ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКА

Психологическое сопровождение профильного обучения как условие эффективного профессионального самоопределения
Калашник Ю.А.
Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9

Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста. Необходимость организации эффективного психологического сопровождения направленного на помощь подростку в осознанном выборе профиля, а в дальнейшем профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям, делает эту проблему актуальной.
Поэтому всесторонняя теоретическая и практическая разработка проблем, повышения эффективности самого процесса самоопределения старшеклассников в школе приобретает особую значимость.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, практическая значимость вызвали исследовательский интерес к ее изучению.
Цель – разработать и апробировать программу, содержание и методики психологического сопровождения профильного обучения, влияющие на становление профессионального самоопределения старшеклассника.
Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме позволило выявить, что самоопределение – это личностное образование, «ответственное» за осмысление личностью собственной позиции в отношении социальной реальности, формируемой между координатами системы отношений.
Проблему профессионального самоопределения как многомерный и многоступенчатый процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности в своих исследованиях рассматривали И.С. Кон, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцева, В.В. Чебышева, П.А. Шавир.
В трудах казахстанских ученых проблема профессиональной направленности старшеклассников раскрывается Н.Д. Хмель, Г.И. Щукиной, Л.Х. Мажитовой, К.А. Абишева, Б.Г. Сарсенбаевой. Согласно теории готовности и профессиональной подготовки в концепции Н.Д. Хмель, овладение профессией происходит в трех аспектах [1, с.103]: содержательном;
личностном; технологическом.
В соответствии с этой концепцией, готовность к профессиональному самоопределению включает в себя три компонента: мотивационный; содержательный; технологический.
Программа по психологическому сопровождению профильного самоопределения, построена с учетом этих компонентов.
Согласно Концепции развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК (24.0204) [2], Государственной программы развития образования РК на 2005-2010 годы, утвержденной Президентом РК от 11 октября 2004 года № 1459, приоритетным направлением функциональной деятельности старшей ступени (3 ступени) среднего образования является введение профильного обучения для осуществления углубленной допрофессиональной подготовки учащихся продолжительностью два года [3].
Принципиально новый подходов к построению третьей ступени среднего образования состоит в том, что обучение ведется на основе дифференциации, интеграции и профессионализации образования по направлениям.
Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности [4].
Сегодня ситуация сложилась так, что подростки часто осуществляют вынужденный выбор профиля последующей учебы.
Для того чтобы выбор профиля был сознательным и свободным, необходимо учитывать, три фактора: информированность, знания своих личностных возможностей, умения соотносить личностные черты с требованиями к профессии или специальности.
Психологическое сопровождение профильного обучения эффективного профессионального самоопределения учащихся включает в себя следующие направления работы [5]:
1.Аналитико-диагностическое.
2.Профессиональное просвещение.
3.Профессиональное консультирование.
4.Профессиональные пробы.
Которые учтены в программе психологического сопровождения профессионального самоопределения.
Экспериментальная работа нашего исследования проводилась в средней общеобразовательной школе – гимназии № 9.
Эксперимент осуществлялся на протяжении 3-х лет. Работа проводилась с учащимися 9, 10, 11-х классов «А» и «Б». Экспериментальная группа «А» классы, контрольная – «Б» классы.
Экспериментальная работа осуществлялась последовательно и включала три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент:
На первом этапе (констатирующем) решены задачи:
Изучены методы диагностики готовности к профессиональному самоопределению и выявлен исходный уровень развития профессиональных склонностей, влияющих на выбор профиля обучения контрольной и экспериментальной групп.
В 9-х «а» и «б» классах была проведена анкета по определению профильной ориентации. Проанализировав результаты анкеты, мы сделали вывод, что учащиеся уже определились с выбором профиля и местом обучения. Главным мотивом выбора профиля является связь с будущей профессией и то, что нравятся предметы, входящие в этот профиль.
С целью определения интереса к профессиональной деятельности была проведена 2 анкета в 9 «а» и «б» классов гимназии.
Проанализировав данные анкет, мы пришли к выводу, что необходимо еще раз более детально просмотреть просветительную работу и более детально разработать план по реализации информирования учащихся в единстве с классными руководителями, учителями и другими специалистами, включенными в систему. Так, интерес и стремление к получению информации и выбору профиля, а в дальнейшем и профессии, зависит от того, насколько грамотно эта информация будет донесена до учащихся. Эти моменты были учтены и отражены в программе психологического сопровождения профессионального самоопределения в условиях профильного обучения.
В экспериментальной работе для исследования профессиональной мотивации учащихся использовали методику Л.А. Верещагиной, целью является изучение мотивов профессиональной деятельности [6].
Полученные результаты в экспериментальной и контрольной группах говорят о преобладании мотивов собственного труда – 22% в экспериментальной группе, в контрольной группе преобладают мотивы социальной значимости – 41%.
Далее была проведена методика «Профиль» (модификация «Карты интересов»), которая предназначена для выявления отношения к различным направлениям деятельности. Целью методики являлось определение интересов, способностей личности [7].
