Рабочая программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ РХ
«ХНГИ им.Н.Ф. Катанова»
____________ Р.Н.Чугунеков
«___»апреля 2016г.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Хакасия
«Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова»
Воспитательная (образовательная) программа
«Путешествие в страну Добрандия» лагеря с дневным пребыванием детей
«Юный гимназист»
Автор: Апанасова Татьяна Владимировна, воспитатель
Абакан, 2016
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы
«Путешествие в страну Добрандия...»(программа духовно-нравственного, патриотического воспитания и творческого развития детей и толерантности)
ФИО автора, разработчика (коллектива) с указанием занимаемой должности
Апанасова Татьяна Владимировна, воспитатель
Контактный телефон, электронный адрес
89832713520
apanasova86@yandex.ru
Полное наименование организаций, ведомственная принадлежность, форма собственности
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Хакасская национальная - гимназия им.Н.Ф.Катанова»
Наименование субъекта Российской Федерации
Город Абакан Республики Хакасия
Направленность программы (согласно п.9 приказа Минобрнауки России № 1008 от 29 августа 2013г)
социально-педагогическая
Характеристика целевой группы (возраст детей, специфика, если есть (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ОВЗ и др.)
Смена лагеря организуется для обучающихся Республики Хакасии 07-17 лет на период летних каникул.
- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;- дети различных учетных категорий;
Краткая аннотация содержания программы (текст для размещения в банке программ, не более 500 символов)
Программа духовно-нравственного, патриотического воспитания и творческого развития детей «Путешествие в страну Добрандия», основанная на толерантности, реализуется на базе Государственного бюджетного общеобразовательное учреждения Республики Хакасия «Хакасская национальная - гимназия им.Н.Ф.Катанова». С целью привлечения внимания общества к формированию позитивной, активной жизненной позиции школьников, основанной на принципах толерантности, разработанна данная программа. Программа реализуется по направлениям:
Духовно-нравственное
Патриотическое
Спортивно-оздоровительное
Творческое
Трудовое
Обоснование актуальности программы
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по формированию личности ребенка через включение его в творческую деятельность. В 21 веке большую часть времени занимает телевидение и интернет, а интерес к живому общению, как друг с другом, так и с другими народами пропадает, хотелось бы формировать такие способности как умение слушать, разговаривать, быть терпеливым, мириться с чужим мнением, с другой культурой и быть снисходительным к поступкам других людей.
Предполагаемый социальный эффект программы
Программа лагеря обеспечила каждому ребенку благоприятные условия для организованного отдыха детей, укрепления здоровья детей. Условия для раскрытия творческого потенциала, формированию социальной, коммуникативной, межкультурной компетенций, а также формирование у ребят навыков общения и толерантности, на примере межнациональных культур, игр, т.е. новый положительный жизненный опыт в культуре и в общении.
Цель и задачи программы, в соответствии с их актуальностью для целевых групп участников, родителей
Формирование и развитие национальных, межнациональных (межэтнических) традиций и толерантности в условиях ДОЛ через организацию благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровления детей.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей в условиях ДОЛ;
2. Формировать и развивать культурное межнациональное общение через взаимопонимания и сотрудничества, толерантности и культуры поведения, доброты и радости;
3.Организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале через творческие виды деятельности.
Предполагаемые результаты реализации программы (описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации программы)
Данная программа рассчитана на духовно-нравственное и патриотичесчкое воспитание детей, их творческое развитие способностей, инициативы, на формирование личности ребенка в понимании и уважении многонациональной среды:
- расширение кругозора детей интересными знаниями как хакасского, так и других народов;
- принятие и закрепление умений и навык ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности;
- сохранить и повысить уровень общей культуры, которые жизненно важные в этнокультурном своеобразии.
Содержание программы:
Обоснованность реализации мероприятий программы на этапах реализации:
-подготовительном;
-организационном;
-основном;
-итоговом
Подготовительный этап (апрель- май)
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении ДОЛ;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря «Путешествие в страну Добрандия»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап (1-3 дня после прибытия)
встреча детей, формирование отрядов (оформление уголка и т.д.), знакомство и осознанное принятие основных правил, норм и требований жизнедеятельности ДОЛ;
проведение первичной диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Путешествие в страну Добрандия»;
Основной этап (6-17 июня)
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел (организация самоуправления);
Проведение общелагерных и отрядных мероприятий, спортивно-оздоровительных соревнований, творческих конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря.
