Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ И АНДРАГОГИКИ
ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ
И.о. зав. кафедрой управления образова-
тельными системами и андрагогики_____________ Т.М. Гозман
(подпись)
«___» июня 2014 г.
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся»

Выполнил слушатель
В.А.Найверт _________________
(подпись, дата)
Программа профессиональной переподготовки
«Менеджмент в образовании»
Форма обучения: с частичным отрывом от работы
Научный руководитель: канд. пед.наук, доцент, С.В.Кушнир ______________
Рецензент:
____________________________________________________________________
(подпись, дата)
Новосибирск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………3
1.Теоретические аспекты исследуемой проблемы…………………..6
Сущность понятия «профессиональное самоопределение» 6
Тьюторское сопровождение как инструмент индивидуализации ……………………………………………..…11
2. Совершенствование процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения…………14
2.1. Характеристика образовательного учреждения……….14
Опыт школы по профессиональному самоопределению учащихся………………16
2.3. Анализ организационно - педагогических условий для реализации принципа индивидуализации в школе……..23
2.4. Предложения по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся……..27
Заключение………………………………………………………….30
Список использованных источников…..31
Приложение А. ………………………………………………….…34
Приложение Б………………………………………………………37
Приложение В…………………….41
Приложение Г………………………..50
ВВЕДЕНИЕ
Наступает момент, когда школьник должен принять решение относительно своего будущего, определиться с выбором профессии. В средней и старшей школе необходимо предоставить обучающимся возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы для осознанного профессионального выбора. В школе должны быть созданы условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способностей к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих жизненных планов и перспектив.
Эти условия включают:
- индивидуализацию образовательного процесса, которая обеспечивается предоставлением возможности самостоятельного выбора старшеклассниками вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;
- расширение пространства социальной деятельности обучающихся, которая обеспечивается включением их в различные формы публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;
- организацию пространства рефлексии, которая обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений с обучающимися их образовательных целей и перспектив, образовательных историй и событий.
Создать перечисленные условия невозможно без введения в образовательное пространство школы особой позиции школьного тьютора, обеспечивающего связь индивидуальной образовательной потребности обучающегося и разных вариантов возможностей её достижения.
В школе - интернате № 18 ОАО «РЖД» подготовка к жизни, воспитание осуществляются через все виды деятельности учащихся и в рамках комплексно - целевой программы «Профориентация», имеются некоторые организационно педагогические условия для реализации принципа индивидуализации. Однако, назрела необходимость совершенствования процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения. Создание системы работы в данном направлении есть шаг вперед на пути к достижению важной цели - осознанному выбору профессий.
Всё вышеизложенное говорит об актуальности темы исследования.
Объект – профессиональное самоопределение учащихся.
Предмет – тьюторское сопровождение профессионального самоопределения учащихся.
Цель исследования заключается в рассмотрении возможностей совершенствования процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты проблемы;
проанализировать опыт школы по профессиональному самоопределению учащихся;
изучить организационно - педагогические условия для реализации принципа индивидуализации в школе;
разработать предложения по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
Методы исследования – изучение теоретических источников по проблеме исследования, изучение документации, опрос, анализ, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в возможности и необходимости практического применения его результатов в практической деятельности школы-интерната № 18 РЖД.
Структура пояснительной записки состоит из введения, двух разделов основной части, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении рассмотрены актуальность выбранной темы, представлены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи, методы, указана практическая значимость исследования.
В первом разделе данной работы рассмотрены теоретические аспекты изучаемой проблемы: сущность понятия профессионального самоопределения, тьюторского сопровождения как инструмента индивидуализации.
Во второй главе представлена характеристика образовательного учреждения, опыт школы по профессиональному самоопределению учащихся, проведен анализ организационно - педагогических условий для реализации принципа индивидуализации в школе, разработаны предложения по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
В заключении делаются краткие выводы по результатам исследования.
В приложениях представлены использованные при опросе учащихся методики, результаты диагностики профессиональных склонностей и предпочтений среди учащихся 7-го класса НОУ Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД»
Пояснительная записка изложена на 59 страницах, имеет 4 приложения. Список используемых источников содержит ссылки на 19 наименований.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ
1.1. Сущность понятия «профессиональное самоопределение»
Профессиональное самоопределение - процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.
Самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам.
В основной и старшей школах приоритетным можно считать формирование профориентационной компетентности в процессе педагогической, психологической и информационной поддержки, направленной на достижение необходимого уровня готовности к выбору путей жизненного, личностного и профессионального самоопределения по окончании основной или старшей школы.
Профессиональная компетенция проявляется в таких состояниях готовности школьника:
1) испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
2) знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
3) ставить образовательную и профессиональную цели, и к их достижению;
4) участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб;
5) владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда.
С учетом отечественных и зарубежных исследований (К.М. Гуревич, Е.А. Климов, К.К. Платонов, А. Маслоу, Д. Съюпер, С. Фукуяма и др.), а также результатов экспериментальной работы, С.Н. Чистякова выделяет следующие основные компоненты содержания профессиональной ориентации в школе:
- формирование «Образа Я»;
- анализ профессий;
- профессиональные пробы.
Важнейшим условием формирования «Образа Я» является знание учащимся собственных индивидуальных особенностей. Это знание и выступает движущей силой саморазвития личности. Выделяется три основных составляющих «Образа Я»: когнитивная (сумма знаний о своих психологических особенностях), эмоциональная (формирование оценочного отношения к себе), регуляторная (саморазвитие).
Адекватность «Образа Я» обеспечивается точностью, полнотой и системностью получаемых знаний. «Образ Я» является той основой, на которой формируются ведущие мотивы личности, в том числе относящиеся к самореализации в профессиональной деятельности. «Образ Я» в профессии содержит те же три составляющие: когнитивную, эмоциональную, регуляторную.
Знания о себе и о профессиях учащиеся могут получить из различных источников и прежде всего от семьи и общения со сверстниками и взрослыми. Однако полнота, точность и системность знаний может быть достигнута только в управляемом процессе: в школе - через учебные предметы, специальные курсы и т.п.
Один из основных методов изучения индивидуальных особенностей учащихся в процессе профессионального самоопределения - психологическая диагностика, которая, в зависимости от ее полноты и глубины, может осуществляться на двух уровнях:
- 1-ый уровень включает в себя изучение основных психологических качеств, профессиональных намерений, черт характера, особенностей эмоционально-волевой сферы, общих интеллектуальных способностей и проявлений темперамента личности;
- 2-ой уровень ориентирован на более глубокое изучение личности учащегося, связанное, в частности, с выявлением профессионально важных психологических качеств (в соответствии с профессиограммами) и может проводиться только профконсультантом-профессионалом.
Следующий компонент содержания профессиональной ориентации в школе – анализ профессий. Для обоснованного выбора профессии школьник должен обладать знаниями не только о своих возможностях, но и о требованиях основных классов профессий к человеку. С этой целью им анализируются все возможные роды занятий путем наблюдения и изучения. Информация о мире труда должна обеспечиваться постоянно и систематически и отражать экономические и социальные изменения в обществе. Изучение учащимися мира труда предполагает наблюдение, опрос профессионалов, ознакомление с профессиограммами, составление формулы профессии, анализ профессионально важных качеств, самостоятельную работу со справочно-информационной литературой, моделирование профессиональной деятельности и др.
И, наконец, профессиональная проба - завершающий технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности учащихся, выполняемой в условиях, максимально приближенным к реальным. Это - одно из средств развития интереса и способностей учащегося к конкретному виду профессиональной деятельности, проверки осознанности и обоснованности выбора профессии. В процессе профессиональной пробы конкретизируются, актуализируются сформировавшиеся у учащегося знания и представления о данном виде профессиональной деятельности, группе смежных или родственных профессий, формируются первоначальные профессиональные умения, приобретается опыт практической работы.
