Коррекция гиперактивного поведения младшешкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проявления гиперактивного поведения детей.6
1.1. Основные проявления гиперактивного поведения детей 6
1.2. Современные методы коррекции гиперактивного поведения детей 9
Глава 2. Коррекция гиперактивного поведения детей 13
2.1. Развитие детей раннего возраста в игровой деятельности 13
2.1. Коррекционная работа 17
2.2. Анализ результатов исследования 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Приложение
Введение
Актуальность. На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей. За последние годы среди обучающихся образовательных учреждений увеличилось число детей с отклонениями в соматическом, сенсорном, интеллектуальном развитии. Все больше и больше гиперактивных детей обучается в школах. Таких детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников чрезмерной активностью, излишней подвижностью, суетливостью, неумением длительно сосредоточить внимание на чём-либо.
Основными признаками гиперактивности ребенка являются дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более века назад. Таких детей называли гиперактивными.
В последнее время вследствие широкой распространенности синдрома гиперактивности является объектом исследования специалистов в области медицины, психологии и педагогики. Так, например, в США гиперактивных детей - 4-20%, в Великобритании – 1-3%, Италии - 3-10%, в Китае - 1-3%, в России - 4-18% [6].
Существующая система образования не приспособлена к работе с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок явно не соответствует нормативным рамкам. Он неудобен учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. Учебный процесс, в том виде в каком он существует, не является эффективным для гиперактивного ребенка. В последние годы проблема эффективности образования гиперактивных детей становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Если еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по 1-2 в классе, то теперь в эту группу попадает 20-30% учащихся начальных классов. И этот процент постоянно растет [6].
Вот почему избранная тема является актуальной и практически значимой. Составленная коррекционная программа может быть использована в качестве методического пособия для групповой работы с гиперактивными детьми по снижению проявлений гиперактивности. Объективность полученных данных обеспечивается комплексом использованных методик.
Объект исследования: процесс коррекции гиперактивного поведения.
Предмет исследования: психолого-педагогическая работа по коррекции гиперактивного поведения младших школьников.
Цель: составить и апробировать на практике комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста и оценить ее эффективность.
Гипотеза: поскольку основными причинами гиперактивного поведения младших школьников являются специфические нарушения в развитие мозга, а также социальные факторы, то коррекционно – развивающая работа должна быть организована по нескольким направлениям. Наиболее эффективной будет комплексная программа, направленная на: регуляцию психической сферы (развитие произвольного внимания, самоконтроля, снижение эмоционального напряжения).
Задачи исследования:
Проанализировать литературу на предмет причин гиперактивного поведения младших школьников;
Выяснить современнве методики и алгоритмы работы с гиперактивным поведением. Осуществить их анализ.
На основе осуществленного анализа разработать комплексную методику работы с детьми, у которых наблюдается гиперактивное поведение;
Составить и внедрить в психолого-педагогическую практику комплекс коррекционно – развивающие занятий.
Проанализировать и описать результаты экспериментальной работы.
Методологическая основа исследования:
труды по изучению младшего школьного возраста Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой и других;
труды по изучению гиперактивности М. Алворда, Б.Л. Бейкера, Н.Н. Заваденко и других.
Методы исследования:
методы теоретического исследования: синтез, анализ.
методы эмпирического исследования: изучение психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, эксперимент.
Элементы научной новизны и теоретической значимости заключаются в обобщении и систематизации работ по теме исследования, описание основных терминов и теорий отечественных и зарубежных авторов.
Предполагаемые изменения:
Создание благоприятных условий каждому ребенку младшего школьного возраста с гиперактивным поведением для успешной реализации программы.
Повышение качества социального и культурного уровня младших школьников
Успешная адаптация детей в современных социально – экономических условиях.
Глава 1. Теоретические основы проявления гиперактивного поведения детей
1.1. Основные проявления гиперактивного поведения детей
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является гиперактивность. По данным большинства зарубежных эпидемиологических исследований, его частота среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4,0% до 9,5%.
