выполнять в коллективе.
Организационный период - это очень трудное время и для детей, и для воспитателей. В первые дни перед воспитателем стоит несколько задач:
познакомиться с отрядом (узнать некоторые их личностные особенности, выявить интересы).
помочь адаптироваться к новым условиям, рассказать о правилах и традициях лагеря, составить законы жизни отряда).
создать уютную атмосферу (красиво оформить отряды), дать возможность проявить себя в мероприятиях различной направленности, сплотить отряд (проводить игры, направленные на сплочение, выбрать отрядную символику - название, девиз, песня, эмблема, создать отрядный уголок)
включить детей в деятельность, раскрыть перед ними перспективы этой деятельности (составить вместе с детьми план смены)
создать эмоциональный настрой на яркую, интересную будущую совместную жизнь (с первого дня проводить с детьми веселые, интересные, неожиданные мероприятия и игры).
6. провести инструктажи ТБ
- Вводный инструктаж ( начальник лагеря).
-Инструктаж по ПДД ( воспитатели).
-Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий ( ответственный за спортивную работу).
-Инструктаж по ТБ при организации игр на территории ( воспитатели).
-Текущие инструктажи( воспитатели).
Основной период характеризуется своей стабильностью: ребята привыкают к воспитателю и его требованиям, к режиму дня, к жизни в коллективе. Отряд входит в определенный ритм: подготовка мероприятия, проведение, снова подготовка.
В основной период задачами воспитателя становятся формирование коллектива и развитие в нем самоуправления. Это достигается путем объединения ребят вокруг какой-либо деятельности, проведения КТД (коллективных творческих дел), передачи некоторых полномочий ребятам- лидерам.
На середину лагерной смены приходится второй пик трудности — «пик привыкания» (примерно 9-10 день). В данной обстановке часто возникают конфликты между детьми и воспитателями. Для преодоления пика привыкания (на 10 — 11 день) провести такое мероприятие, которое бы встряхнуло ребят, полностью поменяло окружающую обстановку, явилось бы крупной «авантюрой». Например, «Украденный полдник».
Заключительный период начинается за два дня до конца смены.
Провести генеральную уборку помещений. Подготовка к прощальному днПедагогические условия реализации программы
добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, в организацию жизни лагеря;
сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);
систематическое информирование о результатах состязаний, конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация различных видов стимулирования детей и взрослых;
многообразие предлагаемых видов деятельности (право выбора посильного участия в деле);
отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка;
создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой.
Методические условия реализации программы
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
самоуправление в отряде и в лагере.
Обеспечение программы
а) Методическое обеспечение:
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, описание модели игрового сюжета, плана-сетки;
должностные инструкции, приказ об организации лагеря на базе МКОУ «Парфеньевская СОШ»;
проведение начальником лагеря установочного семинара для вожатых и воспитателей до начала смены;
подбор методического материала в соответствии с программой лагеря;
подбор реквизита для проведения дел;
разработка системы отслеживания результатов педагогической деятельности и деятельности воспитанников лагеря, подведение итогов, обеспечение гласности достигнутых успехов и результатов.
б) Кадровое обеспечение:
Оздоровление и развитие детей в значительной степени зависит от знаний, умений и подготовленности к работе тех взрослых, которые организуют жизнедеятельность лагеря. В реализации программы участвуют опытные педагоги школы .
Штатное расписание лагеря подразумевает следующие категории работников лагеря: начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели, техперсонал, повара, медицинская сестра.
Должность Обязанности
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.
Старшая вожатая несёт ответственность за соблюдение распорядка дня, организацию и содержание оздоровительно-воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках программы, анализирует деятельность отрядов.
Воспитатели несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности, организацию и содержание оздоровительно - воспитательной и досуговой деятельности, работу органов самоуправления и проведение досуговых мероприятий в рамках Программы, анализирует деятельность отрядов.