Заключительный этап (18-21 июня)
подведение итогов работы, смены;
выпуск альбома лагеря (фото, видео, плакаты, рисунки и т.д.)
торжественное закрытие ДОЛ (вручение дипломов, грамот)
Постлагерный период
Рефлексия.
Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов.
Оформление итоговой документации.
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности ДОЛ в перспективе.
План-график (план – сетка) программы
1 день: Игра – знакомство «Это здорово!»
2 день: Здравствуй, страна Добрандия! (формирование отрядов и т.д.)
3 день: Открытие страны Добрандия
4 день: Путешествие на остров небывалой красоты
5 день: «Они герои Добрандии» (актеры и режиссеры РХ)
6 день: «Добрандские игры»
7 день: КТД «Музыка в серцах добрандцев»
8 день: День светлых улыбок (Добро – не наука, оно действо)
9 день: Добрандия всречает гостей
10 день: «Добрандские игры»
11 день: «Кладец знаний»
12 день: «День страны Добрандия» (День России)
13 день: «День волшебного пера»
14 день: КТД «Волшебные танцы в стране»
15 день: «Путешествие на остров фантазий» (посещение музея)
16 день: «Мама придет, мама услышет» (День матери)
17 день: «Весь мир-твоя земля» (экологический час)
18 день: «Приключения на острове волшебства»
19 день: «Патриоты страны» (История РФ и РХ)
20 день: КТД «Корзина добрандских чудес» (подготовка к закрытию смены)
21 день: «До новых встреч, страна Добрандия!»
Кадровое обеспечение программы:
-перечень специалистов реализующих программу (ФИО, должность, опыт и квалификация);
-описание системы подготовки педагогического отряда, специалистов дополнительного образования
Апанасова Татьяна Владимировна – воспитатель ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им.Н.Ф.Катанова»
В структуры кадрового обеспечения программы входит следующий кадровый состав из числа персонала ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова»:
Начальник лагеря (1)
Заместитель начальника лагеря (1)
Педагоги-воспитатели (7)
Педагог-психолог (1)
Водитель автобуса (1)
Мед.персонал (2)
Обслуживающий персонал (5)
Физ.инструктор (1)
Ресурсная обеспеченность программы
Имеется возможность использования материально-технической, методической базы ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф.Катанова» Все участники программы обеспечиваются комплектом атрибутики (улыбки 3 цветов), канцтоварами, наиболее активные участники программы по ее результатам награждаются ценными подарками, почетными грамотами.
Наличие социальных партнеров, в том числе родительского сообщества при реализации программы
МУК "Абаканский дворец молодежи"
Русский республиканский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова
ГАУ РХ «Центр культуры и народного творчества С.П. Кадышева»
Хакасский национальный театр кукол «Сказка»
Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наличие системы обратной связи с участниками программы (детьми, специалистами, родителями)
В течение смены лагеря проводятся ежедневные:
- вечерние сборы отрядов, где дети делятся своими впечатлениями о дне, высказывают свои предложения и замечания.
- оперативные совещания с воспитателями, совместно анализируют прошедший день и планируют основные моменты следующего дня.
По итогам реализации программы:
- итоговая диагностика участников лагеря. Проводится в форме анкеты, где дети указывают, что им больше всего понравилось и запомнилось из мероприятий; какие моменты стоило бы изменить или вовсе убрать; могут внести свои предложения по организации смены в следующем году.
От родителей постоянно в течение смены лагеря и по ее завершению принимаются замечания, предложения и пожелания в любой форме.
Механизм оценки эффективности реализации программы:
Методы оценки эффективности мероприятий программы и воспитательно-педагогических действий (количественные, качественные)
Количественные:
- количество детей, принявших участие в смене (данные количественно-качественной характеристики участников смены);
- количество реализованных идей, разработанных участниками программы (данные объективного наблюдения);
- количество участников ключевых дел смены (данные объективного наблюдения);
Качественные:
- уровень удовлетворенности детей от участия в программе;
- изменение уровня оценки своих организаторских способностей, знаний и умений участниками программы (данные входного и выходного анкетирования);
- качество реализованных участниками программы собственных инициатив
данные объективной независимой оценки воспитателей, участников программы, самоанализа
мероприятия/дела;
- изменение уровня вовлеченности участников программы (отзывы детей, их родителей)
Наличие методик, направленных на изменение уровня самодеятельности, самореализации детей в различных видах деятельности, их учет, стимулирование применения
В течение всей смены проводится наблюдение и сравнительный анализ коллективной творческой деятельности (КТД), в том числе и путем чередования традиционных (творческих) поручений
Наличие системы стимулирования (количество и качество регистрации достижений участников программы):
-развития творческого потенциала детей;
-уровня их спортивных достижений;
-пропаганда ЗОЖ;
-снижения уровня агрессивности в детской среде;
-профориентации;
-самоуправления;
-иные
В течение смены ее участники имеют возможность получить символы смены «Улыбки» за достижения в том или ином виде деятельности, активное участие в делах и мероприятиях программы различного уровня (отрядный, межотрядный, общелагерный). Полученные символы фиксируются на дереве Добра. Участники программы, набравшие наибольшее количество символов, получают ценные призы и подарки, награждаются почетными грамотами и дипломами.