Профессиональные пробы, с одной стороны, должны быть дифференцированы по возрасту учащихся, уровню их подготовленности, а также по целям и задачам, формам и методам реализации. С другой стороны, они интегрированы по определенным признакам, профессионально-квалификационным требованиям, технологической завершенности, профессионально важным качествам. В разработке содержания профессиональной пробы учитывается наличие у учащегося трех уровней готовности к выбору профессии:
- 1 уровень - начальные сведения о данной сфере деятельности без навыков практической работы. Основной мотив выбора: «слышал, что интересно»;
- 2 уровень - широкие представления о данном виде профессиональной деятельности, требованиях, предъявляемых ею к личности человека, первоначальный опыт работы; умение с помощью преподавателя (консультанта) оценивать соответствие своих качеств профессиональным требованиям. Основной мотив выбора: «мне было известно», «хочу знать больше»;
- 3 уровень - обширные знания о содержании и характере труда в данной сфере профессиональной деятельности; способность оценивать и соотносить свои профессиональные возможности; устойчивые специальные знания и умения. Основной мотив выбора: «я знаю, кем быть».
Содержание профессионального выбора включает три компонента: творческий, технологический, исполнительский. Они органически пронизывают деятельность учащегося. К творческому компоненту профессиональной пробы следует отнести оценку предрасположенности к планированию своей деятельности, анализу результатов. Технологический компонент предполагает оценку способности учащегося к конструированию, разработке технологии производства, изготовлению рабочих чертежей, эскизов. В исполнительском компоненте профессиональной пробы выявляется сформированность профессиональных навыков и умений, производится оценка выносливости и устойчивости, способности реализовать спланированную деятельность.
Каждая профессиональная проба организуется в соответствии с уровнем готовности учащихся к ее выполнению. Итогом такой работы становится выбор профессиональной деятельности для углубленного изучения.
Методы и формы профориентационной работы должны быть рассчитаны не на абстрактного, а на конкретного учащегося, направлены на активизацию его личности, выработку самостоятельной позиции в выборе профессии. Отсюда важная задача - выявление комплекса показателей, определяющих способность (готовность) к сознательному профессиональному самоопределению, умение определять формулу профессии и соотносить ее с «Образом Я».
Необходимо переосмыслять роль школы в становлении профессиональной ориентации, создании той изначальной атмосферы, в которой возникают и формируются профессиональные интересы, соответствующая мотивация к труду в определенной области, созревают жизненно важные решения, предпосылки свободного выбора путей самореализации через выстраивание индивидуальной траектории в самоопределении и сопровождении процесса самоопределения тьютором или педагогом с тьюторскими компетенциями.
Задача состоит в том, чтобы помочь школьникам, прежде всего, усвоить объем знаний о профессиях, возможностях дальнейшего образования, особенностях будущей трудовой деятельности, состоянии и перспективах развития рынка труда; познать собственные возможности и соотнести их со своим профессиональным выбором; принимать правильные решения и подготовиться к переходу в послешкольную среду. Уже сегодня необходимо больше внимания уделять проблемам «выживания» выпускников школ в условиях конкуренции на рынке труда и растущей безработицы, формировать у учащихся такие умения и навыки, которые помогут им в дальнейшем адаптироваться в производственной среде, в реальной жизни.
1.2 Тьюторское сопровождение как инструмент индивидуализации
Современное образование ставит перед собой задачу индивидуализации, для чего должны быть найдены и предоставлены специальные педагогические средства и формы организации образовательного процесса, которые выведут сегодняшнюю систему образования на новый уровень.
Говоря об индивидуализации образовательного процесса, Ковалева Т.М. указывает на то, что позиция ученика становится активной, т.е. ученик выступает в качестве субъекта обучения. Задача индивидуализации – это, прежде всего, научить обучающегося самостоятельно управлять своей образовательной траекторий. При таком подходе педагог помогает ученику выявлять и нарабатывать свои собственные техники, приемы работы, необходимые в построении своей индивидуальной образовательной программы.
В настоящий момент в педагогическом сообществе возрастает число педагогов, разделяющих ценности и принципы открытого образования. Значительная их часть связывает реализацию потребности самоактуализации, самореализации через профессиональное развитие путем освоения новой, инновационной педагогической позиции и профессии - профессии «тьютор».
Тьютор – педагог, сопровождающий разработку и реализацию обучающимся индивидуальной образовательной программы. Это педагог, который работает, непосредственно опираясь на принцип индивидуализации, сопровождая построение каждым учащимся своей индивидуальной образовательной программы (ИОП) (М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с. ISBN 978-5-91504-016-8Авторы: Ковалева Т. М., Кобыща Е. И.,Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю.)
Ковалева Т.М определила тьюторство как особый педагогический способ работы, который сопровождает выход самого ребенка на индивидуальную образовательную программу, и реализует тем самым индивидуализацию в образовании.
Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий? В чем её сущность?
В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм, культурного, социального опыта, знаний и т.д. Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями.
Целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся для разработки и реализации полномасштабной ИОП.
Одной из главных задач тъюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение её самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной, гражданской жизни.
Резюмируя вышеобозначенные концептуальные положения деятельности тьютора, можно сделать вывод, что тьюторская деятельность - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Индивидуализация образовательного процесса обеспечивается тьютором за счет организации самостоятельного выбора тьюторантами содержания образования, в том числе, учебных предметов, а также выбора форм обучения, мест стажерской практики, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и т.д. Этот выбор оформляется тьюторантами как индивидуальная образовательная программа, которая создается на основе исследования доступных тьюторанту образовательных ресурсов образовательного учреждения, социума, региона, сети Интернет. Важным условием индивидуализации учебного процесса является открытость и вариативность образования.
Профессию «тьютор» в современном мире профессий можно отнести к типу профессий «человек-человек», к классу преобразующих профессий. Именно тьютор призван запустить главнейший «пусковой механизм» преобразования, развития, совершенствования человека - образование.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
2.1. Характеристика образовательного учреждения
Школа-интернат № 18 была открыта в сентябре 1962 года. Ей был присвоен статус восьмилетней общеобразовательной школы-интерната № 18 на станции Барабинск Западно-Сибирской Ордена Ленина железной дороги Министерства путей сообщения СССР.
В школе-интернате созданы условия для проживания воспитанников, организации качественного образовательного процесса, сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников.
Согласно действующей лицензии школа-интернат осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В 2013 – 2014 учебном году в школе обучается 176 учащихся (11 классов - комплектов), что соответствует предельной численности контингента обучающихся, определенной в лицензии.
В школе-интернате спортивный и тренажерный залы, теннисный холл, школьный стадион с хоккейной коробкой, совмещенной с полем для мини-футбола, волейбольной и баскетбольной площадками, беговой дорожкой и спортивными сооружениями, прыжковой ямой. Имеется необходимое спортивное оборудование для реализации образовательных программ по физкультуре. Созданы условия для занятий физической культурой и спортом в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Образовательный процесс организован в одну смену. Занятия начинаются с 8.15 ч. Обучение в 1 классах ведется в режиме 5-дневной учебной недели (продолжительность урока 35 минут), во 2-9 классах 5-дневная учебная неделя, в 10-11 классах - в режиме 6-дневной недели (продолжительность урока 45 минут).
Расписание учебных занятий составляется с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10. Максимальный объем учебной нагрузки и домашних заданий не превышает норм, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10.
