Статья Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС НОО, обучающимися с разными образовательными потребностями


Евич Ольга Алексеевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 307
Санкт-Петербурга
Создание условий для достижения результатов, предусмотренных ФГОС НОО, обучающимися с разными образовательными потребностями «Все, что я знаю, я знаю для чего мне это надо,
где и как я могу это применить» -
основной тезис современного понимания жизни.
В каждом обществе присутствует представление об идеальном типе личности(М.Вебер), отражающее набор ценностных нормативных характеристик, которые даются человеку обществом в определённую историческую эпоху.
Позиция ЮНЕСКО по поводу современного качества образования зафиксирована в отчете «Образование: сокрытое сокровище», подготовленном для ЮНЕСКО международной комиссией по образованию для 21 века под председательством Жака Делора. Комиссия рассмотрела явление образования в течение всей жизни человека как базирующееся на четырех основаниях:
учиться знать, что подразумевает, что обучающийся ежедневно конструирует свое собственное знание, комбинируя внутренние и внешние элементы;
·учиться делать фокусируется на практическом применении изученного;
·учиться жить вместе актуализирует умения отказаться от любой дискриминации, когда все имеют равные возможности развивать себя, свою семью и свое сообщество;
·учиться быть акцентирует умения необходимые индивиду развивать свой потенциал.
В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности.
С 2011 года школа перешла на новые стандарты образования. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , которое позволит научить детей учиться, т.е. самостоятельно «добывать» нужные знания. Основной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий. ФГОС требует, чтобы школа превратилась в открытую систему, т.е. чтобы каждый желающий имел право контролировать процесс обучения своего ребенка.
Сегодня во всем мире ведущая категория – «оценка качества образования».
Причем при усилении внешней оценки (ЕГЭ, различных экспертиз и системы мониторинга) во всем мире увеличивается и роль внутренней (аутентичной) оценки. Школа ,следовательно, и сами учителя должны объективно и доказательно уметь оценивать качество своей работы, которая в первую очередь складывается из достижений ученика. А это обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Чтобы стать учеником, ребёнок кроме усвоения общеучебных умений должен достичь определённого уровня психического и социально-нравственного развития:
1. Уметь учиться, т.е.владеть первоначальными способами учебно-познавательной деятельности, стремиться к их совершенствованию и обогащению;
2. Иметь мотивацию , т.е. хотеть учиться;3. Обладать достаточно развитой волей, т.е.способностью мобилизовать усилия для решения различного рода задач;
4. Понимать свой общественный долг ученика;5. Быть готовым жить в коллективе, активно включаться в коллективную познавательную деятельность;6. Видеть себя глазами учителей, одноклассников; стремиться к самосовершенствованию.
В связи с этим хочется вспомнить труд Е.В.Яновицкой «Большая дидактика и 1000 мелочей», написанный более 60 лет назад. Идеи Елены Васильевны современны как никогда и помогут всем учителям формировать УУД на каждом уроке. Елена Васильевна Яновицкая сформулировала позицию педагога «о построении помогающих отношений». Это особая позиция учителя по отношению к ученику, заключающая в себе ответ на основной вопрос «Как я могу помочь?»
В условиях неопределенности будущего у ученика должно быть воспитано убеждение о необходимости самодиагностики успешности своего образования, т.е. необходима включенность в диагностику . Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми .
В исследованиях роли учебной деятельности в развитии самооценки ученика, доказано, что рефлексивная самооценка развивается благодаря тому, что ученик сам участвует в оценивании, выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Следовательно, учителю необходимо научить ребёнка фиксировать свои изменения и выражать их в речи.
Страшная это опасность – безделье за партой, безделье 6-7 часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека. И ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли.
Задача учителя- дать прочные знания всем. Однако уже в первом классе учащихся условно можно разделить на три группы, причем с возрастом количество «слабых» увеличивается, а количество «сильных» уменьшается. Перед учителем встает вопрос: с кем работать? Нельзя тормозить «сильных», но и нельзя упускать «слабых».