Наличие системы показателей и индикаторов оценки качества программы:
- на детском уровне;
- на родительском уровне;
- на уровне администрации детских оздоровительных лагерей;
- на уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей субъекта РФ
Основные индикаторы и показатели:
- наличие достижений у участника программы. Способ оценки: победа в конкурсах и викторинах, рейтинг достижений, система стимулирования личностного роста;
- удовлетворенность ребенка от участия в программе.
- качество проводимых мероприятий, организаторами которых являются участники смены;
- участие ребенка в деятельности по различным направлениям. Способ оценки: отзывы ребенка, родителей.
Наличие грамот, дипломов, подтверждающих участие программы в конкурсах различного уровня (регионального, федерального, международного)
нет
Возможность тиражирования программы
возможно
Наличие информации об опыте реализации программы в Интернете, отзывов на сайтах и в социальных сетях (указать ссылки)
е-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Содержание программы
Пояснительная записка11
Содержание. Модель тематической сюжетно-ролевой игры14
Игровая легенда (общий замысел)
Этапы реализации программы
Система стимулирования..17
Детское самоуправление...19
Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение.20
Кадровое обеспечение
Сетевое взаимодействие
Методическое обеспечение (нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение).21
Механизм реализации программы..24
Механизм оценки эффективности реализации программы...25
5.1 Критерии эффективности реализации программы
6.Заключение.....27
7. Список литературы..28
8.Приложение....30
1. Пояснительная записка
С 1 по 21 июня 2016 г. на базе ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова» организуется летний оздоровительный лагерь "Юный гимназист с дневным пребыванием детей.
В лагерь принимаются дети в возрасте от 7 до 17 лет по заявлению родителей (законных представителей) на бесплатной основе. В первую очередь путевками обеспечиваются дети-сироты, а также дети из многодетных и неблагополучных семей. За одну смену (21 день) в лагере отдыхают 60 человек.
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по формированию личности ребенка через включение его в творческую деятельность
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
С каждым годом работа в летних оздоровительных лагерях все более совершенствуется. Педагогический коллектив ищет ежегодно новые реальные возможности улучшения и четкой организации работы. Работа с детьми в лагере является продолжением воспитательного процесса, проводимого в школе, т. к. воспитание – процесс непрерывный и не может заканчиваться за порогом школы.
Основная цель программы: Формирование и развитие национальных, межнациональных (межэтнических) традиций и толерантности в условиях ДОЛ через организацию благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровления детей.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей в условиях ДОЛ;
2. Формировать и развивать культурное межнациональное общение через взаимопонимания и сотрудничества, толерантности и культуры поведения, доброты и радости;
3.Организовать среду, предоставляющую ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале через твор
Актуальность программы: Данная программа актуальна, так как в 21 веке большую часть времени занимает телевидение и интернет, а интерес к живому общению, как друг с другом, так и с другими народами пропадает, хотелось бы формировать такие способности как умение слушать, разговаривать, быть терпеливым, мириться с чужим мнением, с другой культурой и быть снисходительным к поступкам других людей. С целью привлечения внимания общества к формированию позитивной, активной жизненной позиции, основанной на толерантности, разработанна данная программа.
В дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе и в повседневную жизнь, достигая значительных, больших успехов.
Принципы реализации программы
Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
Принцип наглядности данной программы предполагает, что дети непосредственно познакомятся с устным народным творчеством через участие в различных мероприятиях и каждое дело отряда отмечено в выпуске альбома «Весь мир – твоя земля» и включено в презентацию работы отряда.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Модель сюжетно-ролевой игры
Сердце к злу тебя клонит – так делай добро!
Может узел распутать умело добро.
Если оба спешат стать навек твоим другом,
То в друзья выбирай себе смело добро!