Средняя наполняемость классов – 16 человек. На первом уровне обучения – 4 класса-комплекта, на второй – 5 классов-комплектов и на третьем – 2 класса-комплекта. На 3 уровне реализуются программы профильного обучения (физико-математический профиль). В соответствии с образовательными запросами обучающихся в 10 и 11 классах предусмотрено изучение предмета «Информатика и ИКТ» на профильном уровне.
В системе единого образовательного пространства школы - интерната работа в дополнительном образовании направлена на выполнение задач по дальнейшему обеспечению учащихся доступными формами обучения во внеурочное время с учетом их индивидуальных особенностей и запросов.
В школе за последние годы сложилась система кружков и клубов различных направлений, занимаясь в которых воспитанники развивают творческие способности, расширяют своё образовательное пространство. Сегодня, на базе школы – интерната работает 13 кружков, клубов, студий декоративно-прикладного, художественно-эстетического, военно-патриотического, экологического и технического направления. Действует 3 спортивные секции.
Реализация основной образовательной программы начального общего образования в школе – интернате осуществляется, в том числе, и через внеурочную деятельность. В настоящее время внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и в то же время одной из форм организации свободного времени учащихся. В связи с введением ФГОС внеурочная деятельность наших воспитанников сегодня – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой школы решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в достижении результата, соответствующего модели выпускника начальной школы.
Учащиеся 11 класса являются слушателями Центра Довузовской подготовки. Важное звено учебно-воспитательной работы для нас самоподготовка. Четко организованный процесс выполнения домашнего задания помогает нам формировать такие качества воспитанников как добросовестное отношение к учебной деятельности, ответственность за результаты учебного труда. Обобщая многолетний опыт работы, воспитатели в рамках методического объединения разработали комплекс методических рекомендаций по организации самоподготовки в условиях школы – интерната.
В школе-интернате работает 49 педагогических работников, из них внешних совместителей – 4 человека, высшее образование имеет 42 человек, среднее специальное образование – 7 человек. Педагогический коллектив школы состоит из опытных квалифицированных специалистов, 88 % которых имеют педагогический стаж более 10 лет, средний возраст – 41 год.
Опыт школы по профессиональному самоопределению учащихся
Подготовка к жизни, воспитание будущих железнодорожников осуществляется через все виды деятельности учащихся и в рамках комплексно- целевой программы «Профориентация», разработанной в 2004 году и получившей Диплом Международной Сибирской ярмарки «УЧСИБ – 2007».
Большое значение в организации этой работы имеет Совет по профориентации, который существует с 2004 года и действует на основании положения, разработанного педагогическим советом. В него входят педагоги, руководители предприятий и ветераны железнодорожного транспорта Барабинского узла. Главная задача Совета – обеспечить эффективное взаимодействие воспитанников, родителей, учителей, общественных организаций и железнодорожных предприятий по вопросам профориентационной работы, создать условия для формирования личности воспитанника, способного и готового к осознанному выбору профессии железнодорожного транспорта.
С 2005 года школа – интернат сотрудничает с Детской железной дорогой г. Новосибирска в вопросах подготовки будущих работников магистрали. Занятия в группах юных железнодорожников ведутся в соответствии с учебным планом Детской железной дороги. Специфику профессии железнодорожников воспитанникам раскрывают на теоретических занятиях в учебных кабинетах специалисты базовых предприятий Барабинского узла. В процессе обучения юные железнодорожники познакомились с историей железных дорог России, историей Западно-Сибирской железной дороги, узнали структуру железнодорожного транспорта, его роль в экономике и социальной сфере развития Российской Федерации. Они познакомились с устройствами и техническими средствами, необходимыми для организации безопасной работы железнодорожного транспорта.
После окончания теоретического курса обучения ребята сдают экзамены и получают допуск на летнюю практику по обслуживанию Детской железной дороги в городе Новосибирске. С 2005 года уже 322 воспитанника школы – интерната побывали в роли дежурных по станции, проводников вагонов, диспетчеров.
Предметом нашей особой гордости является созданный в 2007 году Центр научно – технического творчества.
При проведении занятий в Центре научно – технического творчества важнейшее значение имеет проблема профессионального самоопределения выпускников. В условиях конкуренции к личности труженика компании и его творческому потенциалу предъявляются все более высокие требования. Поэтому руководитель центра Потапов И. В. учитывает творческое содержание конкретных профессий железнодорожного транспорта, вместе с воспитанниками изучает те области трудовой деятельности, внутри которых им предстоит вносить новизну в технологический процесс.
Дети железнодорожников благодаря работе в Центре научно-технического творчества получают знания в области конструирования и технологий, изготавливают действующие макетные комплексы станций, предприятий железнодорожного транспорта, здесь они постигают азы рационализаторской деятельности, готовят чертежи будущих моделей и макетов.Более содержательно и конкретно знакомятся с особенностями деятельности на железнодорожном транспорте, точнее говоря, входят в образ взрослого специалиста-изобретателя, а значит, на творческом основании наследуют от родителей профессию железнодорожника.

В сегодняшней образовательной практике Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» используются следующие, созданные совместно с детьми, макетные комплексы, воспроизводящие реальное производство:
макетный комплекс специальной строительной техники по замене балластного полотна (слоя) при капитальном ремонте железнодорожного пути;
комплекс участка Западно - Сибирской железной дороги «Барабинск - Новосибирск-Главный»;
комплекс-тренажёр СПАС РЖД для проведения практических занятий по аварийно-спасательным ситуациям;
многофункциональный комплекс по усилению земельного полотна для пропуска скоростных и тяжеловесных поездов на сильнопучинистых обводных грунтах;
комплекс действующего бронепоезда «Сибиряк – барабинец» и диорама боя в период Великой отечественной войны 1941-1945 гг., посвящённый 65 - летию Победы в Великой Отечественной войне;
действующий инструктивно-дидактический макетный комплекс по изучению правил дорожного движения и организации работ по развитию железнодорожных перевозок (ИДМК-2).
Макет железнодорожного вокзала ст. Новосибирск – Главный был представлен на Международной Сибирской ярмарке «УЧСИБ – 2008» в рамках программы «Воспитательная работа в условиях железнодорожной школы- интерната», получившей Золотую медаль международного образовательного форума.
Воспитанники школы поддерживают связь с ветеранами педагогического труда и железнодорожного транспорта: Ангуловой В. Е., Фроловой З. А., Дубининой Е. Т. – вместе изучают историю школы и железнодорожного транспорта России. В школе, по инициативе детей, в 2006 году создан патриотический клуб «Память». Основная цель его деятельности – это сбор и систематизация материалов о Барабинских железнодорожниках в годы войны, об истории предприятий Барабинского узла о династиях железнодорожников, выпускниках нашей школы, связавших свою жизнь с магистралью. Ребята сами обрабатывают и оформляют собранный материал, создают компьютерную базу данных, проводят тематические экскурсии в школьном историко-патриотическом музее «Наследие», на которые приглашают ветеранов. Таким образом, происходит не только знакомство с документами, но и то, что наиболее ценно, это живое непосредственное общение. С большой заботой ребята оформляют экспозиции музея, с уважением относятся к бесценным реликвиям, многие из которых привезены из дома. Взято шефство над памятниками машинистам паровоза, расстрелянным в годы Гражданской войны белогвардейцами на ст. Кабаклы и на ст. Кошкуль.
В профориентации наше образовательное учреждение выделяет три основных звена:
1. начальное звено – трудовое воспитание;
2. среднее звено – профессиональное просвещение;
3. старшее звено – профессиональная консультация.
