Конспект урока по географии Атмосферные осадки (6 класс)


Тема урока: Атмосферные осадки
Цели:
сформирование причин возникновения различных осадков;
расширение и углубление знаний об атмосферных осадках;
продолжить умение работать с картами;
научить детей анализировать, диаграммы и таблицы
Оборудование: физическая карта полушарий, климатическая карта мира, атласы, рабочие тетради, презентация к уроку
Ход урока
І. Вводная часть.
Слайд №1 Мы рады Вас приветствовать!
1. Психологический настрой детей.
Садитесь, ребята, начинаем наш урок.
-Ребята, сегодня у нас урок не совсем обычный, у нас много гостей, а в остальном всё будет как обычно. Давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил только хорошую оценку. Чтобы всё успешно сделать на уроке, как мы должны работать?
Обратимся к записи на доске.
Вспомни!
Узнай!
Научись делать!

ІІ. Проверка знаний.
2. Мы начинаем с первого этапа
Вам действительно нужно вспомнить пройденный материал, я предлагаю вам интеллектуальную разминку.
-Ребята, какую тему мы начали изучать?
1.Что такое атмосфера?
2. Назовите самый нижний слой атмосферы (тропосфера).
3. Что содержится в тропосфере? (80% масса воздуха, водяные пары, пыль, пепел, копоть, углекислый газ, здесь происходит изменение погоды, образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры, меняется в зависимости от времени года температура).
4. Как нагревается воздух?
5. Что такое суточная амплитуда температуры воздуха. (Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха в течение суток).
6. Что такое атмосферное давление? (это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы).
7. Что такое ветер? ( Движение воздуха в горизонтальном направлении).
8. Назовите глобальные экологические проблемы, связанные с атмосферой (озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект).
9. Что такое облако? (Облако - это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на какой - то высоте)
10. Назовите основные виды облаков (кучевые, слоистые, перистые)
Молодцы, ребята! Слайды № 2-6 я предлагаю ещё раз посмотреть на завораживающие виды облаков.
ІІІ. Изучение нового
А сейчас, ребята, садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте себе то, о чём вам подскажут звуки. (Слышен шум дождя) Слайд № 7. 8, 9
- Откройте глаза и расскажите, что нарисовало ваше воображение, когда вы слушали звуки и что это за звуки?
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Итак, тема нашего урока «Атмосферные осадки». Слайд №10
-Зная тему, поставим цели нашего урока. Слайды №11-12
-Перечислите виды осадков, которые вы знаете (снег, дождь, туман)
1.Что же такое атмосферные осадки?
Атмосферными осадками называют воду, выпавшую на земную поверхность в жидком или твёрдом состоянии. Слайд №13
2. Виды атмосферных осадков.
В зависимости от температуры и влажности воздуха, видов облаков, скорости ветра характер выпадения осадков бывает различен. Слайд №14
Атмосферные осадки

Твёрдые Жидкие

Гололёд снег иней град крупа дождь росаморось
Осадки можно разделить на группы по разным признакам
Осадки тёплого времени года
Осадки холодного времени года
Виды осадков
(по сезонам года)