Повара в организации питания обязательно соблюдают среднесуточные наборы продуктов и используют примерное десятидневное меню, имеющее заключение Главного Государственного санитарного врача ; осуществляют двухразовое питание с достаточным количеством свежих фруктов, овощей, ягод, зелени.
Техперсонал
осуществляют влажную уборку лагерных помещений, коридоров, пищеблока, мест общего пользования согласно графику 2 раза в день.
Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
.
в) Материально-техническое обеспечение
Применение Источник финансирования и материальная база
Кабинеты Комната отдыха, игровые комнаты, Материальная база школы:
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов.
Спортивный
зал Занятия спортом, состязания, линейка
( в случае плохой погоды) Материальная база школы
Спортивная площадка Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спортивные состязания Материальная база школы
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия Материальная база школы
Актовый
зал Праздничные мероприятия Материальная база школы
Школьная библиотека Литература для педагогов и детей лагеря Материальная база школы
Школьная столовая Завтрак, обед. Районный бюджет
Методический кабинет Творческая мастерская воспитателей Материальная база школы
Комнаты гигиены Туалет, раздевалка Материальная база школы
Особая информация о программе
Основная направленность работы лагеря ежегодно меняется. В 2015 году программа летнего оздоровительного лагеря «Страна сказок» посвящена Году Литературы.
Конкурсная программа
Содержание деятельности.
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
1. Спортивно – оздоровительная деятельность.
На спортивно-оздоровительную деятельность в лагере отводится самое главное внимание. Одной из важнейших задач осуществления воспитательной работы в лагере является организация двигательной активности школьников, обеспечивающей им активный отдых и удовлетворяющей их естественную потребность в движениях. Организация двигательной активности детей в лагере требует педагогически и методически обоснованного подхода, учитывающего возрастные особенности детей, состояние их физического здоровья, распределение продолжительности двигательной нагрузки в течение дня и недели. Основные виды физкультурно – оздоровительных мероприятий в режиме работы лагеря, организованного на базе школы, по продолжительности, формам и содержанию разделены на группы:
- утренняя гимнастика;
- игровые физические упражнения, подвижные игры и эстафеты;
- массовые спортивно – оздоровительные мероприятия.
Общей особенностью этих мероприятий и важнейшими условиями их проведения являются: отсутствие принуждения, преимущественно игровая направленность, свобода выбора и места проведения.
Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий возлагается на воспитателей, администратора клуба, фельдшера и на уч-ся старших классов.
При проведении физических упражнений, подвижных и спортивных игр следует придерживаться постепенного повышения физической нагрузки и снижения в конце дня. При планировании содержания мероприятий не следует предусматривать напряженные соревнования, требующие повышенной нагрузки и продолжительности. Их надо проводить по облегченной форме, с тем, чтобы привлечь к участию всех школьников, имеющих разрешение врача на занятия физкультурой. Спортивные мероприятия проводить на спортивной площадке, в спортивном зале, в тренажерной, в сельском клубе и на свежем воздухе. Спартакиады и соревнования лучше проводить в первой половине смены, чтобы во второй подвести итог.
Выполнение данных рекомендаций позволит существенно повысить качество работы по повышению двигательной активности детей в период их пребывания в школьном лагере, способствовать укреплению их здоровья и физическому развитию.
2. Экологическая деятельность.
Экологическая деятельность в жизни лагеря представлена в форме коллективно-творческих дел. За их подготовку отвечает вожатый, воспитатель во главе с командирами отрядов.
Коллективно-творческие дела развивают творческие способности детей. Через КТД удовлетворяются их потребности, связанные с расширением сферы общения. Тематика дней отображается в плане работы лагеря. (план прилагается).
Учебно-исследовательская (познавательная).
Расширение знаний о космосе: лекционные, практические учебные занятия, работа с научной и учебной литературой. Интеллектуально-познавательные игры.
