Рабочая программа летнего оздоровительного лагеря Солнышко
УТВЕРЖДАЮ
Начальник лагеря
____________ А.В. Шибкова
Директор
МБОУ технического лицея №176
_________________ С.А. Кривушев
«____»____________ 2016 г.
ПРОГРАММА
«Путешествие в страну чудес»
летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей « Солнышко»НА БАЗЕ МБОУ технического лицея № 176
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел программы
Информационная карта программы
Паспорт программы
Социально-педагогическое обоснование программы
1. Педагогические принципы реализации программы
2. Цели и задачи.
3. Логика построения смены
4. Краткое содержание программы
5. Ожидаемые результаты
6. Механизм реализации программы
7. Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
8. Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
9. Обеспечение реализации программы
Приложения
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1
Полное название программы
Программа профильной смены «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕС» летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ технического лицея №176
2
Цель программы
Создание воспитательного пространства, организованного для включения подростков в социально-значимую, творчески развивающую деятельность.
3
Сроки реализации программы
01.06.2016 - 24.06. 2016 года
4
Направление деятельности, направленность программы
1. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка, привитие навыков ЗОЖ, самообслуживания.
2. Расширение кругозора ребёнка через игровой сюжет с учётом возрастных особенностей и интеллектуального уровня;
3.Развитие лидерских и организаторских способностей через коллективно-творческие дела смены;
4. Формирование мотивации к применению накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни;
5. Сплочение детского коллектива;
6. Поддержание духа сотрудничества и взаимопомощи;
7. Формирование базы знаний всевозможных игр для использования их в воспитательном процессе;
5
Особая информация и примечание
Ведущая технология программы – игровая.
Сопутствующими технологиями являются: коммуникативная, групповая, фронтальная, коллективная, интегративная и комплексная.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Основания для разработки
программы
- Закон РФ “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребенка;
- Положение о пришкольном оздоровительном лагере;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 года №25 г. Москва «Об утверждении СанПин 2.4.4.2599-10»;
-Приказ директора школы от .04.2016 № «О подготовке к открытию летнего оздоровительного лагеря»;
-Приказ директора школы от 25.05.2015 года № «Об открытии оздоровительного учреждения с дневным пребыванием детей на базе МБОУ технического лицея №176
Заказчик программы
Родители и учащиеся МБОУ технического лицея №176, администрация школы
Цель создания программы
Организация отдыха, оздоровления и интеллектуального развития учащихся школы в летний период.
Основные задачи программы
1.Содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей;
2.Создание педагогической воспитательной среды, способствующей развитию сознательного стремления к ведению здорового образа жизни;
3. Максимальное внимание развитию личности ребенка, раскрытие его способностей;
4.Широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту, создание в лагере стиля отношений сотрудничества, содружества, сотворчества;
5. Организация разнообразной общественно значимой досуговой деятельности детей;
6. Выявление и развитие творческого потенциала ребенка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную творческую деятельность;
Принципы программы
1.Личностный подход в воспитании:- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;- добровольность включения детей в ту или иную деятельность; 2. Природосообразность воспитания:- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;3. Гуманизация межличностных отношений:- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;- уважение и терпимость к мнению детей;- создание ситуации успеха для ребенка;- приобретение детьми опыта организации коллективных дел и самореализация в них;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия;- защита каждого члена коллектива от негативного влияния и вредных привычек.5. Дифференциация воспитания:- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены и дня;- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики смены;- активное участие детей во всех видах деятельности.6. Средовой подход к воспитанию:- педагогически целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря и использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.
Условия реализации программы
1.Лагерь организуется на базе МБОУ технического лицея №176 с 01 по 24 июня 2016 года.
Планируется отдых 80 детей.
Выполнение программы смены обеспечивается:
1.материально-техническими средствами:
Помещения: игровые комнаты, , кабинеты студий, столовая, медицинский кабинет, актовый зал, тренажёрный зал, спортивный зал,
Инвентарь: спортивный (мячи, скакалки, обручи, ракетки, теннисный стол и т.д.) .