Омар Хайям
Основным методом организации жизнедеятельности ДОЛ является сюжетно-ролевая игра, так как только через игру любой ребенок воспринимает деятельность легко и интересно, при этом оставляя у себя в памяти все только самое лучшее и полезное. Содержание работы лагеря – это путешествие Добруни – женщины, которая желала всем добра. Всем желала объяснить, что добро нельзя ни спрятать, ни найти, а можно только создать. Участниками игры становятся дети, воспитатели, начальник лагеря. Вот таким образом мы вместе с Добруней отправляемся в путешествие на лошадях.
2.2. Этапы реализации программы.
Игровая модель: Наш лагерь – это небольшой остров, окруженный лесом, где находится страна Добрандия. В эту прекрасную страну я приглашаю всех, кто будет посещать в течение 21 дня лагерь. Страна Добрандия с давних времен славилась своими лесами, в которых водились никогда невиданные звери, росли цветы небывалой красоты, летали птицы небывалой быстроты, а люди жили необыкновенной доброты (начальник лагеря, воспитатели, и т.д.). В этой стране царили мир и согласие, были и свои заповеди, законы, которые устанавливала королева (начальник лагеря)
И никогда Добрандия не воевала с другими странами. В этой небывалой красоты в стране был свой символ и девиз: Улыбка – наш символ, девиз: Творить добро – долг каждого, кто живет в нашей стране. Часто Добрандию называли «Страной счастья, добра и любви», поэтому была у них своя эмблема, чтобы их узнавали и не путали с другими странами.
В один солнечный день жительница страны Добрандии Добруня (воспитатели) отправилась со своими друзьями (отряды лагеря) в путешествие на лошадях и много препятствий, приключений они встретили на своем пути.
Каждый новый день проходит по выбранной тематике дня, т.е. каждый день мы вместе с друзьями из страны Добрандии идем искать приключения на лошадях: Остров небывалой красоты «Сады мечты», «Вдохновение»; остров героев «Они герои Добрандии»; проходим мимо арены «Добрандские игры»; музыкальный остров; остров волшебства «Мы добрые волшебники», остров «А мы такие разные!» (традиции и обычаи разных культур на протяжении всего лагеря), мимо густого леса «Весь мир – твоя земля!» (пожарная служба, экологический час) и т.д. После каждой экскурсии по островам проводится конкурс «Хранитель знаний». Каждый отряд за последующее путешествие может получить значок хранителя знаний (только один из детей отряда, потом передавать по мере прохождения конкурса) и символ страны «Улыбку» и заполнять свое дерево приключений. В конце лагерной смены мы должны создать дерево добра с различными цветовыми гаммами. В конце каждого дня отряды возвращаются в страну Добрандия для проведения итогов путешествия, и каждый отряд получает свою улыбку в зависимости от степени участия в мероприятии.
Для всех отрядов работают библиотека, кабинеты для отдыха, спортивная площадка, спортивный зал и т.д..
Дети принимают активное участие в игровых программах, концертах, КТД. Каждый отряд имеет своего лидера, который отвечает за разные направления работы, связанная с жизнедеятельностью детей в соответсвии запланированными направлениями: духовно-нравственное, патриотическое, спортивно-оздоровительное, творческое, трудовое.
Словарь смены:
Лагерь «Юный гимназист» - страна Добрандия;
Королева страны Добрандия – начальник лагеря;
Жители Добрандии необыкновенной доброты – воспитатели, вожатые и т.д.;
Жительница страны Добрандии Добруня – воспитатели;
Друзья Добруни – дети, пришедшие в лагерь (отряды);
Клад знаний – библиотека;
Дом – кабинеты, закрепленные на лагерь;
Арена для игр – спортплощадка, спортивный зал;
Поляна – столовая;
Атрибутика смены:
Эмблема страны
Символ страны – улыбка;
Девиз страны Добрандия: Творить добро – долг каждого, кто живет в нашей стране;
Заповеди страны:
Добро существует там, где его постоянно творят.
Мы не прячем добро, мы создаем его сами.
Творить добро – это самое ценное, что есть у нас в жизни.
Вся жизнь держится на добре, на добрых делах.
Если ты добр, ты не один: весь мир – твоя земля.
Жить без улыбки – просто ошибка, всюду улыбки – повсюду добро.
Между добрыми людьми – все доброе.
Законы страны:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки
2.3. Система стимулирования успешности и личностного роста.