Усвоение теоретических и практических знаний и навыков учащимися.
Развитие и расширение кругозора учащихся.
4.Общественно-полезная и трудовая.
Трудотерапия (трудовой десант) на прилегающих к школе территориях (пришкольный участок, парк).
Самообслуживание – дежурство по столовой и уборка лагерных помещений. Приобретение трудовых навыков, ответственности за порученное дело, помощи и взаимоподдержки.
5.Природоохранная (художественно-эстетическая).
Творческие дела: конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок, загадок, стихов и т.д.
Выпуск бюллетеней о жизни в лагере. Развитие творческих способностей учащихся.
Оформление композиций из природного материала, из вторичного сырья. Выставки работ учащихся. Использование работ детей в рекламных мероприятиях.
6.Гражданско-патриотическое воспитание.
Линейка Памяти (22 июня, День Памяти),викторины, беседы (12 июня, День России), посещение музеев, выставок. Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру.
Каждый день смены будет посвящен знакомству с творчеством детских писателей. Дети будут гулять по улицам Сказочной страны, каждая из которых имеет свое название:
Улица «Праздник Детства»
Улица «Простоквашино»
Улица «Фантазёры»
Улица «Лукоморье»
Улица «Оле-Лукойе»
Улица «Аленький цветочек»
Улица «Маленькие граждане России»
Улица «Сказочная шкатулка»
Улица «Мойдодыр»
Улица «Приключений»
Улица «Карабаса-Барабаса»
Улица «Красной шапочки»
Улица «Проба пера»
Улица «Сказочный ларец»
Улица «Памяти»
Улица «Гномов»
Улица «Конька-Горбунка»
Улица «Лагерь, до свидания!»
Структура управления в Сказочной стране:
Бургомистр – начальник лагерной смены. Сказочники – воспитатели. Градоначальник - старший вожатый Помощники сказочников – вожатые Исследователи – дети.
Задача Бургомистра, градоначальника, сказочников, помощников сказочников– организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Каждый город создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает сказочную книгу, где отражает жизнь горожан каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс сказочных книг.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде сказочной страны, на которой расположены сказочные улицы. Путешествуя по улицам, дети открывают новые, интересные, увлекательные знания. Рядом со сказочной страной планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня. Жителями сказочной страны разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый город может ежедневно получать «перо» за активное участие в жизни страны. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «перьев» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Девиз лагеря:
Нет – капризам, да - зарядке. В нашей сказочной стране все всегда в порядке!
Каждый житель Сказочной Страны от исследователя до бургомистра должен соблюдать Законы .
В лагере законы есть, Исполнять их долг и честь, С ними в ногу ты пойдешь, И друзей себе найдешь! Ждут нас игры, танцы, смех, Вдохновенье и успех!
Законы:
Без разрешения сказочников (воспитателей) не покидай сказочную страну.
Будь хозяином своего города и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.
Ни одной сломанной ветки. Сохраним нашу страну зеленой.
Время дорого у нас: берегите каждый час, каждую минуту, каждую секунду – не опаздывайте.
Долой скуку!
Будь вынослив и терпелив!
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
Символы и атрибуты:
Отряд: «Матроскин и Ко»Девиз: Выполним все конкурсы, выполним задания, потому что мы - Матроскин и компания.
Отряд: «Колобок»Девиз: Через море, через лес - Колобок везде пролез!
Отряд «Чебурашка»Девиз: Чебурашка — верный друг, Помогает всем вокруг!
Отряд: «Улыбка»Девиз: Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!
Кричалка:Раз, два, три, четыре,Эй, ребята, шире шаг!Нет, наверно, в целом миреВеселей, дружней ребят!Не грустят в семействе нашем,Мы поем, танцуем, пляшем,Все занятья хороши,Веселимся от души!Эй, дружок, не унывай!Нашу песню запевай!