Начальное звено – начальное профессиональное воспитание
Воспитанники первого класса, придя к нам в школу, не имеют опыта сюжетно- ролевых игр, который есть у их сверстников, проживающих на более крупных станциях и посещающих детские дошкольные учреждения. Однако, в разговорах с родителями ясно видна тенденция, ярко характеризующая особенность детей в этом возрасте- подражание своим родителям, работающим на железнодорожном транспорте, стремление воспроизводить их действия и деятельность. Часть игр, в которые играют будущие первоклассники на своих станциях, имеет профессионально ориентированный характер. Дети играют, присваивая себе роли машиниста электровоза, монтера пути, дежурного по станции, электромонтера и т. д.
Особенностью детей этого возраста – мотивация достижений, прежде всего в ведущей деятельности- учебе. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии. Развитие способностей к концу младшего школьного возраста приводит к значительному возрастанию индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.
Учебная и трудовая деятельность воспитанников начального звена способствует развитию воображения детей, как воссоздающего, так и продуктивного. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в сфере определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Среднее звено – профессиональное просвещение
Подростковый возраст – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям.
Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что наши мальчики- подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, выносливостью, мужеством – машинистов, электромонтеров, инженеров, руководителей разных уровней. Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных, женственных, и, вместе с тем, самостоятельных, ответственных, умеющих управлять сложными системами механизмов на предприятиях железнодорожного транспорта- билетных кассиров, проводников, дежурных по станции, администраторов, корпоративных психологов.
Задача педагогов на этом этапе профессионального воспитания заключается в том, чтобы дать воспитанникам представление о характере железнодорожных специальностей, познакомить с условиями труда и основными требованиями к тем, кто стремится выбрать отдельные профессии. Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоопределению.
Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятия в объединениях по интересам формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Старшее звено – профессиональная консультация
Важнейшая задача этого этапа профессионального воспитания – оказание помощи воспитанникам в выборе профессии, так как, в этом возрасте профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, имеют характер мечты. Эти профессионально ориентированные мечты и романтические устремления реализовать в настоящем невозможно. Неудовлетворенность реально наступившим будущим стимулирует развитие рефлексии- осознания собственного «Я» (кто я? каковы мои способности? каков мой жизненный идеал? кем я хочу стать?).
Психологами доказано, что более комфортно в выборе профессии чувствуют себя девушки и юноши, которые получают среднее (полное) общее образование. К моменту окончания школы наши выпускники из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Устремленные в будущее, наши дети понимают, что благополучие и успех в жизни, прежде всего, будут зависеть от правильного выбора профессии.
На основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и её содержания, а также социально- экономической ситуации, наши старшеклассники самоопределяются относительно путей получения профессионального образования.
В первые месяцы каждого нового учебного года, вечерами, в нашу школу приходят выпускники, окончившие учебные заведения, получившие профессию и вернувшиеся работать на предприятия Барабинского узла. В стенах родной школы им спокойнее, все понятно и знакомо. Эти посещения помогают ребятам осознать, что детство ушло навсегда, они стали взрослыми. Завтра их ждёт сложнейшая система производства, но они обладают бесценным запасом знаний, полученных в стенах школы и профессиональных образовательных учреждений, которые помогут нашим питомцам принять верное решение в трудной ситуации.
В настоящее время наша школа приходит к осознанию необходимости разработки и реализации 4 звена- профессиональной адаптации выпускников. Это есть оказание помощи выпускникам школы в деле успешного определения и приспособления к условиям производства, наиболее рационального преодоления психологических трудностей, достижения высоких показателей труда, вхождения в общественную жизнь рабочего коллектива.
Перед школой интернатом учредитель поставил задачу, чтобы все выпускники связывали свою судьбу с профессиями железнодорожного транспорта. На данный момент эта число составляет 60-70%. По результатам опроса учеников 7 и 8 класса по различным методикам (Приложение 1) оказалось, что у большинства учащихся 7-го класса преобладают такие профессиональные направленности, как сфера обслуживания, торговля и общественная деятельность. У большинства учащихся 8 -го класса преобладает профессиональная направленность - общественная деятельность, затем техника, транспорт и сфера обслуживания.
2.3. Организационно - педагогические условия для реализации принципа индивидуализации в школе
Организационно-педагогические условия обеспечения индивидуализации профессионального самоопределения в нашем образовательном учреждении можно условно распределить по трем классификационным группам:
1. Организационно-педагогические условия (привлечение обучающихся к разработке учебного плана школы, выбора профиля)
В учебном плане Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» компонент образовательного учреждения по выбору обучающихся представлен предметами:
в 5-8х классах информатика и ИКТ по 1 ч. в неделю, с целью развития навыков использования информационных технологий, необходимых во всех областях практической деятельности человека, воспитания информационной культуры учащихся;
в 9 классе элективные курсы «Алгебра плюс: избранные вопросы математики» по 0,5 часу в неделю и «Эксперименты и занимательные опыты по физике» по 0,5 часу в неделю, которые предметно ориентированы и предполагают углубить и дополнить базовый курс общеобразовательных программ, подготовить обучающихся к профильному обучению в 10-11 классах;
в 10-11 классах элективный курс «Общий курс железных дорог», включает в себя знакомство учащихся с железнодорожными профессиями, структурными подразделениями на железнодорожном транспорте. Элективные курсы «Интенсивный курс подготовки к экзамену», «Методы решения задач по физике», «Решение нестандартных задач по математике», «Решение нестандартных задач по физике» позволят обучающимся получить знания повышенного уровня, подготовиться не только к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения, но и к освоению выбранной профессии.
Воспитание социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути - одна из целей нашего образовательного учреждения. Эффективное достижение указанной цели возможно при введении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Учебный план для X – XI класса предусматривает реализацию физико-математического и универсального профилей.
2. Кадровые условия (наличие педагогов, способных осуществлять педагогическое (тьюторское) сопровождение разработки и реализации обучающимися индивидуальной образовательной программы)
В школе-интернате работает 43 педагогических работника, высшее образование имеет 41 человек, среднее специальное образование – 2 человека. Педагогический коллектив школы состоит из опытных квалифицированных специалистов, 88 % которых имеют педагогический стаж более 10 лет. Доля педагогов, имеющих квалификационную категорию – 85%. Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории составляет – 79%, вторую квалификационную категорию имеют 6% педагогов, аттестованы на соответствие занимаемой должности – 5%, не имеют квалификационной категории –10% педагогов, из них 2 молодых специалиста, не проработавших 2-х лет.
Курсовая подготовка по тьюторскому сопровождению – 0 %, но имеются кадры, желающие работать по индивидуальному сопровождению обучающихся: педагог-психолог, педагог-организатор, учителя-предметники, воспитатели второй половины дня.
3. Образовательная среда (наличие компьютерной техники, возможности использования сети Интернет, учебных пособий и кабинетов, кружков для реализации принципа вариативности и открытости образования)
Учредителем и администрацией школы ежегодно планируются и проводятся мероприятия, направленные на совершенствование материально-технических условий деятельности учреждения, информационно-технического оснащения образовательного процесса с целью создания благоприятной для развития учащихся образовательной среды:
компьютерное оборудование (в школе – интернате имеются 120 компьютеров, которые подключены к сети Интернет);
фонд школьной библиотеки;
комплексно – целевая программа «Профориентация»;
центр научно – технического творчества, целью создания которого является формирование нового инновационно - ориентированного поколения молодежи как потенциального кадрового резерва Компании ОАО «РЖД». В центре школьники получают начальные научно- технические знания и профессионально – прикладные навыки необходимые для будущего железнодорожника;
сотрудничество с Детской железной дорогой г. Новосибирска;
сотрудничество с базовыми предприятий Барабинского узла;
работа объединений дополнительного образования:
ИЗО студия «Акварель», танцевальная студия «Звезды», военно- патриотический клуб «Барс», кукольный театр «Волшебные куклы», шахматный клуб «Юный гроссмейстер», центр экологического воспитания «Кристалл», кружок «Лего –робот», фото - кружок «Позитив», видеостудия «Синема», совет школьного историко -патриотического музея «Наследие», Интеллект - клуб «Альянс», детский клуб «Пирамидка». Избыточность и вариативность среды создаются различными формами: музейные уроки, выставки, уроки-экскурсии, тренинги, дискуссии, художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе, коллективная работа, праздники, беседы и т. д.