Канцелярия: бумага, краски, карандаши, клей, ножницы, фломастеры, ватманы и т.п.
Открытые площадки: пришкольный стадион, игровая площадка.
2.Кадровые условия:
- начальник оздоровительного лагеря;
- педагоги – воспитатели;
- педагоги дополнительного образования (руководители кружков);
- руководитель спортивно-оздоровительной работы;
- музыкальный руководитель;
- медицинский работник;
- обслуживающий персонал;
- вожатые.
3. Охрана жизни и здоровья детей в лагере:
- начальник и сотрудники пришкольного лагеря несут ответственность за полную безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
- сотрудники пришкольного лагеря допускаются к работе с детьми после специального инструктажа по охране жизни и здоровья детей и медицинского освидетельствования;
- воспитатели отрядов проводят с детьми вводный инструктаж по технике безопасности и инструктажи перед выполнением различных форм деятельности.
Система организации контроля
Контроль над исполнением программы осуществляется начальником лагеря и заместителем директора школы по воспитательной работе.
Летние каникулы – это яркая, незабываемая и долгожданная пора, когда дети свободны, раскрепощены и независимы. В большинстве случаев, находясь на летнем отдыхе, дети остаются без контроля родителей, они предоставлены сами себе, то есть их отдых не организован.
Одной из наиболее удобных и доступных форм организации летнего досуга школьников является школьный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием. В условиях школьного лагеря дети чувствуют себя легко и комфортно, их адаптация к новой деятельности проходит быстро и безболезненно потому как рядом с детьми их любимые учителя, а после активной программы дети могут отдохнуть в домашних условиях. Отряды располагаются в знакомых школьных кабинетах, но деятельность кардинально отличается от учебной. Именно в период летнего каникулярного отдыха у детей есть прекрасная возможность посвятить время новым открытиям, свободному творчеству, полноценному общению и игре.
Анализ работы летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Кроме удовлетворения личных интересов, он сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить.
В этом году мы подготовили программу по мотивам книги Л.Кэррола «Путешествие в Страну чудес».
ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЧУДЕС – это игра, сюжетная линия которой связана с неожиданной интерпретацией легендарного литературного произведения Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». Участники игры вместе с героиней Алисой попадут в Страну Чудес, где их ожидают незабываемые приключения. Ребятам предстоит по-новому познакомиться с удивительными жителями этой загадочной подземной страны, пройти по запутанным лабиринтам, открыть много волшебного и необычного, обрести новых знакомых и сразиться с коварной Красной Королевой.
Кроме всего прочего в рамках выбранной программы становится возможным организовать большое количество не только творческих, но и оздоровительных мероприятий, спортивных игр: королевский шахматный турнир, «Кроличьи бега» (эстафета), турнир по сказочному гольфу, «файф-о-клок-игры» (турниры по снайперу, футболу, волейболу и т.д.) и многое другое. Познавательные игры по станциям, кружки рукоделия, флеш-мобы, экскурсии – всё это дополняет и насыщает невероятное путешествие Алисы.
Главная героиня попадает в летний пришкольный лагерь дневного пребывания «Солнышко» и чтобы вернуться домой, ей необходима помощь. Оказавшись в замке Красной королевы, Алиса узнает, что домой она сможет вернуться, только если откроет «нужную» дверь. На протяжении всей смены девочка вместе с ребятами каждый день открывает двери, но попадает в другие сказки, встречает разных героев, получая возможность менять ход сюжета.
Данная программа по своей направленности является комплексной многопрофильной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение летней оздоровительной кампании. Основной состав лагеря – это обучающиеся школы. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей.
Цель программы: Формирование условий для всестороннего развития личности ребенка в условиях летнего школьного оздоровительного лагеря.
Задачи программы:
1. Приобщить ребят к активным видам деятельности максимально на открытом воздухе, укрепить здоровье детей.
2. Способствовать культурному развитию отдыхающих через приобщение к различным творческим делам, разнообразные экскурсии и т.п. Вовлекать ребят в творческую деятельность, стимулировать креативный подход к решению проблем.
3. Формировать культуру общения и уважения к самому себе, окружающим людям, миру вокруг себя.