Гиперактивность проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и импульсивностью поведения. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть. Гиперактивность детей характеризуется тем, что они чрезвычайно подвижны, все время бегают, крутятся, пытаются куда-то забраться. Родители описывают их «постоянно двигающимися, как будто бы к ним прикрепили мотор», неспособными усидеть на месте.
Важно учитывать то, что, оказавшись в новой обстановке, при встрече с незнакомыми людьми ребенок не проявляет свойственной ему гиперактивности, которая на какое-то время исчезает, «тормозится» на фоне волнения. Это обстоятельство может затруднить выявление гиперактивного поведения во время консультации специалистом при первой встрече с ребенком и родителями.
Импульсивность постоянно наблюдается у гиперактивных детей, как в разнообразных поведенческих ситуациях, так и при выполнении школьных заданий. Она выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав. На уроках он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, на вопросы отвечает невпопад, и не выслушивая их до конца. Он может без разрешения встать со своего места в классе, вмешиваться в разговор или работу находящихся рядом людей, во время игры со сверстниками бывает не в состоянии следовать правилам. Из-за импульсивности гиперактивные дети склонны к трамватизации, так как могут попадать в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях своих поступков (ввязываются в драки, выбегают на проезжую часть дороги и т.д.). Однако все это они делают импульсивно, без специального умысла.
Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у таких детей обычно обнаруживаются нарушения координации движений, несформированность мелкой моторики и праксиса (способности осуществлять достаточно сложные целенаправленные движения и действия). У них возникают сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц и пр. Недостаточная сформированность координации движения ведет к моторной неловкости, неспособности к спортивным занятиям и повышенному риску травматизма.
Так же у таких детей имеются проблемы с концентрацией внимания, выраженная отвлекаемость.
А. Д. Кошелева систематизировала основные проявления синдрома гиперактивности у детей, которые могут быть использованы в педагогической практике в диагностических целях:
Беспокойное движение в кистях и стопах. Сидя на стуле ребенок корчится, извивается;
Неумение спокойно сидеть на месте, когда это необходимо;
Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы;
Нетерпение, неумение дождаться своей очереди во время игр, ответов одноклассников;
Неумение соредоточиться на вопросе, дослушать до конца;
Частные переходы от одного незавершенного действия к другому;
Неумение играть тихо, спокойно;
Болтливость;
Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома;
Склонность к совершению опасных действий, не задумываясь об опасности.
Перечисленные поведенческие особенности сопровождаются серьезными вторичными нарушениями, к числу которых относится, слабая успеваемость в школе и затруднения в общении с другими людьми.
Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей, обусловленное особенностями поведения, не соответствующим возрастным нормам (прежде всего произвольности), и являющееся серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время уроков таким детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма значительно ниже, чем у сверстников, письменные работы выглядят неряшливо, содержат большое количество ошибок. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.
Нарушения поведения гиперактивных детей влияют не только на школьную успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев, дети испытывают проблемы в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения, часто конфликтуют и могут становиться «отвергнутыми» сверстниками.
Отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность ребенка необходимо настойчиво и последовательно преодолевать с самых первых лет его жизни. Необходимо четко разграничивать целенаправленную активность и бесцельную подвижность. Речь не идет о сдерживании физической подвижности ребенка, так как это противоречит состоянию его нервной системы, но его двигательную активность необходимо направлять и организовывать. Если он бежит куда-то, то пусть это будет выполнением какого-либо поручения, хорошую помощь могут оказать подвижные игры с правилами, спортивные занятия. Самое главное – развитие целенаправленной активности, произвольной регуляции собственного поведения.
1.2. Современные методы коррекции гиперактивного поведения детей
После уточнения причин нарушения и выявления сопутствующих нарушений с указанием преобладающих отклонений – дефицита внимания, гиперактивности. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема психолого-педагогической коррекции.
Поведенческая психотерапия. Среди психолого-педагогических методов коррекции гиперактивного поведения главная роль отводится поведенческой психотерапии. Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося ребёнка.