Обучающиеся Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» имеют возможность выбора собственной образовательной траектории, придание осмысленности учебному действию за счёт возможности выбора типа действия, привнесения личных смыслов, заказа к своему обучению, видения своих учебных и образовательных перспектив.
2.4 Предложения по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся
Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения обучающихся является серьезной личностной и образовательной проблемой и заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию жизненной траектории. Свой выбор по тьюторскому сопровождению в профессиональном становлении воспитанников школы-интерната можно обосновать следующим.
Введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – ФГОС (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования).
Принцип индивидуализации в Федеральных государственных образовательных стандартах начального, среднего и высшего профессионального образования;
Деятельность по профессиональному самоопределению учащейся молодёжи представлена фрагментарно, часто носит отвлеченный, компанейский характер, нарушены связи школы с производством, что негативно влияет на профессиональное самоопределение молодежи;
Из-за недостаточной информированности о запросах современного рынка труда и востребованности работников различных специальностей, сегодняшнему выпускнику школы довольно трудно осуществить выбор профессии с учетом своих интересов, склонностей, способностей.
В ходе анкетирования в нашей школе было выявлено, что учащиеся имеют затруднения в выборе будущей профессии и предпочитают заниматься по индивидуальным образовательным маршрутам.
При существующей, традиционной системе образования выпускники часто выбирают себе будущую профессию отвлечённо, абстрактно, не пробуя себя ни в каком виде деятельности. Результатом такого выбора является то, что, получив профессиональное образование, многие выпускники не работают по избранной специальности, т.к. чаще они выбирают учебное заведение, а не будущую профессию.
Таким образом, возникла необходимость совершенствования процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения.
Одной из целей совершенствования качества подготовки учащихся к жизни в современных условиях является организация тьюторского сопровождения в школе – интернате как возможность поддержания и развития у каждого воспитанника инициативного и авторского отношения к собственной образовательной деятельности, проектированию траектории своего профессионального самоопределения.
В этой связи можно обозначить следующие задачи, стоящие перед образовательным учреждением.
1. Разработать содержание и механизм тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся:
- цель, задачи;
- этапы тьюторского сопровождения;
- средства, формы, технологии реализации тьюторского сопровождения;
- определить конечный результат тьюторского сопровождения;
-диагностические методики, обеспечивающие мониторинг результативности тьюторского сопровождения.
2. Разработать структуру и содержание индивидуальной образовательной программы воспитанников:
- цель, задачи индивидуальной образовательной программы воспитанников;
- составляющие (разделы) индивидуальной образовательной программы воспитанников;
3. Создать условия для определения и дальнейшего развития собственных ресурсов воспитанников через:
- индивидуализацию учебного процесса;
- расширение пространства социальной деятельности;
- организацию пространства рефлексии и анализа собственной деятельности старшеклассников;
4. Апробировать модель тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы воспитанника на практике.
Ожидаемые результаты:
• учебное и профессиональное самоопределение;
• умение делать простой и сложный выбор;
• оформление собственных интересов;
• понимание и сознательное подчинение норме;
• опыт работы с ресурсами различного типа;
• опыт самопрезентации в различных сообществах;
• опыт работы в команде;
• умение анализировать и корректировать собственную деятельность;
• опыт самооценки;
• опыт строительства собственной индивидуальной образовательной
траектории;
• проектные и исследовательские компетентности.
Диагностика результатов
Личностные достижения обучающихся;
Создание «Портфолио»;
Реализация индивидуальных образовательных планов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель итогового аттестационного исследования заключалась в рассмотрении возможностей совершенствования процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения.
Для достижения этой цели были поставлены задачи, которые в процессе исследования были выполнены:
- рассмотрены теоретические аспекты проблемы - сущность понятий профессионального самоопределения, тьюторского сопровождения как инструмента индивидуализации.
- проанализирован опыт школы по профессиональному самоопределению учащихся;
- изучены организационно - педагогические услови для реализации принципа индивидуализации в школе;
- разработаны предложения по организации тьюторского сопровождения профессионального самоопределения учащихся.
В ходе исследования была проведена диагностики профессиональных склонностей и предпочтений учащихся, результаты которой представлены в приложениях.
Таким образом, сделаны первые шаги по пути совершенствования процесса профессионального самоопределения учащихся через организацию тьюторского сопровождения. Предстоит большая дальнейшая работа, школа находится в начале намеченного пути.
Можно констатировать, что поставленные вначале исследования задачи выполнены, цель достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Игнатьева Г.А., Слободчиков В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов [Электронный ресурс] –Электрон. текст. 2012. - URL: http://fip.kpmo.ru/res_ru/0_hfile_841_1.pdf (дата обращения: 01.11.2013).
Ковалева Т.М. Антропологический подход в образовании: построение личностно-ресурсных карт. Антропопраксис. Ежегодник гуманитарных исследований. Под. ред. Б.Д. Эльконина. Т. 4. С.172–176
Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. (М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с. ISBN 978-5-91504-016-8Авторы:
Мкртычян Г.А. Психологическая экспертиза в инновационном образовании. Теория и практика. / www.hse.ru/pubs/share/direct/document/53503845
Прозументова Г. Н. Управление образовательными инновациями: гуманитарный подход // «Сибирский психологический журнал» № 50, 2013 г., C. 122-131.
Прозументова Г.Н. Взаимодействие вузов и школ: потенциал гуманитаризации управления инновациями/ Взаимодействие вузов и школ для становления Открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления./под ред. Г.Н.Прозументовой.-Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. С. 15-65
Суханова Е.А. Влияние инноваций на организационные изменения в образовательных учреждениях./Переход к Открытому образовательному пространству. Ч.2: Типологизация образовательных инноваций / под.ред.Г.Н.Прозументовой. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С.372-397
Суханова Е.А., Степанов С.А. Стандарт профессиональной тьюторской деятельности: версия для высшего и дополнительного профессионального образования./ Аккредитация в образовании. № 58. 2012 http://www.akvobr.ru/journal_akkreditacia_v_obrazovanii_58_page_2.htmБедов А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности // Народное образование. - 2009. - N 2. - С. 202-207
Губина М. Найти свое место в жизни // Учитель. - 2009. - N 5. - С. 57-59.
Ильясов М. Профориентация в свете новых ценностей образования // Социальная политика и социальное партнерство. - 2009. - N 5. - С. 73-76.
Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. - 2010. - N 5. - С. 170-176.
Лебедева Н. Н. Гармоничное развитие старшеклассников в социальном проектировании // Инновации в образовании. - 2010. - N 1. - С. 90-98.
Шаршов И. А. Основные закономерности развития педагогов и учащихся при организации профильного обучения в системе дополнительного образования детей // Образование и общество. - 2010. - N 3. - С. 68-71
Адольф, Владимир Александрович. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт: [представлен практический опыт введения технологии тьюторского сопровождения на факультете начальных классов КГПУ им. В. П. Астафьева] / В. А. Адольф, Н. В. Пилипчевская // Высшее образование в России. – 2011. – № 4. – С. 143–147. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16357020 (дата обращения: 20.09.2012).