В большинстве случаев учеба для ребенка не является делом личным. Они более или менее добросовестно учатся для кого-то или чего-то. . Когда в учениках видишь не учеников, а людей- они становятся учениками! Без сравнения одного учебного шага с другим научения не происходит, поэтому так важна рефлексия на каждом уроке.
Рефлексия – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими с тем, что делаю я. Поэтому рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Так появилась методика «Рефлексивные хвостики». Название, вероятно, не самое звучное, но отражает суть. Это система вопросов, которые помогают ученику определить степень своей значимости. Эти вопросы (хвостики) отражают четыре сферы человеческой сущности: - физическую (успел – не успел); - сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно); - интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); - духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Пятиуровневая система обучения, разработанная Е,В.Яновицкой, помогает понять, что учеба все-таки является личным делом каждого, позволяет ученику максимально реализовать свой природный талант. Используя основные идеи Елены Васильевны и внося необходимые коррективы, с удовольствием применяю эту методику на каждом предмете.
« Гениальность –норма здорового человека»- утверждает психологи. Система помогает учить так, чтобы учиться хотелось и училось успешно. Развиваются таланты ребенка, так как талант растет и крепнет из чувства любви к делу, к процессу работы.
Основные принципы системы:
-всем интересно, всем по силам
-все учатся и все учат
-все подвергается контролю , самопроверке
Система – непочатый край для творчества . Личностное творчество учителя, которое никто не отменял,- полноправный элемент инновации. Сила метода в его результативности.
Разноуровневый подход к материалу позволяет создать благоприятные условия для классно-урочной системы ( основной в школе), когда нужно в коллективе научить каждого, обучая всех.
Пятиуровневая система позволяет экономить личное время учителя, т.к. факультатив для «сильных» и коррекционные занятия для «слабых» проводятся непосредственно на уроке.
Содержательные особенности изучаемого материала поделены на уровни:
-А- любительский(базовый)
-В- профессионально-творческий
Таким образом ,ученики соотносят себя с группой в зависимости от того, каким уровнем содержания темы они овладели в данный момент.
Первый уровень. Избыточная информация.
Занимает 5-10% времени, отведенного на изучение данной темы.
Интенсивное развитие может произойти, если только обучение опережает актуальный уровень, позволяет ориентироваться на завтрашний день развития.
Материал излагается большими блоками, что позволяет его лучше осмыслить, осознать логические взаимосвязи. Ученику дается возможность увидеть всю дорогу, а не ее часть.
Цель: вызвать интерес, заинтриговать, поставить долговременную задачу, разбудить любознательность, объяснить значимость(личную заинтересованность)…
Средства : лекция, презентация, слайд-шоу, кроссворд….
Второй уровень. Менторство (рационально взять главное).
Занимает 30-40% времени.
Под непосредственным руководством учителя дети учатся мыслить вслух, рассуждать, управлять своими чувствами, действиями. Осваивается учениками работа со схемами, алгоритмами , технологическими картами. Идет процесс накопления знаний, внутреннего осмысления, активного приобщения к систематическому труду. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, внимание направлено на осознание причинно-следственных связей. Процесс освоения нового материала переживается не как принуждение, а как победное движение по программируемой пошаговой системе, дробящей «пробы» на короткие шаги, чтобы ошибки предвидеть и, по возможности, исключить. Создается ощущение психологического комфорта за счет посильного движения вперед, созданного ощущения доступности. Этот этап условно можно назвать «от полного незнания к некоторому пониманию». А алгоритм - строгая последовательность операций, выполнение которых однозначно приведет к положительному результату.
Третий уровень. Экспресс-диагностика.
Занимает 5-10% времени.
Выявляется состояние знаний учащихся.
А-восприятие базового минимума.
В-наличие творческого потенциала.
Непосредственно перед экспресс-диагностикой ученик анализирует свои знания , пытается предсказать результат. Во время работы сам выбирает задания любой степени сложности из серии задач, которые будут предложены на итоговой контрольной работе, объективно оценивая свои знания(т.е. удовлетворяет уровень любопытства к себе). После написания диагностической работы перед тем, как сдать работу на проверку, еще раз оценивает свой труд и корректирует (если это необходимо) предполагаемую отметку. Предполагаемые результаты записывает в рефлексивный экран.