Коррекционные методики будут эффективны лишь при условии тесного сотрудничества семьи и школы, которое обязательно должно включать обмен информацией между родителями и учителями посредством совместных семинаров, курсов-тренингов и т.д. Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых принципов в отношении к ребёнку дома и в школе: система «вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной деятельности. Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха.
Кроме родителей и учителей большую помощь в организации программы коррекции должны оказывать врачи, психологи, социальные педагоги – те, кто может оказать профессиональную помощь в индивидуальной работе с таким ребёнком.
Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5 – 8 лет, когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел сформироваться патологический стереотип.
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Хотя способы вознаграждения и поощрения ребёнка надо постоянно менять.
В разговоре с ребёнком и, особенно, при выдаче ему задания, необходимо избегать директивных указаний, желательно повернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему всецело доверяют, на него надеются. При разговоре с ребёнком необходимо избегать постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи.
Родители и учителя могут использовать поощрение ребёнка за выполнение поставленных целей. Причём не имеет значения, в каком виде это будет представлено: материальное вознаграждение или просто ободряющая улыбка, ласковое слово, повышенное внимание к ребёнку, физический контакт (поглаживание).
При неудовлетворительном поведении допускается как метод воздействия наказание, которое не должно быть отсроченным и непонятным для ребенка. Это может быть просто словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение «привилегий».
Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку. После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания необходимо воздерживаться.
Специальное обучение: за и против. Если ребенку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс.
Гиперактивному ребёнку может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной мотивации и целеустремлённости, иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков. В отличии от обычной «задержки психического развития» они являются временным явлением и при интенсивных занятиях могут успешно нивелироваться. При наличии парциальных задержек рекомендуется класс коррекции, а при нормальном интеллекте – класс для догоняющих.
Обязательным условием обучения гиперактивных детей в коррекционных классах является создание благоприятных условий для развития: наполняемость не более 10 человек в классе, обучение по специальным программам, наличие соответствующих учебников и развивающих материалов, индивидуальные занятия с психологом, логопедом и другими специалистами. Класс желательно изолировать от внешних раздражителей, в нем должно быть минимальное количество отвлекающих и стимулирующих предметов (картин, зеркал и т.д.); ученики должны сидеть отдельно друг от друга, учащихся с более выраженной двигательной активностью следует усаживать за предметные столы ближе к учителю, чтобы исключить их влияние на других детей. Продолжительность занятий сокращается до 30–35 минут. В течение дня обязательно проводятся занятия по аутогенной тренировке.
Однако, организовывать класс исключительно для гиперактивных детей нецелесообразно, так как в своём развитии они должны опираться на успевающих учеников. Особенно это касается первоклассников, которые развиваются главным образом путём подражания и следования авторитетам.
В последнее время в связи с недостаточным финансированием организация классов коррекции нерациональна. Однако надо помнить, что отсутствие вообще какой-либо коррекции может привести к развитию хронической формы заболевания, а значит, к проблемам в жизни этих детей и окружающих.
Двигательная активность. Лечение гиперактивных детей обязательно должно включать физическую реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на восстановление поведенческих реакций, выработку координированных движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной мускулатуры.
Положительный эффект физических упражнений, особенно на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма, хорошо известен всем врачам. Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благотворно влияют на психическое состояние человека.
Однако, не все виды физической активности могут быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
Особое предпочтение следует отдавать равномерному длительному бегу, который благоприятно влияет на психическое состояние, снимает напряжённость, улучшает самочувствие. Перед тем как ребёнок начнёт заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний.
Таким образом, психологическая коррекция гиперактивного поведения младших школьников может осуществляться эффективно при специально организованной деятельности с включением родителей в коррекционный процесс.
Глава II. Коррекция гиперактивного поведения детей
2.1.Диагнсотика гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста
Исходя из цели и гипотезы исследования, была определена цель экспериментального этапа: определение степени выраженности гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста.
Базой исследования являлась МОАУ СОШ№ 37. В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 30 человек ученики 1 «б» класса.
