Конспект урока по географии на тему: Атмосферные осадки (6 класс)
МБОУ – Ильинская средняя общеобразовательная школа
Урок географии в 6 классе с презентацией на тему:
«Атмосферные осадки».
Подготовила и провела: Нелюдимова Зинаида Ивановна, учитель географии МБОУ- Ильинской СОШ
2013, март
Цель:
сформировать понятие «атмосферные осадки»;
виды осадков и причины их образования;
способы измерения их количества;
научиться анализировать диаграммы выпадения осадков;
значение осадков.
планируемые результаты:
личностные – оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения;
познавательные – умение определять понятия, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
регулятивные – умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, оценивать достигнутые результаты;
коммуникативные – организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать в парах и индивидуально; осознанно использовать речевые средства для предоставления результата.
Урок изучения нового материала
Используемые ресурсы: презентация, физическая карта мира, проектор, атласы, учебник, дидактический раздаточный материал, диаграммы количества осадков г. Орла и г. Москвы.План
Этапы урока
Виды работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяУУД (универсальные учебные действия)
Ход урока
Организационный момент (организация обучающихся на урок: приветствие учеников и гостей)
Актуализация знаний (географический диктант по д/з – работа в парах – взаимопроверка)
Мотивация:
определение темы урока:
определение цели урока.
Открытие нового знания
работа с презентацией;
работа со словарём
игра «Найди осадки»
работа с текстом учебника
Первичное закрепление
Восстанови текст. Творческая работа в группах.
Релаксация
Работа с текстом учебника.
Составление вопросов.
Беседа
работа с учебником – Анализ диаграммы годового количества осадков
самостоятельная работа в группах (парах)
(анализ диаграмм годового количества осадков г. Адена и г. АбердинаПостроение диаграммы осадков
Рефлексия
Обобщение темы (достигнута цель или нет )работа эпиграфом
составление синквейнаПодведение итогов урока
выставление оценок
Задание на дом
ХОД УРОКА
Учитель: Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю Вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!
Дорогие дети! Девиз нашего урока: «Один за всех и все за одного!» Это значит, что вы будете работать дружно в группах и помогать друг другу.
В дорогу мы с собой возьмём: тетради, ручки, карты и нашу волшебную книгу, без которой нам просто не обойтись. (Учебник)
Итак, в путь! Смотрите, указатель. Давайте посмотрим, что здесь написано.
«Налево пойдёшь – всё, что знал - позабудешь»
«Направо пойдёшь – ничего не найдёшь».
«Назад повернёшь – опыт приобретёшь»
«Вперёд пойдёшь – много нового найдёшь».
Так куда же мы с вами отправимся сначала?
Прежде, чем перейти к новым испытаниям, давайте посмотрим, а хорошо ли мы к ним подготовились.
Проверка домашнего задания – Географический диктант
Слайд №1. Географический диктант
(взаимопроверка)
Количество водяного пара, содержащееся в 1 куб м. воздуха. (Абсолютная влажность)
Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к возможному содержанию водяного пара при данной температуре. (Относительная влажность)
Самые высокие облака. (Перистые)
Различают несколько видов облаков: кучевые, перистые и …(слоистые).
Прибор для измерения влажности воздуха. (Гигрометр)
При соприкосновении насыщенного водяным паром воздуха с холодной поверхностью образуется…(туман).
Если относительная влажность воздуха 100%, то такой воздух называют…(насыщенным).
Учитель исправляет ошибки, разбирает и подводит итог.
Слайд №2. Учитель: Опыт мы с вами приобрели, который очень пригодиться вам в дальнейших испытаниях.
И теперь мы выбираем путь вперёд! А поведёт по этой дороге наш старый и добрый вопросительный знак (?) Он согнулся под тяжестью вопросов. И чтобы помочь ему разогнуться и превратиться в знак восклицательный (!), вы должны пройти через многие испытания. Поэтому вам очень пригодятся воспоминания о лете, осени, весне, а также нам будет помогать пейзаж за окном. И перед нами возникает первое испытание и это загадки:
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг
Облаков и туч он вождь
Ты же знаешь это…(дождь).
С неба - звездой,
В ладошку – водой. (снег).
Что случилось?
Ой – ой – ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке. (град).
Если воздух полон влаги,
Плюс холодная трава,
То на ней в полях, овраге
Появляется…( роса).
Слайд №3.
Учитель:
Каким словом или словосочетанием можно объединить отгадки? (осадки или атмосферные осадки). Это тема нашего урока.