4. Воспитывать навыки самообслуживания, самоорганизации.
Логика построения смены
Смена будет проходить в форме коллективно- творческих дел и сюжетно-ролевой игры «Путешествие в страну чудес» по мотивам сказки Л.Кэррола «Алиса в стране чудес»
КДТ, сюжетно-ролевая игра как формы жизнедеятельности дают большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка:
- творческий поиск и талант;
- нестандартное решение проблем;
- дружные и сплочённые отношения в отряде;
- активная позиция в игре;
- ответственные действия и поступки и др.
Содержание программы:
Ребята вместе с вожатыми и педагогами превращаются в читателей и листают страницы книги «Алиса в стране чудес», когда вдруг оживают персонажи этой истории.
Алиса ведет всех читателей по сказочной дороге в поисках ответов на странные вопросы о странных происшествиях. Разумеется, белый кролик, Красная королева и Червовый Валет становится сквозными персонажами всей смены. Мартовский заяц, веселый шляпник, исчезающий кот, невероятное чаепитие – все это предусмотрено в рамках программы.
Потому как Алиса – сказочный персонаж, ей сложно ориентироваться в современном мире. И юные читатели помогают ей, обучая правилам дорожного движения, правилам пожарной безопасности и законам лагеря «Солнышко» и традициям.
Результаты своего путешествия дети отмечают в собственной книге чудес, которую создают сами. В конце каждого дня ребята заполняют экран настроения разноцветными ключиками рядом с уже открытыми дверями Страны чудес.
За участие в мероприятиях дети получают разноцветные сердечки – кусочки украденного у Валета Красной Королевой сердца. А в конце смены ребята складывают собранные сердечки в одно большое красивое сердце, тем самым развеяв чары злой королевы, и возвращают сердце Валету.
Примерные мероприятия смены:
1. Концерт открытия «В замке у Красной королевы» (знакомство с отрядами, тематикой смены)
2. Игровая программа по станциям ко дню защиты детей «По следам белого кролика»
3. Кроличьи бега (спортивное мероприятие)
4. «Танцующий шляпник» (танцевальное мероприятие, команды-участницы танцуют в шляпах определенного цвета, мероприятие с подготовкой – эстрадный танец).
5. Интеллектуальное шоу «Сон или не сон?» (по аналогии с игрой «Интуиция»)
6. «У мудрой гусеницы» (интеллектуальная игра, викторина)
7. «Тропа доверия «Неизведанная территория»
8. «На примерку!» - модное шоу, показ нарядов из вторичного сырья (газеты, полиэтиленовые пакеты и т.п.)
9. Конкурс наскальной живописи «Любимый сказочный герой» (рисунки на асфальте)
10. Экскурсия в зоопарк «Звериная семья» (с последующей викториной)
11. Цирковое выступление «Чеширский кот» (мероприятие с подготовкой)
12. «Музыкальная полянка» - вокальный конкурс.
13. «Подарок для Алисы» - фотосессия.
14. «Расскажи сказку» - конкурс театрализованных представлений, инсценировок русских сказок.
15. Акция «По дорогам Зазеркалья» (герои «Алисы в стране чудес»на современных дорогах, плакаты по ПДД)
16. Общелагерный огонек «Скажу на ушко» (любимые притчи, сказки, легенды).
17. «Горячая десятка» акция по пожарной безопасности: слоганы, лозунги, кричалки; в течение дня. Кажный отряд готовит 10 ярких призывов.
18. Концерт закрытия смены.
Материально-техническое обеспечение проекта:
Помещения: учебные кабинеты для размещения отрядов, учебные кабинеты для кружков и секций, актовый зал, спортивный зал, тренажёрный зал, спортивная пришкольная площадки, столовая, рекреация первого этажа.
ТСО: видеопроектор, ноутбук, стационарный компьютер, акустическая система, микрофоны, музыкальный центр.
Ожидаемые результаты и методы их оценки
1. Укрепление общего состояния здоровья детей.
2. Создание атмосферы отдыха от школьной учебной деятельности, приобретение ярких позитивных летних впечатлений.