Вид задания Предполагаемый результат Объективный контроль
Рациональные вычисления Сравнение единиц длины Решение задач(прямая ф.) Решение задач(косвенная ф.) Геометрические понятия Итог После проверки работы учителем учащийся с родителями вновь анализирует результат и делает вывод.
Например такой :Подведу итоги:
Как я могу оценить свои знания?
Хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно.
Что срочно необходимо предпринять, чтобы результаты радовали?
-у меня и так всё хорошо: ничего менять не нужно
-у меня всё не очень хорошо, но меня это устраивает
- у меня хорошие знания, но я хочу достичь большего
-заставить себя ежедневно работать, чтобы знаний было больше
-серьёзно работать на уроках, чтобы знания переросли в умения
-любым способом добиться хороших оценок
-заставить родителей за меня ежедневно работать
-(свой вариант)
-
-
Четвертый уровень. Тренировка.
30-40% времени, отведенного на изучение темы.
«Скажи мне - и я забуду,
покажи мне - и я запомню,
вовлеки меня - и я научусь».
При знании теории после первых успешных опытов появляется вкус к самостоятельной работе. Интересно делать то, что умеешь, что получается. Тренировка позволяет каждому максимально реализовать свой природный потенциал. Учение – процесс коллективный, поэтому приветствуется работа в парах, группах, бригадах, творческих объединениях, волновой опрос.
Каждый имеет право на свой темп развития. Поэтому, растущие успевают, успевающие растут. От психологического оберегания (на предыдущих этапах) можно перейти к закаливанию. Осуществляется переход инициативы от учителя к ученику, поощряется умение творчески мыслить, брать инициативу, возглавлять «мозговой штурм». Происходит принципиальная смена позиций : ученик действует – учитель наблюдает, реагирует.
Для ребенка это период перехода от любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от познавательной активности к научной любознательности. Какой заманчивый путь!
И перед основной контрольной работой вновь проводится диагностика своих возможностей.
Например :Я умею/не умею находить часть от числа.
Я сравнивать дроби
Я решать задачи на движение.
Я находить стоимость покупки.
Я решить задачу способом составления уравнения.
Я логические задачи.
Я учусь в школе.
Мои родители могут / не могут на меня надеяться, мной гордиться.
Пятый уровень. Объективный контроль. 5-10%.
Состоит из заданий трех степеней сложности. Раскрепощенность , созданная при свободном выборе заданий, подчинена одной цели: ребенок должен учиться победно!
Умение ученика увидеть все задания и понять степень своей компетентности – показатель определенного знания предмета. А выбор заданий повышенной сложности рождает ощущение успеха: я смог!
И вновь рефлексия. Ученик оценивает себя очередной раз, радуется успеху или честно формулирует причину неудачи, ставит новые задачи, учится видеть себя глазами педагогов, родителей, одноклассников.
Например:
Подведу итоги:
Как я могу оценить свои знания и умения?(отлично, хорошо, посредственно)
Что я умею делать хорошо?
Над чем нужно ещё потрудиться?
Как родители воспримут мои результаты?
Что хочу себе пожелать?
При таком подходе к процессу обучения учитель способен помочь
-слабому не «озвереть» от неудач, повышать свой уровень;
-среднему получить прочные знания, развивать способности, увидеть свои сильные стороны;
-сильному не скучать, не терять время зря, творчески работать, иметь время на увлечения.
Цель работы учителя не в том, чтобы убедиться в наличии/отсутствии знаний, а в том, чтобы каждый ребенок смог, оттолкнувшись от результатов, выстроить свой индивидуальный план совершенствования.
Задача учителя не поймать, унизить, сбить с толку учеников, а смоделировать ощущение успеха, возможность ощутить радость за себя, позволить родителям, одноклассникам, учителю гордиться своими успехами
Каждый ребенок должен быть уверен, что в его силах поступательное движение вверх и что учитель заинтересован в его продвижении.
Любая работа должна служить главному : предоставить учащимся возможность продемонстрировать свои достижения.
Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей.
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.
Такая работа способствует всеобщему успеху и позволяет не терять в массе детей «такую мелочь, как каждый ребенок».