Коррекционно развивающая программа для обучающихся 1- 4 классов «Коррекция гиперактивного поведения младших школьников в условиях сенсорной комнаты»
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 52» г. Оренбурга
Коррекционно развивающая программа
для обучающихся 1- 4 классов
«Коррекция гиперактивного поведения младших школьников в условиях сенсорной комнаты»
Педагог - психолог: Киреева Н.В.
Количество часов за год:
всего 6 часов;
Пояснительная записка
В последнее время всё чаще начинает появляться информация о повышенной тенденции к ухудшению здоровья детей. Увеличение числа обучающихся образовательных заведений с отклонениями в интеллектуальном, соматическом и сенсорном развитии, проявляются не только в период адаптации к школьному обучению но и на всём протяжении школьной жизни.
Но чаще всего заметны такие заболевания у детей как «синдром дефицита внимания и гиперактивности»(Attention Deficit-Hyperactivity Disorder - ADHD). Такие детей резко выделяются на фоне одноклассников своим поведением. Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности характерны следующие особенности:
Невнимательность:
-Неспособность сосредоточиться на деталях.
Ребёнок воспринимает и запоминает предмет в общем, не вдаваясь в подробности и детали. Детали имеют большое значение в нашей жизни.
-Ошибки по невнимательности.
-Неспособность вслушиваться в обращенную речь.
-Неспособность доводить задания до конца.
-Низкие организаторские способности.
-Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения.
-Потери необходимых предметов при выполнении задания.
-Отвлекаемость на посторонние раздражители.
-3абывчивость
ГиперактивностьЧасто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».
Часто бывает болтливым.
Признаки импульсивности
Одним из главных признаков СДВГ, наряду с нарушениями внимания, является импульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования. Клинически, эти дети часто характеризуются, как быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания. В результате они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны. Такие дети зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определенными ситуациями или их поступками. Часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками. В результате не редки несчастные случаи с отравлениями и травмами
Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Таких детей очень сложно обучать и взаимодействовать с ними. Но помощь гиперактивным обучающимся может оказаться эффективной, а со временем некоторые из них могут стать гордостью школы.
Обучающихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью постоянно стыдят и наказывают учителя и родители. В итоге ребенок убеждается, что он самый бестолковый и ни на что неспособный, никто его не понимает. А это ещё больше мешает его обучению и взаимодействию с людьми.
В нашей общеобразовательной школе так же присутствуют ученики с данным нарушением. Наша программа направлена как раз на коррекцию и успешную социализацию данных обучающихся в условиях сенсорной комнаты.
Цель программы
Коррекция психофизического и эмоционального состояния обучающисхя с помощью мультисенсорной среды.
Задачи
Формирование позитивного отношения к школьному обучению и развитие положительных учебных мотиваций, улучшение школьной успеваемости;
Формирование навыков самоорганизации и самоконтроля над эмоциями и поступками;
Развитие способности планирования и достижения поставленной цели;
Коррекция дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля, импульсивности);
Отработка навыков социализации;
Развитие и реализация заложенных творческих способностей.
Принципы организации работы
Принцип дифференцированности: учет поведенческих особенностей и специфики работы с гиперактивными детьми;
Принцип многоаспектности: сочетание различных направлений (социального, психологического, образовательного) в целевой профилактической работы;
Принцип последовательности;
Принцип преемственности.
Сроки реализации программы
6 занятий, один раз в неделю по 30 минут.
Количественный состав группы
от 2 – 3 человек
Методы и формы работы по реализации программы
наблюдение;
диагностирование;
индивидуальные коррекционные занятия;
психологические тренинги;
беседы;
ролевые и развивающие игры;
арт-терапевтические техники;
Методики коррекционной и профилактической работы в сенсорной комнат
1) цвето-, свето-терапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
4) арт-терапия (использование художественных образов).
Ресурсное обеспечение программы
кресла-пуфики с гранулами; настенные зеркала «Отражение»; музыкальный центр с набором СD-дисков; воздушно-пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из двух частей; оптико-волоконный пучок «Звездный дождь.