Каждый отряд ежедневно может получать улыбку (смайлики разных расцветок) за активное участие в жизни своей страны и путешествия в целом (в конкурсах и массовых делах путешествия):
Красная улыбка – победителям конкурсов;
Зеленая улыбка – за активное участие в мероприятиях экологической направленности;
Желтая улыбка – за спортивные достижения.
В каждом отряде есть свой девиз, эмблема, символ, законы, заповеди они определяются на конкурсной основе в начале сезона отдельно на каждом отряде. В конкурсе участвуют все отряды страны. Задача каждого отряда – собрать как можно больше улыбок, чтобы можно было выявить лучший отряд по номинациям:
самый чистый отряд;
самый любознательный отряд (активное посещение библиотеки);
самый активный отряд;
самый здоровый отряд;
самый творческий отряд;
самый спортивный отряд;
самый пунктуальный отряд.
Выполнение режимных моментов:
Качественное выполнение утренней зарядки – 5б;
Посещение мероприятий без опозданий – 5 б;
Ежедневное 100 % посещение лагеря – 1 б.
Начисление за творческую инициативу:
Розыгрыш (оригинальный и добрый) – 5 б;
Создание плаката (поздравление, благодарность, тематический день) – 5 б;
Проведение конкурсов, игровых моментов – 5 б;
Активная дружеская поддержка выступающих всех отрядов – 5 б.
Штрафные баллы
Вынос продуктов из столовой – минус 5 б;
Нанесение ущерба личному и государственному имуществу – минус 5 б;
Несоблюдение законов лагеря – минус 5 б;
Нарушение дисциплины – минус 10 б.
В каждом отряде есть свой уголок, в котором помещены:
название отряда, девиз, эмблема и гимн отряда;
календарь смены;
режим дня (можно придумать стихотворный);
спортивные новости;
список отряда;
экран чистоты;
книга жалоб и предложений;
забор откровений (где дети могут писать все, что пожелают);
веселые фразы детей;
Сменная рубрика «Поздравляем». Ребят можно поздравлять не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но:
всех нас с тем, что мы сегодня проснулись;
всех, всех, всех с хорошо прожитой неделей в лагере;
с первым дождем в лагере;
всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели.
..Рубрика «Время». Данная рубрика помещается рядом с режимом дня, ребята с вожатыми придумывают, какое же время настало (убирать кабинеты, дежурить в столовой, собирать потерянные вещи, ловить момент, сверять часы и т.д.)
2.4. Детское самоуправление.
Актив лагеря – это Совет лагеря и Советы отрядов, которые являются органами самоуправления. Совет отряда выбирает командира. Командиры отрядов составляют Совет лагеря. В отрядах также выбираются ответственные за различные направления деятельности.
В качестве равноправных членов актива входят взрослые:
В Совет страны – начальник лагеря;
В Совет друзей – воспитатели, дети;
Совет друзей (отряда):
- лучший друг (командир ОСУ) - ;
- друг пера (редколлегия) - ;
- друг спорта (спортивный) - ;
- друг - организатор (культмассовый);
В первый день происходят выборы органов самоуправления в отрядах. Система самоуправления заключается в том, чтоб охватить как можно больше ребят разными обязанностями. Кроме того, лагерь создан на базе ГБОУ РХ «ХНГИ им. Н.Ф. Катанова», что да т возможность использовать общешкольную систему самоуправления.
Учебный план программы
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1
«Пение птиц»
10
2
8
Выступление
2
«Моя кукла»
10
2
8
Выставка
3
«Бисероплетение»
10
2
8
Выставка
4
«Сундучок»
10
2
8
Выставка
Итого
Условия реализации программы. Ресурсное обеспечение
3.1. Кадровое обеспечение:
В структуры кадрового обеспечения программы входит следующий кадровый состав из числа персонала ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова»:
Начальник лагеря (1)
Заместитель начальника лагеря (1)
Педагоги-воспитатели (6)
Мед.персонал (1)
Обслуживающий персонал (5)
Физинструктор (1)
Структура педагогического коллектива:
Начальник лагеря – обеспечивает организацию жизнедеятельности лагеря.
Воспитатели лагеря – обеспечивают организацию жизнедеятельности и работы отрядов, обеспечивают продвижение к реализации цели смены.
3.2. Сотрудничество с организациями.
МУК "Абаканский дворец молодежи" в реализации программы дополнительного образования;
Русский республиканский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова;
Хакасский национальный театр кукол «Сказка» в КТД;
Хакасский национальный драматический театр им. А.М. Топанова;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
3.3. Методическое обеспечение.