Значения полученных результатов приблизительно одинаковы. Преобладающими показателями в классе «А» являются значения по шкалам «Педагогика и медицина» - 32%, «Литература и искусство» - 27%, что свидетельствует о склонности учащихся к гуманитарному профилю; в классе «Б» преобладающим является физико-математический профиль.
В экспериментальной работе так же для выявления профессиональных интересов использовалась методика дифференциально–диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова. Цель выявить склонности и профессиональные интересы [8].
Преобладающими показателями в классе «А» являются значения по шкалам «сам человек» - 28%, в которых основной труд сводится к самосовершенствованию, эти люди находятся на виду у широкой публики. Как правило, люди этого профиля выбирают такие профессии как: спортсмены, каскадеры, актеры театра и кино, певцы, фотомодели, цирковые артисты.
Результаты не противоречат профилю, на который ориентирована работа с учащимися данного класса. В классе «Б» преобладающая направленность является «сам человек». Данные результаты определили направление экспериментальной работы и послужили основой для составления программы психологического сопровождения профессионального самоопределения в условиях профильного обучения, которая будет описана во втором параграфе данной главы.
Несмотря на полученные результаты на практике при выборе профессий, учащиеся выбирают специальности, не связанные выбранным ими профилем, что говорит о несовершенстве проводимой в школе профориентационной работы.
Следующим этапом экспериментальной работы была разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения в условиях профильного обучения.
Профильная подготовка согласно разработанной программе осуществлялась в три этапа:
1. Пропедевтический (конец 8 класса и весь 9 класс).
2. Основной (период обучения в 10 классе).
3. Заключительный (11 класс).
Подробное их описание представлено в программе.
Работа проводилась в соответствии с описанной программой и включала следующие направления: 1) работа с учителями; 2) работа с родителями; 3) работа с учащимися.
В работе использовались такие виды работ как, профориентационные и деловые игры, обучающие семинары, лектории, ознакомительные лекции, индивидуальные консультации с учащимися, родителями и учителями, тренинги детско-родительских отношений.
Для достоверности выбранного пути реализации программы в 10-ых классах у учащихся контрольной и экспериментальной групп была проведена промежуточная диагностика сферы профессиональных предпочтений учащихся Л.Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной.
По результатам диагностики видно, что в экспериментальной группе произошло увеличение учащихся с показателями «работа с людьми». Данные результаты можно рассматривать как показатель увеличения интереса к профессиям, имеющим гуманитарную направленность, что свидетельствует об эффективности реализации разработанной программы.
По окончании формирующего эксперимента нами был осуществлен повторный диагностический срез контрольной и экспериментальной групп для определения изменений в выборе профиля учащимися после реализации программы психологического сопровождения профессионального самоопределения, в условиях профильного обучения проделанной в ходе эксперимента работы.
В 11-х «а» и «б» классах была проведена анкета - профессиональный опросник по определению выбора будущей профессиональной деятельности, с учетом профиля обучения.
Сравнив результаты профессиональной мотивации до начала эксперимента и после его осуществления.
Мы увидели, что произошел рост показателей по шкале «мотивы самоутверждения в труде», что свидетельствуют о положительных результатах экспериментальной работы.
В контрольной группе, существенных изменений в профессиональных мотивах влияющих на выбор дальнейшего профессионального самоопределения не произошло, что еще раз подтверждает результативность формирующего эксперимента, который был осуществлен лишь с учащимися экспериментальной группы.
Для изучения изменения склонностей и профессиональных интересов нами повторно был проведен дифференциально–диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова.
Сравним результаты изучения склонностей и профессиональных интересов
Произошел рост показателей интересов к профессиям «сам человек» и «другие люди». В контрольной группе существенных изменений влияющих на выбор дальнейшего профессионального самоопределения не произошло.
Таким образом, мы пришли к выводу, что реализация программы психологического сопровождения профессионального самоопределения в условиях профильного обучения способствует выбору профиля соответствующего склонностям и способностям учащихся, росту числа поступлений выпускников в профессиональные образовательные учреждения по профилю обучения, повысится сформированность профессиональной ориентации обучающихся 9, 10 и 11 классов.
Литература
Хмель Н.Д., Колумбаева Ш.Ж. Психолого-педагогические основы педагогического процесса. Методич. рекоменд. по педагогической практике. – Алматы.: Карты-Каражит, 2002.-278с.
Концепции развития РК до 2015 года, одобренной Правительством РК от 24.0204.
Государственная программа развития образования Казахстана с 2005 по 2015 годы. - Астана, 2004.
Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе. // Педагогика. – 2004. - №2.С.34-40.
Тажибаева С.А. Проблемы профильного обучения. // Бiлiм. Образование. – №5, 2005.-С.80-85.
Диагностическая тетрадь по выявлению профессиональной направленности ученика 9 класса. Астана: РНПЦ проблем 12-летнего образования,2005-16с.
Южакова Н.И.Диагностическая программа по определению профиля обучения старшеклассника.
Ашихмина Л.П., Кропивянская С.О., Кузина О.В. и др. Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения. / Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: 2003.–83с.









13PAGE 15


13PAGE 14315