Предполагаемый результат реализации программы
развитие навыков самоорганизации, саморегуляции и управления своими эмоциями и поведением;
сохранение психологического и физического здоровья;
адекватная самооценка ребенка;
развитие познавательных процессов;
наличие опыта позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
Структура занятий
Ритуал приветствия.
Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
Входящая диагностика (тест Люшера, наблюдение; беседа).
Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, мышечная релаксация).
Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности;
Активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
Выходящая диагностика (тест Люшера, наблюдение, беседа).
Обобщение. Ритуал прощания.
Оценка эффективности занятия отслеживается по данным входящей и выходящей психодиагностики по методике Люшера и результатам наблюдений педагога-психолога за учащимися.
Тематическое планирование
№ занятия Тема Кол-во ак. часов
1 Снятие напряжения, повышение групповой сплоченности, обучение технике расслабления 1
2 Развитие зрительно-двигательной координации, развитие произвольного внимания 1
3 Развитие зрительного восприятия, развитие двигательной сферы и концентрации внимания 1
4 Развитие осязательных ощущений и концентрации внимания, формирование элементов самоконтроля 1
5 Развитие двигательной раскрепощённости. 1
6 Обогащение восприимчивости и воображения 1
Коррекционно – развивающие упражнения
Упражнение «Разрывание бумаги»
Цель: разрядка накопившейся энергии
Инструкция: Для работы необходимо иметь старые газеты и журналы, либо другую ненужную бумагу. Вначале я спрашиваю детей, кто из них обещает убрать помещение в конце занятия, и объясняю, что это упражнение позволит им освободиться от неприятных чувств и потребует значительной энергии. Несколько минут отводится на обсуждение разных чувств и вызывающих их ситуаций. Затем я начинаю разрывать газеты или журналы, показываю детям, как лучше это делать. Я даю им понять, что размер кусочков не столь важен. Дети присоединяются ко мне, и мы вместе бросаем кусочки бумаги в кучу в центре комнаты. Когда куча становится большой, мы все вместе принимаемся энергично подбрасывать кусочки бумаги в воздух. Они разлетаются по всему помещению, и дети приходят в неописуемый восторг. Те, кто отличается скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя весьма осторожно, но через минуту, и они раскрепощаются. Детям особенно нравится делать кучки и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или бросать их горстками в воздух. Обычно я разрешаю продолжать это занятие столько, сколько позволяет время. После наступает момент уборки. Я предлагаю детям вспомнить о том, какое обещание они давали мне в начале занятия. Когда уборка завершена, я прошу их поделиться впечатлениями от упражнения и сказать, что человек чувствует, когда дает выход своей энергии, и каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях. Я многократно прибегала к этому упражнению, и оно неизменно вызывало у детей радость и воодушевление. Кроме того, оно не требует какой-либо подготовки.
- Это упражнение позволит нам освободиться от неприятных чувств. Какие чувства вы знаете? (гнев, страх, тревога, злость, грусть, печаль, обида, радость, восторг, удивление, спокойствие). Показ смайликов.
- В каких ситуациях возникают эти чувства?
- Что человек чувствует, когда освобождается от неприятных чувств? Каким образом можно делать нечто подобное в домашних условиях?
Упражнение «Быстрые превращения».
Цель: снятие напряжения после «сидячей» работы.
Материалы: аудиокассета с записью бодрой инструментальной музыки.
Инструкция: Сейчас зазвучит музыка, и вы начнете ходить по комнате. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить... (Включите музыку и остановите ее примерно через одну минуту.)
Теперь вы все должны превратиться в Бабу-Ягу. (Снова включите музыку на 30 секунд)
Теперь все — роботы. Встаньте парами и покажите друг другу, что вы роботы... (Снова поставьте музыку на 30 секунд)
Другие превращения: грустный клоун, веселый танцор, нервный грабитель, утомленный бегун на короткую дистанцию, улыбающийся манекен, боксер перед борьбой, певец, заслуживший аплодисменты.
