ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
«Выбор профессии – это не только выбор той
или иной профессиональной деятельности,
но и выбор жизненной дороги, поиск
своего места в обществе»
Л.С.ВыготскийНа пути все молодых людей встает вопрос профессионального самоопределения.
Но как помочь учащимся сделать правильный выбор?
Как развить профессиональные навыки?
Как сформировать личность ученика?
На сколько продуктивный опыт преподавателей УПЦ по разноуровневой подготовке вносит элементы новизны в образовательный процесс?
Сегодня готовя своего воспитанника к жизни, мы должны вооружить его в такой мере, чтобы, войдя в бурное житейское море, он не потерялся среди того разнообразия, какое дает современная действительность, и сумел верно, с полным самообладанием реагировать на предъявляемые жизнью запросы.
СЛАЙД 3
Новое время ставит перед образовательной системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность.
СЛАЙД 4
По этому актуальным и значимым становится вопрос выбора будущей профессии и формирование практических навыков личности, через применение технических и технологических знаний на каждом этапе обучения, развитие у учащихся трудовых умений, воспитание положительного отношения к труду.
СЛАЙД 5
Процесс выбора профессии происходит путем различных слагаемых таких как
СЛАЙД 6
Успех процесса обучения решает в конечном счете формированием потребностно-мотивационной сферы учащихся , развитие их познавательных способностей, интересов и склонностей, опора на их огромные силы, таящиеся в их растущей личности, вера в их способности и возможности.
Только в процессе формирования профессиональных навыков личности учащихся можно в настоящее время осуществить цели и задачи успешного обучения.
Ведь эффект обучения, определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной, заинтересованной собственной деятельности учащихся. А формирование такой деятельности учащихся в учебном процессе и есть профориентация.
Вся профориентационная работа проводимая в УПЦ это ряд мероприятий направленных на всестороннее и глубокое профессиональное становление личности.
СЛАЙД 7 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УПЦ
Для осуществления всех целей в наибольшей степени необходимо способствовать их осуществлению. Весь учебный процесс организовать как процесс воспитания учащихся социально-зрелыми личностями, самоорганизованными и саморазвивающимися.
Особенно сделать правильный выбор профессии, что позволит:
Реализовать свой потенциал
Избежать разочарования
Оградить от неуверенности в завтрашнем дне
Первостепенным есть выполнение данной цели, сущность которой заключается в следующем:
Слайд 8
формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.
формирования ранней мотивации учащихся на выбор профессии и труд путем определения их четких жизненных целей;
подготовка конкурентноспособных специалистов и создание условий для их всестороннего развития в процессе обучения;
подготовить учащихся не только к работе на современных предприятиях, но и, учитывая факторы, связанные с проблемой безработицы, к продолжению непрерывного образования.
укрепления организационно- методических связей школы, МУПК с коллективами учреждений и предприятий, куда в конечном итоге будут трудоустраиваться выпускники.
В связи с этим профессиональная ориентация в УПЦ призвана решать задачу формирования личности работника нового типа, что обеспечит эффективное использование кадрового потенциала и рациональное регулирование рынка труда в нашем регионе.
В профориентации есть также группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающихся) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:
СЛАЙД 9
связь профориентации с жизнью, трудом;
связь профориентации с трудовой подготовкой учащихся;
систематичность и преемственность;
взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии.
воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармонической личности, в единстве идейно-политического, трудового, экономического, нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;
взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы - принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому.
Каждый из них решает свои задачи:
СЛАЙД 10
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять и средства воздействия, которые, будучи эффективными в одной группе, могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает также условия для реализации индивидуального подхода;
оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающее необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиления внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;
соответствие содержания, форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям конкретного района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.
В настоящее время в УПЦ учащиеся закладывают азы будущих профессий:
Сегодня в мире существуют сотни тысяч профессий, и ежегодно появляется несколько сот новых. «Время жизни» профессии составляет от 5 до 15 лет, после чего она либо исчезает, либо меняется до неузнаваемости. Это означает, что человеку в течение его трудовой жизни придется сменить профессию или приспособиться к происходящим к ней изменениям, сохраняя профессиональную пригодность.