В соответствии с целью и гипотезой исследований мы составили структуру исследования, в которую вошли следующие этапы: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Первый этап – констатирующий этап эксперимента, целью которого было определение степени выраженности гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста. Для оценки степени склонности ребенка к гиперактивному поведению используются следующие методики:
Методика «ДА и НЕТ»
Методика «Вежливость»
Методика «Обведение контура».
Нами были выбраны эти методики диагностики степени выраженности гиперактивного поведения детей младшего школьного возраста, т.к. они соответствуют возрасту учащихся, позволяют адекватно оценить степень произвольности внимания детей, концентрации внимания.
Методика «ДА и НЕТ»
Цель: диагностика степени произвольности внимания детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.
Ход выполнения задания: преподаватель обращается к детям со словами: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». (Ребенок их повторяет.) «Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» (Приложение 1).
Результаты представлены в таблице 1, 2 и более наглядно на рис.1.
Таблица 1
Показатели уровня произвольности внимания детей в 1 «б» классе по методике «ДА и НЕТ»
№
Ф.И. ребенка
уровень произвольности внимания
количество ошибок
уровень
1
Камиль А.
0
Высокий
2
Радмила А.
1
Средний
3
Данил Б.
0
Высокий
4
Саида Б.
2
Низкий
5
Диана В.
1
Средний
6
Тимур Г.
0
Высокий
7
Денис Д.
2
Низкий
8
Тимур Д.
0
Высокий
9
Анастасия З.
0
Высокий
Радмир И.
1
Средний
Лутфия К.
0
Высокий
Владислав К.
1
Средний
Аделина Н.
1
Средний
Артемий П.
3
Низкий
Ярослав П.
1
Средний
Дмитрий П.
0
Высокий
Данил Р.
1
Средний
Юлия Р.
1
Средний
Марк Р.
4
Низкий
София С.
1
Средний
Сабина С.
1
Средний
Арсений С.
0
Высокий
Аделия С.
4
Низкий
Алина С.
3
Низкий
Артур Т.
0
Высокий
Аделина Т.
1
Средний
Ангелина Ф.
1
Средний
Арина Ш.
0
Высокий
Глеб Ш.
0
Высокий
Денис Ю.
1
Средний
Таблица 2
Показатели уровня произвольности внимания детей в 1 «б»
Количество
детей
уровень произвольности внимания
Высокий
Средний
Низкий
Количество
%
Количество
%
Количество
%
30
11
37%
13
43%
6
20%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.1. Показатели уровня произвольности внимания детей
по методике «ДА и НЕТ»
Методика «Вежливость»
Используется для диагностики уровня произвольности детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Выполняется методика следующим образом: ребенку предлагается выполнять те команды, в которых ведущий, говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физическими упражнениями (Приложение 2).
Таблица 3
Показатели уровня произвольной сферы детей в 1 «б» классе по методике «Вежливость»
№
Ф.И. ребенка
уровень произвольной сферы
количество ошибок
уровень
1
Камиль А.
1
Средний
2
Радмила А.
1
Средний
3
Данил Б.
0
Высокий
4
Саида Б.
3
Низкий
5
Диана В.
1
Средний
6
Тимур Г.
0
Высокий
7
Денис Д.
3
Низкий
8
Тимур Д.
1
Средний
9
Анастасия З.
0
Высокий
Радмир И.
1
Средний
Лутфия К.
0
Высокий
Владислав К.
1
Средний
Аделина Н.
1
Средний
Артемий П.
2
Низкий
Ярослав П.
1
Средний
Дмитрий П.
0
Низкий
Данил Р.
1
Средний
Юлия Р.
1
Средний
Марк Р.
4
Низкий
София С.
1
Средний
Сабина С.
1
Средний
Арсений С.
0
Высокий
Аделия С.
4
Низкий
Алина С.
3
Низкий
Артур Т.
0
Высокий
Аделина Т.
1
Средний
Ангелина Ф.
1
Средний
Арина Ш.
0
Высокий
Глеб Ш.