«Путешествие на облаке».
Упражнение на релаксацию дает детям возможность успокоиться и настроиться на работу.
Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.
Инструкция: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните... Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке.
Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?
Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное... (30 секунд)
Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало... Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе...
Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, внимательным.
-Где вы были счастливы? Расскажите о своем путешествии на облаке. Что там видели?
Упражнение на релаксацию «Тряпичная кукла и солдат».
Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.)
А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными...
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд)
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.Снова станьте солдатом... (10 секунд) Теперь опять тряпичной куклой...
Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос...Теперь — с верхней части ног и ступней...
Игра «Салют». Все кладут свои ладони на ладонь ведущего. По сигналу 1,2,3 все опускают свои руки и вместе поднимают вверх, запуская «салют».
- Получилось ли у вас сегодня расслабиться? Что больше всего понравилось на занятии? Вы все хорошо занимались, молодцы. Давайте поаплодируем друг другу.
Упражнение «Спонтанный танец»
Цель: мышечное расслабление; пространственная ориентировка; улучшение эмоционального фона; развитие двигательной раскрепощенности.
Детям предлагается непроизвольно двигаться в танце (под музыку) по комнате. Можно предложить представить себя птицей, каким-либо животным или сказочным героем и др. Дети любят это упражнение и, выполняя его, не испытывают стеснения друг перед другом.
Упражнение «У водопада»
Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.Дети полукругом размещаются у фонтанов, принимают удобное положение и вслушиваются в шум стекающей воды. При этом необходимо закрыть глазки и включить воображение, для того чтобы оказаться на красивом острове у водопада. Представить, какой водопад, войти в него, поплескаться, почувствовать, какая вода, и пр. По окончании упражнения проводится обсуждение: кому удалось представить себе водопад? Рассказать, что он там видел, смог ли почувствовать воду.
Упражнение «В лесу у ручья»
Цель: общая релаксация; развитие слуха, воображения и коммуникации.
Для этого упражнения также используются фонтаны. Упражнение проводится аналогично представленному выше.
Упражнение «Мои эмоции»
Цель: создание положительного эмоционального состояния; мотивирование детей на изучение эмоционального мира; способность осознавать эмоции.
Дети по очереди подходят к зеркалу и показывают эмоцию, которая ребенку на данный момент близка, а остальные дети отгадывают и называют ее. Далее ведется обсуждение, почему люди испытывают те или иные эмоции.
Упражнение «Кривые зеркала»
Цель: создание положительного эмоционального состояния.
Детям предлагается представить себя в комнате смеха. Кривые зеркала помогают разрядить отрицательные эмоции и зарядиться положительными, непроизвольная двигательная активность помогает снять мышечное напряжение.
Упражнение «На Северный полюс»
Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Дети удобно располагаются в креслах-пуфиках и закрывают глаза. Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет на Северный полюс, где смогут полюбоваться северным сиянием. Включается прибор динамической заливки, дети открывают глазки и любуются переливами цветов; идет обсуждение.
Упражнение «Писатели звездных историй»
Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; развитие речи, воображения; мышечное расслабление.
Дети устраиваются полукругом, сидя в креслах-пуфиках, и делятся на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д., при этом объект заранее выбирается из проэцируемых. Затем каждая команда по очереди рассказывает свою историю. В конце игры подводим итоги: чей рассказ был интереснее, насыщеннее событиями?
Упражнение «Коса»
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Это упражнение выполняется с помощью световой каскадирующей трубы «Веселый фонтан» и оптико-волоконного пучка «Звездный дождь». Дети устраиваются рядом с этими приборами и перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.
Упражнение «Что я чувствую, когда слушаю музыку»
Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства.
Детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.
Упражнение «Кошка»
Вспомним, как ведет себя кошка, кидаясь на добычу. Покажем, как кошка выпустила когти (показ). Подержите как можно дольше растопыренные, согнутые в суставах пальцы. Кисти рук напряглись, задеревенели. Почувствуйте, как утомительно и неприятно это состояние. А теперь кошка убрала когти! Руки спокойно опустились на колени, пальцы расслабились. Зафиксируйте свои ощущения в расслабленном состоянии. (Упражнение повторяется 2 раза).