. Методическое обеспечение (нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение).
В основе программы лежит следующая нормативная база:
Конвенция о правах ребенка, статьи 24, 26, 27, 29, 31;
Конституция Российской Федерации;
Закон РФ «Об образовании», статьи 50, 51,52;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ФЗ – 98 от 28.07.1998г., ст.1,4, 7, 9, 10,12,,13, 14,15, 23);
Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004г.);
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями от 21.03.2002г. и 22.08.2004г.);
Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ РФ 52887-2007 (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (от 27 декабря 2007 г. N 565-ст);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»
Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей – СанПиН 2.4.4.1204-03;
Постановление Правительства РФ «О типовом положении о детском оздоровительном лагере» (от 2011);
Закон Республики Хакасия от 01.04.2010 N 11-ЗРХ (ред. от 26.12.2013) "Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 24.03.2010);
Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 № 628 «Об утверждении расчетной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия на 2014 год»;
Постановление Правительства РХ "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" (от 22.11.2011 N 794);
Положение лагеря дневного пребывания детей «Юный гимназист» при ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»;
Штатное расписание лагеря дневного пребывания детей «Юный гимназист» на 2016 г.
Программно – методическое обеспечение.
Программно – методическое обеспечение смены включает в себя:
Комплексную краткосрочную программу «Путешествие в страну Добрандия» Комплексный календарно – тематический план (сетку) смены.
Планы работы отрядов.
Планы работы педагогов – воспитателей.
Карту диагностических методик.
План физкультурно-оздоровительной работы и массовых мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря). (см. Приложение)
Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций и др. по тематике смены.
Режим жизнедеятельности лагеря.
Должностные инструкции педагогического персонала.
Материально – техническое обеспечение.
Кабинеты, закрепленные за отрядами (3)
Кабинет для начальника и зам. начальника лагеря
Актовый зал
библиотека
Компьютерный класс с выходом в Интернет
Мультимедиапроектор
Принтер
Цифровая видеокамера
Цифровой фотоаппарат
канцелярские товары
спортивный инвентарь
хозяйственные товары
ГСМ
Медицинская аптечка
Магнитофон (3)
Музыкальное оборудование для проведения общелагерных мероприятий
Улыбки (смайлики) 3х разных цветов (60)
Фотоальбом жизни лагеря
Расходы на оздоровление детей в лагере дневного пребывания детей «Юные гимназист» предусматривают доходы от родительской платы, Министерства образования и науки Республики Хакасия и Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.
Механизм реализации программы.
Подготовительный этап (апрель- май)
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении ДОЛ;
разработка программы деятельности летнего оздоровительного лагеря «Путешествие в страну Добрандия»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
Организационный этап (1-3 дня после прибытия)
встреча детей, формирование отрядов (оформление уголка и т.д.), знакомство и осознанное принятие основных правил, норм и требований жизнедеятельности ДОЛ, объявление конкурса как межотрядных, так и отрядных на:
проведение первичной диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Путешествие в страну Добрандия»;
Основной этап (6-17 июня)
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел (организация самоуправления);
Проведение общелагерных и отрядных мероприятий, спортивно-оздоровительных соревнований, творческих конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря.
Заключительный этап (18-21 июня)
подведение итогов работы, смены;
выпуск альбома лагеря (фото, видео, плакаты, рисунки и т.д.)
торжественное закрытие ДОЛ
(вручение дипломов, грамот)
Постлагерный период
Рефлексия.
Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов.
Оформление итоговой документации.
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности ДОЛ в перспективе.
Механизм оценки эффективности реализации программы.
5.1. Критерии эффективности реализации программы.
Оценка программы детьми осуществляется через:
анализ дня на совете друзей(органы самоуправления отряда);
общий сбор друзей Добруни (общелагерный сбор);
фиксацию результатов по итогам участия в мероприятиях (альбом страны);
оформление дерева Добра каждого отряда;
проведение входящего и итогового анкетирования (см Приложение);
желание ребенка посетить лагерь дневного пребывания детей «Юный гимназист» на следующий сезон;
Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:
ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей;
анализ педагогических дневников воспитателей;
обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;
участие педагогов в республиканских и др. научно – практических конференциях, семинарах – практикумах;
публикацию статей из опыта работы по реализации программы различного рода научно-методических журналах;
желание работать в педагогическом коллективе лагеря в следующем году;
Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности, заинтересованность представителей общественных организаций – в участии, а инвесторов - в финансировании таких смен.