Представление о современном состоянии проблемы личностного самоопределения было бы неполным без рассмотрения жизненного и личностно-профессионального аспектов самоопределения учащихся на разном уровне обучения.
Жизненное самоопределение старшеклассника можно определить как выбор им своей позиции в отношении к миру, окружающим людям, самому себе, к своей специфической сфере профессиональной деятельности, к стоящим в этой связи перед ним задачам, путям и средствам их реализации.СЛАЙД 11
Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально – психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.
Профессиональное самоопределение - длительный и динамический процесс, включающий в себя две важнейшие составляющие:
1 - развитие человека в профессиональной деятельности, формирование его индивидных особенностей и черт личности, выбор жизненного пути;
2 - творческое развитие и обогащение человеком самой профессиональной деятельности, мира профессий.
Поэтому важным является обучение в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности в УПЦ
СЛАЙД ЭТАПЫ
С учетом психологических и возрастных особенностей учащихся можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы:
Основными направлениями деятельности УПК являются
СЛАЙД 12 схема
профориентационная работа,
предпрофильная подготовка
допрофессиональная подготовка
профессиональная подготовка
Профориентационная работа
Профориентация осуществляется поэтапно и на каждой возрастной ступени на основе преемственности возрастных и психологических особенностей личности учащихся.
Развитие у старшеклассников потребности в личностно-профессиональном самоопределении в условиях общеобразовательной школы вызывает значительные трудности в связи с отсутствием необходимых условий. Это и стало основанием для использования возможностей образовательной среды УПЦ, где учащиеся основной школы проходят подготовку к выбору направления дальнейшего профессионального образования.
Образовательная среда УПЦ имеет структуру, включающую в себя социально-педагогический, социально-психологический и личностно-ориентированный компоненты.
СЛАЙД 13 веерное включение на слайде этих компонентов
Социально-педагогический компонент образовательной среды содержит систему профориентационных мероприятий, которая осуществляется УПЦ в своем регионе совместно с другими субъектами профориентационной работы.
Социально- психологический компонент представляет собой систему субъект-субъектных отношений между педагогами и учащимися.
Личностно ориентированный компонент реализуется в процессе диагностики «Выбор профессии», «Адапция».
При организации профильного обучения на старшей ступени школы взаимодействие школы и УПЦ позволяет осваивать образовательную программу, используя ресурсы и возможности этих образовательных учреждений. Способствует созданию условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности в новых экономических условиях, воспитанию и развитию инициативной, творческой, предприимчивой личности, ее самоопределению в будущей профессиональной карьере.
СЛАЙД 14
Для учащихся 9-11 классов эта цель решается через учебный предмет образовательной области "Технология". Обучение - не только усвоение знаний, умений, навыков, но и освоение учащимися различных видов деятельности через осознание себя субьектами творчества, живущими не только в мире вещей, но и в разнообразных сферах взаимодействия с другими людьми.
Рассмотрим процесс формирования профессиональных навыков личности через разноуровневую подготовку начиная с первого уровня
Предпрофильной подготовки
СЛАЙД 15
8-9 классы – формирование личностного смысла выбора профессии, умения адекватно оценивать свои личностные особенности.
Важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 8–9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала.
На уровне предпрофильной подготовки:
Происходит осознание разницы между желаемым и необходимым.
Начальное формирование небольшого словарного запаса по профориентации.
Формирование понятий: профессия, специальность, должность.
Перспективной формой работы в УПЦ является практика полугодового обучения на профиле в виде блочного обучения, с переходом обучающихся с профиля на профиль во втором полугодии, которая позволит им пройти профессиональные пробы на двух профилях за один учебный год. Например, мальчики, учащиеся 8 классов обучающиеся на блоке художественная обработка древесины переходят на блок художественная обработка металла или чеканка. Девочки пройдя блоки «Основы швейного производства» и «Вязание», продолжают обучение на блоке «Декоративно-прикладного искусства» и «Художественной вышивки».