3. Формирование здорового сознания – понимания пользы здорового образа жизни, активной жизненной позиции.
4. Развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и самодеятельности, толерантное отношение к окружающим, личностный рост детей.
5. Умение работать индивидуально и в группе, достигать поставленной цели.
6. Сформированные навыки культурного поведения и общения.
Механизм реализации программы оздоровительного лагеря.
Этапы реализации программы:
1.Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап
В организационном этапе основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе. Этап проходит в течение 1-3 дней и заканчивается стартом сюжетно-ролевой игры. В этот период принимаются законы совместной деятельности, в течение игры происходит знакомство с главными героями и её идеей.
3. Основной этап
Основной этап занимает большую часть времени. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня. С целью достижения максимального результата в течение всего основного этапа коллективы участников программы живут активной внутренней жизнью: проводят отрядные и межотрядные коллективно-творческие дела (КТД), отрядные сборы, огоньки и др.
4.Итоговый этап
В итоговом этапе изучаются результаты прохождения программы участниками. Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа всех отрядов. Основным событием итогового периода становится мероприятие, посвящённое закрытию лагерной смены.
Программа «Путешествие в страну чудес» включает в себя несколько направлений:
Гражданско-патриотическое.
Духовно – нравственное.
Культурно-творческое.
Спортивно – оздоровительное.
Здоровье сберегающее.
Экологическое.
Трудовое.
Гражданско-патриотическое.
Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора и ответственности за него.
Задачи:
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
Формирование у детей, правовой культуре, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений сообществом.
Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты:
1. Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения детей к законам и правовым нормам.
2. Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения детей.
3. Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
4. Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуации нравственно-правового выбора.
Основные понятия:
- право;
- закон;
- права и обязанности;
- правонарушения;
- преступления;
- ответственность;
- долг;
- честь;
- достоинство;
- личность;
- правовые нормы;
- совесть;
- справедливость.
Формы работы:
Тематические беседы.
Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка.
Конкурсы, викторины, праздники, мероприятия по правовой тематике.
2.Духовно – нравственное.
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
Формировать у детей нравственную культуру миропонимания.
Формировать у школьников осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты:
1. Развитие у детей желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Знакомство школьников нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
3. Формирование у детей умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Основные понятия:
- нравственный выбор;
- нравственная позиция;
- нравственное поведение;
- нравственные ценности;
- жизненные ценности;
Формы работы:
·
Тематические часы по нравственной тематике.
Дискуссии по нравственной тематике.
Знакомство с историей жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и родного края и города.
3.Культурно-творческое.
Цель: создание условий для проведения детьми инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и творческой открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
Создание условий для равного проявления детьми своих индивидуальных способностей.
Использование активных и нестандартных форм деятельности обучающихся, отвечающих их интересом и возможностям.
Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и сопереживать чужим неудачам.
Использование досуговой деятельности как средства развития эстетических умений обучающихся и становление этических понятий.
Основные моменты:
Изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении досуговых мероприятий.
Просвещение и консультация в выборе кружков.
Представление детям права выбора формы участия в досуговой деятельности.
Стимулирование инициативы и активности детей в жизни отряда и ЛДП в целом.
Формы работы:
Посещение музеев, выставок, зоопарка.
Проведение театрализованных мероприятий, фестивалей, праздников, экскурсии.
Конкурсы, игры.
4.Спортивно-оздоровительное.
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации детям значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
1.Формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
2.Знакомить школьников с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности:
Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения физического здоровья детей.
Сотрудничество с педагогом-психологом школы с целью формирования у школьников умений саморегуляции и самовоспитания.
Организация и проведение внутриотрядных, внутришкольных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом.
Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Формы работы:
Спортивные конкурсы, игры, соревнования;
Встречи со старшеклассниками, активно занимающихся спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, посещение городских спортивных соревнований, Дни здоровья, туристические тропы.
5.Здоровье-сберегающее
Цель: Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период, укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей, развития творческих способностей детей.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому и психическому развитию.
3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Развитие потребности и способности ребёнка проявлять своё творчество.