0
Высокий
Денис Ю.
1
Средний
Таблица 4
Показатели уровня произвольной сферы детей в 1 «б» классе
Количество
детей
уровень произвольной сферы
Высокий
Средний
Низкий
Количество
%
Количество
%
Количество
%
30
8
26%
15
50
7
24%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415Рис.2. Показатели уровня произвольной сферы детей по методике «Вежливость»
Методика «Обведение контура»
Используется для диагностики уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению. Ребенку предлагается рисунки с изображением геометрических фигур наложенных друг на друга. Необходимо обвести каждую фигуру цветным карандашом (Приложение 3).
Таблица 5
Показатели уровня концентрации внимания детей в 1 «б» классе по методике «Обведение контура»
№
Ф.И. ребенка
уровень концентрации внимания
количество ошибок
уровень
1
Камиль А.
1
Средний
2
Радмила А.
1
Средний
3
Данил Б.
1
Средний
4
Саида Б.
3
Низкий
5
Диана В.
1
Средний
6
Тимур Г.
0
Высокий
7
Денис Д.
3
Низкий
8
Тимур Д.
1
Средний
9
Анастасия З.
1
Средний
Радмир И.
1
Средний
Лутфия К.
0
Высокий
Владислав К.
1
Средний
Аделина Н.
1
Средний
Артемий П.
2
Низкий
Ярослав П.
1
Средний
Дмитрий П.
0
Низкий
Данил Р.
1
Средний
Юлия Р.
1
Средний
Марк Р.
4
Низкий
София С.
1
Средний
Сабина С.
1
Средний
Арсений С.
0
Высокий
Аделия С.
4
Низкий
Алина С.
3
Низкий
Артур Т.
0
Высокий
Аделина Т.
1
Средний
Ангелина Ф.
1
Средний
Арина Ш.
0
Высокий
Глеб Ш.
0
Высокий
Денис Ю.
1
Средний
Таблица 6
Показатели уровня концентрации внимания детей в 1 «б» классе
Количество
детей
уровень концентрации внимания
Высокий
Средний
Низкий
Количество
%
Количество
%
Количество
%
30
6
20%
17
56%
7
24%
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис.3. Показатели уровня концентрации внимания детей по методике «Обведение контура»
Данные диагностики свидетельствуют о том, что у детей отмечается низкий уровень: произвольности внимания, произвольности детей, уровня концентрации внимания и моторно-двигательного развития детей, что позволяет судить о степени их склонности к гиперактивному поведению.
Выделим в отдельную группу детей со склонностью к гиперактивному поведению
Таблица 7
Показатели детей по всем методикам в 1 «б» классе
№
Ф.И. ребенка
уровень произвольности внимания
уровень произвольной сферы
уровень концентрации внимания
уровень
4
Саида Б.
Низкий
Низкий
Низкий
7
Денис Д.
Низкий
Низкий
Низкий
Артемий П.
Низкий
Низкий
Низкий
Дмитрий П.
Низкий
Низкий
Низкий
Марк Р.
Низкий
Низкий
Низкий
Аделия С.
Низкий
Низкий
Низкий
Алина С.
Низкий
Низкий
Низкий
Следовательно, необходимо провести коррекционно – развивающие занятия с группой детей младшего школьного возраста склонных к гиперактивному поведению, с использованием различных методов и форм коррекции.
2.2.Коррекционная работа
Коррекционную работу с такими детьми можно проводить в рамках игровой терапии. Но так как гиперактивные дети не всегда воспринимают границы дозволеного, следует обращать особое внимание на ограничения и запреты, вводимые в процессе занятий с ребенком. Их следует делать спокойным, но вместе с тем уверенным тоном, обязательно предоставляя ребенку альтернативные способы удовлетворения его потребностей.
Неоценимую помощь оказывают релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт, т.к. они способствуют лучшему осознанию ребенком своего тела, а впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль. Например, взрослый вместе с ребенком ложатся на ковер и двигаются по нему, лучше под спокойную музыку: перекатываются, ползают, «борются». Таким образом развивается эмпатия, ребенок получает удовольствие от взаимодействия с взрослым, доверяет ему, чувствует его поддержку.