Ожидаемый результат
Для развития личности ребенка:
общее оздоровление детей;
укрепление здоровья;
пополнение жизни детей интересными социально-культурными событиями;
развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
привитие навыков трудолюбия;
повышение духовно- нравственных качеств личности;
расширение кругозора детей;
осознание своей национальной идентичности и толерантное отношение к другим народам;
укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.
Для развития воспитательной системы лагеря:
апробация новой модели лагерной смены;
совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
пополнение копилки разными формами работы.
Для воспитателей работы с детьми:
повышение уровня педагогического мастерства;
апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках программы «Путешествие в страну Добрандия»
самореализация воспитателей.
Заключение.
Программа воспитательной работы «Путешествие в страну Добрадия » успешно была реализована во время летних каникул в период с 1 по 21 июня в детском лагере с дневным пребыванием детей «Юный гимназист» при ГБОУ РХ «Хакасской национальной гимназии-интернат им.Н.Ф.Катанова. Режим работы лагеря с 8.30 до 14.30. В лагере отдохнули 60 детей в возрасте 07-17 лет, из которых было сформировано 3 отряда по 20 человек. Воспитатели и организаторы мероприятий вели целенаправленную работу, направленную на формирование и развитие национальных, межнациональных (межэтнических) традиций и толерантности в условиях ДОЛ через организацию благоприятных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровления детей. В лагере прошло много различных мероприятий. Ребята в лагере получили заряд творческой, физической, психической, нравственной, этической, эстетической энергии и активности.
Список литературы.
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. М.: АГАР, 2000. – 386с.
Воробьева О.Я. Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 141с.
2. Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический практикум: проекты, поиски, находки. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 96с.
3. Добротворский И.Л.Технология успеха. 1001 совет школьнику. М.: М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 189с.
4. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. – М.: Агропромиздат, 1988. – 16с.
5. Искусство вести за собой Тренинги и занятия по формированию у юношества социальной активности и лидерских качеств., /Под ред. д.п.н. С.В. Тетерского. – М.: АРКТИ, 2007. – 96с.
6. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги и портфолио. /авт.-сот. Н.В. Комлева. – Волгоград: Учитель, - 2009. -154с.
7. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе.Ростов н/ Дону: Феникс, 2005.- 311с.
8.Куликов В.М., Ротштейн Л.М. Школа туристических вожаков. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 144с.
9. 10. Коновалова О.Б., Рыжова Ж.В. Социальное проектирование. - Н. Новгород, изд-во «Педагогические технологии», 2004. – 96 с.
10.. Новаторов В.Е. Маркетинг личности:формула жизненного успеха: цикл бесед для подростков. - Волгоград: Учитель, 2009.- 303 с.
12. Иллюстрированный определитель растений Пермского края./ С.А. Овеснов, Е.Г. Ефимов, Т.В. Козьминых и др./ Под ре. д.б.н. С.А. Овеснова. – Перм.: Книжный мир, 2007. – 743с.
13. Петрусинский В.В. Игры для активного обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 125с.
14. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
15. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 157с.
16. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.М.: АРКТИ, 2005. – 112с.
17. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 1999. – 176с.
18. Организация проектной деятельности в школе: система работы / ав. Сост. С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
19. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература», 2008. – 208с.
20. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении – СПб.: Каро, 2005. -96с.
Приложение
Эмблема страны
Диагностическое обеспечение.
Входящая - диагностика проводится до начала смены, в организационный период, с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.
Цель: Изучение интереса учащихся.
Анкета на входе
Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь интересно организовать нам твой отдых в пришкольном лагере.
Чем вы любите заниматься в свободное время?
Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
В какие игры вы любите играть?
Каким видом спорта вы занимаетесь?
Какие телепередачи вы любите?
Чем бы вы хотели заняться летом?
Интересуетесь ли прошлым нашего села?
Спасибо за ответы!
Итоговая – диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 10-14лет).
Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в лагере с дневным пребыванием детей.
Анкета на выходе
1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в лагере?
Да
Скорее да, чем нет
Затрудняюсь ответить
Скорее нет, чем да
Нет
2. Насколько интересно был организован твой отдых?
Оцени по десятибалльной шкале.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3. Что для тебя было самым интересным в лагере?
Участие в конкурсах, концертах
Спортивные мероприятия
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Работа по профилю смены
Другое
4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?