Упражнение «Не урони вазу»
А теперь представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Мышцы рук расслаблены. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям. Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).
Упражнение «Силачи»
Педагоги, сидя на стуле, сгибают в локтях руки со сжатыми в кулаки пальцами и напрягают бицепсы. Почувствуйте, как напряглись ваши бицепсы. Еще больше сожмите руки! Мышцы напряжены. В руках легкая дрожь. Долгое напряжение неприятно. (Пауза). Руки устали! Уронили их на колени! Теперь руки расслабились, стали вялыми. Вы ощущаете приятную расслабленность и тепло в руках. Особенно в ладонях и кончиках пальцев. (упражнение повторить 2 раза.)
Упражнение «Кошка»
Снимите обувь, сядьте удобно на стуле, согнутые в коленях ноги слегка выдвиньте вперед. Теперь представьте себе, как кошка убрала когти, сжала и напрягла задние лапы, готовясь к прыжку. Побольше сожмите пальцы ног, как бы подгибая их под стопу. Еще больше напрягли стопы и пальцы! Подержите напряженными пальцы и стопы! Почувствуйте, как неприятно это состояние. Мышцы устали! А теперь расслабьте мышцы. Тяжелые стопы давят на пол. Горячая кровь приливает к ногам. Чувствуется пульсация крови в ногах. Пальцы ног и стопы расслабленные. (Повторить упражнение 2 раза.)
Упражнение «Волейбольный мяч».
Представьте себе: у вас есть новый, еще ни разу не надутый волейбольный мяч. Стенки камеры как бы слиплись. Камера почти плоская, давайте изобразим это: втяните свой живот внутрь. Втяните так, как будто стенки живота прилипли к позвоночнику. Сильно напрягите мышцы живота, и даже мышцы груди испытывают при этом напряжение. Держите живот в таком напряжении. Вы чувствуете, как это неприятно и неудобно? Верните мышцы живота в исходное положение – расслабьте их. Мышцы груди тоже расслабляются. Как свободно и легко сейчас дышится! Запомните эти ощущения. (Упражнение повторяется 2 раза).
Упражнение «Надуваем мяч».
А теперь представьте себе, что вы надуваете волейбольный мяч. Ваш живот – это волейбольный мяч. Когда надуваем мяч, он увеличивается в объеме, становится твердым, упругим. Сделаем глубокий вдох так, чтобы стенка живота приподнялась вперед и вверх. Воздух наполнил наш мяч. Мышцы живота напряглись, задержите при этом дыхание. Ощутите это напряжение и выдохните. Мышцы живота стали мягкими и расслабились. Теперь дышится легко и свободно. Расслабление приятно. Запомните эти ощущения. (Упражнение повторить 2 раза).
Упражнение «Струна»
В этом упражнении вы будете учиться расслаблять мышцы спины и груди. Сядьте ровно, еще больше выпрямитесь. Вытянитесь, как струна. Напряглись мышцы спины, груди и живота. (Пауза). Утомительно так сидеть... Струна оборвалась! Расслабились! Стали свободными, ненапряженными мышцы спины, груди, живота. Расслабилось все ваше тело. Легко и спокойно дышится вам сейчас. Расслабление приятно. Запомните эти ощущения. (Упражнение повторить 2 раза).
Упражнение «Холодно!»
Представьте себе, что вы замерзли. Голову очень хочется втянуть в плечи. Мышцы шеи, плеч, груди напряжены. Напряжение неприятно. Опустите плечи. Выпрямите шею. Расслабилась шея, плечи, грудь. Расслабление приятно. Легко дышится. (Упражнение повторить 2 раза).
Упражнение «Спать хочется»
Выполняя это упражнение, вы будете вызывать расслабление мышц шеи по контрасту с напряжением. Представьте себе, что вам очень хочется спать, и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте.
Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).