Иногда гиперактивность сопровождается вспышками агрессии, вызванными постоянным недовольством окружающих и огромным количеством замечаний и окриков. Родителям необходимо выработать эффективную стратегию взаимодействия со своим ребенком. Когда родители наблюдают за своим ребенком, активно включаясь в совместные игровые действия, они начинают лучше понимать потребности своего ребенка и принимать его таким, какой он есть.
Частая ошибка родителей и педагогов, как отмечает профессор Шевченко, заключается в том, что от гиперактивного ребенка требуют одновременно сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. То есть возлагают на него триединую задачу, с которой не всякий взрослый в состоянии справиться. А ведь именно эти качества у ребенка в дефиците.
Гораздо полезней тренировать каждое качество по отдельности. Даете игру, требующую сосредоточения, не ограничивайте импульсивность и движения ребенка. Развивая усидчивость, не напрягайте активное внимание. Когда ребенок учится сдержанности, не нагружайте его интеллектуально. Игр, помогающих развивать внимание, тренировать усидчивость и выдержку, достаточно много (Приложение 4).
В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности с одной стороны, а с другой – постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на гиперактивного ребенка гораздо более глубокое негативное воздействие, чем на здоровых детей». Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения (Приложение 5).
Гиперактивные дети в силу своей импульсивности не могут долго ждать. Поэтому все поощрения, обещанные ребенку взрослыми, надо предоставлять им сразу, иначе ребенок будет ежеминутно напоминать взрослым об обещании, что может вызвать ответную негативную реакцию со стороны родителей.
Гиперактивному ребенку трудно контролировать свое поведение, поэтому нельзя требовать от него одновременно быть внимательным, неподвижно сидеть и не перебивать взрослого. Например, во время чтения сказки родитель может дать ребенку возможность занять свои руки игрушкой и вставлять реплики.
Таким образом. если между взрослым и ребенком налажен эмоциональный контакт, гиперактивный ребенок проявляет гиперактивность в гораздо меньшей степени. «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то обраэом свети до минимума симптомы своей гиперактивности».
2.3.Анализ результатов исследования
Проведя повторную диагностику были получены следующие результаты: показала снижение уровня гиперактивности: по методикам «Да и Нет» и «Вежливость» количество допущенных ошибок сократилось, что позволяет нам сделать вывод о положительной динамике произвольного внимания и произвольной двигательной активности, по методике «Обведение контура» количество баллов увеличилось, что позволяет нам сделать вывод о развитии моторно-двигательной системы. Проведение коррекционно-развивающих занятий способствовало снижению уровня гиперактивности, что наглядно видно из сравнительных результатов в таблице.
Сравнительные показатели детей по всем методикам в 1 «б» классе
№
Ф.И. ребенка
уровень произвольности внимания
уровень произвольной сферы
уровень концентрации внимания
«До»
«После»
«До»
«После»
«До»
«После»
4
Саида Б.
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Низкий
Средний
7
Денис Д.
Низкий
Средний
Низкий
Высокий
Низкий
Средний
Артемий П.
Низкий
Высокий
Низкий
Средний
Низкий
Высокий
Дмитрий П.
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Марк Р.
Низкий
Низкий
Низкий
Средний
Низкий
Низкий
Аделия С.
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Алина С.
Низкий
Средний
Низкий
Средний
Низкий
Средний
В процессе игровой деятельности дети учатся находить и развивать свои сильные качества. Они начинают понимать, что иметь гиперактивность не означает быть плохим. Они обсуждают возникающие мысли и чувства, изучают собственное поведение и учатся адаптивным методам управления своими эмоциями. Обсуждение проблем и практические действия позволяют детям понять, что они могут измениться и жить более счастливо и продуктивно. Для коррекции поведения, в консультировании гиперактивных детей необходимо использовать методы игровой терапии. Составленная коррекционная работа носит практический характер и может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов, а также эта работа поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности.