Мальчики учащиеся 9-х классов на блоке «Автодело» могут перейти на блок «Компьютерная графика». Девочки блока «Основы предпринимательства» на блок «Основы машинописи в текстовом редакторе ХР-WORD», что позволит учащимся «попробовать» свои силы в двух разных направлениях и подумать о своём профессиональном самоопределении в дальнейшем.
Блочная система, которая существует на данный момент и предусматривает широкий спектр профессиональных направлений. Шире и подробнее знакомит с профессиональными навыками в разных направлениях. Проходя учебную программу учащиеся могут с уверенностью выбрать то, что им стало ближе по внутреннему настрою. Ориентироваться к правильному выбору, оценить свои возможности и продемонстрировать свои способности.
СЛАЙД 16 фото детей с конкурсов
По окончании программы по блоку проводятся конкурсы: «Веселая технология», «Планета мастеров», «Бисерная флористика», «Автомобильное шоу, «Резное искусство», викторины «Я и мир профессий», «Твоя дорога». «Творческая мозаика», предметные недели «Мир интересов», «Профессиональные россыпи», «Поступь профессионала», открытые занятия, интегрированные уроки. В рамках проведения данных мероприятий преподаватели отдают предпочтение нетрадиционным формам проведения занятий, используют компьютерные технологии, обеспечивают практическую направленность выбранной тематики.
Учащиеся успешно участвуют в олимпиадах, где занимают призовые места и номинации. Блочная система дает возможность вникнуть в мир профессий и сформировать свое отношение к будущей специальности. Все это вы сможете увидеть сегодня на наших занятиях.
В течение обучения по предпрофильной подготовке на каждого учащегося создается и в течение 2-х лет пополняется «Портфолио». Это маленькие успехи и достижения учащиеся в профессиональном плане. Сюда они пополняют не только анкеты по профориентации, но и свои эссе на различную тематику, конкурсные задания, творческие работы, исследовательские работы. По окончании учащимся даются психологом, методистом по профориентации, педагогами рекомендации куда идти учиться в НПО или СПО.
СЛАЙД 17
Второй не менее значимый уровень
Допрофессиональная и профессиональная подготовка
10-11 классы – отработка навыков самопрезентации, поиска работы и уточнение социально – профессионального статуса
Подготовка подростков к предстоящему профессиональному выбору помогает не только определить учебное заведение, в который выпускник собирается подавать документы, но и сформировать положительную профессиональную мотивацию в избранной области деятельности, являющуюся главным залогом того, что молодой человек сумеет стать профессионалом.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляются устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
Учащиеся 10-11 классов в рамках технологического профиля проходят начальную профессиональную подготовку по 14 направлениям и могут получить рабочую профессию.
СЛАЙД 18 с профессиями
Допрофессиональная и профессиональная подготовка направлена на формирование основ технологической культуры, и специальной технологической подготовки, которая осуществляется учащимися по выбору:
СЛАЙД 19 наши направления
Каждый из перечисленных профилей обеспечен программно-методическими материалами и материально - технической базой. По окончании обучения выпускникам 11-х классов при успешной сдаче квалификационных экзаменов выдаются свидетельства с присвоением рабочего разряда и удостоверения соответствующих специальностей и квалификаций.
В настоящее время в условиях внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения вопросам профессионального самоопределения уделяется особое внимание, ибо профильная ориентация без профессиональной просто не может существовать. И каждый из нас понимает, что работать сейчас приходится более ответственно и осмотрительно, поскольку наши ученики - это дело нашей жизни и наше будущее.
Направлениями профориентационной работы в УПК по формированию профессиональных навыков личности являются.
СЛАЙД 20
Профессиональная информация.
Профессиональное воспитание.
Профессиональная консультация.
