Роль самообразования педагога в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО


Тема: Роль самообразования педагога в формировании
у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО
Внедрение ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях доказало необходимость реализации компетентностного подхода и стало основой изменения результата подготовки специалиста. Новые образовательные результаты – это сформированные у выпускников общие и профессиональные компетенции, предусмотренные ФГОС, по специальностям (профессиям).
Совершенствование качества подготовки конкурентоспособных специалистов  в учебном заведении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
САМООБРАЗОВАНИЕ есть целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области
Исходя из этого, самообразование педагога есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Современный педагог  должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в ближащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политической ситуации, экономике и др.  Педагог  должен учиться всему постоянно. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности преподавателя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике.
Слайд Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов, отсутствие доступа к источникам информации, особенно к Интернету и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Процесс самообразования можно  структурировать. Слайд 1
Направления самообразования и самосовершенствования:
психолого-педагогическое (ориентированное на студентов  и родителей)
профессиональное (предмет преподавания)
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)
методическое (знание и умелое использование педагогических технологий, формы, методы и приемы обучения)
правовое (юридическая грамотность)        
эстетическое (гуманитарное)
историческое
иностранные языки
политическое
информационно-компьютерные технологии
Формы самообразования: Слайд 2
индивидуальная - инициатором является сам преподаватель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс;
групповая – в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем Основная задача педагогического коллектива - организация условий, инициирующих освоение обучающимися компетенций, обеспечивающих соответствующую квалификации и уровень образования
Встает правомерный вопрос: как учить? чему учить?
Итак, первое условие – осмысление, принятие педагогами основных положений компетентностного подхода и реализация в образовательном процессе.
Ученый выделяет 7 групп ключевых компетенций. Слайд
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Коммуникативные компетенции.
6. Социально-трудовые компетенции.
7. Компетенции личностного самосовершенствования [ 2 ].
Соотнесем ключевые компетенции, предложенные А.В.Хуторским и ОК, предусмотренные ФГОС по специальности 050144 «Дошкольное образование».
СЛАЙД
Ценностно-смысловые компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
СЛАЙД
Общекультурные компетенции
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
СЛАЙД
Учебно-познавательные компетенции.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
СЛАЙД
4. Информационные компетенции.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
СЛАЙД
Коммуникативные компетенции
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
СЛАЙД
6. Социально-трудовые компетенции.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
СЛАЙД
7. Компетенции личностного самосовершенствования
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Таким образом, последовательность освоения компетенций обучающимися, а может быть представлена в форме «лесенки».
Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
Анализ опыта работы по новому ФГОС свидетельствует об имеющихся противоречиях в организации педагогического процесса, между:
- потребностью современного общества в личности, владеющей общими, профессиональными компетенциями, способной адаптироваться на рынке труда и традиционным содержанием, технологиями образования, не позволяющими в полной мере сформировать необходимый уровень подготовки специалиста;
- необходимостью организации педагогического процесса, ориентированного на формирование общих, профессиональных компетенций у обучающихся и недостаточного теоретического обоснования, конкретных практических рекомендаций по реализации основных положений ФГОС в профессиональных образовательных учреждениях СПО. Данное противоречие усугубляется по причине отсутствия или незначительного количества современных учебных пособий, имеющихся в образовательных учреждениях", разработанных в соответствии с ФГОС,
- необходимостью оценки сформированности компетенций и неразработанностью контрольно-оценочных средств.
Встает правомерный вопрос: как определить степень освоения компетенций обучающимися? Ответ очень простой: надо разработать КОС, КИМ, разработка которых сложна и ответственна.
Одним из ключевых направлений в ходе реализации ФГОС СПОявляется повышение квалификации педагогическихработников. Введение в образовательный процесс федеральныхгосударственных образовательных стандартов нового поколения требуют от педагогов быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения, смены профессиональной позиции, технологического перевооружения, перестройки содержания образования и способов его интерпретации, овладения навыками проектирования образовательного процесса.