Пилипчевская, Наталья Викторовна. Профессиональное становление личности будущего учителя в процессе тьюторского сопровождения / Н. В. Пилипчевская, Т. П. Клеянкина // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 4. – С. 102–107.
Гущина, Татьяна Николаевна. Тьюторские практики в повышении квалификации педагогов дополнительного образования детей: [выделены основные характеристики тьюторской позиции педагога по отношению к ребенку, которые формируются в процессе тьюторских практик] / Т. Н. Гущина // Инновации в образовании . – 2011. – № 12. – С. 13–20.
Андреева, Е. А. Суть и содержание традиционной модели тьюторства / Е. А. Андреева // Образовательные технологии. – 2011. – № 1. – С. 81–87.
Ковалева, Т. М. Современное качество образования и принцип индивидуализации: [методика тьюторского сопровождения] / Т. М. Ковалева // Завуч: управление современной школой. – 2012. – № 1. – С. 68–72.
ПРИЛОЖЕНИЕ А.
Анкета мотивов выбора профессии Н.Н. Калмаковой
Инструкция к заполнению: из перечисленных мотивов необходимо выбрать те, которые больше других отвечают твоей личной точке зрения; на листе ответов напротив цифры вопроса поставьте (+), если данный мотив значим, и (-), если не имеет значения. Прочти внимательно вопросы анкеты и определи для себя насколько важны при выборе профессии:
Интерес к содержанию профессии, желание узнать, в чем заключаются обязанности специалиста в избираемой профессии.
Стремление к самосовершенствованию, развитию навыков и умений в избираемой сфере трудовой деятельности.
Убеждение, что данная профессия имеет высокий престиж в обществе.
Влияние семейных традиций.
Желание приобрести материальную независимость от родителей.
Хорошая успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере профессиональной деятельности.
Желание руководить другими людьми.
Привлекает индивидуальная работа.
Мечта заниматься творческой работой, желание открывать новое и неизведанное.
Уверенность, что избранная профессия соответствует твоим способностям.
Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
Стремление сделал, свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
Возможность проявить самостоятельность в работе.
Меня привлекает предпринимательская деятельность.
Необходимость материально помогать семье.
Желание приобрести экономические знания.
Стремление получить диплом о высшем образовании независимо от специальности.
Привлекает профессия, которая истребует длительного обучения.
Желание работать в престижном месте.
Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
Привлекают модные профессии (менеджер, коммерсант, брокер).
Желание приносить пользу людям.
Интерес к материальной стороне профессиональной деятельности.
Привлекают внешние свойства профессии (быть в центре внимания, иметь возможность путешествовать, носить специальную форму одежды).
Лист ответов
А Б В
№ Ответы № Ответы № Ответы
3   5   1  
4   8   2  
7   16   6  
17   14   9  
18   15   10 11   10   12  
21   20   13  
24   23   22  
 
Интерпретация анкеты мотивов выбора профессии
Подсчитать количество плюсов в каждом столбце (А. Б, В) отдельно. Наибольшее количество плюсов означает:
в столбце А - преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
в столбце Б - больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
в столбце В - стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Заключение
по результатам исследований профессиональных склонностей и предпочтений среди учащихся 7-го класса НОУ Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД»
Цель диагностических исследований: определение сформированной мотивации профессионального самоопределения, профессиональных интересов и склонностей воспитанников. Диагностика проведена в мае 2014 года. Использован инструментарий: «Анкета мотивов выбора профессии» Н.Н. Калмаковой., «Карта интересов» А.Е.Голомштока. В исследованиях приняли участие 11 учащихся 7-го класса. Результаты диагностики представлены в таблице.

Список
класса
Любимые
предметы
Предполагаемая
профессия
Мотив выбора
(анкета
Н.Н.Калмаковой) Профессиона
льная направл.
(Карта интересов)
1 Бабин Глеб Математика, психология - не определился Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Сфера обслуживания, легкая и пищевая промышленность
2 Гуркова Кристина
Физ-ра, музыка, русский язык Учитель физической культуры Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Физическая культура и спорт, педагогика
3 Лосева Анастасия Математика,
история, физ-ра юрист Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Общественная деятельность, журналистика, физкультура и спорт
4 Михайленко Андрей Физ-ра, труд - не определился Материальное благополучие, желание заработать Право, юриспруденция, военные специальности, техника
5 Негриенко Яна Литература, ИЗО, психология парикмахер Материальное благополучие, желание заработать Общественная деятельность, сфера обслуживания, торговля
6 Подловилина Евгения
Музыка, психология, литература,ИЗО парикмахер,
зоолог Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Сфера обслуживания, биология
7 Протасова Кристина
Музыка, литература, русский язык парикмахер Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Сфера обслуживания, торговля
8 Скороходова
Екатерина Литература, математика, английский язык, психология
Психолог, адвокат Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Литература, общественная деятельность, иностранные языки, сфера обслуживания
9 Тазитанов Иван Физ-ра, физика, математика, русский язык
- не определился Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Спорт и физическая культура, физика, техника, военные специальности
10 Федоров Тимофей Физ-ра, физика, русский язык, математика - не определился Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Физика, техника, история, электро- и радиотехника, военные специальности
11 Шевченко Татьяна Математика,
литература Проводница
жд. транспорта Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Общественная деятельность, сфера обслуживания, торговля, педагогика, сценическое искусство
Выводы:в результате проведенных исследований можно констатировать, что учащиеся 7-го класса задумываются о будущей профессии. Большинство(7 человек или 64%) указывают предполагаемые будущие профессии, среди которых- парикмахер, адвокат, юрист, проводница, психолог, учитель физической культуры, зоолог. Все девочки смогли обозначить свой выбор. 4 семиклассника (36%) еще не определились с будущей профессией. Это мальчики: Федоров Т., Михайленко А., Тазитанов И., Бабин Глеб.
Рейтинг предметов представлен следующим образом:
Математика- 6 выборов
Физическая культура, литература - 5 выборов
Русский язык, психология- 4 выбора
Музыка- 3 выбора
Физика, ИЗО - 2 выбора
Таким образом, самыми любимыми и популярными предметами среди семиклассников являются: математика, литература, физическая культура, русский язык, психология.
Среди мотивов выбора профессии преобладает мотив творческой работы, приобретения необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия. Этот мотив преобладает у 9-ти учащихся (82%). Это Бабин Г., Гуркова К., Лосева А., Подловилина Е., Протасова К., Скороходова К., Тазитанов И., Федоров Т., Шевченко Т. Для этих детей при выборе профессии, главным является интерес к работе, возможность творчества, проявления себя и самосовершенствования. 2 учащихся (18%) указали материальное благополучие и желание заработать, как самый важный мотив профессионального выбора (Михайленко А., Негриенко Я). Никто из детей не указал в качестве ведущего мотива, мотив престижности профессии, высокого статуса в обществе, реализации высокого уровня притязаний. Самым главным для семиклассников являются возможность заниматься приятным делом и возможность достойного заработка.
По результатам теста Голомштока «Карта интересов», можно сделать вывод о том, что самая распространенные профессиональные направленности у учащихся 7-го класса следующие:
Сфера обслуживания, торговля- 6 человек (54%)
Общественная деятельность – 4 человека (36%)
Физическая культура и спорт, военное дело - 3 человека (28%)
Физика, техника, педагогика - 3 человека (28%)
Легкая и пищевая промышленность, иностранные языки, юриспруденция и право- 1 человек (9%).