Заполнить таблицу: «Знаю», «Хочу узнать», а «Узнал» в конце урока.
Какие виды осадков вы ещё знаете?
Что хотели бы нового узнать об осадках? (цели урока, они затем вывешиваются на доске).
Давайте посмотрим на осадки (работа с презентацией).
Слайды №4 - 6
(дождь, снег, град). Это осадки, выпадающие из…(облаков).
Дождь – это жидкие осадки, выпадающие из облаков в виде капель. Различают ливневые и обложные дожди. Ливневые дожди проходят быстро и выпадают из…(кучево-дождевых облаков). Обложные дожди идут обычно долго и выпадают из…(слоистых облаков).
Снег – это твёрдые осадки, выпадают из многих видов облаков в холодное время в виде ледяных кристаллов, обычно имеющих 6-и лучевых звёздочек.
Град – осадки в виде твёрдых ледяных частичек, зарождается как дождь. Но прежде чем капли воды упадут на землю, их подхватывает ветер и возносит в холодные слои воздуха. Там они успевают замёрзнуть и вновь начинают падать, сталкиваясь с парящими в облаке дождевыми каплями, которые прилипают к ним и замерзают. ( Индия – 1 кг; диаметр -13см.)
Слайды №7 - 8
(иней, роса). Это осадки, которые выделяются из… (насыщенного водяным паром воздуха при его соприкосновении с охлаждёнными поверхностями – землёй, стенами домов, деревьями).
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, осаждающийся из водяного пара на охлаждённую поверхность.
Роса – это капли воды, оседающие на поверхность земли, растения, предметы при конденсации водяного пара с понижением температуры, обычно ночью.
Учитель: Кто теперь может сказать, что же такое атмосферные осадки?
Давайте запишем определение в словарь.
Посмотрите, вопросительный знак не унимается, прислал вам странную телеграмму и вам нужно её расшифровать. Вот она:
ВАТРКЫУЦЧСНЕГЩДБЮЖЭЬДОЖДЬСИЧЯФЙЗХЪИНЕЙИСЧАПРЕРГРОСААДЬБЛДЖЭЗХЪГОЛОЛЁДИТЬБЮ.
Молодцы! Вы справились очень быстро и правильно!
Возникает вопрос: А почему же не из каждого облака идут осадки?
Слайд № 10. И чтобы ответить на этот непростой вопрос вам придётся полетать вот на этом облаке. Посмотрите, вы все здесь и что же мы замечаем. Нижняя его часть тёплая и состоит из водяных капелек разных по размеру. Средняя часть холоднее: здесь вместе с капельками воды находятся льдинки. На самом верху господствует мороз под 40-50С, в облаке плавают только льдинки. Ветер насквозь пронизывают облако, поэтому капельки воды и льдинки находятся в постоянном движении. Попадая то в холодную часть облака, то в тёплую, они изменяются: то замерзают, то оттаивают. Сталкиваясь, крупные капли притягивают маленькие, они сливаются, увеличиваются в размерах, тяжелеют и наступает такой момент, когда они уже не могут свободно парить и падают вниз, покидая свой небесный дом. И тогда начинается…(дождь).
Вопрос: Каких же размеров должна быть капля, чтобы упасть?
Ответ на эти вопросы вы найдёте в нашей волшебной книге (учебнике) стр.125, рис. 80
Отвечаем на вопросы.
Демонстрация самой большой капли дождя (с куриное яйцо) и показать на карте страну, где дождь шёл целый год. (Индия)
Молодцы! Вы здорово справились с заданием!
Учитель: А теперь посмотрите у себя на столе под руками
Очень близко
Капитана Врунгеля записка,
Он себя считает знатоком
Мир осадков давно ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
(задание: «найди ошибку» - работа в группах)
Слайд №11.
Текст: «Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Стояла жара +50С. Мы вышли на сушу. Внезапно из самых низких перистых облаков хлынул ливень, каждая капля была не больше 0,01мм. и, яростно хлестали по лицу. Вскоре дождь прекратился и, на деревьях образовался белый, пушистый иней.
Осадки мы измерили…» (записка обрывается)
Молодцы! Давайте посмотрим, какие ошибки сделал наш капитан.
Выводы учеников.
Учитель: Вопросительный знак очень вами доволен:
«Хоть задание было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо!»
Слайд №12. Физкульминутка (релаксация) – звучит спокойная
музыка
Учитель: Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане с дельфином плывёте,
Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Слайд №13. В вашей записке последнее предложение обрывается, здесь написано: «Осадки мы измерили…».