Права исследователей:
Права безопасности жизни. Право свободного общения
Права уважения личности. Право на информацию
Право творческого созидания. Право на инициативу
Право познания. Право быть счастливым
Право свободы выбора деятельности. Право на ошибку.
Режим дня.
8.30 – 9.00 – встреча детей «Мы вам рады»
9.00 – 9.15 – Сбор жителей Сказочной страны (организационная линейка).Пора – пора на линейку, детвора!
9.15 – 9.30 – Утренняя зарядка Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!
9.30 - 10.00 – Завтрак Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,Любим мы молочный супчик, и «спасибо» поварам! Спасибо за кашу,
Спасибо за чай,
К обеду нас кухня
Снова встречай!
10.00 – 12.00 – «Вместе с отрядом сил не жалей, пой, танцуй, рисуй и клей!» (общелагерное дело).
12.00 – 13.00 : «Лишь заслышим зов игры, быстро на улицу выбежим мы, ждет нас здесь много забав интересных, соревнований, прогулок чудесных!» (спортивно-оздоровительный час).Солнце светит ярко-ярко, Нам от солнца жарко-жарко!Лето, воздух и вода-Наши лучшие друзья! 13.00 – 13.30 – Внутрикомандное дело Лучше отряда нет на свете, Знают воспитатели, знают дети.Если ты час посвятишь сей отряду,
Будет всем весело, будет все рады.
13.30 – 14.00 – Обед Раз, два - три, четыре!
Три, четыре - раз, два!
Подкрепиться всем нам нужно!
На обед идем мы дружно!
Открывайтесь шире двери,
Мы голодные, как звери,
Нас покормят, повара,
Прокричим мы им: «Ура!»
Нам еда полезна будет:
Силы новые разбудит.
Станем все мы силачами,
Настоящими орлами!
14.00– 14.30 –Операция «Уют» 14.30 – Уход домой «До свидания! До новых встреч!».
План работы
День первый (1 июня)
Улица «Праздник Детства» 1.Начало пути. Открытие лагеря. . Организационное мероприятие «Здравствуй, лагерь!». Принятие правил поведения в лагере.
2. Концертная программа «Лето-пора каникул»
3.Операция «Уют» - обустройство и оформление отрядов.
День второй (2 июня) Улица «Простоквашино» (Э.Успенский)
1.Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Оформление игровых комнат, изготовление отрядных уголков, отрядной атрибутики.
3. Турнир на кубок «Матроскина»
4. Кинозал – просмотр мультфильмов
День третий (4 июня)
Улица «Фантазёры» (Н.Носов)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Проведение игры «Хочу всё знать».
3. Интеллектуальная игра «Самый умный»
4. Кинозал – просмотр мультфильмов
5. Подвижные игры на воздухе.
День четвертый (6 июня)
Улица «Лукоморье» (А.С.Пушкин)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2.Викторина «В мире сказок».
3.Развлекательная программа «По дорогам сказок»(инсценировка).
4. Кинозал – просмотр мультфильмов.
5. «Дети России за сохранение природы»
День пятый (9 июня)
Улица «Оле-Лукойе»
(Г.Х. Андерсен)
Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
Конкурс рисунков «В каждом рисунке сказка»
Интеллектуально-познавательная игра (Библиотека)
4. Кинозал – просмотр мультфильмов.
5. Подвижные игры на воздухе.
День шестой (10 июня)
Улица «Аленький цветочек» (С.Т.Аксаков)
1.Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. «Парад цветов»-костюмированное представление
3. Сказочная викторина ( ЦК и Д)
4. Кинозал – просмотр мультфильмов.
5. Подвижные игры на воздухе.
День седьмой (11 июня)
Улица «Маленькие граждане России» 1. Беседа «Символы Российского государства»
2. Познавательная игра «Имею право!»
3.Проведение «Малых олимпийских игр»
4.Подвижные игры на воздухе.