6. Формирование положительного отношения родителей к работе органов школьного самоуправления и привлечение их к участию в этой деятельности.
Основные моменты:
1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка
2. Привитие знаний ребёнку в умении самостоятельно защищать себя от стрессов, обид, оскорблений, обучение его средствам психологической защиты.
3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, интеллектуальной нагрузки.
4. Обеспечение такого подхода, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Формы работы:
Беседы
Викторины
Тематические часы по тематике.
Дискуссии по тематике.
6.Экологическое
Цель: Расширить знания об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, воспитывать любвь к родной природе, готовность к её защите и охране.
Задачи:
Расширение экологических знаний, полученных раннее
Формирование у активного и ответственного отношения к окружающей среде;
Максимальное использование возможностей природного окружения;
Организация активного отдыха и оздоровление детей;
Формы работы:
- познавательные игры и викторины;- психологические игры;- игровые тестирования, опросы, анкетирование; - беседы,
- занятия на природе;- изготовление поделок, гербариев, выпуск школьной газеты.- концерты, фестивали, акции.
7.Трудовое.
Цель: Воспитание чувства собственной значимости от результатов своего труда.
Задачи:
1.Создать условия для реализации трудовых навыков обучающихся.
2.Развивать творческое отношение к делу, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, инициативность.
Основные моменты:
1.Дежурство по отряду.
2.Уборку мусора на прилегающей к отряду территории.3.Дети привлекаются к самообслуживанию в студиях, кружках, в которых они занимаются.
Формы работы:
- Бытовой самообслуживающий труд;
- Общественно значимый труд.
По каждому из направлений младшими школьниками могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам РФ; к старшему поколению;
Элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
Опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской патриотической позиции;
Опыт социальной и межкультурной коммуникации;
Начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
Нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
Уважительное отношение к традиционным российским религиям;
Неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к жизни:
Ценностное отношение к труду т творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;
Трудолюбие;
Элементарные представления о профессиях;
Первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
Осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создание нового;
Первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личной значимой деятельности;
Потребности и начальные умения выражать себя в разных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
Мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
Элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психологического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
Первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
Первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
Знание о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
Ценностное отношение к природе;
Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
Элементарные знания о нормах экологической этики;
Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в лагере, по месту жительства и в целом;
Личный опыт участия в экологических инициативах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях:
Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, поведении, поступках людей;
Элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
Первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
Мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Принципы реализации программы
Программа «Путешествие в страну чудес» летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:
1.Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку родителям и сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3.Принцип демократичности: участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей. Помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
4.Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Основные формы реализации программы
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей и подростков – это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности. Здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы
Организационно-педагогическая деятельность
- комплектование штата лагеря кадрами;
- участие в семинарах по организации летнего отдыха для начальников лагерей;
- совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;
- проведение инструктажей с воспитателями по технике безопасности и охране здоровья детей;
- проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом».
Спортивно-оздоровительная работа
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- осмотр детей медицинским работником;
- утренняя гимнастика;
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- кислородный коктейль;
- организация спортивно-массовых мероприятий;
- подвижные спортивные игры, эстафеты;
- прогулки на свежем воздухе;
- посещение санатория-профилактория (ингаляция, спелио- терапия)
Работа по сплочению коллектива
Над сплочением временного детского коллектива работают подготовленные вожатые отрядов. Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми они проводят:
- огонёк «Расскажи мне о себе»;
- коммуникативные игры на знакомство;
- игры на выявление лидеров «Верёвочка»;
- игры на сплочение коллектива;
- общелагерные мероприятия.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
1. Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
2. Беседы, проведённые медицинским работником: «Путешествие в страну витаминию», «О правильном питании», «О здоровом образе жизни», «Как беречь глаза?».
3. Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила дорожной безопасности»
Работа по развитию творческих способностей детей
* Оформление отрядных уголков, стенных газет;* Ярмарка идей и предложений;* Конкурсы рисунков на асфальте «В каждом рисунке сказка»;* Занятия в кружках-студиях;* Коллективно-творческие дела (в соответствии с планом лагеря);* Конкурсно-развлекательные программы;* Игры, развлечения, викторины, соревнования;* Организация кружковой деятельности;* Выставки рисунков и поделок.