Дождь снег
Морось крупа
Роса иней
Град изморозь
Дождь, снег, град, выпадают из облаков.
Почему осадки выпадают не из каждого облака?
- Облако состоит из мельчайших капелек воды или снежинок. Когда капельки становятся настолько тяжёлыми, что не могут держаться в воздухе, начинается дождь. Слайд № 15
Иногда во время грозы выпадает град. Градины образуются в кучево-дождевых облаках. Размеры градин иногда достигают величины куриного яйца! Однажды в Индии выпал град, отдельные куски которого достигали 13 см. в диаметре и весили 1 кг. Град причиняет большой вред: может уничтожить посевы, побить домашнюю птицу и мелкий скот. Слайд №16-17
Дождь, мороз. По отдельности эти слова – просто погодные явления. Но вот когда они случаются одновременно.… Всё покрывается слоем льда и жизнь замирает.
В этом году очень часто можно было услышать или прочитать о ледяных дождях. Что это за дожди?
Ледяной дождь... Звучит достаточно безобидно, но природа часто подкидывает неприятные сюрпризы. Слайд №18, 19, 20. Ледяные дожди могут образовывать толстую корку льда на любом предмете, разрушая даже гигантские опоры линий электропередач. А могут творить невероятно красивые предметы искусства естественного происхождения. При "ледяном дожде" капли, образовавшиеся в слоях атмосферы с положительной температурой, долетев до земли, мгновенно замерзают, встречаясь с холодным приповерхностным воздухом. Это достаточно редкое явление, которое возникает на разделе, где встретились несколько фронтов. На фото последствия ледяного дождя. «Ледяной дождь", который прошел в московском регионе и мог добраться и до Сибири.
Бывают ещё сухие дожди, это наблюдается в пустынях, когда капельки дождя не долетают до земли, испаряются в воздухе. Есть самые сухие места на земле, например пустыня Атакама, что находится в Южной Америке, здесь годами нет ни капли дождя. И совсем выглядит неправдоподобно, когда вместе с дождём начинают падать лягушки, рыбы, раки, головастики и другие обитатели водоёмов. Иногда с неба падает другие предметы, которые не имеют ничего общего с осадками – зерно, монеты и др. Это смерч, который может унести воду с озера, даже засосать клад, зерно. Когда сила смерча ослабевает, может пройти такой необычный дождь.
Одним из «мокрых» мест на земном шаре считается город Черапунджи в Индии. Показ по карте.
-Посмотрите на карту и скажите где больше всего выпадают осадки?
4.Измерение количества осадков
Количество осадков имеет огромное значение. Слайд №22 -23
На метеостанциях постоянно ведётся наблюдение над атмосферными осадками. Количество выпавших осадков определяют с помощью осадкомера. Он похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7ч. утра и в 19ч. вечера. Зимой его заносят в тёплое помещение, где снег тает, затем уже воду сливают в специальный измерительный стакан.
Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца.
Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавших за все месяцы этого года.
- А сейчас научимся анализировать диаграмму годового количества осадков.
Откройте с.126 учебника, найдите задание – познакомимся с диаграммой количества осадков, составленной для города Владивостока (см. рис 81).
По диаграмме определите:
а) количество осадков, за год;
б) месяц, за которой выпадает больше всего осадков;
в) месяц с самым маленьким количеством осадков.
Чем ближе к океану находится какая – то территория, тем больше осадков должно над ней выпадать. По рис. 81 видно, что города Абердин, Аден, Владивосток находятся на берегу океана. Но осадки неодинаковы. Причиной являются ветры. Как называются ветры, дующие над территорией, где расположен Владивосток?
Почему во Владивостоке большая часть годового количества осадков выпадает летом?
- определите, откуда и летом, и зимой дуют ветры в городах:
а) Абердин;
б) Аден
Как ветры влияют на количество осадков, выпадающих в этих городах?
Работа по климатической карте
5. Физминутка(показ географических объектов по карте)
6.Закрепление. Практическая работа Слайд №25
- учимся чертить столбиковые диаграммы годового количества осадков: слайд № 26
1)чертим систему координат с точкой отсчёта в левом нижнем углу.
2)по горизонтальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб выбираем произвольный
3)по горизонтальной оси – месяца, начиная с января, масштаб в 1см – 1 месяц.
4)откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.
5)чертим столбик шириной в 1см. высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1см Слайд №27
Задание для построения диаграммы (продиктовать в рабочую тетрадь) Слайд №28
7.Итоги урока. Рефлексия. Слайд №29
- Ребята, подведём итоги нашего урока. Посмотрите на карточки, которые лежат на столе и расскажите о выполнении цели урока.
Я узнал!


Я понял! Я задумался!
Я удивился!
Я научился!
-Ребята, я хочу вам всем сказать большое спасибо за урок, вы большие молодцы!
Выставление оценок урока.
8.Домашнее задание:
§-41, ЗАДАНИЕ № в рабочих тетрадях Слайд №30
Останется время демонстрация слайдов, игра «Четвёртый лишний» Слайд №41