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах, об изменениях в сфере образования, правилах поступления в учебные заведения и т.д.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся, которые должны активно «пробовать» свои силы. Это позволяет на практике определить склонности и способности. И важно, создать условия для возможности им испытать себя в различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование – предполагает изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
При организации профориентационной работы коллектив педагогов руководствуется следующими правилами:
Систематичность, преемственность;
Индивидуальность, дифференцированность – предполагает подход к профориентационной работе с учетом возраста учащихся, уровня сформированности их интересов, ценностей др. В то же время активно использовать и групповые способы работы с учащимися.
Взаимосвязь со школой, родителями, образовательными учреждениями разного уровня, Центрами занятости района и города.
Связь профориентации с жизнью – организация экскурсий на предприятия, дней открытый дверей, встречи с их специалистами; беседы с представителями Центра занятости; посещение учебных заведений – начального, среднего и высшего звена.
Таким образом, оказывают эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся, помогают им определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий при выборе профессии.
Высокий уровень профессионального мастерства педагогов подтверждают
учащиеся, творческий потенциал которых реализуется через
мероприятия направленные на повышение профессиональной ориентации, такие как
На пути к профессии
Посвящение в профессию
Дни самоуправления
Исследовательские общества учащиеся «Открытие», городские и республиканские
Производственная практика
Конкурс Лучший по профессии
СЛАЙД 19 сотрудничество
Тесное сотрудничество с промышленными и торговыми предприятиями города, учреждениями НПО и СПО, высшего профессионального и дополнительного образования.
Профориентационная работа УПЦ активно способствует формирование профессиональных навыков личности в частности профессионального признания.
СЛАЙД 20 профработы цветной
Профессиональное признание — это профессиональная направленность в единстве с положительной оценкой своих способностей.
Формирование профессионального признания — главная задача профессиональной ориентации. Для ее решения необходимо раскрыть способности личности при обязательном условии осознания этой личностью важности правильного профессионального самоопределения. При этом важно активизировать и поддерживать самостоятельную деятельность личности. В. А. Сухомлинский в связи с этим писал: «Я советую всем педагогам: берегите детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонек, является радость успеха в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой».
Таким образом, изучая личность учащегося, необходимо:
в случае совпадения профессиональной направленности с профессиональными способностями дать учащемуся совет, как сформировать у себя элементарные профессиональные умения и усилить уверенность в свои силы;
в случае несовпадения помочь учащемуся подойти к этому единству.
СЛАЙД 21
Обучение воспитывает положительные личные качества учащихся при следующих, психологических условиях:
когда учащиеся не только усваивают знания и навыки, но и на деле убеждаются в их полезности для общества и для себя;
когда обучение осуществляется в совместной учебной и производственной деятельности с другими учащимися, при обоюдной заинтересованности в успехе каждого соученика своей учебной группы;
когда педагоги своим примером содействует стремлению учащихся к самосовершенствованию нужных им личных качеств.
Именно такие условия профессионально-технического обучения могут и должны предоставить для успешной деятельностью учащихся - преподаватели спецдисциплин в УПК.
Только в единстве всех уровней и этапов профессиональной ориентации и происходит формирование профессиональных навыков личности как учащихся так и педагогов.
Учитывая, что в системе методической работы преподаватель сегодня является главным субъектом педагогического процесса, ОУ осуществляется работа по формированию «Портфолио преподавателя», в котором фиксируются достижения педагогов в учебной, творческой, методической и инновационной деятельности.
Профессионализм преподавательского состава УПЦ получил распространение на различных уровнях. Педагоги учреждения неоднократно принимали активное участие в городских педагогических чтениях, макареновских чтениях, были участниками Международного проекта «Школа будущего», который проводился Сообществом преподавателей и мастеров профессионального образования в России. Принимает активное участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века», которое дает возможность использования современных инновационных технологий и цифровых предметно-методических материалов, участие в рамках проекта в модульных курсах «Навыки профессиональной и личной эффективности» по программе развития профессионально-личностных компетенций педагога. Опыт работы преподавателей получил распространение на страницах научной печати ПМР и Российской Федерации. Материалы и сборники представлены на выставке.