День восьмой (13 июня)
Улица «Сказочная шкатулка»
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Литературная игра «Мир путешествий и приключений»
3. Инсценирование сказок
4.Кинозал - просмотр мультфильмов.
День девятый (15 июня)
Улица «Мойдодыр» (К.И.Чуковский)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Операция «Чистый двор»
3. Посещение филармонии «Федорино горе»
4. «Веселая мозаика» - Спортивно-экологическая игра-путешествие.
5. Кинозал - просмотр мультфильмов.
День десятый (16 июня)
Улица «Приключений» (В.Драгунский)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. «Дорожный лабиринт», соревнование велосипедистов(ГБДД)
3. В поисках сокровищ. Операция «Клад»
4. Подвижные игры на воздухе.
День одиннадцатый (17 июня)
Улица «Карабаса-Барабаса» (А.Н.Толстой)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2.Изготовление сказочного костюма из бросового материала его представление.
3. Дискотека (ЦК и Д)
4.Интеллектуальный футбол
День двенадцатый (18 июня)
Улица «Красной шапочки» (Ш.Перро)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Конкурсно - игровая программа «Знай и уважай правила дорожного движения»(Библиотека)
3.Развлекательная программа «Мисс «Красная шапочка»
4. Подвижные игры на воздухе.
День тринадцатый (19 июня)
Улица «Проба пера» 1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами).
3. «Таланты земли Парфеньевской»(музей)
4. Подвижные игры на воздухе.
День четырнадцатый (20 июня)
Улица «Сказочный ларец» 1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. КВН «Сказочный денёк»
3. Игра «Угадай мелодию»(песенки из любимых мультфильмов)
4. Кинозал - просмотр мультфильмов.
5. Подвижные игры на воздухе.
День пятнадцатый (22 июня)
Улица «Памяти» 1. Беседа «День памяти и скорби»
2.«Нас война отметила меткой особою…». Конкурс военной песни и стихов.
3.Вахта памяти у памятника «Землякам, погибшим за родину».
4. Игры на свежем воздухе
День шестнадцатый (23 июня)
Улица «Гномов» (Братья Гримм)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2.КВН «Жить без улыбки – просто ошибка».
3.Смешные видеоролики
4. «Юмор важен в спорте и не спорьте» Юмористическая эстафета
5.Подвижные игры на воздухе
День семнадцатый (24 июня)
Улица «Конька-Горбунка» (П.Ершов)
1. Познавательная пятиминутка «Встреча с любимым писателем»
2. Интеллектуальная игра «Путешествие в страну сказок»
3.Поле Чудес
4. Кинозал - просмотр мультфильмов.
5. Подвижные игры на воздухе
День восемнадцатый (25 июня)
Улица «Лагерь, до свидания!»
1.Концертная программа «Алло, мы ищем таланты!».
2..Конкурс рисунков «До свидания, лагерь!».
3.Торжественная линейка закрытия лагерной смены
4. Уборка отрядных комнат
Ожидаемые результаты реализации программы
1. Воспитание в детях любви к своей малой родине, привитие интереса к истории, культуре, традициям и обычаям родного края
2. Расширение кругозора учащихся, развитие их познавательных интересов
3. Укрепление физического и психического здоровья детей и подростков.
4. Развитие индивидуальных способностей детей, приобщение к творческой деятельности.
5. Охват организованным отдыхом детей, находящихся в период каникул на территории села.
6. Создание необходимых условий для самореализации учащихся в различных сферах деятельности.
7. Улучшение отношений в среде детей и подростков, устранение негативных проявлении, искоренение вредных привычек.
8. Укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разного возраста.
Литература, используемая при подготовке мероприятий и разработке Программы
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Интернет материалы.
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО, 1993..
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Материалы журналов « ПедСовет» 2002-2008 г.
Организация летнего отдыха детей и подростков. М., 1997.
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,
Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Ярославль, 1997.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Электронная версия газеты « 1 сентября . Начальная школа»