Учитель: Количество осадков имеет большое значение для хозяйственной деятельности людей. (Какое?)
На метеорологических станциях постоянно следят за атмосферными осадками. Количество выпавших осадков определяют с помощью осадкомера.
Устройство этого прибора вы найдёте во втором абзаце учебника ) на стр.125-126.
Работа в группах
Каждой группе даётся задание:
Придумать вопросы, которые начинались со слов:
ЧТО...?
КОГДА...?
СКОЛЬКО…?
КАКИМ ОБРАЗОМ…?
Подведение итогов выполнения задания.
Учитель: Ребята, а какие осадки выпадают в нашей местности? (ответы).В нашей Орловской области количество осадков выпадает от 490мм. до 590мм., а вот в 2012 выпало 692мм.
Давайте посмотрим в окно. Как вы думаете, если у нас сейчас нет осадков, это значит, что их нет нигде? (ответы).
А как же узнать, сколько осадков выпадает в разных уголках Земли?
Вот для этого создают диаграммы количества осадков по многолетним данным для разных пунктов.
И сейчас мы с вами вместе разберём диаграмму количества осадков для города Владивосток на стр.126, по рисунку 81.
Кто нам его покажет на карте? (Физическая карта мира или Карта полушарий)
Итак, объясняем, вертикальная линия – это количество осадков в миллиметрах; горизонтальная линия – это месяцы года.
Давайте откроем тетради и нарисуем диаграмму количества осадков для нашего родного города Орла (учитель рисует на доске), помогая детям (данные на столах обучающихся)
Постройте диаграмму среднегодового количества осадков в г. Орле
месяц я фм а м и и а с о ндк-во осадков 25мм 25мм 25мм 45мм 55мм 65мм 75мм 50мм 45мм 50мм 55мм 45мм
Далее..По диаграмме давайте определим:
а) к – во осадков, выпадающих за год;
б) месяц, за который выпадает больше всего осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Исходя из этого объяснения, проанализируйте следующие диаграммы для городов: (Работа с учебником стр.126-127)
Аден;
Абердин
Выясните: Какие причины влияют на количество осадков? (выясняют причины. делают выводы)
Учитель: Важное значение для сельского хозяйства имеют наблюдения за состоянием снежного покрова. Чем больше снега на полях, тем меньше промерзает почва и больше влаги будет весной. Высоту снежного покрова измеряют с помощью снегомерной рейки. Она представляет собой планку, разделённую на сантиметры. Счёт производится от земной поверхности до поверхности снега. (можно р-зать о снегозадержании на полях района)
анализ пословиц
Снег – одеяло для пшеницы;
Зима без снега – лето без хлеба;
Дождь в засуху – золотой дождь.
Рефлексия: Вот уже позади все испытания, мы достигли своей цели? (Обращение к целям урока выполнены или нет )Вы правильно выбрали свой путь – только вперёд к знаниям.
И последнее задание составим стихотворение в прозе (синквейн).Даётся задание на составление синквейна всем обучающимся. (дождь, снег, град, роса, гололед)
Например: осадки
мокрые, холодные
падают, капают, стучат
Я не люблю мороз
Вода!
Дополните Фразы:
Сегодня на уроке я повторил (а)………………………..
Сегодня на уроке я узнал (а)……………………………….
Сегодня на уроке я научился (ась)……………………….
Слайд №14.
Учитель: на протяжении всего урока с нами был( ? ). Помогли вы ему превратиться в знак (! ). Впрочем,( ?) очень важный и нужный знак! Что? Как? Почему? Отчего? Когда? Да без него, сутулого, ни одного вопроса не было бы задано и без него вы не узнали бы ничего нового.
ИТОГ: А ведь вы не зря так дружно взялись.
целый урок вы все старались,
а оценки все в журнал
Пусть каждый сам себе - поставит сам!
Выставление оценок и комментарии к ним.
Домашнее задание:
. п.41, стр.124-127,
2. Творческое задание (по желанию). Собрать как можно больше примет, предвещающих ясную и пасмурную погоду.
Слайд №15.
Учитель: Какие бы осадки у нас не были, они проходят, и на небе появляется яркое солнышко, которому мы всегда очень рады и пусть оно вас согревает на всех уроках.
СПРАСИБО ЗА УРОК! ВСЕГО ДОБРОГО!
Литература :Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс.- М.: Дрофа, 2012г.
Н.А.Никитина, Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010г. (В помощь школьному учителю).
О.В.Крылова «Интересный урок географии». – М.: Просвещение, 2000г.
Ресурсы Интернета.