Таким образом у большинства учащихся 7-го класса преобладают такие профессиональные направленности, как сфера обслуживания, торговля и общественная деятельность.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
«Карта интересов» А.Е. Голомштока
Опросник разработан А.Е. Голомштоком. Предназначен для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности. Голомшток выделяет 23 таких сферы: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника.
Инструкция: для определения ведущих интересов Вам предлагается перечень вопросов. Если Вам очень нравится то, о чем спрашивается в вопросе, в бланке ответов рядом с его номером поставьте два плюса ("++"), если просто нравится - один плюс ("+"), если не знаете, сомневаетесь - ноль ("0"), если не нравится - один минус ("-"), а если очень не нравиться - два минуса ("--"). Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
Текст опросника
Любите ли Вы? Нравится ли Вам? Хотели бы Вы
Знакомиться с жизнью растений и животных.
Занятия и чтение книг по географии.
Читать художественную или научно-папулярную литературу о геологических экспедициях.
Уроки и книги по анатомии и физиологии человека.
Выполнять ежедневную домашнюю работу.
Читать научно-популярную литературу о физических открытиях, жизни и деятельности выдающихся физиков.
Читать об открытиях в химии или о жизни и деятельности выдающихся химиков.
Читать технические журналы.
Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области электроники и радиотехники.
Знакомиться с разными металлами и их свойствами.
Узнавать о разных породах древесины и об их практическом применении.
Узнавать о достижениях в области строительства.
Читать книги, смотреть фильмы о водителях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и т.д.).
Читать книги, смотреть фильмы о летчиках.
Знакомиться с военной техникой.
Читать книги об исторических событиях.
Читать произведения классиков русской и зарубежной литературы.
Читать и обсуждать публицистические статьи и очерки.
Обсуждать текущие дела и события в учебном заведении, городе, стране.
Интересоваться педагогической работой.
Читать книги, смотреть фильмы о работе милиции
Заботиться о порядке в собственных вещах, красивом виде помещения.
Читать книги из серии "Занимательная математика".
Изучать экономическую географию.
Заниматься иностранным языком.
Знакомиться с жизнью выдающихся художников, историей искусства.
Знакомиться с жизнью выдающихся артистов, встречаться с ними, коллекционировать их фотографии.
Знакомиться с жизнью и творчеством выдающихся музыкантов, с вопросами теории музыки.
Читать спортивные газеты, журналы, литературу о спорте.
Изучать биологию, ботанику, зоологию.
Знакомиться с различными странами по книгам и телепередачам.
Читать о жизни и деятельности знаменитых геологов.
Интересоваться достижениями медицины.
Посещать с экскурсиями предприятия легкой промышленности.
Читать книги из серии "Занимательная физика".
Изучать химические явления в природе.
Знакомиться с новейшими достижениями техники.
Интересоваться работой радиотехника, электрика.
Знакомиться с различными измерительными инструментами, используемыми в процессе металлообработки.
Наблюдать за изготовлением изделий из дерева (например, мебели).
Наблюдать за работой строителей.
Читать литературу о средствах передвижения.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи о моряках.
Читать книги, смотреть фильмы и телепередачи на военные темы, знакомиться с историей крупных сражений.
Обсуждать текущие политические события в стране и за рубежом.
Читать литературно-критические статьи.
Слушать радио, смотреть теленовости и тематические телепередачи.
Узнавать о событиях, происходящих в городе, стране.
Объяснять учащимся трудные для понимания вопросы.
Справедливо рассудить поступок знакомого или литературного героя.
Обеспечивать семью продуктами, организовывать питание членов семьи.
Читать научно-популярную литературу об открытиях в математике, о жизни и деятельности выдающихся математиков.
Интересоваться экономическими передачами по телевидению.
Читать художественную литературу на иностранном языке.
Заниматься художественным оформлением праздников.
Посещать театр.
Слушать оперную или симфоническую музыку.
Посещать спортивные соревнования, смотреть спортивные передачи.
Посещать дополнительные занятия по биологии.
Посещать дополнительные занятия по географии.
Коллекционировать минералы.
Изучать функции организма человека, причины возникновения и способы лечения болезней человека.
Готовить обед дома.
Осуществлять демонстрацию физических опытов.
Участвовать в организации опытов с химическими веществами.
Ремонтировать различные механизмы.
Производить замеры в электросетях с помощью приборов (вольтметра, амперметра).
Конструировать различные предметы и детали из металла.
Художественно обрабатывать дерево (вырезать, выпиливать).
Набрасывать эскизы или выполнять чертежи строительных объектов.
Проявлять интерес к автомобильному транспорту.
Увлекаться парашютным спортом, авиамоделизмом.
Заниматься спортивной стрельбой.
Изучать историю возникновения различных народов и государств.
Писать стихи.
Наблюдать за проведением и жизнью других людей.
Выполнять организационную общественную работу.
Проводить время с маленькими детьми, заниматься и играть с ними.
Устанавливать дисциплину среди сверстников.
Наблюдать за работой работников сферы обслуживания (повар, официант, продавец).
Участвовать в математических олимпиадах.
Просматривать экономические обзоры в газетах и журналах.
Слушать радиопередачи на иностранном языке.
Посещать музеи, художественные выставки.
Публично выступать.
Играть на музыкальном инструменте.
Участвовать в спортивных соревнованиях.
Наблюдать за ростом и развитием животных, растений.
Собирать книги по географии.
Посещать краеведческий музей.
Вникать в работу врача, фармацевта.
Шить для себя.
Интересоваться физикой.
Интересоваться химией.
Работать с техникой.
Знакомиться с устройством электроаппаратуры.
Заниматься слесарным делом.
Выполнять столярные работы.
Принимать участие в отделочных ремонтных работах.
Помогать милиции в работе с пешеходами по правилам уличного движения.
Быть членом гребных и яхт-клубов.
Участвовать в военизированных играх.
Знакомиться с историческими местами.
Быть членом литературного клуба.
Наблюдать за ведением журналистами телепередач.
Публично выступать с сообщениями и докладами.
Организовывать работу детей.
Устанавливать скрытые причины поступков и поведения людей.
Оказывать различные услуги другим людям.
Решать сложные математические задачи.
Точно вести расчет своих денежных средств.
Посещать курсы по изучению иностранного языка.
Заниматься в художественной секции.
Участвовать в художественной самодеятельности.
Посещать музыкальную школу.
Заниматься в спортивной секции.
Участвовать в биологических олимпиадах и конкурсах.
Путешествовать.
Принимать участие в геологической экспедиции.
Ухаживать за больными.
Посещать кулинарные конкурсы и выставки.
Участвовать в конкурсных мероприятиях по физике.
Решать сложные задачи по химии.
Разбираться в технических схемах и чертежах.
Разбираться в сложных радиосхемах.
Знакомиться с новой техникой, наблюдать за работой промышленного оборудования.
Мастерить что-нибудь из дерева своими руками.
Помогать в строительных работах.
Принимать участие в обслуживании и ремонте автомобиля.
Мечтать о самостоятельных полетах на самолете.
Строго выполнять распорядок дня.
Публично выступать с докладами на исторические темы.
Работать с литературными источниками.
Принимать участие в дискуссиях, конференциях.
Организовывать и проводить коллективные мероприятия.
Обсуждать вопросы воспитания детей и подростков.
Помогать работникам милиции.
Постоянно общаться с различными людьми.
Принимать участие в математических олимпиадах, конференциях.
Интересоваться вопросами ценообразования, начисления заработной платы.
Общаться на иностранном языке.
Участвовать в художественных выставках.