Работа по привитию навыков самоуправления
- Выявление лидеров, генераторов идей;
- Распределение обязанностей в отряде;
- Закрепление ответственных по различным видам поручений;
- Дежурство по столовой, игровым комнатам.
6. Ожидаемые результаты и методы их оценки
· Укрепление общего состояния здоровья детей.
· Создание атмосферы отдыха от школьной учебной деятельности, приобретение ярких позитивных летних впечатлений.
· Формирование здорового сознания – понимания пользы здорового образа жизни, активной жизненной позиции.
· Развитие творческих способностей детей, их самостоятельности и самодеятельности, толерантное отношение к окружающим, личностный рост детей.
· Умение работать индивидуально и в группе, достигать поставленную цель.
· Сформированные навыки культурного поведения и общения.
Педагогические технологии, формы и методы работы по программе
Ведущая технология программы – игровая. Сопутствующими технологиями являются: - коммуникативная;- групповая; - интегративная; - комплексная; - фронтальная; - коллективная.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Игровая технология раскроет творческий потенциал ребёнка, разовьёт интеллектуальные, творческие и физические способности, сформирует навыки позитивного общения со сверстниками, привлечёт ребят к сознательному выбору активного и здорового образа жизни.
Ситуационно-ролевые и деловые игры позволяют моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Также в работе будут использоваться следующие формы и методы работы по программе:
- тематические программы;- познавательные игры и викторины;- спортивные игры и соревнования;- игровые тестирования, опросы, анкетирование;- занятия в мастерских, студиях, секциях;- концерты, фестивали, акции и др.
С целью создания условий для расширения творческих способностей в течение лагерной смены будут проводиться мастер-классы (занятия в студиях, кружках): оригами, лепка, ИЗО, караоке, «Муз.гостиная», «Умелые ручки», хореография.
По результатам участия в мастер-классах в конце каждого дня проходит раздача знаков отличия, свидетельствующих об успешно выполненном задании.
Диагностика и способы корректировки программы
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Воспитатели
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, воспитатели
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Воспитатели
5.
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
В течение смены
Воспитатели
Обеспечение реализации программы
Нормативно-правовое
В основу концепции программы легли следующие нормативно-правовые документы:1. Конвенция о правах ребенка.2. Положение об организации оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.3. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.5. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.6. Приказы Управления образованием.7. Должностные инструкции работников.8. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.9. Заявления от родителей.10. Акт приемки лагеря.11. Программы работы преподавателей
Пришкольный оздоровительный лагерь - это система, способствующая развитию ребенка как личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
Участники программы
1. Участниками программы являются дети и подростки 7 - 11лет, учащиеся МБОУ технического лицея № 176, педагогические и медицинские работники.
2. Зачисление детей в отряд производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, на основании приказа по школе.
3. Комплектование педагогическими, медицинскими кадрами, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с заместителем директора по воспитательной работе и начальником лагеря.
4. Сотрудники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах, возложенных на них обязанностей.
Режим дня ЛДП «Солнышко»:
8.30 – 9.00 –приём детей
9.00 – 9.10 – перекличка
9.15 – 9.30 – зарядка
9.30 – 9.45 – завтрак
9.45 – 13.30 – отрядные, лагерные дела
13.30 – 13.45 – обед
13.45 – 14.25 – развлечения
14.30 – уход домой
Девиз лагеря:
Любим лета красоту,Солнце, море и игру.Девиз Солнышка такой:Побеждаем с добротой!
Речёвка:
Солнце в нашем лагере
Светит ярче всех
Теплоты и радости
Хватит здесь на всех!
Законы лагеря:
1. Закон «Ноль-Ноль» 7. Закон «ЗОЖ»
2. Закон «Территории» 8. Закон «Безопасности»
3. Закон «Зелени» 9. Закон «Мотора»
4. Закон «Поднятой руки» 10. Закон «Лидерства»
5. Закон «Реки» 11. Закон «Дружбы»
6. Закон «Песенного круга» 12. Закон «Творчества»
15