Поисковые
Спортивные
Организаторские
Затрудняюсь ответить
5. Твои предложения по проведению отдыха в лагере: ___
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН
ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЛАГЕРЕ «Юный гимназист» на базе «ХНГИ им. Н.Ф. КАТАНОВА»
№
Вид деятельности
Время
Место проведения
Ответственные
1.
Организация медицинского осмотра и контроля
ежедневно
медпункт
медицинский работник
2.
Проведение утренней тематической гимнастики
ежедневно
спортзал
руководитель физ.культуры
3.
Прогулки на свежем воздухе
ежедневно
стадион
воспитатели
4.
Добрандские игры
В течение смены
Спортзал
руководитель физ.культуры
План-сетка
Дата проведения
Содержание дня
Ответственные
1 июня
Игра-знакомство «Это здорово!»
1.Игра-знакомство «Это здорово!»
2.Игра-путешествие «Знаю ли я школу?»
3.Законы страны Добрандия (общелагерные)
Воспитатели
Начальник лагеря
2 июня
Здравствуй, страна Добрандия!
1.Тематическая утренняя зарядка
2.формирование отрядов; оформление отрядного уголка; подготовка к открытию;
3.Игра на сплочение «Опочки!»
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
3 июня
Открытие страны Добрандия
1.Тематическая утренняя зарядка
2.Экскурсия в парк «Сады мечты», «Вдохновение»
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Игра на сплочение в отрядах «Голова-тело»
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
4 июня
Путешествие на остров небывалой красоты
1.Тематическая утренняя зарядка
2.Праздничное открытие лагеря;
3.Отрядный огонек (Благопожелания на родном языке друг другу)
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
5 июня
«Они герои Добрандии»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Встреча с известными актерами и режиссерами РХ в рамках года Кино; мастер-класс;
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Просмотр фильма
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
6 июня
«Добрандские игры»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. «Хол пазыс» - рукоборье на земле;
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Игры на свежем воздухе
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
7 июня
КТД «Музыка в серцах добрандцев»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Обучение игры на различных национальных инструментах; Разучивание хакасских песен, песен из мультиков и фильмов в рамках года Кино;
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Межотрядный конкурс песен
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
8 июня
День светлых улыбок (Добро – не наука, оно действо)
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Веселые старты «Всегда готовы!»
3. Сказки на новый лад (разные стили)
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
9 июня
Добрандия встречает гостей
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Встреча с интересными людьми разных культур, диаспор и т.д.
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Отрядные дела
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
10 июня
«Добрандские игры»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Хакасские настольные игры (тобит, хазых)
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Час здоровья: волейбол, футбол
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
11 июня
«Кладец знаний»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Беседа «Красная книга РХ» (редкие, исчезающие животные)
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Викторина «Умники и умницы»
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
12 июня
«День страны Добрандия» (День России)
1.Тематическая утренняя зарядка
2.Беседа «История России»
3. «История Хакасии»
4. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
13 июня
«День волшебного пера»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Конкурс рисунков «Мир глазами детей»
3. Игра на сплочение «Семейка Адамс»
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
14 июня
КТД «Волшебные танцы в стране»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Постановка танца
3. Подвижные игры на свежем воздухе
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
15 июня
«Путешествие на остров фантазий»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Посещение краеведческого музея
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Отрядные дела
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
16 июня
«Мама придет, мама услышет» (День матери)
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Кружок «Умелые ручки»
3. Отрядные дела (подготовка к встрече выпускников 1966)
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
17 июня
«Весь мир - твоя земля» (экологический час)
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Мини – концерт для выпускников школы 1966
3.Акция «Мы бережем планету»
4. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
5. Игры на свежем воздухе
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
18 июня
«Приключения на острове волшебства»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. «Мы добрые волшебники»; мастер-класс (научить детей самому простому волшебству)
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Отрядные дела
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
19 июня
«Патриоты страны»
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Игра «Мы патриоты своей страны»
3. Конкурс (общелагерный) «Хранитель знаний»
4. Отрядные дела
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
20 июня
КТД «Корзина добрандских чудес» (подготовка к закрытию смены)
1.Тематическая утренняя зарядка
2. Подготовка к закрытию лагеря
3. Отрядные дела
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
21 июня
«До новых встреч, страна Добрандия!»
1. Тематическая линейка
2. Торжественное закрытие лагеря (награждения)
3. «Волшебство на лицо» (Пародия шоу)
3. Разъезд детей
Начальник лагеря
Физ. Инструктор
Воспитатели
13PAGE 15
13PAGE 141915