Заключение
Причин возникновения гиперактивного поведения у ребенка может быть несколько: психофизиологическая - незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга; социально-психологическая - неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей.
Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются разные методы: медикаментозная терапия, психотерапия, специализированное обучение.
Взрослые часто не понимают, что происходит с ребёнком, но его поведение их раздражает. Не зная о наследственной природе гиперактивности, они объясняют поведение сына (дочери) «неправильным» воспитанием и обвиняют друг друга. Специалисты должны помочь родителям разобраться в поведении ребёнка, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребёнком. Необходимо использовать всё многообразие методик и выбрать наиболее эффективные при данных нарушениях. Педагог должен объяснить родителям, что улучшение состояния ребёнка в значительной мере зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
В практической части была составлена и апробирована коррекционная программа. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что составленная коррекционная программа может быть использована психологами в качестве методического пособия в практической работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста.
Составленная коррекционная программа носит практический характер и может быть использована, как методическое пособие для педагогов-психологов и тех людей, кто посвящает себя детям и работе с ними. А так же эта работа поможет наметить пути дальнейшего исследования проблемы гиперактивности.
Список использованной литературы
Альтхерр, П.Р. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития / П.Р. Альтхерр, Л.Л. Берг, А. Вельфль. - М: Издательский центр «Академия», 2009. - 406 с.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 214 с.
Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. - М.: Медпрактика, 2008. - 128 с.
Брязгунов, И.П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М., 2009. – 187 с.
Габдракипова, В.И. Программа коррекции гиперактивных детей / В.И. Габдракипова. – М., 2010. - 12 с.
Гафиатулина, Н.Х. Настольная книга школьного психолога, учителя начальных классов: психологические подсказки / Н.Х. Гафиатулина. – Ростов н/Дону: Феника, 2009. – 283с.
Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: учебное пособие для вузов / П. Альтхерр и др.; под ред. М. Пассольта; пер. с нем. В.Т. Алтухов. - М.: Академия, 2008. - 160 с.
Голубь, Л.А. Исследовательская деятельность и исследовательская компетентность как две категории педагогики: Научно-методическое пособие: В 2 частях / Л.А. Голубь. – Ижевск: Изд. ИПК и ПРО УР, 2010. – 136 с.
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте / Н.Н. Заваденко. - М.: «Академия», 2005. - 256 с.
Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н.Н. Заваденко. – М.: Школа-Пресс, 2000. - 112с.
Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н.Н. Заваденко. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 112с.
Кошелева, А.Д., Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка / А.Д. Кошелева, Л.С. Алексеева. - М.: НИИ семьи, 2007. - 64 с.
Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников: изд. 2-ое / Н.П. Локалова. – М.: 2009. – 194 с.
Лэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии / Х. Лэдьюсон, Ч. Шефер. – СПб.: Питер, 2009. – 247 с.
Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Лютова Е.К., Монина Г.Б. - СПб., 2008.
Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб., 2009. - 190 с.
Лютова-Робертс, Е. Учимся понимать своего ребенка: программа тренинга для родителей гиперактивных детей / Е. Лютова-Робертс, Г. Монина // «Школьный психолог» - 2008. - №23. - С. 20-25.
Максимова, А.А. Гиперактивность и дефицит внимания у детей / А.А. Максимова. - М.: Медпрактика, 2006. – 134 с.
Монина, Г.Б. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. - СПб.: Речь, 2009. - 186 с.
Организация индивидуального сопровождения гиперактивных детей: методические рекомендации для родителей и педагогов образовательных учреждений / С.А. Лобина. – М., 2009. - 90 с.
Осипова, О.А. Программа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) / О.А.Осипова, М. Иванова // Практическая психология и логопедия. - 2008. - №3. - С. 4-18.
Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - М., 2009. – 341с.
Шишова, Т.П. Гиперактивный ребенок / Т.П. Шишова // Будь здоров. - 2010. - №12. - С.72-76.
13PAGE \* MERGEFORMAT14215
Root Entry