Современное общество требуют от человека умений быстро приниматьрешения, ориентироваться в огромном потоке информации, непрерывноучиться, развивать и реализовывать себя в различных сферах. Поэтомуособенно важно в деятельности преподавателей профессиональных колледжей уделять большое внимание самообразованию и повышению квалификации. Существующая традиционная модель системы повышения квалификации педагогических работников зачастую оказывается недостаточно мобильной, поэтому возникает необходимость формирования новой организации повышения квалификации, которая создаст необходимую основу для позитивных перемен в сфере подготовки специалистов для системы образования.
Повышение профессиональной компетенции преподавателя, подготовкакадров к разработке и реализации программ на основе ФГОС СПО новогопоколения, применение эффективных методов и форм работы на этапе введения образовательных стандартов особенно актуальна. Сегодня современный педагог должен быть готов встретить каждую профессиональную ситуацию и быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда.
Но при этом возникают проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС:
- ограниченность времени для формирования готовности значительногоконтингента работников образования к введению ФГОС;
- сложность планирования и организации повышения квалификациибольшого объема работников образования (персонификация);- сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательногопроцесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) впроцессе повышения квалификации;
- дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечениявведения ФГОС на уровне муниципалитетов;
- дефицит информационно-методического и нормативно-методическогообеспечения преподавателя к введению ФГОС.
Профессиональный рост педагога во многом зависит от уровня егоактивности: чем выше ее уровень, тем выше ступень профессиональногоразвития педагога, выше уровень актуализации методологическойкомпетенции, выше уровень превращения процесса профессиональногообразования в самообразование, процесса актуализации – в самоактуализацию, процесса развития – в саморазвитие.
Существующая традиционная модель системы повышения квалификациипедагогических работников зачастую оказывается недостаточно мобильной. Это обусловило введение накопительной системы повышения квалификации.
Рассмотрим формы повышения квалификации работников образованияна этапе введения ФГОС (диверсификация форм повышения квалификации).
Повышение квалификации на дистанционной основе
- предкурсовой модуль (36 ч.);
- самостоятельные курсы (не менее 72 ч.)
- посткурсовой модуль (для тьюторов – 36 ч.);
-дистанционное обеспечение межкурсового и посткурсового периода (создание базы электронных адресов работников образования, создание специальных тематических сайтов, форумов, чатов, проведение конференций on-line, и т.д.)
Комбинированное повышение квалификации
- на дистанционный модуль (36 ч.);
- модульно-компетентностной основе (108 ч.)
- стажировка (18 ч.); - проектная работа (18 ч.);
- итоговый контроль (6 ч.)
Стажировка
- в рамках курсов на базе инновационных ОУ
- победителей ПНПО (18 ч.);
- как самостоятельный вид дополнительного профессионального образования (от 72 до 144 ч.)
Наиболее необходимой и значимой тенденцией современныхобразовательных систем сегодня является обучение в течение всей жизни. При этом развитие профессиональной компетентности специалиста являетсяособенно важным направлением в непрерывном образовании человека.
Накопительная система повышения квалификации представляет собой систему учета общего времени обучения слушателей через различные виды повышения квалификации (лекции, дистанционное обучение, курсы инновационного проектирования, тренинги, мастер-классы, круглые столы, стажировки, конкурсное движение и др.) по одной или нескольким программам.
Накопительная система повышения квалификации слушателей вводитсяс целью создания условий для реализации педагогом возможностейнепрерывного образования, позволяет самостоятельно конструироватьиндивидуальный образовательный маршрут с учетом своихпрофессиональных потребностей (согласованных с потребностямиобразовательного учреждения, в котором он работает) и выбирать наиболееприемлемые для себя сроки его прохождения.
Модульно-накопительная модель повышения квалификации имеетследующие преимущества: непрерывный процесс профессионального иличностного роста педагога, выстраивание индивидуальной образовательной траектории, доступность, ориентация на конкретный результат, создание условий для саморазвития и самоизменения.