Принимать участие в театральных постановках.
Участвовать в музыкальных конкурсах.
Регулярно тренироваться и участвовать в спортивных соревнованиях.
Выращивать растения, ухаживать за домашними животными.
Проводить топографическую съемку местности.
Совершать длительные, трудные походы.
Интересоваться деятельностью медицинских работников.
Шить, кроить, создавать модели одежды.
Решать сложные задачи по физике.
Посещать с экскурсиями химические предприятия.
Участвовать в выставках технического творчества.
Ремонтировать аудиотехнику.
Работать на станке.
Выполнять по чертежам столярные работы.
Принимать сезонное участие в строительстве.
Изучать правила дорожного движения для водителей.
Изучать морское дело.
Читать воспоминания главнокомандующих и полководцев.
Знакомиться с историческими местами родного края.
Писать рассказы.
Писать заметки или очерки в газету.
Выполнять общественные поручения.
Организовывать детские игровые и праздничные мероприятия.
Изучать законодательные документы, гражданское право.
Удовлетворять потребности людей в тех или иных услугах.
Выполнять математические расчеты по формулам.
Интересоваться проблемами региональной экономики.
Участвовать в олимпиадах по иностранному языку.
Посещать художественные музеи.
Играть на сцене в спектаклях.
Слушать классическую музыку.
Помогать преподавателю физкультуры в проведении занятия.
Обработка и интерпретация результатов
За каждый знак "+" в бланке ответов проставляется +1 балл, за каждый знак "-" проставляется -1 балл, за нулевой ответ - 0 баллов. В каждом из 29 столбцов бланка ответов подсчитывается количество положительных и отрицательных баллов. Исходя из структуры бланка ответов определяются следующие виды профессиональных интересов (по столбцам). Чем больше положительных ответов в столбце, тем выше степень выраженности интереса к данному виду профессиональной деятельности.
1. Биология2. География 3. Геология4. Медицина 5. Легкая и пищевая промышленность6. Физика 7. Химия8. Техника 9. Электро- и радиотехника10. Металлообработка 11. Деревообработка12. Строительство 13. Транспорт14. Авиация, морское дело 15. Военные специальности 16. История 17. Литература18. Журналистика 19. Общественная деятельность20. Педагогика21. Юриспруденция22. Сфера обслуживания23. Математика24. Экономика 25. Иностранные языки26. Изобразительное искусство 27. Сценическое искусство28. Музыка29. Физкультура и спорт
уровни выраженности: от -12 до -6 - высшая степень отрицания данного интереса; от -5 до -1 - интерес отрицается; от +1 до +4 - интерес выражен слабо; от +5 до +7 - выраженный интерес от +8 до +12 - ярко выраженный интерес.
Бланк ответов к опроснику "Карта интересов" Ф.И.О. ___________________________ возраст ______ дата заполнения _____________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58

59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87

88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116

117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145

146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Заключение
по результатам исследований профессиональных склонностей и предпочтений среди учащихся 8-го класса НОУ Школы-интерната № 18 ОАО «РЖД»
Цель диагностических исследований: определение сформированной мотивации профессионального самоопределения, профессиональных интересов и склонностей воспитанников.
Диагностика проведена в апреле 2014 года. Использован инструментарий: «Анкета мотивов выбора профессии» Н.Н. Калмаковой., «Карта интересов» А.Е. Голомштока. В исследованиях приняли участие 16 учащихся 8-го класса. Результаты диагностики представлены в таблице.

Список
класса
Любимые
предметы
Предполагае емая
профессия
Мотив выбора
(анкета
Н.Н.Калмаковой) Профессиональная направленность
(Карта интересов)
1 Бойко Саша Физ-ра, математика,
физика Мастер жд. пути Материальное благополучие, желание заработать Техника, транспорт, строительство
2 Ильясов Виталий
Математика,
труд, физ-ра Врач Стремление занять видное положение в обществе, реализовать уровень притязаний Медицина, военные специальности, общественная деятельность
3 Королев Миша Физика Электрик Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Техника, электро-и радиотехника, металлообработка
4 Королев Саша Математика, труд, информатика, Машинист грузового поезда Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Техника, транспорт, металообработка
5 Кочергина Софья Алгебра, история Не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Журналистика, общественная деятельность
6 Левша Ксения
История, физ-ра Адвокат,
журналист Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Право, юриспруденция
7 Левша Люба
Биология Медик, работник полиции Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Медицина, сфера обслуживания, торговля
8 Логунов Влад Физ-ра, математика, физика Механик Материальное благополучие, желание заработать Физика, техника, электро- и радиотехника, транспорт, строительство
9 Лукина Дарья Математика,
Химия, русский язык, литература - не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Общественная деятельность, сфера, обслуживания, торговля, химия
10 Мальцева Маша История,
физ-ра -не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Педагогика, общественная деятельность, сфера обслуживания, торговля
11 Митин Даниил
Труд, физика Механик Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Транспорт, техника, металлообработка
12 Середа Аня Русский язык, литература, искусство, иностранный язык Не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Журналистика, общественная деятельность, сценическое искусство
13 Сулимова Вика Математика, информатика Не определилась Материальное благополучие, желание заработать Общественная деятельность,
педагогика, сфера обслуживания
14 Шевченко Екатерина Математика, русский язык, общество Не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Сфера обслуживания, торговля
15 Шквыря Лиза
Английский язык, история,
физика Не определилась Стремление занять видное положение в обществе, реализовать уровень притязаний Журналистика, общественная деятельность, иностранные языки
16 Шипцова Дарья Математика, физика, информатика Не определилась Стремление к творческой работе, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия Педагогика, журналистика,
общественная деятельность
Выводы: в результате проведенных исследований можно констатировать, что учащиеся 8-го класса задумываются о будущей профессии. 8 учащихся (50 % испытуемых) указывают предполагаемые будущие профессии, среди которых – механик, электрик, монтер пути, машинист грузового поезда, врач, адвокат, работник полиции. 50 % восьмиклассников (преимущественно девочки) не определились с будущей профессией.
Рейтинг предметов представлен следующим образом:
Математика- 8 выборов
Физическая культура, физика - 5 выборов
Русский язык, история- 4 выбора
Информатика, - 3 выбора
Английский язык- 2 выбора
Таким образом, самыми любимыми и популярными предметами среди восьмиклассников являются: математика, физическая культура, физика, русский язык, история
2 учащихся (Ильясов В., Шквыря Л. - 13%) указали в качестве ведущих мотивов, мотивы престижности профессии, высокого статуса в обществе, реализации высокого уровня притязаний.
3 учащихся (18%) указали материальное благополучие и желание заработать, как самый важный мотив профессионального выбора (Бойко С., Логунов В., Сулимова В.). Среди мотивов выбора профессии преобладает мотив творческой работы, приобретения необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия. Этот мотив преобладает у 11-ти учащихся (69%). Это Королев С., Королев М., Кочергина С., Середа А., Лукина Д., Левша Л., Левша К., Митин Д., Мальцева М., Щипцова Д., Шевченко Т. Для этих детей при выборе профессии, главным является интерес к работе, возможность творчества, проявления себя и самосовершенствования.
По результатам теста Голомштока «Карта интересов», можно сделать вывод о том, что самая распространенные профессиональные направленности у учащихся 8-го класса следующие:
Общественная деятельность 7 человек (42%)
Техника, транспорт – 5человека (31%)
Сфера обслуживания, торговля - 5 человек (31%)
Медицина - 2 человека (12%)
Таким образом у большинства учащихся 8 -го класса преобладает профессиональная направленность - общественная деятельность, затем техника, транспорт и сфера обслуживания.